Записи матери о развитии ребенка

Записи матери о развитии ребенка thumbnail

Предисловие:Этот дневник я пишу для тебя, моя дорогая доченька! К моменту твоей сознательной жизни, когда ты начнешь читать этот дневник, ты уже все забудешь, что умела и могла в своем интересном возрасте. Да и мне будет легче рассказывать тебе о нашей интересной жизни после твоего рождения!

Ну, во- первых: Я хочу поздравить тебя с твоим первым месяцем! Спасибо, что выбрала именно нас! Знай, что твоя Вселенная заботится о тебе! А счастливая звезда, под которой ты пришла в этот мир, будет всегда тебя сопровождать! Эти слова хранят все самые главные пожелания тебе, доченька, и каждый день отправляются в космос!

Знакомство:27.05.2015, 13:23: Наша жизнь поменялась на 360 градусов и стала крутиться вокруг очаровательной девочки. Я вижу и чувствую на животе это беззащитное создание, которому я подарила жизнь и которое нуждается именно во мне – я Мама! Первый крик был очень пронзительным, крик в новую жизнь! Встречайте меня! Папа успел сделать фотографии в первую минуту жизни, где пуповина еще связывает нас, и ты на руках у акушерки от страха и растерянности громко даешь о себе знать! Вес:3788, рост 53, 8/9 апгар! Крупная девочка, по объему и форме живота мне пророчили небольшого мальчика. Но в твои 20 неделек до рождения мы уже точно знали, что будет девочка, которая как сказала врач- узи, родится высокой, с длинными ручками и ножками, моделька – она была права.

Знак зодиака: Близнецы. Ты уже сейчас напоминаешь мне этот знак. Улыбка у тебя обаятельна с первых дней. Твой веселый и легкий нрав дарит мне настроение и бодрость каждый день! Теперь я еще больше люблю этот знак зодиака.

Почему имя Есения: Это был трудный выбор, много красивых имен, но интуитивно я должна была выбрать твое имя. Много чего перебрала! Потом уже поняла, что только сверху мне должно спуститься озарение. И в один из вечеров, рассматривая в миллионный раз твое фото с 3д УЗИ, мне пришло в голову это имя. Папа одобрил! Никто не знал о нем заранее, потому что нам надо было до конца решить…. а это мы смогли сделать, когда увидели тебя первый раз. Ты моя весенняя девочка, мой легкий ветерок, Есения!

В роддоме: Здесь мы задержались на три дня и привыкали друг к другу. Это были трудные дни, ты видимо проверяла меня на прочность. Ну конечно не специально, тебя мучил животик… Я то знаю, что просто так ты не заплачешь. Так как никакие лекарства нельзя было давать, ты спала у меня на животе….а я в основном, стоя носила тебя столбиком…или когда ты лежала, не прекращая делала массаж…Но в одну ночь я просто не могла тебя успокоить, да и соседей жалко стало, я попросила помочь сестер в детской комнате успокоить тебя. Пришла туда, а у самой слезы от своего бессилия и непонимания как тебя успокоить….они сказали, чтоб я тебя оставила у них, а сама пошла высыпаться, тогда мне удалось 1 раз за все время поспать 5 часов подряд. Рано утром я побежала к тебе, как же там моя девочка?! А ты лежишь со счастливым личиком, укутанная крепко в пеленку и улыбаешься….как же мне стало обидно))) что тети успокоили тебя, а я твоя мама — так и не смогла….После этого я взяла себя в руки и уже поняла, что обязана рассчитывать только на себя…В общем совместными усилиями мы с тобой договорились и спали только вместе! Уже тогда мне стало ясно насколько ты сильная и голодной не останешься (трудолюбивая видимо), кушала ты с аппетитом, очень сильно торопясь, будто сейчас заберут и при этом издавала интересные звуки поглощения твоей первой пищи, а когда днем на короткое время тебе удавалось уснуть, я любовалась тобой…это такое приятно занятие….При твоей природной силе на вид ты такая хрупкая, в роддоме тебя назвали неженка –цветочек, очень уж ты чувствительная!)

Наша выписка: 30.05.2015г. – к этому дню наш папа готовился ответственнее, чем к свадьбе, ведь теперь у него две девочки и надо было их встретить, как они того заслуживают. Было много шаров, цветов…Наша машина была вся в шарах, поэтому никто на дороге нас без внимания не оставил. Загадав желание, мы отпустили большую связку цветных шаров и счастливые поехали домой. А дома нас ждал сюрприз – это 220 шаров – они были везде! И папа за твое рождение подарил мне кольцо с большим бриллиантом, которое теперь у меня ассоциируется с тобой, мое сокровище!

0-1 месяц:

Ты растешь: Твой вес – 4900, рост 58. Первые вещи нам уже малы!

На кого похожа: Все говорят на папу. Ну и хорошо, будешь счастливой! У тебя очень остренькие синие глазки, будто ты понимаешь больше, чем все мы…Темные волосы, на затылке их больше и они длиннее, а еще у тебя есть хохолок на затылке, он напоминает ирокезик, как у попугайчика) Губки у тебя небольшие, совсем не пельмешки, но бантиком!

Что ты любишь: Лежать на пеленальном столике, когда тебе меняют подгузник, чистят носик и протирают складочки. Когда тебя подмывают в теплой водичке! Ты любишь засыпать в обнимку и чувствовать, что ты под крылышком, моя нежность! Когда тебя целуют и дергают за щечки. Когда проводят рукой по спинке, чтоб ты могла хорошо потянуться! Тянуться после сна это любимое занятие, которое может продолжаться от 5-10 минут! Ходить столбиком — лицом вперед и изучать все интересное! Любишь слушать музыку с высокими голосами, после этого ты выражаешь свое удовольствие звуком «аааа» с придыханием. Любишь водичку и совершенно ее не боишься, даже если она попадает в глаза!

Что ты не любишь: Темноту, шапочку на голове. Когда после купания заворачивают в полотенце!

Что ты умеешь: С двух неделек ты можешь держать головку, но не долго…… лежа на животике поворачивать головку с боку на бок! Отталкиваться вперед на животике! Фиксировать взгляд на объекте и следить за ним! Распознавать мой голос!

Первые звуки: звук «ааа» «аах» с придыханием от удовольствия, гы-гы когда приподнятое настроение, похожее на агу!

Как тебя укладывают: Укладывать тебя не сложно, ты обходишься без укачиваний, поэтому на ручке засыпаешь под поглаживание личика и бровей! Или просто засыпаешь в кроватке под легкое ритмичное похлопывание попки.

Поза во сне: Любимый правый бочок с отставленной попкой и ручкой под подбородком, либо на щечке. Еще ручки приподняты кверху и ножки в разные стороны. Но лучше всего ты спишь, если с двух сторон или с одной подоткнуть бочка валиками.

Когда ты просыпаешься: то можно услышать характерное кряхтения, потягивания и короткие всхлипывания, а если терпение на исходе, то такой хороший и звонкий голосок!

Читайте также:  Создание условий для развития ребенка в школе

Кто водится с тобой: кроме мамы, две бабушки, которые ежесекундно умиляются тобой! Бабушки любят внуков)

Купание: ты обожаешь эту процедуру и готова быть в водичке очень долго, при этом твоему спокойствию нет предела, хотя проскальзывает момент страха… ты немного еще теряешься в пространстве и пытаешься ручками поймать его…

Первая улыбка: Ты каждый день нам ее даришь, а первая была в роддоме во сне, а потом уже когда ты бодрствовала и с открытыми глазками просто блаженно улыбалась. А сейчас ты улыбаешься, когда с тобой ласково разговаривают и просто Папе. Может потому, что ты видишь его реже всех, или у вас какие- то особые отношения, которые установились еще в роддоме, ведь первый взгляд ты поймала именно папин, произошел момент импринтинга! Иногда смеешься даже – это беззвучный смех с содроганием всего тельца. Ну, это уже когда тебя очень хорошо!

Когда ты плачешь: то значит хочешь сильно кушать и требуешь именно требуешь еды, и даже где то есть нотки обиды, когда еда задерживается… Когда еда приближается ты успокаиваешься и дрыгаешь ножками в предвкушении. А ещё ты плачешь, когда болит животик! Но даже когда ты плачешь это так мило, такой красивый беззубый ротик!

Лучший способ тебя успокоить: обнять, прижать к животику и походить, ласково разговаривая и дать пустышку или же опять еду!

Твои первые игрушки и набор маленькой леди:

Наш обычный день:строится и зависит, как ты кушаешь! Бывает, что через каждые 2-2,5 часа или если мучает животик через 1 -1,5. Играем, разговариваем, делаем массаж и радуемся жизни, а потом сладко засыпаем. Больше ты любишь бодрствовать с утра до обеда, засыпая на короткое время и немного вечером! Утром ты просыпаешься в 6.00, а вечером засыпаешь в 10.00. Дневной сон: с 12.00 до 15.00 и с 16.00 до 19.00. Игрульки: с 19.00 -21.00. Купание: 21.00 -22.00. Ночной сони кормления: С перерывом пока на 3-3,5 часа.

Твой характер: Как же непросто это описать. С одной стороны, прошел всего то месяц, ну что тут напишешь? Но я то тебя уже чувствовала внутри, поэтому понимание какая ты не только четко сформировалось, но и подтвердилось — по моим еще тогда ощущениям. Ты сильная девочка не только физически… и в тоже время очень добрая и чувствительная. Ты трудолюбива и напориста, это уже выражается в умении удовлетворять свои первые потребности. Ты открыта и любишь этот мир и окружающих. И еще твоя улыбка сводит с ума)

Что особенно запомнилось: Этот месяц был сложным для нас, потому что он первый… ты и я…мы привыкали и изучали друг друга! Ведь все для нас впервые, бывают сложные дни, как и у всех, но мы справляемся и думаем о позитиве.

Ведь главное, что ты мы есть друг у друга!

Источник

Зачем писать подробный отчет о развитии крохи на первом году жизни? Дневник развития ребенка — это и приятные воспоминания, и помощь в дальнейшем.

Мама с ребенком

ЦФА Бурда

Ведение дневника ребенка — простой и эффективный способ запечатлеть значительные события из первого года жизни карапуза, забавные случаи, разнообразные детские шалости, вопросы и смешные высказывания крохи, реакцию на прикорм и лекарства, этапы взросления (когда малыш перевернулся на животик, во сколько ребенок начал садиться, ползать, ходить). Самое сложное для родителей в этом случае — вести дневник развития ребенка регулярно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 8 приложений на смартфон, которые облегчат жизнь молодой маме

Когда ваш кроха подрастет, вы будете время от времени перечитывать записи, сделанные в первый год его жизни. Помимо положительных эмоций подробные структурированные заметки о поведении и состоянии здоровья малыша помогают избежать многих неприятностей и способствуют правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка. Они вам точно пригодятся, поэтому выкроите в вашем плотном графике 10 минут в день на дневник.

дневник ребенка

Что записывать

Попробуйте сделать еженедельное заполнение дневничка семейной традицией. Например, вы можете вспоминать события прошедшей недели и вместе с мужем и решать, что стоит внести в дневничок. Конечно, в первое время малыш не будет принимать активного участия в этих обсуждениях, но уже очень скоро он с большим интересом станет вносить свои предложения. К таким предложениям крохи вам стоит отнестись внимательно и бережно, ведь, скорее всего, окажется, что значительными и запоминающимися вам и ребенку покажутся очень разные вещи.

  1. Дневник развития ребенка лучше вести не в электронном виде, а в ежедневнике, фиксируя дату и время. Электронные варианты дневника, кажущиеся удобными на первый взгляд, имеют несколько очевидных минусов. Во-первых, доподлинно известно, что «рукописи не горят», а обладают теплой, искренней энергией живого общения. Во-вторых, сохранить обычный дневник гораздо проще, чем беречь информацию на электронных носителях. И самое главное: обычный дневник вы в будущем сможете презентовать подросшему сыну или дочери. Вашему ребенку будет интересно узнать, какое слово он сказал первым, во сколько он начал ходить, что подарила зубная фея за первый выпавший зубик и многое другое. Важно вести заметки регулярно, не пропуская ничего интересного.
  2. Самые главные параметры развития ребенка в первый год жизни — рост, вес, физические и эмоциональные навыки, приобретенные в процессе взросления. Чтобы быть уверенными в том, что «все идет как надо», необходимо записывать основные моменты роста и развития малыша и сравнивать их со средними показателями, соответствующими его возрасту. И если в 1,5 месяца малыш начинает сладко улыбаться и смеяться, то этот факт стоит внести в дневник и порадоваться, что развитие крохи — в пределах нормы. Я помню, что событием, вызвавшим у меня самую сильную радость, граничащую с восторгом, было появление в 6 месяцев первого зубика у моего крошки, и именно этот момент я особенно эмоционально отметила в дневнике малютки.
  3. Очень важно записывать изменения в поведении ребенка, если в его окружении появляются новые игрушки или аксессуары. Таким образом можно отслеживать, что нравится малышу, что его успокаивает, а что, наоборот, вызывает слишком бурную отрицательную реакцию или, быть может, даже пугает. В каждый период у ребенка обязательно будут свои любимые игрушки. Сделайте их фото и приклейте в дневник. Не забудьте о смешных высказываниях малыша!
  4. Обязательные прививки, которые в первый год жизни малыша делают по графику довольно часто, также необходимо отмечать в дневнике. Реакция на ту или иную прививку, а также ее связь с питанием и другими факторами способны очень многое рассказать педиатру, если в этом появится необходимость. Записывайте также координаты врачей (телефоны, адреса клиник), которые могут вам потом пригодиться для консультаций и справок, чтобы в нужный момент они всегда были под рукой. Держите страховые полисы и свидетельство о рождении недалеко и постоянно в одном и том же месте.
  5. Особая глава в дневнике малютки должна быть посвящена введению первого прикорма. Введение прикорма — как для малыша, находящегося на грудном вскармливании, так и для крохи-­искусственника — не всегда проходит гладко. Каждый ребенок совершенно индивидуально переносит тот или иной продукт. Для того чтобы не пропустить, как именно поведет себя организм малыша при введении в его рацион нового продукта, необходимо вести пищевой дневник. Его же при необходимости нужно показывать педиатру. Это значительно облегчит поиски «вредного» продукта, на который у малыша возникла негативная реакция.
  6. Введение новых детских косметических средств также лучше отражать в дневнике малютки. Проверить и зафиксировать в дневнике реакцию крохи нужно при переходе с одного вида крема на другой, при смене шампуня или пенки для ванны.

Как оформить

  • Для записи детских событий можно использовать обычную тетрадь или альбом, вести только текстовые записи или дополнять их рисунками, фотографиями, вклеивать билетики из поездок и мест, которые вы посетили, театральные програм­мки и т.д. Можно оформить альбом в стиле скрапбукинга, сделать на страницах различные кармашки и “секретики”, вклеить вырезки из газет и журналов за те периоды, о которых вы пишете, и т.д.
  • Если вы предпочитаете вести записи в электронном виде, можно делать это не в обычном текстовом редакторе, а в специальных программах для заметок, а можно даже завести блог, который смогут читать ваши родные и друзья, и рассказывать на его страницах о ваших буднях и праздниках с ребенком. Впоследствии при желании электронный вариант детского дневничка можно будет распечатать, например, в виде фотокниги.
  • Оформить заметки о детстве малыша можно и в видеоформате. Особенно удобным будет такой способ, если вы увлекаетесь монтажом или хотите чуть лучше в нем разобраться. Видеозаметки удобны, потому что сегодня практически всегда под рукой есть телефон с функцией камеры, от ее зоркого зрачка не ускользнут детали ситуации, а последующий просмотр видео позволит в буквальном смысле пережить запечатленные моменты заново с полным эффектом погружения, которого не дают фотографии и заметки. Для создания фильмов о детских годах совсем необязательно постоянно держать ребенка под прицелом камеры. Даже нескольких увлекательных видео­фрагментов будет достаточно, чтобы интересно оформить их, наложив музыку и дополнив несколькими слайдами с фотографиями, текстом и закадровыми комментариями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Семейные традиции: 5 способов сохранить воспоминания
Усталость молодой мамы: 3 скрытых причины эмоционального выгорания

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

Беременное творчество Ксении ДепелянРастет ребенок, растут вместе с ним родители, развиваются и переходят на новые уровни их взаимоотношения. Действительно, развитие ребенка означает не только то, что учится делать ребенок и что делают родители для ребенка, но и то, что ребенок и родители делают друг для друга. Вся семья постоянно развивается вместе с ребенком, и даже отношения между родителями меняются вместе с семейной системой.

Семья, в которой есть дети, вообще постоянно находится в длительном и сложном естественном эксперименте. Иногда возникают ошибки и пожинаются их плоды, периодически совершаются гениальные открытия, нередко достигаются личные значимые результаты. В семье невозможно стоять на месте, члены семьи постоянно вынуждены двигаться по ступенькам развития, проходить через кризисы этого развития, и в итоге приобретать результаты этого развития.

Различные специалисты в области детского развития – педиатры, педагоги, психологи, а также опытные и внимательные родители устанавливают явную зависимость между родительскими подходами к ребенку, а также их отсутствием, и развитием ребенка. Все дети растут и развиваются, но не все дети развиваются оптимально. Организованное развитие ребенка (т.е. систематизированное) всегда стоит на ступеньку выше спонтанного развития. При организованном развитии родители сами непрерывно и заинтересованно учатся, и поэтому раньше замечают проблемы, быстрее с ними разбираются, тем самым, помогая ребенку более полно реализовать его потенциал.

Организованное развитие подразумевает отслеживание родителями результатов своих родительских действий, для того, чтобы вовремя заметить ошибки, зафиксировать достижения, ввести новые способы развития ребенка и перестроить способы взаимодействия с ним. В этом деле неоценимую помощь может оказать ведение дневника развития ребенка.

1333460470_1285550668-ybmzaccФормы ведения записей могут варьироваться:

— небольшие заметки в блокноте,

— заполнение таблицы развития ребенка,

— оформление альбома с фотографиями и заметками,

— набор на компьютере книги о вашем ребенке,

— аудиозапись на диктофон сообщений о значимых событиях в жизни ребенка и родительских наблюдениях,

— видеосъемка и составление фильма о развитии ребенка с комментариями родителей.

Видеосъемка, составление книги или оформление альбома – достаточно кропотливый и объемный труд, на который нечасто хватает сил, времени и желания. Зато, когда такое желание появляется, родители могут столкнуться с недостатком материалов, не собранных ими в нужное время. Ведение таблицы и краткие блокнотные записи – более просты, как в исполнении, так и в прочтении. Самым полным собирателем информации о развитии ребенка обычно является диктофон, т.к. аудиозапись проста в применении, подробна, насыщенна текущими эмоциями родителей, легко сбрасывается на компьютер и в будущем может быть переработана в книгу.

Чтобы разобраться, какую форму ведения дневника выбрать и какую именно информацию заносить в дневник, можно забежать немного вперед и представить, кому и для чего эти записи могли бы быть полезными.

Например, в процессе заполнения дневника выстраивается определенный ритм  и индивидуальная последовательность этапов развития ребенка, которые можно соотносить с возрастной нормой, к которым можно обратиться в случае проблем на последующих возрастных стадиях. Например, детский психолог может поинтересоваться у родителей школьника, как происходило отучение ребенка от груди, в какой форме развивался кризис 3-х лет, какие любимые игры были у ребенка в возрасте 4-5 лет и т.д. Дневник в подобной ситуации помогает родителям находить точную и подробную информацию.

Хорошую услугу могут оказать дневниковые записи, когда требуется восстановить причинно-следственную цепочку каких-либо событий. Например, если ребенок плохо спит по ночам, полезно внимательно изучить историю развития этой проблемы, т.е. когда и как все начиналось. Часто, под впечатлением постоянных бессонных ночей у родителей может вспоминаться только негативная информация: «всегда плохо спал», а различные маленькие улучшения сна не оставаться в памяти. Дневниковые записи помогают взглянуть на проблему целиком, осознать связь одних событий с другими, а также во время  «достать» из копилки родительского опыта хорошие, но забытые средства.

Дневник позволяет фиксировать удачные родительские открытия, изобретения и методы: «У меня получилось!», «Сработало!», «Это было очень мудрое решение!»

Развивающие программы для детей до 6 месяцевДневник позволяет наблюдать процесс обучения ребенка и фиксировать этапы этого обучения. Например, на начальном этапе знакомства ребенка с горшком, мама может впасть в отчаянье оттого, что ее методы не срабатывают, а когда она уже почти опустила руки (точнее, снизила контроль и предоставила ребенку больше самостоятельности) ребенок наконец-то освоил правила гигиены. Фиксация в дневнике своих эмоциональных состояний по поводу педагогических провалов и успехов позволяет родителю с большей душевной устойчивостью встречать новые задачи на пути развития.

Бывает, что некоторые временные достижения родителя оборачиваются в будущем неприятностями и наоборот. Например, быстрое отучение ребенка от груди, которым так гордилась молодая мама, может обернуться ухудшением качества его ночного сна или спровоцировать невротическую прилипчивость к матери. А такая родительская «неудача», как приучение младенца спать только на руках у матери вдруг окажется самым лучшим средством в борьбе с его послеродовой неврологией. Чтобы сделать грамотные выводы, полезно проанализировать прошлое, которое поможет прояснить родительский дневник.

Родив второго, третьего и т.д. ребенка, родители с интересом сравнивают особенности развития своих детей. А, сравнивая, начинают лучше понимать индивидуальные особенности характеров детей, некоторые из которых зависят, а некоторые не зависят от их родительского подхода к каждому ребенку. Дневниковые записи оживляют в памяти прошлый родительский опыт.

Читайте также:  Ребенок рожденный в 8 месяцев отстает в развитии

Дневник развития ребенка может стать приятным и ценным подарком взрослым детям в день их свадьбы или рождения первенца. Новоиспеченные супруги и молодые родители могут извлечь массу полезной информации из дневников собственных родителей. Исторические записи помогут лучше узнать себя, своего избранника и его семью, быстрее и глубже переоценить опыт своих родителей, воспользоваться результатами их достижений и выводами из их родительских неудач, а также переосмыслить свои детские представления об их родительском труде.

О чем писать в дневнике? Наиболее интересными и полезными для последующего прочтения являются следующие области детского развития:

  • Рост, вес ребенка – важные и интересные на первом году жизни малыша показатели детского здоровья.
  • Физическое развитие (что, когда, как и в какой последовательности научился делать малыш, осваивая свое тело). Череда вех физического развития ведет к постепенному отрыву тела от земли, в направлении от головы до пальцев ног. Записывают как раз те физические навыки и умения, которые обычно соотносят с нормативными показателями физического развития: умение держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, самостоятельно садиться, вставать, стоять, ходить. Можно вести и более подробные записи, например: что малыш умеет делать в ванне во время купания, как переносит гимнастику, чему научился после массажа, как ребенок осваивает ползание, когда научился слезать с дивана, залезать на лесенку, качаться на кольцах и т.д.. Прогресс ребенка в освоении своего тела гораздо важнее того времени, когда малыш освоил то или иное действие. Дети вообще растут по-разному – и это делает каждого ребенка уникальным. Иногда развитие происходит постоянно, а иногда – скачками и паузами. Родителям не стоит волноваться, если их ребенок чуть позже начинает осваивать то или иное действие. Дело в том, что нормальных моделей развития – множество, главное, чтобы ребенок прошел все вехи развития, и прошел их в правильной последовательности. Если ребенок заболел, его развитие может временно затормозиться, или даже произойдет откат назад. Зато после выздоровления можно с большой вероятностью ожидать компенсаторного рывка. Получив посильный для себя опыт боления, ребенок часто делает мощный скачек в физическом и интеллектуальном развитии.
  • Развивающие программы для детей до 6 месяцевКрупная и мелкая моторика рук подразумевает развитие ловкости кистей и пальцев рук при действии ребенка с предметами. Сюда относятся: хватание, удержание и манипуляции с  погремушками, перекладывание игрушки из руки в руку, опробование предметов на зуб, бросание мячика, открывание и закрывание коробочек, нанизывание колечек пирамидки, умение брать мелкие предметы пальцами (горошек, сухие завтраки), действия с соской, использование ложки и др.
  • Речевое развитие. Детская «речь» начинается с рождения. Для маленького ребенка язык – это любой звук или жест, который вызывает ответные действия ухаживающего за ним взрослого. В самом начале первого года жизни младенец узнает, что его звуки и телесные знаки являются инструментом межличностного общения, который можно использовать для удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. Чутко реагируя на сигналы, подаваемые новорожденным, мама помогает ему смягчить его резкий крик, трансформировать крик в более понятные и «вежливые» просьбы, разнообразить спектр возможных звуковых сигналов. В дневнике записываются звуки, слоги, понимание речи взрослого, первые слова, построение предложений, произношение звуков.
  • Развитие общения или развитие коммуникативных способностей является основным источником речевого развития. Родители сначала учатся говорить на уровне ребенка, а затем начинают переводить его на более высокий уровень коммуникаций, когда ребенок становится к этому готов. Интересно описывать эмоции и чувства ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, сердиться, удивляться, жаловаться, настаивать на своем, уступать, делиться и т.д.. Любопытно отмечать развитие способности ребенка инициировать  и развивать ситуацию общения, предпочтения в общении, страх общения с кем-либо, развитие подражательной способности, перенос навыков общения со взрослыми в игровую ситуацию. Вот пример интерпретации мамой сигналов ребенка и развития их взаимопонимания:

Сигналы ребенка                      Что он сообщает                      Как отреагировал ребенок

— Смотрит в глаза,                      — «Хочу общаться!»                   —  Общались взглядами,

долго не отводит взгляд.                                                                  пытался подражать моим

губам. Долго спал потом.

— Плачет и выгибается               — «Не хочу есть, хочу                 — Увлеченно делал зарядку

у груди,                                       играть с тобой».                         под мамины песенки.

— Кричит в коляске на                — «Хочу ехать лицом вперед,     — Ехал лицом вперед, долго

улице.                                          а не к тебе».                                  с интересом все

разглядывал и не плакал.

  • Интеллектуальное развитие включает развитие восприятия (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного), памяти, внимания, мышления, творчества, способности к обучению. Интересно отмечать первые открытия ребенка, например: целенаправленно машет рукой, чтобы перевернуть страницу книги; запомнил дверь в ванну и может «сообщить», когда хочет купаться; «танцует» ручками под любимую песенку…. Ведение записей в этой графе помогает родителям не только наблюдать динамику развития малыша, но и отслеживать свое влияние на ребенка, а также, мотивирует их на поиск новых средств развития.
  • Развивающие программы для детей до 6 месяцевГлавное событие (дня, недели, месяца). Любое событие, которое затронуло родителя эмоционально, например, обрадовало, испугало или заставило задуматься, может быть отмечено здесь. События могут быть как внешними («у крохи вылез первый зуб»), так и внутренними («я заметила, что стала меньше уставать от материнских хлопот»).
  • Что любит ребенок. Любимая одежда, еда, игрушки и игры, занятия, отмечаемые родителями, становятся историческими показателями развития их родительской чуткости и внимания к ребенку, помогают лучше понять характер малыша и вовремя заметить его способности.
  • Что не любит ребенок – это все те ситуации, которые требуют от родителей наибольшего терпения, оригинального творческого подхода и изобретательности.
  • Семейные проблемы (болезни, конфликты, неудачи) и средства их решения. Размышления родителей по поводу семейных проблем ускоряют процесс получения позитивного опыта из негативных ситуаций. Мнение родителя по поводу проблемы, обстоятельно изложенное на бумаге, может стать хорошим средством решения конфликтных ситуаций в семье. Многие «добытые» в проблемах средства становятся «инструментами» родительского мастерства и гармоничных семейных отношений.
  • Родительские идеи и достижения, записанные в дневник, позволяют родительской мудрости откладываться в памяти. В будущем эти заметки дают возможность по-достоинству оценить пройденный путь и, при желании, поделиться его результатами с другими.

Можно добавить такие области, как «кризисы детского развития», «изменения в  характере ребенка», «мои главные воспитательные принципы» и другие интересные для наблюдения изменений во времени области.

В первые два года жизни ребенка, когда событий слишком много, а времени очень мало, удобно заполнять таблицу роста и развитии ребенка. Для этого нужно завести тетрадь, и на верхних строках страниц написать области развития ребенка. В левом столбце каждой страницы указывается возраст ребенка или время заполнения таблицы, а далее следуют небольшие заметки по каждой области развития соответственно этому возрасту.

Ведение таблицы или дневника развития ребенка повышает родительскую наблюдательность и добавляет радости совместного пути.

Источник