Занятия в бассейне ребенок 2 года
Многие родители хотели бы, чтобы их малыш в возрасте 1-2 лет научился плаванию. Это хорошее намерение, однако оно может принести не пользу, а вред.
Почему я так пишу, и чему можно обучать ребенка в этом возрасте – читайте ниже.
Стоит ли проводить обучение малышей плаванию?
Начну статью сразу с самого главного. Возможно, Вам это не понравится, но учить именно плавать в таком возрасте не следует.
Дело в том, что плавание – это набор двигательных навыков.
Дети в возрасте от нуля до трех лет еще не в состоянии правильно освоить эти навыки.
Потому результатом занятий в таком раннем возрасте становится привитие ребенку неправильных навыков, от которых в будущем будет очень трудно или даже невозможно избавиться!
Вы хотите, чтобы ребенок потом всю жизнь плавал неправильно? Если нет, то не стоит прививать ему неправильные навыки.
Если говорить конкретно, вот два примера неправильных навыков, которые получает ребенок:
- Положение тела в воде.
Правильный навык: тело должно быть вытянутым, находиться в воде горизонтально (по плоскости воды).
Неправильный навык, который получают дети из-за занятий: в результате использования нарукавников, кругов и т.д. ребенок учится неправильному балансу тела, теряет плавучесть и чувство воды, не вытягивается в воде, держит задранной голову.
Переучивать потом ребенка будет очень тяжело. Умение держаться на воде – в будущем самая большая сложность для таких детей, по сравнению с детьми, которых после 3-4 лет будут сразу учить правильному плаванию.
- Движения ногами.
Правильный навык: ноги почти выпрямлены, работают за счет движений бедра, а не за счет сгибаний (подробнее про правильную технику см. здесь).
Неправильный навык, который получит ребенок: “велосипедная” техника – малыш “бултыхает” ногами, сгибая и разгибая их. По личному опыту скажу, что полностью переучиться в дальнейшем на правильную работу ног потом почти невозможно, они периодически будут сбиваться на излишние сгибания.
Таким образом, обучение в столь раннем возрасте может “испортить” ребенка, лишить его возможности научиться действительно правильному плаванию в 3-6 лет.
А как же курсы раннего плавания для грудничков?
Сейчас в Интернете действительно предлагается огромное количество различных курсов для грудного плавания – родителям предлагается приводить малышей в бассейны на занятия.
Однако если вы посмотрите видео таких занятий, вы увидите, что в действительности там идет речь не о плавании, а просто о занятиях с ребенком в воде – это “проныривания”, “заныривания”, плавание в круге.
Есть точка зрения, что такие занятия несут оздоровительный эффект.
Об этом, в частности, рассуждает уважаемый мной доктор Комаровский:
Тем не менее, нужно четко понимать, что это просто оздоровительные упражнения, основанные на имеющемся у младенцев рефлексе задержки дыхания, а не обучение плаванию.
Когда малыш подрастет, эти занятия лучше прекратить либо как минимум исключить плавание в круге и нарукавниках, чтобы у малыша не формировались неправильные привычки.
Какие упражнения можно делать, чтобы была польза
В возрасте одного-двух лет можно постепенно приучать ребенка к воде, чтобы к трем годам уже можно было действительно начать учить его плавать.
Но подходить к этому нужно с большой осторожностью и исключительно в игровой манере.
Привыкание к воде через игры
Будет хорошо, если малыш будет по Вашим внимательным контролем играть в мелком бассейне с теплой и прозрачной водой. Благодаря этому он полюбит водную среду, будет считать ее дружественной, не будет испытывать перед ней страха.
Напротив, старайтесь избегать ситуаций, в которых ребенок получит дискомфорт или страх от воды (волны, холодная вода и т.д.).
Теоретически, можно также осторожно попробовать научить его:
- опускать лицо в воду;
- садиться под воду на задержке дыхания;
- пускать пузырики носом или ртом под водой, то есть – выдыхать.
Эти навыки очень пригодятся для дальнейшего обучения, однако годовалым детям их привить крайне сложно, более реально их освоить в возрасте в 2-3 года. Зачем нужны эти навыки и как их тренировать – читайте в этой статье.
Резюме
Родителями, которые заинтересованы в раннем плавании ребенка, безусловно, движут благие намерения и забота о малыше. Однако такие благие намерения в результате могут навредить правильной технике ребенка в будущем.
Ваша максимальная задача в этом возрасте – подвести малыша к тому, чтобы к возрасту трех лет он любил находиться в воде, по возможности – не боялся опустить в воду лицо, и был психологически готов начать первые занятия по плаванию.
О том, какими будут эти первые шаги, что ждет Вас дальше – читайте в статье про то, как научить ребенка плавать в 3-5 лет.
P.S. Поскольку вопрос о раннем плавании является крайне спорным и дискуссионным, все вышесказанное является личным мнением автора и не является рекомендацией к действию. Если в чем-то сомневаетесь – обязательно проконсультируйтесь с профессиональными тренерами (по обычному плаванию, а не “грудничковому”).
Также буду признателен, если оставите свое мнение в комментариях.
Источник
Ребенок, улыбка, плавание
Тут необходимо предисловие.
Я сам спортивным плаванием занимался.
Но как я научился плавать, сам не запомнил – мама рассказала.
У меня в детском саду был бассейн под открытым небом.
Нас с мая до сентября таскали перед обедом туда купаться 4 раза в неделю.
Самым не любимым днем был четверг, в который меняли воду и занятий не было.
Глубина бассейна была 40-45 см., и детки под присмотром воспитателей не могли утонуть, даже если заигрывались.
Но и научится плавать там тоже было не возможно, руками и ногами всегда в дно упирались.
Зато не жарко и вроде как активность.
Специально никто не занимался.
А в 5 лет меня толкнули в большом бассейне с бортика и я поплыл.
Это увидел тренер по спортивному плаванию, и сказал, что у парня плавучесть природная, надо отдавать в плавание.
В первом классе в школу пришел тренер с набором в детскую группу, я сильно захотел и меня отдали. 24 марта. Он потом рассказывал, что сам учился в моей школе и пришел на ДР к учителю своему бывшему классному руководителю.
Как выяснилось на 20 лет.
Потом спортивная карьера, сборы, соревнования, спецшкола, институт физкультуры и т.д.
А вот дальше, с развалом страны пришлось заниматься зарабатыванием денег, потом армия, появление семьи и детей.
По специальности, полученной в институте я ни дня не проработал.
Не сложилось.
И собственно обучением плаванием ребенка я задумался только на 3-ем. Вернее третьей.
Дочка родилась спортивная и гибкая, думаю что-же я, дипломированный тренер по плаванию не могу собственного ребенка научить?
Пошли в фитнес-клуб в Митино и случилось чудо. Я не знаю, генетика это или нет, но как только ребенок в свои полтора года попал в воду, поплыть удалось сразу.
Единственное не дышала, плыла, но то, что необходимо иногда делать вдох, просто еще не поняла, не уловила. Именно этот момент в освоении плавания самый главный.
Движения руками и ногами освоить можно, но если ты не дышишь и задыхаешься, это пугает и уже не до движений. Надо было подумать, и я решил ускорить процесс.
На второе занятие я купил ей ласты.
Причем ее размера в магазинах и интернете просто не было.
Купил резиновые самые маленькие, и придя в вулканизацию, сварил ей ласты по ноге. Мастеру пришлось объяснить, что я хочу, но в итоге сделано было все отлично и ласты получились как сделанные на заводе. Сейчас ласты и для совсем маленьких можно купить.
Как только она ласты одела, так сразу и поплыла.
В бассейне все были удивлены, тем что ребенок, почти младенец плавает во взрослом бассейне, и тем, что она сразу стала плавать довольно резво.
Сейчас она уже большая, 12 лет, у нее прекрасный музыкальный слух и голос.
Но петь она совершенно не любит, не смотря на все данные.
И любимое времяпрепровождение – аквапарк, река, озеро или морской отдых.
Следующего я уже учил плавать более осознанно.
Я выработал такую методику быстрого освоения плавания ребенком:
1. В воде научить дышать – первое занятие.
– Сначала научить вдыхать и выдыхать в воду с пузырьками у бортика.
– Перенести этот навык на положение лежа на воде, поддерживая под грудь.
– Покатать с вдохами и выдохами в воду поддерживая под грудь.
2. Приобрести ласты под размер ноги – второе занятие.
– Подобрать ласты под размер.
– Одевать ласты надежно фиксируя, но чтобы не давили.
– Апробировать без воды и научить двигать ногами на суше.
– Совместить навык дышать в воду и вдыхать и двигать ногами на суше.
– Перенести это на воду: вдыхать, выдыхать в воду, двигать ногами в ластах.
3. Просто отпустить ребенка, и наблюдать.
Три занятия достаточно, главное не испугать в самом начале, и у них интуитивное чувство воды включается.
После уже просто наблюдать за тем, как он сам осваивает движения.
Конечно, если задача есть вырастить пловца, то нужно будет отдавать тренеру.
И после переводить в спортивную секцию.
Но тренер будет делать примерно тоже, занятий 10-15, “патамуштаплатно”, а результат будет одинаковым.
Ласты ускорят процесс координации дыхания с моментом поднятия головы над поверхностью воды, после 10 занятий ласты моно будет снять, ребенок будет плавать и в ластах и без ласт.
Но с ластами меньше нужно усилий, чтобы приподнять голову для вдоха, и эти усилия в ластах быстрее уходят в навык, после того, как ребенок задышал, ласты уже не так необходимы.
Все вроде, будут вопросы – отвечу с удовольствием.
Источник
Юлия Матвеева
Методические рекомендации педагогам для проведения занятий в бассейне с детьми 1,5–2 лет
В настоящее время в ДОУ реализуются как современные основные общеобразовательные программы, так и специализированные программы в соответствии с учетом ФГОС. Они призваны помочь воспитателю решить большинство проблем, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания здоровых детей.
Занятия в бассейне являются прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, профилактика простудных заболеваний. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие в профилактике простудных и других заболеваний, в укреплении иммунитета. Так же занятия в бассейне способствуют формированию правильной осанки, улучшению обмена веществ, сна, аппетита, укреплению нервной, дыхательной, сердечнососудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия. Улучшение физических способностей: координации движений, силы, выносливости. Помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе, ДЦП. Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство здорового развития ребенка.
Для положительного результата и успешного проведения занятий детей данного возраста, следует придерживаться методическим рекомендациям и приемам:
• Систематичность. Учитывая, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Занятия для детей данного возраста нужно проводить регулярно и не реже 2 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде.
• Доступность. При проведении занятий следовать принципам «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
• Постепенность и последовательность в переходе от привыкания детей к новой обстановке (помещения) бассейна и инструктора по плаванию, к простому передвижению по дну бассейна и безбоязненно играть и плескаться, делать попытки лежать на воде, является одним из условий занятий детей данного возраста. В этом — залог хорошей адаптации детей к водной среде, что в будущем поспособствует хорошему усвоения более сложных приемов и упражнений. К разучиванию новых упражнений нужно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.
• Наглядность. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают показ действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Принцип наглядности при обучении плаванию — один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы — зрительные, слуховые, мышечные — в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом — рассказом, объяснением.
Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных (объяснение, приказание и т. п., наглядных (показ, звуковые и зрительные ориентиры, непосредственная поддержка и помощь, практических (упражнения-повторения, игры) методов и приемов для данного возраста. Важно, чтобы учитывались психологические и физиологические особенности занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения организации плавания.
• Активность. Чтобы повысить активность и сделать интересным процесс обучения следует на каждом занятии применять игры и игровые упражнения. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, к положению тела в воде и основным движениям. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. В этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами: такие как «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны», «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» и т. д. Игра, является хорошим приемом для преодоления страхов. На первых занятиях тренер и воспитатель играя с ребенком, постепенно завлекают его в воду и в конечном итоге, сам того не заметив, малыш все-таки оказывается в бассейне.
• Обязательно индивидуальный подход к каждому ребенку. Следует иметь в виду, что психика ребенка очень чувствительна. Ему может, например, передаваться плохое настроение. А поэтому инструктор по плаванию должен проводить занятие уверенно, с подъемом, не проявляя отрицательных эмоций. Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приемов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т. п.).
Исходя из нашего опыта проведения занятий с детьми данного возраста, при помощи выше перечисленных рекомендаций и приемов, мы предлагаем свой алгоритм проведения занятий:
1. Обязательно знакомство с работниками бассейна (для налаживания положительного контакта с детьми)
2. Экскурсия в бассейн (знакомство с помещением, чтобы у детей не было страха, перед основным занятием в бассейне)
3. Экскурсия на занятия II мл. группе в бассейн (для положительного настроя детей, перед основным занятием в бассейне)
4. На занятиях должен присутствовать воспитатель, чтобы помочь инструктору адаптировать детей к бассейну и к воде (для помощи инструктора, быстрей найти положительный контакт, чтобы завлечь ребенка в игру с водой)
5. Занятия проходят небольшими группами не более 5 человек в игровой форме (малочисленная группа для того, чтобы реализовывать индивидуальный поход)
6. Дети, занимаясь со сверстниками, подтягиваются друг за другом (наглядный положительный пример, чтобы не было не капли сомнения или страха)
7. Занятия нужно проводить регулярно (не реже 2 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде)
8. Длительность занятия зависит от эмоционального состояния и физической подготовки ребенка, но не более 15 мин. по регламенту СанПин.
9. Все занятия проходят обязательно, через игровую форму.
10. Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать.
Для детей, которые открыли для себя плавание, бассейн станет одним из самых привычных и дружеских мест, ведь плавание детей – это и общение, и саморазвитие, и игра.
Постоянное общение с водой, умелое и комплексное, имеет исключительно важное значение для гармоничного развития детей. Это – шаг к здоровому образу жизни! Чем раньше он будет сделан, тем лучше.
Источник
Но неужели же все, прошедшие через сверх ранние занятия, все поголовно “НЕ ТАК наученные”???
– Да практически все! на 99%!
И исключений не бывает?
– Ну почему же, бывают, но очень и очень редко – процент таких везунчиков практически равен погрешности при подсчёте, т.е., в определённом смысле, вполне можно утвердительно сказать, что исключений просто нет. Точно так же, как и то, что “Пьяное зачатие осечек не даёт”.
Вот, например, на следующей странице От “нуля” и дальше – ПЕРСПЕКТИВЫ см. первые два Видео – на Видео №1 там Юль-asakura, тоже демонстрирующая нам неплохие навыки в свои 1.5 года, а на Видео №2 – “Рогалин Богдан 2.3 года” – обратите внимание на его движения в воде, во-первых, а, во-вторых, на то, как на 04:45 ребёнок вдох / выдох в сторону делает по маминой команде!
– Вы вот так сможете научить своего малыша?! – да ни за что и никогда! – и даже и не мечтайте! – для этого необходимо и глубокое знание Методик Обучения нужно и + ещё приличный Тренерский опыт, дающий “особое тренерское видение”, приходящее лишь с большой практикой, – так сказать: “Зоркий Тренерский Глаз”.. – и этот самый “Зоркий Тренерский Глаз” у мамы Рогалина Богдана, безусловно, имеется, а у 99.9% остальных Родителей этого просто нет, а есть у них только какие-то сомнительные познания из Интернета типа “ОБС” и большой нерастраченный ещё (обычно, просто в прямой связи с их молодостью) энтузиазм, а больше ничего! А при таких исходных, финальный результат всего этого родительского “обучения” уже вполне предсказуем.. – тут уже всё наперёд ясно, тут, как говорится: “К бабке не ходи”…
Или вот Вам, например, ещё одно исключение, лишь только подтверждающее правило: это детки нашего Тренера Щербаковой Ю.М., с которыми занимались с рождения, и они намного раньше своих сверстников начали хорошо плавать, с поправкой на возраст, конечно. Всё дело в том, что им просто повезло – у них мама – профессиональный Тренер и папа у них тоже Тренер, Мастер Спорта СССР по Плаванию, и они, занимаясь с детьми, из занятия в занятие, кропотливо учили их только правильным навыкам, и методично отучали от неправильных.
А что же, все другие Тренеры-Инструкторы, все сплошь “халтурщики-вредители” чтоли?
– Да нет, ну почему обязательно все поголовно “халтурщики-вредители”? – Хотя “что греха таить” и такое, мягко говоря, совсем не редкость в наше время, но, в основном, им просто недостаёт специальных знаний и опыта, а деньги, тем не менее, зарабатывать на этом деле очень хочется.
– Вы помните вывод учёных? ( см. Часть Статьи Мнение Учёных ) – Если забыли, то давайте повторим его ещё раз:
Занятия должны проходить «Только под квалифицированным руководством» и «Только по отработанной методике»!
А позвольте Вас спросить: “А Вы где-нибудь видели предложения по занятиям с крохами, такого столь нежного возраста, «под квалифицированным руководством» и «по отработанной методике»? – Дипломы и всякие другие бумажки, говорящие о “качестве” Обучающих разве когда-нибудь выкладываются на Сайтах у предлагающих родителям подобные Услуги? Вы хоть где-нибудь это видели? – и что, Вы разве не догадываетесь, почему именно тренерские Дипломы НИГДЕ не показываются Клиентам? – А «Отработанные научно обоснованные методики», ориентированные именно на занятия с такими крохами – они, простите, у нас где? – Может быть Вы их где-нибудь видели? – Ну так, может быть, Вы хотя бы видели правильные плавательные навыки у ранее обученных этими “обучателями” или Вы опять скажите, что Вы настолько наивны, что даже и не подумали об этом и просто наивно верили в то, что предлагавшие Вам услуги большие специалисты в этом деле?
Вы можете себе, например, представить объём опыта и знания всевозможных методик в семье Тренеров Щербаковых, объём и качество вложенных ими в Обучение своих сыновей трудозатрат? – Как Вы думаете, сколько будет стоить вырабатывание действительно правильных плавательных навыков у столь маленьких деток, которых можно обучать только на безусловных рефлексах? А заодно подумайте ещё вот над чем: Кто, по-Вашему, в состоянии такой объём трудозатрат ( такого качества! ) оплатить? – Абрамович? Потанин? Вексельберг?
Источник