Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка

Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка thumbnail

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОРЕЗА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»

Участники семинара-практикума: воспитатели и педагоги-психологи МДОУ

Дата проведения: 26.04.2017 года

Место проведения: МДОУ №49 «Веснянка»

г. Торез, 2017

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоциональной сферы детей.

Задачи:создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений, развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других.

ПЛАН

  1. Встреча и регистрация участников: 1000

  2. Приветствие и знакомство. Разогрев участников: 1000-1015

  3. Теоретическая часть. Мини-лекция «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»: 1015-1040

  4. Психологический практикум: 1040-1120

    1. Игра «Продолжи фразу»

    2. Игра «Кто радуется?»

    3. Игра «Будь внимателен»

    4. Спонтанное рисование под музыку (совместно с взрослыми)

    5. Упражнение «Я – сообщение»

  5. Подведение итогов: 1120-1130

  6. Рефлексия: 1130

Ход

2. Приветствие и знакомство.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

Упражнение «Давайте познакомимся!» Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой и на любую другую букву своего имени. Например, имя Вероника – веселая, настойчивая.

Упражнение «Разогревка» (проводится в кругу)

цель: снятие напряжения, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги-психологи.

Задания:

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

  • если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

  • если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому,  что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

  • если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;                                                                                               

  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем–то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Вопрос к педагогам-психологам:

– Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти  задания?

Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Коррекционные игры и упражнения с детьми и родителями в ДОУ по развитию эмоциональной сферы детей»

3. Мини-лекция «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»

Эмоции играют важную роль в жизни человека, показывают внутреннее состояние организма, оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности. Они могут влиять как положительно, заряжая энергией, повышая умственную или физическую работоспособность, так и отрицательно, выводя человека из состояния равновесия.

Детям важно понять, что они могут испытывать разные эмоции и чувства: радость, печаль, страх, удивление, обиду и т. д. Старшие дошкольники имеют еще недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях. Поэтому в наших руках помочь ребенку понять его эмоции и чувства, показать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям.

Очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка. Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Психологи отмечают, что «ребенок учится понимать других и только потом учится понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного обучения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого — дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с нарушением зрения

При просмотре мультфильмов, чтении литературы необходимо обращать внимание детей на эмоции главных героев. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Премудрая» – горе и радость. «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» – радость и гнев. Радость, горе, страх – отрывки из произведений К.И Чуковского: «Украденное солнце», «Айболит», «Тараканище».

Для отработки навыка понимания эмоций своих и сверстников дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображаемые другими эмоции и чувства «Кто радуется?», «Будь внимателен», «Продолжи фразу»). Кроме того, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать их на невербальном уровне.

В  каждом  человеке  заложена  способность  выражать  себя  творчески.  Выражение  детей  дошкольников  через  арт-терапию,  есть  безболезненный  способ  выражения  своих  чувств,  а  так  же,  безопасным  методом  для  снятия  эмоционального  напряжения,  превращение  негативных  эмоций  в  положительные. За  последние  годы  число  дошкольников  с  нарушениями  эмоционального  развития  значительно  увеличилось.  К  характерным  симптомам  этих  нарушений  относятся:  эмоциональная  неустойчивость,  враждебность,  агрессивность,  тревожность  и  т.  д.,  что  серьезно  осложняет  взаимоотношения  ребенка  с  окружающим  миром.  Развитие  эмоций,  используя  средства  арт-терапии  может  не  только  обогатить  эмоциональный  опыт  дошкольников,  но  и  значительно  смягчить  или  даже  полностью  устранить  недостатки  в  их  личностном  развитии.

(Для отработки практической части семинара приглашены дети подготовительной группы).

– Ребята, проходите в зал. Я рада видеть вас. Как ваше настроение? (ответы детей).

– Сегодня в нашем чудесном зале много гостей, поприветствуйте их.

– А теперь давайте поприветствуем друг друга. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся  друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы!

– Сегодня я хочу предложить вам  немножко поиграть. Согласны?

4. Психологический практикум: Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Психологический практикум: Игра «Кто радуется?»

Цель: развивать умение узнавать, называть эмоции.

Детям раздается по конверту с набором из карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием.

– Внимательно рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой персонаж удивлен, радуется, злится, плачет, испуган, грустит.

Психологический практикум: Игра «Будь внимателен»

Цель: Соотносить мимику с эмоциональным состоянием. Развивать внимание.

Ход игры: Дети разбирают карточки с изображением малышей. Определяют и называют их эмоциональные состояния.

– Малыши потеряли свои игрушки, давайте поможем найти их. Настроение детей должно соответствовать настроению игрушек.

Психологический практикум: «Спонтанное рисование под музыку» (совместно с взрослыми).

Цель: осознание чувств; стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

Детям предлагается рисовать ладошками, пальчиками все, что захотят, пока звучит музыка.

Ассоциации, рожденные в процессе слушания музыки, свободно выражаются на бумаге (музыка со звуками леса, шумом моря, журчанием ручья.) Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Работа на одном листе всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.

Дети уходят. Упражнение «Всем-всем до свидания»

Дети образуют круг, а затем ставят кулачки в единый столбик и громко прощаются: «Всем-всем до свидания!» и разжимают кулачки.

– На память о нашей встрече я хочу вам подарить «терки» с веселым настроением. Я хочу пожелать, чтобы и у вас всегда было такое веселое и радостное настроение.

С детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой. Необходимо пытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Можно использовать технику речевого общения с ребенком.

Читайте также:  Развитие систем у ребенка в 4 месяца

Психологический практикум. Упражнение «Я – сообщение».

Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.

Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.

Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать …), но ты пойми и меня, я чувствую …».

Ситуации:

  • По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.

  • Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую, вы не можете купить по причине дорогостоимости.

  • Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.

  • Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».

  • Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» – и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

  • У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.

5. Подведение итогов. Таким образом, хотелось бы подвести итоги, что именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, поскольку она является ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами»).

  1. Рефлексия. Индийская притча «Дерево»

«У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался — подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами».

И все зависит от нас, какие эмоции мы выберем.

Участникам семинара предлагается прикрепить на дереве смайлик на выбор: веселый, равнодушный и грустный.

Источник

Развитие эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике – позе и жестам. Необходимо научить детей в дошкольном возрасте распознавать эмоциональные проявления других людей и выражать свои эмоции с помощью жестов и поз (пантомимики).

Я предлагаю вам поучаствовать в небольшом тренинге. Эти задания рассчитаны на детей, они помогают ребенку не только разнообразить свои чувства и переживания, но и развивают интеллектуальную сферу, так как задействуют такие мыслительные операции, как выделение свойств, сравнение, анализ, синтез и т. д. Мне кажется, что вам будет интересно узнать как вы сможете описать те или иные эмоции.

1. Ведущий дает инструкцию: “Каждый человек испытывает различные чувства, такие как страх, гнев, грусть, злость, радость, восторг, веселье, удовольствие, интерес, стыд, гордость, тревога, раздражение и множество других. Попробуйте разделить перечисленные мною эмоции на две группы”. После совместного обсуждения родители дают ответ. Независимо от его правильности, ведущий задает вопрос “Почему?” и подводит их к разделению всех человеческих эмоций на положительные и отрицательные.

2. “Чем различаются между собой отрицательные эмоции? А положительные?” Не только дети, но и взрослые обычно затрудняются ответить на эти вопросы. Ведущий предлагает следующую игру: “Я назову вам два отрицательных состояния, а потом буду называть разные свойства этих состояний. А вы попробуете отгадать, какое свойство к какому состоянию больше подходит”.

Состояния гнева и печали.

Как вы думаете, что легче, а что тяжелее? Что мягче, а что жестче? Что быстрее, а что медленнее? Что острое, а что тупое? Что шершавое, а что гладкое? Что громкое, а что тихое? Что холодное, а что горячее? Что черное, а что белое?

Читайте также:  От чего зависит развитие мышления ребенка

Состояния радости и гордости. Что быстрее, а что медленнее? Что громкое, а что тихое? Что большое, а что маленькое? Что шершавое, а что гладкое? Что легче, а что тяжелее? Что соленое, а что сладкое? Что мягче, а что жестче?

Совершенно не обязательно, чтобы мнение всех участников группы по каждому пункту полностью совпадало.

3. (Разбиться на 2 – 4 группы) каждой группе раздается по листку с каким-либо эмоциональным проявлением и предлагается из большого набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как какое-то из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Представитель каждой группы описывает эмоцию, остальные группы, глядя на выбранные предметы, должны отгадать, какое состояние загадал водящий.

Пример 1. “Раздражение”. “Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое как наждачная бумага, кисло-горькое как лимон, твердое как камень, угловатое как деталь от детского конструктора, трескучее как барабан”

Пример 2. “Обида тягучая как жвачка, мокрая как водоросли, липкая как мед, тупая как исписанный карандаш, черная как ночь”.

4. При помощи поз, жестов, мимики попробовать передать различные эмоциональные состояния человека так, чтобы члены других групп догадались, что это за состояние.

Молодцы! Все отлично справились с предложенными заданиями! Вы знаете отрицательные и положительные эмоции, определяете их свойства, описываете с помощью различных предметов, а также прекрасно показали их при помощи поз, жестов и мимики.

Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, понимание своих эмоций и чувств, а также эмоциональных проявлений других людей является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Рефлексия выступления. Родителям предлагается отметить положительные и отрицательные стороны выступления на листках с изображением лица: улыбающееся – что понравилось, печальное – что не понравилось. Затем все встают в круг и под музыку передают листки друг другу, когда музыка останавливается, каждый по-очереди зачитывает те высказывания, которые оказались у него в руках.

Психолог благодарит присутствующих за сотрудничество!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Рябинка»

Материалы ко дню открытых дверей

на тему: «Развитие эмоциональной сферы»

Подготовила:

Педагог-психолог Анциферова О.Р.

г. Лангепас 2009г.

Приложение к материалам ко дню открытых дверей

Анализ проведенного мероприятия

11.03.2009г. в нашем детском саду прошел день открытых дверей, тема которого «Развиваем речь все вместе». В рамках этого дня, мною было проведено мероприятие с родителями на тему «Развитие эмоциональной сферы».

Основной целью было показать родителям важность эмоционального развития дошкольников, познакомить родителей с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

При подготовке к данному мероприятию была проведена следующая предварительная работа:

  • подбор упражнений;

  • выполнение пособий для проведения выбранных упражнений.

В процессе открытого мероприятия мною был проведен мини-тренинг с родителями, направленный на развитие эмоций. Родителям было предложено разделить эмоции на две группы: отрицательные и положительные, определить их свойства, описать с помощью различных предметов, а также показать их при помощи поз, жестов и мимики.

В ходе мероприятия родители были активны: принимали участие в обсуждении предложенной темы, участвовали в тренинге. В конце мероприятия была проведена рефлексия, которая показала, что родителям понравилось выступление и предложенные задания. Однако было и два отрицательных отзыва:

  1. тренинг оказался коротким;

  2. не всем родителям было понятно, как применить полученные знания на практике.

На второй отрицательный отзыв были даны разъяснения на деловой игре «Вопросы – ответы».

На открытом мероприятии присутствовало 7 родителей.

Я считаю, что поставленная цель была достигнута: родителям была предоставлена информация о важности эмоционального развития детей, а также они познакомились с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые можно использовать для занятий с детьми дома.

Вывод:

  1. В процессе мероприятия поставленная цель балы достигнута;

  2. В дальнейшем к проводимым мероприятиям, необходимо подготавливать:

    • дополнительный материал (рекомендации) для родителей в виде памяток, брошюр;

    • выставочный материал для родителей по теме мероприятия

Источник