Занятия с ребенком зпр 2 года

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Источник
I полугодие
Уткина Г.А.
Понедельник
Экскурсия по кабинету
(игрушки)
1.Д/у «Поручения»
(Павлова 2/2)
2.Рассматривание игрушек, называние их
1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)
2.Д/у «Попробуем на вкус»
1.Д/у «Поручения» (овощи)
Д/у «Угостим куклу»
2.Рассматривание овощей
Д/у «Разложи по тарелочкам»
Вторник
1.Д/у «Постоим дорожку»
(кирпичики)
2.Д/у «Подбери одинаковые»
(по цвету)
1.Д/у «Длинная дорожка»
(кирпичики)
2.Д/у «Подбери одинаковые»
(по размеру)
1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)
(кубик на кубик)
2.Д/у «Подбери такие же»
(по цвету)
1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)
2.Д/у «Подбери такие же»
(по размеру)
Среда
1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)
2.Д/у «Нанизывание шаров»
(одинаковые цвета)
1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)
2.Д/у «Подбери мисочки» (для шариков)
1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок
2.Д/у «Разложи по мисочкам»
1.Д/у «Найди такие же» шары и разложи (соотнесение цвета)
2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)
Четверг
1.Д/у «Поручения»
(Павлова 2/2)
2.Д/у «Расскажи кто ты?»
1. Звук «а»
(Гербова № 3)
2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)
1. Звук «а»
(Гербова № 3)
2.Д/у «Поиграем в погремушки»
1. Артик. гимнастика № 0
Развитие дыхания «Вертушки»
2. Звук «а»
Пятница
1. Чтение потешки «Водичка-водичка»
2.Д/у «Кто позвал?»
1. Д/у «Угадай кто это ?»
2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)
1. Чтение потешки «Ладушки»
2. Д/и с пальчиками № 1
1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)
2. Д/у «Что звучит?»
Понедельник
1.Рассматривание картинки,
узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка
2.Д/у «Кто как плачет?» (звукоподражание)
1. Наблюдение за кошкой (живой объект)
2.Д/у «Серенькая кошечка» (с движением)
1. Д/и «Полон двор»
2.Д/у «Кто спрятался?»
1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,
лошадка,корова)
2. Д/у «Чудесный мешочек»
(домашние животные)
Вторник
1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога
2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)
1. «Дорожка» (кирпичики)
2. «Башенка» (кубики)
(по образцу)
1. «Загородка для животных»
(кирпичики)
2. «Дорожка»
1. Башенка, загородка, дорожка
2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»
3.Застёжки: домик, зайчик
Среда
1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»
2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)
1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)
2.Д/у «Вкладыши-кубы» (по цвету)
1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)
2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)
1. Вкладыши «животные»
2. Мозаика «коврик»
Четверг
1. Звук «у»
2.Д/у «Паровоз»
3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)
1. Звук «с»
2. Чтение потешки «Водичка-водичка»
3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)
1. Артик. гимнастика
Развитие дыхания
Звук «с»
2.Д/у «Жмурки»
(по голосу)
1. Слуховое восприятие
Д/у «Что звучит?»
«Кто позвал?»
2. Зрительное внимание
Д/у «Кто это?»
Пятница
1. Чтение потешки «Петушок»
2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)
1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»
2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) – животные
1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»
2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»
1. Чтение стихотворения
М. Клюковой «Гоп! Гоп!»
2. Подвижная игра «Лошадки»
Понедельник
1.Д/у «Кто пришёл?»
(животные – игрушки)
2. Д/у «Топ- топ» Френкель
(движения с речью)
1. Рассказ про корову и кошку
2. Д/у «Кто сказал му?»
«Кто сказал мяу?»
(звуки «м» и «м′»)
1. Рассматривание картинок
«Играем с кубиками»
2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)
1. Рассматривание ёлочки с игрушками
2. Хоровод «Ёлочка».
(Речедвиг. игра)
Вторник
1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)
2. Д/у «Собери картинки»
(парные о животных)
1. Д/и «Чудесный мешочек»
(домашние животные)
2. Вкладыши «животные»
1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»
2.Д/у «Разложи по коробочкам»
(кубики по цвету)
1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)
2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)
Среда
1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)
2. Д/у «Сделаем куклам бусы»
1.Д/у «Составь целое»
(из 2х частей – животные)
2.Работа с фломастерами
«Клубочек для киски»
1.Д/у «Нанизывание шаров»
2. Шнуровки «Сапожок»
3.Д/у «Составь целое»
(из 2х частей)
1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)
2.Работа с фломастерами
«Шары на ёлке»
Четверг
1.Д/у «1,2,3…повтори »
(движения)
2. Д/у «Большие ноги»
1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)
2. Д/у «Парные картинки»
(найти и назвать)
1. Звуки «м», «с»..
Артик. гимнастика
2. Д/у «Угадай кто позвал?»
(слух. Вниман.)
1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»
2. Д/у «Кто громче?»
Пятница
1. Настольный театр «Курочка-Ряба»
2. Д/у «Кто спрятался?»
(из персонажей)
1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»
2. Речедвиг. игра
«Вот так вот» Фрида
1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска – брысь»
2. Д/у «Угадай, кто позвал?»
1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов
Источник
Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций:
- моторики;
- сенсорики;
- воли;
- речи.
Важно понимать, что ЗПР — это не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего лишь происходящее в замедленном темпе развитие, в результате чего возраст малыша и уровень его интеллекта не соответствуют друг другу.
Если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также отставание негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.
Особенности детей с отставанием в психическом развитии и причины ЗПР
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- низкий уровень работоспособности;
- быстрая утомляемость;
- невнимательность;
- невысокий уровень произвольной памяти;
- несформированное мышление;
- неправильная речь;
- необычное поведение;
- скудный словарный запас;
- неумение контролировать себя;
- незрелая эмоционально-волевая сфера и пр.
Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:
- нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
- разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
- поражения ЦНС разной степени тяжести.
Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей, поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме,переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.
Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.
В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.
Диагностика задержки психического развития
Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша, учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.
На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их чадо. Несформированность игровой деятельности — первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.
Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. Главное, чтобы родители и педагоги на раннем этапе не слишком давили, считая его медлительность результатом лени, а помогли ему справиться с трудностями и догнать остальных учащихся.
Важно, чтобы родители также для себя поняли, что их малыш не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать.
Да, он немного более медленный, но его результаты в школе будут не хуже, чем у других детей, если принимать во внимание особенности воспитания, придерживаться их и правильно формировать процесс обучения.
Роль семьи в жизни детей с ЗПР
Стоит отметить, что семья — это главный фактор развития малыша, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.
Воспитание малыша с ЗПР — это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности это ежедневные, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия, описанные выше.
Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.
Не стоит отчаиваться, если правильно выстроенное воспитание ребенка пока не дает результатов. Они обязательно будут, даже у детей с серьезными нервно-психическими патологиями.
Дети с ЗПР с проявлениями инфантильности: как воспитывать
Дети с так называемым психологическим инфантилизмом относятся к группе с первой стадией задержки психического развития. Их легко отличить по несамостоятельности, быстрой утомляемости, беспомощности и сильной зависимости от матери.
Особенности воспитания в семье с такими детьми должны заключаться в развитии самостоятельности. При этом нужно отдавать себе отчет, что такие малыши навсегда останутся ранимыми, эмоциональными и сильно обидчивыми.
Правильное воспитание позволит таким детям в будущем стать самыми усидчивыми и послушными. Да, на каком-то этапе они не умеют быстро адаптироваться к переменам, часто боятся быть высмеянными, остро нуждаются в четком руководстве к действию. Но, осознавая, каким должно быть воспитание в таком случае, родители смогут построить процесс таким образом, чтобы развивать в ребенке позитивные качества и помочь ему справиться с неуверенностью и страхом.
Инфантильные дети действительно безынициативны, но они совершенно изменяют линию поведения, если получают адекватную похвалу от взрослых. Особенно важна для таких детей похвала матери, которая для них является воплощением защищенности. Когда мама деликатно подсказывает, поддерживает и хвалит, у ребенка укрепляется с ней эмоциональная связь, позволяющая справиться с врожденными страхами (чаще всего страхом смерти).
Недостаток внимания и поддержки со стороны матери у ребенка с ЗПР и инфантилизмом будет вызывать чувство обиды и непонимания, что будет побуждать его снова «стать маленьким» для того, чтобы получить внимание матери.
Младенческое поведение станет сигналом о том, что малыш ощущает недостаток внимания и поддержки. Только похвалы и крепкая связь с родителями станут стимулом для развития таких детей, поэтому воспитание в семье должно строиться на этом принципе.
Ошибки родителей
Многие родители при формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно стараются развивать в нем не заложенные изначально качества. Естественно, они думают, что помогают малышу, учат его быть сильным, волевым и целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира. Обычно такое воспитание характерно родителям, временной ритм которых не совпадает с временным ритмом ребенка.
Вместо того, чтобы позволить малышам спокойно доделывать начатое, такие родители выходят из себя из-за их медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.
Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок понимает, что он и его действия — главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно говорить о полноценном развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием для выполнения даже самых простых действий.
Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в кабинете у врача, куда приводят ребенка для оценки уровня его психического развития. Малыш может неуверенно себя чувствовать в обществе незнакомого человека, в незнакомом месте, что при диагнозе ЗПР может привести к излишне эмоциональной реакции и даже истерике, которые помешают объективно оценить состояние его психического здоровья.
Дети с психическим инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь с матерью. Воспитание должно быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.
Как только малыш найдет в себе силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый уровень развития за счет исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера.
Как воспитывать отстающего малыша?
Ситуация несколько усугубляется, когда у ребенка с ЗПР присутствует звуковой вектор развития, то есть когда его самый чувствительный канал восприятия информации — слуховой. Такие дети очень чувствительны к звукам, негативно реагируют на порицательные интонации в голосе.
На фоне других малышей такие дети выделяются стремлением к одиночеству. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не готовы посвящать время детским шумным развлечениям.
Для таких малышей характерны тихий голос, замкнутость и некоторая нескладность. Они часто переспрашивают, отвечают на вопросы после паузы. Это происходит не потому, что ребенок не понимает или не слышит – просто он слишком поглощен внутренним миром. Визуально подобная рассеянность может казаться заторможенностью.
Дети с повышенной звуковой чувствительностью практически не выражают эмоций, чем нередко вводят в заблуждение взрослых, не наделенных способностью слышать и чувствовать так же тонко, как и они.
Правильное воспитание таких детей позволит раскрыть в них задатки к абстрактному мышлению, иностранным языкам, математическим наукам.
Особенно спокойно таким детям в ночное время, когда у них появляется возможность вслушиваться в звуки тишины. Обычно этих детей сложно уложить спать, так как перед сном они долго думают, вслушиваются, «путешествуют» по собственному внутреннему миру, в результате чего утром чувствуют себя разбитыми, вялыми и неактивными.
Неправильная звуковая атмосфера, окружающая такого ребенка с детства, может стать причиной задержки его психического развития. Раздражающие слух звуки негативным образом сказываются на ребенке, который в результате может испытывать депрессию, иметь определенные сложности с налаживанием контакта с другими детьми.
Неправильное воспитание такого ребенка, с регулярными скандалами, криками и оскорблениями, может привести к развитию частичного аутизма. Сверхчувствительный звуковой сенсор малыша просто не справится с нагрузкой, и нейронные связи, ответственные за обучаемость, не смогут выполнять свои функции. В результате такой ребенок будет слышать звуки, не понимая их значения.
Важность дифференцированного подхода к воспитанию детей с ЗПР
Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР — это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.
Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания
. Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.
Источник