Занятия с ребенком в 3 года при моторной алалии
Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.
Природа заболевания
Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.
Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).
Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.
Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.
Алалия: виды и признаки
Моторная
Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.
Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту
Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.
Сенсорная
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.
Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.
Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.
Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение
Как заметить неладное?
Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:
- в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
- в 3-4 – лепет;
- 6-8 месяцев – первые слова;
- к году ребенок должен уметь строить целые фразы.
В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.
Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.
Методы лечения
Медико-педагогические способы
Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.
Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.
Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.
- При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
- При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).
Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.
Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.
Самостоятельные занятия с ребенком
Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.
Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга
Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.
- Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
- Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
- Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.
Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет
Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.
Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)
Коррекционно-образовательные задачи:
– развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;
– учить выполнять инструкции логопеда;
– развивать слухоречевую память;
– развивать фонематический слух (подготовительный этап);
– формировать направленную воздушную струю;
– уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме “Животные”.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);
– развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.
Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.
Ход занятия:
1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)
Давай поиграем с ними сегодня.
2. Развитие фонематического слуха. Игра “Кто пришёл?”
Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.
А пёс так: //-/
А мышка так: //-//.
Угадай, кто так постучал.
(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)
3. Дыхательная гимнастика “Птенчики”.
Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).
Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)
Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.
(Ребенок складывает ладони “лодочкой”.)
Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.
(Сначала ребенок делает слабый выдох – птенчики боятся, теперь сильный – птенчики научились летать)
Упражнение повторяется 3-4 раза.
4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра “Угадай кто?”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.
Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?
(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)
5. Физминутка (развитие ручного праксиса)
Кулачок-ладошка
Мы ползем как кошка!
(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе – сначала обе руки вместе, затем попеременно)
6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):
Логопед: Посмотри и сделай как я:
– Руки вверх – А, руки в стороны – У, руки вниз – И
(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)
– Молодец!
– Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.
(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)
Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат – И, треугольник – У.
(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)
– Молодец! Дом! Ки-са до-ма!
7. Развитие слухоречевой памяти:
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).
Логопед: Дай мне:
– Собаку и зайца
– Кошку и мышку
– Слона, мишку и кошку и т. д.
8. Итог занятия.
– Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)
Ты придешь еще поиграть? (Да)
Источник
Виктория Демидова
Конспект занятия с ребенком 3–4 лет (моторная аллалия)
Конспект индивидуального занятия с ребенком (моторная аллалия)
Тема: Подарок сделали мы сами
Его любимой дарим маме!
Задачи:
Коррекционные:
– Развитие понимания обращенной речи
– Развитие понимания предложно-падежных конструкций
– Развитие диафрагмального дыхания
– Развитие речевого дыхания
– Развитие подвижности артикуляционного аппарата
– Развитие общей и мелкой моторики
– Развитие сенсорных навыков
– Развитие речевой активности у ребенка
Образовательные:
– Закрепление навыков выкладывать цепочку из кругов разного цвета, чередуя их.
Воспитательные:
– Воспитывать у ребенка нежные чувства любви к матери, желание сделать для нее подарок.
Оборудование: цветок – мак, корзина, зеркало, птичка, кружочки красного цвета – 4 шт., зеленого цвета – 6 шт.
I Организационный момент
Логопед: Какая красивая девочка ко мне пришла. Какое у тебя красивое платье. Кто же тебя так нарядно одел сегодня?
Ребенок: Мама
Логопед: И волоски у тебя красиво уложены. Кто же тебя так хорошо расчесал?
Ребенок: Мама
Логопед: Какая у тебя мамочка! Любит свою дочку. Давай мы сегодня твою мамочку порадуем, сделаем подарок для нее.
II Выбор подарка
Логопед: Что же нам ей подарить?
Выложить на стол цветок.
Логопед: Посмотри, что у меня здесь лежит. Покажи, где цветок.
Ребенок показывает
Логопед: Возьми цветок. Дай мне цветок. Это мак. Скажи мак.
Ребенок: Мак.
Логопед: Мы понюхаем мак.
IIIИгра: «Понюхай»
Логопед демонстрирует – глубокий вдох и на выдохе «Ах!»Логопед: Понюхаем вместе мак.
Логопед вместе с ребенком нюхают цветок.
Логопед: Понюхай теперь ты цветочек
Ребенок нюхает цветочек, подражая действиям логопеда.
Логопед: Положи теперь цветочек в корзину.
Ребенок выполняет действие.
IV Артикуляционная гимнастика
Логопед: Мамочке подарим цветочек. Оля мамочке улыбнется. Покажи, как ты маме улыбнешься. (упражнения выполняются перед зеркалом)
Ребенок улыбается, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Логопед: Как ты мамочку поцелуешь, покажи.
Губы и зубы у ребенка сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Логопед: Покажем мамочке как язычок на солнышко посмотрит. Язычок с одной стороны на солнышко посмотрит, с другой стороны.
Ребенок открывает рот, язык поднимает на верхнюю губу, направляет язык к уголкам рта – влево, вправо.
Логопед: А теперь язычок решил на травке поиграть.
Ребенок опускает язык на нижнюю губу, направляя язык к уголкам рта – влево, вправо.
Логопед: Язычок веселый, любит поиграть. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. Погладь язычком потолок.
Ребенок языком «гладит» твердое небо.
Логопед: Покажи, как язычок будет прыгать и щелкать.
Ребенок присасывает язык к небу, а затем отпускает.
Логопед: Мамочка посмотрит, как Оля занималась язычком, порадуется, улыбнется. Покажи, как мамочка тебе улыбнется, как тебя поцелует.
Ребенок улыбается, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, затем с напряжением вытягивает губы вперед трубочкой.
V Встреча гостей
Слышится стук.
Логопед: Оля слышишь, кто-то стучится. Посмотри к нам в окошко птичка влетела.
Логопед вместе с ребенком замечают птичку на подоконнике.
VIИгра: «Маленькая птичка»
Логопед: Маленькая птичка прилетела к нам, нам, нам
Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам
Маленькая птичка зернышки клюет, клюет, клюет
Маленькая птичка песенки поет, поет, поет.
Ребенок вместе с логопедом выполняет движения под текст стихотворения. Ребенок проговаривает вместе с логопедом последнюю строчку стиха.
Логопед: Оля спой песенку птички.
Ребенок: чик-чирик
VII Бусы для мамы
К нам прилетела сказочная птичка, она может говорить.
Птичка: А чем вы здесь занимаетесь?
Логопед: Мы для мамочки подарок собираем.
Птичка: Какой подарок?
Логопед: Оля покажи птичке цветок.
Ребенок показывает подарки
Логопед: Оля скажи, это что?
Ребенок: Это мак
Логопед: Кому мак?
Ребенок: Мак маме
Логопед: А еще мы для мамочки бусы сделаем
Птичка: Я тоже хочу, бусы для мамы сделать. Можно я с вами.
Логопед: Оля можно птичка с нами будет бусы делать для мамы?
Логопед, качая головой, говорит «Да, можно», ребенок повторяет.
Логопед: Чтобы сделать бусы для мамы я возьму кружочки красного и зеленого цвета. Сначала я возьму зеленый кружок, а рядом с ним положу красный кружок. Потом опять возьму зеленый кружок, красный кружок, зеленый. Вот какие бусы у меня получились. Оля, сделай такие же бусы. Какая ты молодец! Мамочке понравятся бусы. А как мы подарим маме подарок?
VIIIИгра: «Подари подарок»
Логопед показывает «На, мама бусы!».
Логопед:А теперь давай скажем вместе: «На, мама бусы!». Повтори.
Ребенок: На, мама бусы!
IX Итог занятия
Логопед: Молодец, Оля. Твоей маме будет очень приятно получить такой подарок. Пойдем дарить!
Источник
Моторная алалия − это полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением корковых центров мозга, отвечающих за речь. Эти изменения чаще происходят во время перинатального периода или в первый год жизни ребенка.
Малыш отлично понимает чужую речь, но самостоятельно сказать ничего не может. Этот недуг диагностируется чаще у 1% детей дошкольного и до 0,8% школьного возраста. Чаще болезнь диагностируется у мальчиков до 5 лет жизни, чем у девочек.
Моторная алалия проявляется в виде отставания в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям с подобной патологией сложно приподнять язык вверх и удержать его в таком состоянии долго, не могут облизать губы.
Также у детей с этим недугом наблюдаются и другие сложности: они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы без посторонней помощи. Они не могут пройти по бревну, не прыгают на одной ноге, часто спотыкаются и падают.
Виды заболевания
Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.
Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:
- экспрессивную моторную алалию;
- импрессивную сенсорную;
- смешанную.
В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:
- афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
- эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.
Стадии и степени
Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.
Степень | Особенности |
Легкая | Эту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой. |
Тяжелая | При данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений. |
Симптомы
Первые признаки алалии можно заметить еще в первый год жизни малыша, но чаще родители просто не обращают на них никакого внимания. Чуть позже, когда приходит время ребенку лепетать, гулять и улыбаться родителям, он просто не реагирует на их появление, так как у него уже значительно снижена познавательная активность. Если такие признаки наблюдаются, то нужно срочно проконсультироваться со специалистом.
Чаще взрослые начинают бить тревогу на втором году жизни ребенка. Именно в этот период малыш должен уже четко говорить первые слова, складывать их во фразу, формируется фонематическая система. Если же ребенок не произнес до 2-х лет ни одного слова, то требуется консультация логопеда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечением, тем благоприятнее прогноз.
У алаликов есть все, что необходимо им для того, чтобы нормально разговаривать, но они просто не имеют возможность воспользоваться своими возможностями.
А выражается это в:
- литературной парафазии, когда один звук в слове заменяется на другой;
- персеверации, когда речь рассеянная и непрекращающаяся;
- элизии, когда отдельные звуки выпадают из слов;
- ограниченном словарном запасе, чаще это касается глаголов и отдельных отглагольных форм;
- замене слов на похожие по смыслу;
- контаминации, когда объединяются слоги слов;
- неправильном согласовании слов;
- выпадении при разговоре предлогов.
Также можно определить у ребенка признаки алалии по неречевым симптомам, проявляющиеся в виде неправильной работе нервной системе:
- наблюдаются нарушения двигательной функции лицевых мускулов;
- нарушается равновесие;
- неловкость, когда дети часто спотыкаются и бьются о преграды;
- нарушениями пространственного гнозиса;
- дисфункция мозга минимальна.
К психопатологической симптоматике алалии относятся:
- отставание в развитии;
- импульсивность в действиях;
- повышенная тревожность и агрессия;
- плохая адаптация к окружающей среде;
- сниженное внимание;
- чрезмерная утомляемость.
При первых признаках болезни, необходимо срочно посетить педиатра и пройти комплексное обследование.
Причины появления
Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.
Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.
Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:
- инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
- гипоксия;
- асфиксия;
- токсикоз;
- травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
- травма мозга во время вынашивания плода или родов;
- высокий риск самопроизвольного аборта;
- некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.
Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.
Диагностика
Моторная алалия у ребенка 2-5 лет диагностируется логопедом.
Поставить точный диагноз бывает довольно сложно, поэтому рекомендуется пройти комплексное обследование:
- Анамнез. Логопед изначально собирает всю информацию о родителях малыша и общения ребенка с окружающими. Подозревать алалию можно в том случае, если точно установлены три характерных симптома.
- Дифференцированное обследование. Обязательно следует посетить целый ряд специалистов. Отоларинголог должен проверить слух, психоневролог написать заключение об умственном состоянии ребенка, а психолог проверить, нет ли аутизма.
- Динамическая диагностика. Во время коррекции речи логопед должен фиксировать, есть ли улучшения. На основании полученных данных логопед может скорректировать ранее поставленного диагноза.
Также часто рекомендуют пройти и такое обследование:
- МРТ. С его помощью удается установить, есть ли органические поражения в мозге. Стоимость обследования от 2500 руб.
- ЭЭГ. Этот метод диагностики помогает определить, в каком месте мозга произошли нарушения и как они отражаются на ребенке. Цена обследования от 500 руб.
Профилактика
Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.
Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:
- вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
- свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
- исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
- избегать серьезных физических нагрузок;
- отказаться от употребления спиртных напитков, курения;
- подобрать сбалансированный рацион питания;
- выполнять упражнения, рекомендованные беременным.
Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:
- регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
- делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
- выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
- защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
- уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
- поддерживать правильный психологический настрой в семье.
Коррекционная работа
Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.
Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.
Есть несколько методов вылечить алалию:
- Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови. Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
- Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
- Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
- Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.
Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.
Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:
- Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
- Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.
- На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
- На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.
Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.
Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:
- приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- развивается психологическая речевая база;
- развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
- проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
- развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
- развиваются экспрессивные стороны речи.
Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.
Родители обязательно должны в домашних условиях заниматься с ребенком. Совместно с логопедом создается домашняя программа работы с ребенком.
- Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
- Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
- Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
- Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.
Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.
В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.
Последовательность массажных движений может быть такой:
- поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
- таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
- круговыми движениями гладятся щечки;
- после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
- растирается нос, губы и даже язык.
После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.
Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.
Возможные осложнения
Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.