Занятия с ребенком с зрр 2 года

                                                                                I полугодие

Уткина Г.А.

Понедельник

    Экскурсия по кабинету

    (игрушки)

    1.Д/у «Поручения»

      (Павлова 2/2)

    2.Рассматривание игрушек,                         называние их              

    1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)

    2.Д/у «Попробуем на вкус»

    1.Д/у «Поручения» (овощи)

       Д/у «Угостим куклу»

    2.Рассматривание овощей

     Д/у «Разложи по тарелочкам»

    Вторник

      1.Д/у «Постоим дорожку»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

          (по цвету)

      1.Д/у «Длинная дорожка»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

         (по размеру)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)

         (кубик на кубик)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по цвету)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по размеру)

      Среда

        1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)

        2.Д/у «Нанизывание шаров»

          (одинаковые цвета)

        1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)

        2.Д/у «Подбери мисочки»   (для шариков)

        1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок

        2.Д/у «Разложи по мисочкам»  

        1.Д/у «Найди такие же» шары и    разложи (соотнесение цвета)

        2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)  

        Четверг

          1.Д/у «Поручения»

            (Павлова 2/2)

          2.Д/у «Расскажи кто ты?»

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Поиграем в погремушки»

          1. Артик. гимнастика № 0

              Развитие дыхания «Вертушки»

          2. Звук «а»

          Пятница

            1. Чтение потешки «Водичка-водичка»

            2.Д/у «Кто позвал?»

            1. Д/у «Угадай кто это ?»

            2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)

            1. Чтение потешки «Ладушки»

            2. Д/и с пальчиками № 1

            1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)

            2. Д/у «Что звучит?»

            Понедельник

              1.Рассматривание картинки,

              узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка

              2.Д/у «Кто как плачет?»     (звукоподражание)

              1. Наблюдение за кошкой (живой объект)

              2.Д/у «Серенькая кошечка»    (с движением)    

              1. Д/и «Полон двор»

              2.Д/у «Кто спрятался?»    

              1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,

              лошадка,корова)

              2. Д/у «Чудесный мешочек»

              (домашние животные)

              Вторник

                1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога

                2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)

                1. «Дорожка» (кирпичики)

                2. «Башенка» (кубики)

                (по образцу)

                1. «Загородка для животных»

                (кирпичики)

                2. «Дорожка»

                1. Башенка, загородка, дорожка

                2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»    

                3.Застёжки: домик, зайчик

                Среда

                  1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»

                  2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)    

                  1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)

                  2.Д/у «Вкладыши-кубы»      (по цвету)

                  1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)  

                  2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)

                  1. Вкладыши «животные»

                  2. Мозаика «коврик»

                  Четверг

                    1. Звук «у»

                    2.Д/у «Паровоз»

                    3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)

                    1. Звук «с»

                    2. Чтение потешки «Водичка-водичка»

                    3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)

                    1. Артик. гимнастика

                        Развитие дыхания  

                         Звук «с»

                    2.Д/у «Жмурки»

                       (по голосу)

                    1. Слуховое восприятие

                    Д/у «Что звучит?»

                           «Кто позвал?»

                    2. Зрительное внимание

                     Д/у «Кто это?»        

                    Пятница

                      1. Чтение потешки «Петушок»

                      2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)

                      1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»    

                      2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) – животные

                      1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»

                      2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»

                      1. Чтение стихотворения

                       М. Клюковой «Гоп! Гоп!»

                      2. Подвижная игра «Лошадки»

                      Понедельник

                        1.Д/у «Кто пришёл?»

                        (животные – игрушки)

                        2. Д/у «Топ- топ» Френкель

                        (движения с речью)

                        1. Рассказ про корову и кошку

                        2. Д/у «Кто сказал му?»

                        «Кто сказал мяу?»

                        (звуки «м» и «м′»)

                        1. Рассматривание картинок

                        «Играем с кубиками»

                        2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)

                        1. Рассматривание ёлочки с игрушками

                        2. Хоровод «Ёлочка».

                        (Речедвиг. игра)

                        Вторник

                          1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)

                          2. Д/у «Собери картинки»

                          (парные о животных)

                          1. Д/и «Чудесный мешочек»

                          (домашние животные)

                          2. Вкладыши «животные»

                          1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»

                          2.Д/у «Разложи по коробочкам»

                          (кубики по цвету)

                          1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)

                          2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)

                          Среда

                            1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)

                            2. Д/у «Сделаем куклам бусы»

                            1.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей – животные)

                            2.Работа с фломастерами

                             «Клубочек для киски»

                            1.Д/у «Нанизывание шаров»

                            2. Шнуровки «Сапожок»

                            3.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей)

                            1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)

                            2.Работа с фломастерами

                            «Шары на ёлке»

                            Четверг

                              1.Д/у «1,2,3…повтори »

                              (движения)

                              2. Д/у «Большие ноги»

                              1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)

                              2. Д/у «Парные картинки»

                              (найти и назвать)

                              1. Звуки  «м», «с»..

                              Артик. гимнастика

                              2. Д/у «Угадай кто позвал?»

                               (слух. Вниман.)

                              1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»

                              2. Д/у «Кто громче?»

                              Пятница

                                1. Настольный театр «Курочка-Ряба»

                                2. Д/у «Кто спрятался?»

                                 (из персонажей)

                                1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»

                                2. Речедвиг. игра

                                «Вот так вот» Фрида

                                1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска – брысь»

                                2. Д/у «Угадай, кто позвал?»

                                1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов

                                Источник

                                Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

                                Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

                                Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

                                Как понять, что у ребенка ЗПР?

                                При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

                                Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

                                Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

                                Общие признаки ЗПР

                                • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
                                • Очень быстро утомляется.
                                • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
                                • Не может удерживать внимание на одном предмете.
                                • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
                                • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
                                • Крайне бедный словарный запас.
                                • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
                                • Не контролирует эмоции.
                                • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
                                • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
                                • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
                                • Во время сна постоянно пробуждается.
                                Читайте также:  Икание у ребенка 2 года

                                Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

                                Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

                                Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

                                В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

                                Ребенок умеет:

                                • выполнять просьбы взрослых;
                                • составлять простые фразы из 2-4 слов;
                                • умываться;
                                • есть ложкой;
                                • снимать и надевать одежду;
                                • ходить на горшок.

                                Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

                                Они должны уметь:

                                • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
                                • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
                                • различать основные цвета;
                                • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
                                • соблюдать правила в подвижных играх.

                                В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

                                Он умеет:

                                • собирать крупные паззлы;
                                • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
                                • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
                                • находить отличия между схожими предметами;
                                • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
                                • выучить песенку, стихотворение, считалку,
                                • играть по правилам;
                                • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
                                • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
                                • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
                                • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
                                • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

                                Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

                                Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

                                Что делать, если у ребенка ЗПР?

                                Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

                                Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

                                Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

                                • чередование разных видов деятельности;
                                • наглядность;
                                • многократное повторение материала;
                                • поэтапное обобщение и усложнение материала;
                                • образцы и подробные инструкции.

                                Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

                                Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

                                Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

                                Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

                                Источник

                                Они такие же, как все, только вот нервная система немного слабее. Отсюда утомление быстрее, рассеянное внимание, эмоциональное напряжение, а порой и задержка интеллектуального развития. Эти дети особенные, а значит, требуют чуть больше заботы, а главное любви.

                                Как правило, большинство таких детей становятся полноценными личностями в обществе. И помогают им в этом РОДИТЕЛИ (именно родители с большой буквы), которые приложили все свои усилия, чтобы помочь малышу адаптироваться в далеко непростом и даже временами жестоком для него мире.

                                Для вашего удобства, дорогие родители, мы предлагаем некоторые упражнения для детей с задержкой психического развития:

                                Для моторики

                                Лепка из пластилина или специального теста. Лепить можно все, что угодно – деревья, животных людей и прочее. Сделайте это любимым занятием малыша, организуйте выставку его работ или устройте минитеатр из его творений.

                                Рисование. Используйте все его виды. Рисуйте пальчиками и ладошками, карандашами и красками. Не важно, рисуете вы сами, или просто раскрашиваете картинки. Рисуя, расскажите ребенку, что вы с ним рисуете, для чего. Если это животное, расскажите, где это животное живет, как растет, какие звуки оно воспроизводит. 

                                Изготовление поделок из бумаги. Покажите сами свою поделку, а потом предложите ребенку сделать вместе. Это может быть оригами, аппликация, вырезание из бумаги геометрических фигур и узоров.<o:p></o:p>

                                Конструирование. Вырежьте из цветного картона фигуры разных форм и размеров. Предложите ребенку составить из этих фигур дом, человечка, животное и т.д.

                                Декоративное творчество. Насыпьте по чашечкам разных круп и макаронных изделий. Тонкую дощечку намажьте клеем ПВА. Рассыпая по дощечке разные крупы, фантазируйте, придумывайте свои картинки, раскрашивайте их. 

                                Игры на кухне.

                                Здесь в бой идут кастрюли, ложки, поварешки, а также чашки разных размеров и материалов.  Даже если вы моете посуду, постучав по предмету, вы можете обратить внимание на то, какой звук он издает – звонкий, глухой, тихий, звонкий. Дайте возможность ребенку самому исследовать разные предметы, спрашивая какой был звук.

                                Накройте корзинку с разными овощами платком и предложите ребенку угадать овощ на ощупь. Также можно угадывать овощи и фрукты на вкус.

                                Предложите ребенку вам помочь – почистить отваренный картофель, яйца, посыпать сыром блюда, или украсить их зеленью.

                                Считайте предметы и продукты на кухне, складывайте и отнимайте. В более старшем возрасте таким способом возможно доступно объяснить таблицу умножения.

                                Интересными для ребенка могут стать игры с магнитами. Нужно всего на всего попросить ребенка расположить их в определенном порядке: сначала только зеленые магнитики, потом только фигурки животных или овощей, потом только круглой формы.

                                Игры в очереди

                                Начнем с простой и знакомой всем игры – камень, ножницы, бумага. Эта игра поможет ребенку в развитии моторики и мышления.

                                Назови три предмета. По очереди выстраивайте ряды: это могут быть цифры, буквы, животные, овощи, фрукты.

                                Читайте также:  Цитомегаловирус igg у ребенка 2 года

                                Общие черты. Опишите предмет так, чтобы ребенок догадался, о чем вы говорите. Потом предложите ему описать что-то и угадывайте.

                                Таких игр еще очень много. Заметили? Они ничем не отличаются от игр с обычными детьми. Просто деткам с психическим развитием нужно уделить больше времени и внимания. И непременно он отблагодарит вас в будущем своими достижениями.

                                Источник

                                В этой статье мы расскажем вам о том, как развить память у ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) и дадим полезные практические советы и упражнения. Как заинтересовать, мотивировать и обучать детей с ЗПР? Каковы принципы оптимальной и эффективной коррекционной работы? Авторы материала – когнитивные психологи и педагоги Дина Поправко и Наталья Шолохова.

                                Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?

                                Особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР)

                                В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к уве­личению количества детей, испытывающих проблемы в психи­ческом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества труд­ностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обу­чения, так и в процессе обучения в школе.

                                Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического разви­тия (сокр. ЗПР).

                                Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

                                Категория детей с ЗПР полиморфна, и психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном и младшем школьном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.

                                Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

                                Общий когнитивный тест CogniFit: узнайте, как работает ваш мозг

                                В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

                                Роль памяти в развитии ребенка

                                Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

                                Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при­вычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

                                Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уро­вень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка?  Узнайте об играх для развития памяти. 

                                В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:

                                • зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
                                • слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
                                • двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
                                • эмоциональную — память чувств.

                                По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:

                                • непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
                                • произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

                                На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.

                                На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

                                Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

                                Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл. 

                                Развить память у детей помогают игры

                                Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР

                                Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне разви­тия мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-­действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.

                                Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.

                                Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания.  Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).  В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

                                Проведённые исследования показывают, что  уровень сформированности  непроизвольной, а особенно произвольной памяти  у  старших  дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками.

                                Для детей с ЗПР также харак­терны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособ­ности, сокращение времени, в ходе которого возможна продук­тивная деятельность.

                                Коррекционную помощь этим детям целе­сообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и мето­диками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечи­вает мотивационную составляющую коррекционного процесса.

                                Коррекционная работа с детьми с ЗПР

                                Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школь­ной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных про­грамм, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравне­нию с детьми с нормальным развитием.

                                Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологиче­ские и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.

                                Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:

                                • реального уровня психического развития ребенка в целом;
                                • возрастных закономерностей развития памяти;
                                • индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.
                                Читайте также:  Литический укол для ребенка 2 года

                                Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

                                • Слабость их мыслительной деятельности.
                                • Пониженная познавательная активность.
                                • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
                                • Недостаточность произвольной саморегуляции.

                                Для преодоления трудностей со  стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:

                                • Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
                                • Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
                                • Включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.
                                • Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
                                • Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

                                При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.

                                Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

                                Персональная тренировка мозга от CogniFit: улучшите память, внимание и другие способности вашего мозга

                                Принципы подбора коррекционных процедур

                                При подборе коррекционных процедур для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:

                                1. Использовать игры и методики, способствующие активиза­ции продуктивной умственной деятельности.

                                2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компо­нента за счет:

                                • эмоциональной насыщенности игр;
                                • вариативности в формах организации (игры в парах, в под­группах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с измене­ниями позы тела и др.);
                                • изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), спо­собствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.

                                3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:

                                • доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
                                • полимодальности (использования при их выполнении всех ана­лизаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).

                                Наиболее важные направления коррекционной работы:

                                • Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
                                • Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.
                                • При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
                                • Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
                                • Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
                                • Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом.
                                • Материал, который вызывает эмоции, запоминается  ребенком в 2 раза больше, при этом быстрее, прочнее и охотнее.
                                •  Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце («эффект края»). 
                                •  Необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
                                • Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

                                В коррекционной работе важно заинтересовать и мотивировать ребёнка

                                Коррекционные игры и упражнения

                                Как развить память у ребёнка? Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.

                                Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:

                                Игра «Магнитофон».

                                Цель: активизация запоминания и воспроизведения в опреде­лённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.

                                Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записы­вать на магнитофон», т.е. запоминать.

                                Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;

                                ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;

                                ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.

                                Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».

                                Игра «Телеграф».

                                Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.

                                Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово пере­дает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.

                                Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.

                                Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».

                                Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф- ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).

                                Например: сок — маска — нос — насос и т.д.

                                Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:

                                Игра «Фигуры».

                                Цель: расширение объема запоминания зрительной информа­ции, анализ пространственной организации стимулов.

                                Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры услож­няются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный ана­лиз фигуры.

                                Другой вариант этой игры «Сложи узор».

                                Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцвет­ных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.

                                Игра «День рождения».

                                Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.

                                Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанав­ливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.

                                Игры и упражнения для памяти

                                Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:

                                Игра «Рисование линий без зрительной опоры».

                                Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.

                                Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.

                                Игра «Вспоминаем знакомые движения».

                                Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

                                Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки,  лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

                                На следующем этапе можно проводить как «и?