Занятия с ребенком с зпр 4 года
Примерные варианты занятий педагога-психолога с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития
Занятие-ознакомление «Волшебный лес»
Цель: активизация отклика ребенка к совместной деятельности с педагогом.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- познакомить с новым материалом «живой песок;
- показать правила поведения в песочнице.
Оборудование: аудио запись «Звуки леса», «Журчанье ручейка», стол для экспериментирования «Песок – вода», пособие «Живой песок», раскраска «Дерево», наглядные картинки «Лес», «Растения леса», игрушка рыбка, акварель, полотенце 2 штуки.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой
Звучит музыка «Звуки леса».
Воспитатель показывает ребенку наглядные картинки с изображением леса, реки, растений леса: «Посмотри, это лес. В лесу растет много растений. В чаще леса течет река, а в реке камни». Педагог подводит ребенка к столу с двумя емкостями, в одной емкости теплая вода и стеклянные камни, другая пустая. Давай достанем камни из воды, посмотрим какие они». Используется музыкальное сопровождение «Журчанье ручейка».
Воспитатель читает стихотворение:
Намокли брюки и носки, заела мошкара.
Но не уйду я от реки, наверно, до утра.
Я в речке камешки нашел, что излучают свет!
Один – как мамины глаза – прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза – зелененький другой.
А третий – белый, как снежок, я устоять не смог.
Достал я камешки с воды, на чистый бережок.
Ребенок достает все камни из воды в сухую емкость. Педагог просит ребенка показать по очереди синий, зеленый, белый камень. Предлагает сложить камни обратно в воду, сначала зеленые, потом синие и белые. Вытирают руки полотенцем.
- Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Меж еловых мягких лап
(поглаживают ладони друг о друга)
Дождик как – кап – кап.
(постукивают по столу пальцами обеих рук)
Где сучок давно засох –
Серый мох, мох, мох.
(«мнут мох», сжимая энергично обе ладони)
Где листок к листку прилип,
(хлопают ладонями)
Вырос гриб.
(сводят руки над головой)
Педагог помогает ребенку разгибать и загибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить дерево. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования.Используется музыкальное сопровождение «Звуки леса».
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является белка. Белка приглашает ребенка в песочницу. Она проговаривает правило поведения в песочнице.
Хозяйка знакомит детей с правилами поведения.
Страну прошу мою любить.
В ней много волшебства.
Но вход в страну закрыт для тех,
Кто любит драться,
В глаза песком кидаться
И пробовать на вкус.
Кто не строит, а ломает,
Тот в страну не попадает.
Педагог предлагает сделать для белки лес, используя мелкие макеты деревьев, кустарников, фигурки животных леса. Важно дать ребенку поиграть, прочувствовать свойства песка.
- Заключение
Белка благодарит ребенка. Ей очень понравился лес. Белка прощается, песочница закрывается.
«В гости к рыбке»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- закрепить правила поведения в песочнице.
Оборудование: аудио запись «Звук океана», стол для экспериментирования «Песок – вода», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Рыбка», игрушка рыбка, акварель, полотенце 2 штуки.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой «Достанем камушки»
Воспитатель показывает ребенку рыбку: «Посмотри, сегодня в гости к нам приплыла рыбка. Рыбка живет в воде, а в воде камни. Давай достанем камни из воды, посмотрим какие они». Используется музыкальное сопровождение «Звук океана».
Воспитатель читает стихотворение:
Намокли брюки и носки, заела мошкара.
Но не уйду я от реки, наверно, до утра.
Я в речке камешки нашел, что излучают свет!
Один – как мамины глаза – прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза – зелененький другой.
А третий – белый, как снежок, я устоять не смог.
Достал я камешки с воды, на чистый бережок.
Ребенок достает все камни из воды в сухую емкость. Педагог просит ребенка показать по очереди синий, зеленый, белый камень. Предлагает сложить камни обратно в воду, сначала зеленые, потом синие и белые. Педагог и ребенок вытирают руки полотенцем.
- Пальчиковая игра «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг!
(делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг?
(приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
(разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Гостей встречает осьминог.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить рыбку. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования.Используется музыкальное сопровождение «Звук океана».
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является рыбка. Рыбка приглашает ребенка поиграть. Она проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает сделать много рыбок из песка, используя формочку. Формирует понятие много рыбок – одна рыбка.
- Заключение
Пальчиковая игра «Рыбки». Это более простой вариант пальчиковой игры.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
(на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся,
(пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке.
(снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Педагог подводит итог занятия. Проговаривает: «Кто приходил в гости? Кого рисовали? Сколько рыбок сделали? Ты молодец! Умница!»
Предлагает ребенку поиграть в песочнице.Используется музыкальное сопровождение «Звук океана». После того как ребенок наиграется, рыбка прощается с ребенком, песочница закрывается.
«В гости к черепашке»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- учить рисовать акварелью;
- учить находить посуду по названию.
Оборудование: аудио запись спокойная музыка, стол для экспериментирования «Песок – вода», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Пирог», акварель, полотенце 2 штуки, набор игрушечной посуды.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой «Моем посуду»
Психолог говорит ребенку, что сегодня мы попали в гости к черепашке. Она предлагает испечь пироги, но сначала надо помыть посуду. Посуда расставлена на столе. Психолог дает ребенку указания: «Помой кружку, тарелку, ложку, вилку, кастрюлю». Педагог помогает ребенку в случае затруднения, подает названный предмет, называет цвет. Ребенок моет посуду и кладет в пустую емкость.
Педагог читает стихотворение:
Чайный мыли мы сервиз,
Дружно делали сюрприз.
Чашек было много.
Помогли немного.
Маме легче стало:
Их осталось мало.
(П. Иванов)
- Пальчиковая игра «Тесто»
Взрослый предлагает ребенку испечь пирог, помогает выполнять действия по тексту.
Тесто мы месили
(сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили:
(ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
(разводим руки)
Слепим мы большой пирог!
3. Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить пирог. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ.Закрепляют название цветов. Используется музыкальное сопровождение.
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является черепашка. Она проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает сделать пироги из песка. Пироги украшаются цветными камнями. Закрепляется понятие «много».
- Заключение
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение.После того как ребенок наиграется, черепашка прощается с ребенком, песочница закрывается.
«В гости к зайчику»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- учить называть цвет и название фруктов.
Оборудование: аудио запись «Звук текущей воды» и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких овощей, игровое пособие «Живой песок», раскраска «Овощи», акварель, полотенце 2 шт.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем овощи»
Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к зайчику. Зайчик очень любит овощи. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».Воспитательчитает стихотворение, потомдемонстрирует ребенку овощи, называет их:
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
(Н. Довженко)
Ребенок моет овощи в теплой воде идостает в сухую емкость.
- Пальчиковая игра «Овощная ладошка»
В огороде много гряд.
(загибают пальцы поочередно)
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
(сжимают, разжимают ладошки)
Нас прокормит круглый год.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить овощи. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования через показ.
- Игра в песочнице
Хозяин в песочнице на данном занятии является заяц. Он проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает «посадить» овощи на грядки. Грядки заранее сформированы педагогом. После показа ребенок «высаживает» овощи на грядки, классифицируя по внешнему признаку. Педагог делает вывод: «Всего посадили много овощей: помидоры, огурцы, морковь, картофель».
- Заключение
Пальчиковая игра «Овощи»
У девчушки Зиночки
(делают ладошки «корзинкой)
Овощи в корзиночке:
(сгибают пальчики, начиная с большого)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(показывают большой палец)
Наша Зина – молодец!
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение (подойдет спокойная музыка для релаксации). Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, заяц прощается с ребенком, песочница закрывается.
«В гости к ежику»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- учить называть цвет и название овощей.
Оборудование: аудио запись «Звук текущей воды» и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких овощей, игровое пособие «Живой песок», раскраска «Фрукты», акварель, полотенце 2 шт.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем фрукты»
Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к ежику. Ежик очень любит фрукты. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».
Воспитательчитает стихотворение, потомдемонстрирует ребенку овощи, называет и их:
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
(Н. Довженко)
Ребенок моет фрукты в теплой воде и достает в сухую емкость.
- Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»
Он, конечно, не один.
(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(показывают ладошками вокруг и на себя)
Фрукт для вас и для нас.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить фрукты. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ.
- Игра в песочнице
Хозяин в песочнице на данном занятии является ежик. Он проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает испечь пироги с фруктами. Делают из песка несколько пирогов. После показа ребенок украшает пироги фруктами, классифицируя: яблочный пирог, вишневый пирог, банановый пирог. Педагог делает вывод: «Всего сделали много пирогов: вишневый, яблочный, банановый».
- Заключение
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение. Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, ежик прощается с ребенком, песочница закрывается.
«Бабушкин двор»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- закрепить название овощей;
- учить называть домашних животных.
Оборудование: запись голосов домашних животных и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких игрушек из серии «Домашние животные», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Утка с утятами», кукла-бабушка, акварель, полотенце 2 шт.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем овощи»
Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к бабушке. Бабушка вырастила в огороде овощи. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».
Воспитатель читает стихотворение, потом демонстрирует ребенку овощи, называет и их:
Ешьте овощи и фрукты
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
(Н. Довженко)
Ребенок моет овощи в теплой воде и достает в сухую емкость.
- Пальчиковая игра «Овощная ладошка»
В огороде много гряд.
(загибают пальцы поочередно)
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
(сжимают, разжимают ладошки)
Нас прокормит круглый год.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является бабушка. Бабушка просит сделать ей двор. Педагог с ребенком делают забор из счетных палочек. Палочки разного цвета, педагог называет цвет каждой палочки, ребенок по возможности повторяет. Важно положительно оценивать каждый ответ ребенка, даже если это начальный слог или буква. Педагог объясняет: «Во дворе у бабушки живет корова. Как корова кричит?» В песочнице появляется фигурка коровы. «Во дворе у бабушки живет утка. Как утка кричит?» Так в песочнице появляются фигурки других домашних животных.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить утку с утятами. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ. Идет работа над формированием словаря (утка, утята).
- Заключение
Пальчиковая игра «Бабушка»
Наша бабушка идет.
(пальцами обеих рук изображают очки)
И корзиночку несет.
(ладони рук соединить в «тарелочку»)
Сядет тихо в уголок,
(садятся)
Вяжет деточкам чулок.
(имитация вязания спицами)
Вдруг, котятки прибежали,
(движение «кошечка» кистями)
Все клубочки разобрали.
(поочередные хватательные движения рук)
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение. Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, бабушка прощается с ребенком, песочница закрывается.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр диагностики и консультирования «РОСТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦДиК «Рост»
______________________ А.Б.Гришанкова
«____»_________________20 ____ г.
Принята на научно-методическом совете ЦДиК «Рост»
«____»_________________20 ____ г.
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий
«Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения: 18/36 (часов)
Автор-составитель:
Иванникова Ольга Анатольевна
учитель – дефектолог
Москва, 2013 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, дети с задержкой психического развития (ЗПР) занимают особое место. Оказание современной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, на всех возрастных этапах их индивидуального развития, является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Основными условиями и факторами, способствующими продвижению как психического, так и интеллектуального развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними, что нацеливает нас на активную психолого – педагогическую помощь.
Теоретической основой программы являются программы, разработанные С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Г.М. Капустина «Формирование элементарных математических представлений» и т.д. Также программа опирается на формирование сенсорных эталонов, за основу взята программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Характеристика детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и тонкой моторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графо-моторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. Память отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления – дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
Методическое обеспечение программы
Цель программы – формирование познавательной сферы (развитие и коррекция высших психических функций, игровой и продуктивной деятельности) и подготовка к овладению умениями и навыками учебной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
- создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
- стимулирование и обогащение развития всех видов деятельности (познавательной, игровой и продуктивной);
- профилактика вторичных отклонений в развитии и трудности в обучении.
Принципы:
- Учет возрастных и типологических особенностей детей.
- Развивающего обучения – формирование «зоны ближайшего развития».
- Единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Коррекции и компенсации
- Всестороннее развитие личности.
- Индивидуального подхода.
- Сознательности и активности.
- Систематичности.
- Наглядности.
- Научности и доступности.
Основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы
Коррекционные задачи:
– развитие мелкой моторики;
– развитие ощущений.
– развитие и коррекция восприятия.
– развитие и коррекция внимания.
– развитие и коррекция памяти.
– развитие и коррекция мышления.
– развитие воображения.
Оздоровительные задачи:
– развитие координации движений и формирование правильной осанки;
– формирование основных видов движений;
– развитие ориентировки в пространстве.
Воспитательные и обучающие задачи:
– повышение уровня мотивации обучения.
– формирование грамматически правильной связной речи;
– формирование математических представлений;
– формирование высокого уровня произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.
Направления коррекционно-развивающей работы:
(работа по направлениям включаются на каждом занятие)
Развитие:
- общей и мелкой моторики;
- кратковременной и долговременной памяти;
- зрительно-моторной памяти (обязателен образец);
- вербально-моторной памяти (работа по словесной инструкции);
- зрительной памяти;
- слуховой памяти;
- моторной памяти;
- ассоциативной памяти.
- слухового внимания;
- зрительного внимания;
- произвольного и непроизвольного внимания;
- устойчивости внимания;
- переключаемости внимания;
- объема внимания;
- концентрации внимания;
- распределения внимания.
- зрительного восприятия;
- слухового восприятия;
- кинестетического восприятия;
- наблюдательности.
- зрительных представлений;
- слуховых представлений;
- пространственных представлений;
- временных представлений;
- осязательных ощущений.
- наглядно-действенного мышления;
- наглядно-образного мышления;
- элементов логического мышления;
- функции анализа и синтеза;
- функции сравнения;
- функции классифицирования;
- причинно-следственных связей и отношений;
- наглядно-образного мышления;
- игровой деятельности;
- конструктивной деятельности;
- продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование).
Основные разделы программы:
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
- Развитие элементарных математических представлений;
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, формирует знания и представления о предметах и явлениях окружающей жизни, способствует расширению кругозора, выработка умения осмысленно запоминать и точно воспроизводить материал.
Развитие элементарных математических представлений направлено на ориентировку в цвете, форме и величине предметов, способствует формированию умения сравнивать предметные совокупности, осваивать представления о числе и количестве от 0 до 10
*объем материала зависит от возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.
**количество занятий может, меняться в зависимости от усвоения ребенком материала.
Срок реализации: программы «Учимся, играя» – 1 год, 18 занятий (1час на тему)/ 36 занятий (2 часа на тему).
Возраст детей: физический возраст детей 4 – 5 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю интегрированное занятие
Форма обучения: для детей – индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (игровой сеанс).
Учебно-тематический план
1.Ознакомление с окружающим миром и развития речи
Лексическая тема | № занятия | Режим занятия | Кол-во часов 18/36 | Ожидаемый результат | Форма контроля |
Времена года. Лето. Осень. Зима. Весна. | 1, 2, 3,4 | 15 мин 1 (2) в неделю | 4 | Анализ результатов, качество выполнения заданий | |
Фрукты | 5 | – | 12 | – | |
Овощи. | 6 | – | 12 | – | |
Домашние животные в деревне. Их детеныши. | 7 | – | 12 | – | |
Домашние птицы. | 8 | – | 12 | – | |
Дикие животные. | 9 | – | 12 | – | |
Животные в зоопарке. | 10 | – | 12 | – | |
Игрушки. | 11 | – | 12 | – | |
Я-ребенок! Части тела. Личная гигиена. Режим дня. | 12 | – | 12 | – | |
Одежда. Обувь. Головные уборы. | 13 | – | 12 | – | |
Семья. | 14 | – | 12 | – | |
Посуда. | 15 | – | 12 | – | |
Мебель. | 16 | – | 12 | – | |
Насекомые. | 17 | – | 12 | – | |
Транспорт. | 18 | 12 | – |
2.Развитие элементарных математических представлений
Тема | № занятия | Режим занятия | Кол-во часов 1/2 | Ожидаемый результат | Форма контроля |
Основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Классификация по цвету | 1 | 15 мин 1 (2) в неделю | 1 | Анализ результатов, качество выполнения заданий | |
Форма, как основной признак предмета. Круг, квадрат. Классификация по форме. | 2 | – | 1 | – | |
Форма предметов: квадрат треугольник. Классификация по форме. | 3 | – | 1 | – | |
Форма предметов: круг, овал Классификация по форме. | 4 | – | 1 | – | |
Один-много. Столько же | 5 | – | 1 | – | |
Одинаковый, такой же. Большой – маленький. Размер (одинаковые и разные). | 6 | – | 1 | – | |
Число и цифра 1. Количественный счет в пределах 1. | 7 | – | 1 | – | |
Высокий – низкий | 8 | – | 1 | – | |
Цвет предметов (оттеночный): белый | 9 | – | 1 | – | |
Спереди, сзади. | 10 | – | 1 | – | |
Форма предметов: овал | 11 | – | 1 | – | |
Число и цифра 2. Количественный счет в пределах 2. | 12 | – | 1 | – | |
Выше, ниже, высокий, низкий. | 13 | – | 1 | — | |
Форма предметов: прямоугольник. Длинный-короткий | 14 | – | 1 | – | |
Число и цифра 3. Количественный счет в пределах 3. Длинный-короткий, длиннее, короче. | 15 | – | 1 | – | |
Форма предметов (обобщающие занятие). Сравнение предметов по величине. | 16 | – | 1 | – | |
Число и цифра 4. Количественный счет в пределах 4. Широкий-узкий | 17 | – | 1 | – | |
Цифра 5. Количественный счет в пределах 5. Сравнение по кол-ву. Отеночные цвета | 18 | – | 1 | – |
Содержание программы смотреть в приложении.
Предполагаемый результат к концу года
Дети должны научиться:
- выделять и называть предмет, отдельные его части, свойства, функции, выделять существенные признаки данного предмета или явления;
- сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия;
- объединять и разделять по существенным признакам на группы предметы (объекты), называть их;
- устанавливать прямую зависимость между объектами и явлениями на непосредственном их восприятии;
- проводить прямые прерывные и непрерывные линии, ориентироваться на листе бумаги;
- штриховать простые предметы в разном направлении, обводить предметы по контору;
- выполнять задания по образцу, схеме и речевой инструкции;
- называть свое имя, фамилию, возраст, имена родных;
- показывать и называть основные части тела и лиц?