Занятия с ребенком при алалии в 3 года

Занятия с ребенком при алалии в 3 года thumbnail

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Алалия – тяжелое нарушение речи, вызванное поражением центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Как быстро у ребенка появится нормальная речь, зависит от формы и степени нарушения и своевременности начала коррекции. Например, при моторной алалии прогноз благоприятный, если заболевание распознали вовремя. При сенсорномоторной и сенсорной формах сложно дать какой-то определенный прогноз. Все зависит, насколько рано родители обратились за помощью к неврологу и логопеду.

Окончательный диагноз ставится в 3-4 года, в карте ребенка обычно пишут: общее недоразвитие речи. Однако формируется болезнь еще в период внутриутробного развития и раннем детстве, поэтому очень важно с младенчества внимательно наблюдать за развитием ребенка.

Признаки моторной и сенсорномоторной алалии

Моторная форма вызвана поражением центра Брока, который отвечает за способность формулирования и воспроизведения завершенной мысли устно или письменно. Дети с моторной алалией обычно понимают, что им говорят, но не могут выразить свои желания и мысли.

При легкой степени поражения речь представлена отдельными словами, которые стоят в начальной форме и не связаны во фразу. Ребенок не может изменить слово по числам, родам, падежам, не использует предлоги и союзы. При тяжелой форме речь отсутствует, и он заменяет ее мимикой, интонацией и жестами.

Симптомы:

  • Речь формируется в 4-5 лет
  • Ребенок не может построить простейшую фразу.
  • Скудный словарный запас.
  • Плохое произношение. Ребенок меняет местами слоги, путает схожие звуки.
  • Заторможено умственное развитие.
  • Низкое развитие мелкой моторики: ребенок с трудом удерживает мелкие предметы, медленно застегивает пуговицы, завязывает шнурки, плохо управляется с ложкой и вилкой.
  • Плохо развита и координация движений. Малыш часто спотыкается, не умеет прыгать на одной ноге, проходить по ровной линии. У него нет чувства ритма.

При моторной алалии ребенку сложно сконцентрироваться на каком-либо определенном занятии, он устает, отвлекается, капризничает.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года

С моторной формой алалии часто сочетается сенсорная алалия – наиболее тяжелое проявление заболевания, поскольку страдает не только воспроизведение речи, но и ее восприятие. Добавляются еще и такие признаки:

  • вялость или, наоборот, гиперактивность;
  • медленная реакция;
  • непонимание речи.

Сенсомоторная алалия часто сопровождается заиканием, нарушениями слухоречевой памяти, отсутствием связи между произнесенным словом и его значением.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.

Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.

При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.

Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
  • реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
  • настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
  • в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
  • на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
  • на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
  • малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.

Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?

Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:

  • медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
  • логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
  • физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
  • занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.

Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.

Источник

Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.

Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)

Коррекционно-образовательные задачи:

– развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;

– учить выполнять инструкции логопеда;

– развивать слухоречевую память;

– развивать фонематический слух (подготовительный этап);

– формировать направленную воздушную струю;

– уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме “Животные”.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);

– развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.

Коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.

Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)

Давай поиграем с ними сегодня.

2. Развитие фонематического слуха. Игра “Кто пришёл?”

Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.

А пёс так: //-/

А мышка так: //-//.

Угадай, кто так постучал.

(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)

3. Дыхательная гимнастика “Птенчики”.

Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).

Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)

Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.

(Ребенок складывает ладони “лодочкой”.)

Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.

(Сначала ребенок делает слабый выдох – птенчики боятся, теперь сильный – птенчики научились летать)

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет

4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра “Угадай кто?”

Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.

Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?

(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)

Занятия с ребенком при алалии в 3 годаЗанятия с ребенком при алалии в 3 года

5. Физминутка (развитие ручного праксиса)

Кулачок-ладошка

Мы ползем как кошка!

(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе – сначала обе руки вместе, затем попеременно)

6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):

Логопед: Посмотри и сделай как я:

– Руки вверх – А, руки в стороны – У, руки вниз – И

(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)

– Молодец!

– Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.

(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)

Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат – И, треугольник – У.

(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)

– Молодец! Дом! Ки-са до-ма!

Занятия с ребенком при алалии в 3 года

7. Развитие слухоречевой памяти:

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).

Логопед: Дай мне:

– Собаку и зайца

– Кошку и мышку

– Слона, мишку и кошку и т. д.

8. Итог занятия.

– Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)

Ты придешь еще поиграть? (Да)

Источник

Всего, конечно, не опишешь, но я хочу немного систематизировать, о чем последнее время много писала и, попытаться помочь мамам, которые хотят заниматься с ребенком, хотят помочь своим детям, но не знают с чего начать.

Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, и ничего не навязываю. Мои рекомендации основаны исключительно на моем опыте и пока небольших знаниях.

Если кому-то хоть немного поможет мой опыт, это уже очень здорово.

Еще несколько оговорок.

Первое. Ребенок всегда хуже занимается с мамой, чем с педагогом. В моем случае, это было начато дочерью, подтверждено сыном.

Второе. Никаких экспромтов, к каждому занятию, даже если оно в форме игры, необходимо готовиться. В какие игры будете играть, что “прокачивать”, все должно быть записано в план занятия.

Третье. Обязательный итоговый контроль. После каждого занятия, записывайте как оно прошло. Что получилось, что не пошло совсем, что вызвало интерес. Переход к другому заданию или снижение уровня подсказки нужно начинать, если ребенок отвечает 80% правильно в течение трех занятий, проводимых подряд(по АВА).

Четвертое. Если ребенок, в течение трех подряд занятий, не выдает 80 % правильных действий и ответов, следует перепроверить уровень сложности задания, возможно, следует разделить задание на более простые действия, либо пересмотреть вид и правильность подсказок, правильность выбранных стимулов (поощрений). Именно ваш итоговый контроль в этом поможет.

Пятое. Не спешите, не перегружайте план занятий и не опускайте руки, если не получается все то, что вы запланировали. Пробуйте, наблюдайте, определяйте каков индивидуальный ритм развития ребенка.

Представим ситуацию. Ребенок 3-4 года, говорит до 30 слов, на просьбы реагирует не всегда, частые истерики, отказывается рисовать, писать, читать, лепить, отсутствует ролевая игра.

Яндекс Картинки

Во-первых, необходимо определиться с правильными мотиваторами. Чем вы будете поощрять ребенка за правильно выполненное задание. нельзя обещать что-то (сделаешь вот это – получишь вот это), поощрять нужно сразу же после правильно выполненного задания.

Чтобы понять ради чего ребенок готов что-то сделать нужно:

  • наблюдать (родители лучше знают, что ребенок очень любит есть, с чем любит играть) С поощрением в виде игрушки, нужно быть осторожней, возможно будет сложно забрать, чтоб продолжить занятие.
  • использовать метод “одиночный стимул” (АВА-терапия). Вы берете любимые ребенком предметы, еду (игрушки и еду нужно тестировать отдельно), выписывайте их в таблицу и предоставляете ребенку 5-10 раз. Если возьмет, ставите +, если не возьмет -.
  • использовать метод Фишера (АВА-терапия). Определить через наблюдение 8 видов лакомств (нарезаете маленькими кусочками, чтобы ребенок быстро не насытился. Складываете по коробочкам и выкладываете на стол по два лакомства на расстоянии 20 см. Отмечаете в табличке, что именно ребенок взял, что ему предпочтительнее. Если ребенок не взял ни одно лакомство в течение 15 секунд, убираете оба.

Во-вторых, начать следует с имитации ваших простых движений. Как только вы научите ребенка подражать вашим движениям, вы сможете показать ему множество вещей – играть с игрушками, одеваться, пользоваться мимикой. Имитация звуков и слов самая трудная программа для ребенка и ее вы сможете начать после овладения имитацией движений и мимики.

Примеры для обучения имитации движений:

Поднимание рук, дотронься до носа, хлопание в ладоши, постукивание по столу, встать, потрогать живот, топнуть ногой, махнуть рукой “пока”, поднимание одной руки, потрогать уши, взять предмет со стола, дотронуться до языка, сесть, повернуться вокруг себя.

Громко произнесите: Сделай это (сделай так) и поднимите руки. Нужно говорить – сделай это, а не подними руки, т.к. вы обучаете имитации, а не пониманию команды.

Если ребенок не хочет повторить ваше движение, повторите “сделай это” и поднимите руки ребенка за запястья и подержите их у него над головой несколько секунд. Немедленно поощрите его. Постепенно, когда начнет получаться, снижайте уровень подсказки (слегка приподнимайте руки ребенка за запястья и потяните вверх, потом просто подтолкните руки ребенка в нужном направлении пальцами). Если ребенок правильно выполняет задание несколько раз подряд с подсказками, отказывайтесь от подсказок.

Когда ребенок начнет выполнять задания близко к норме с двумя действиями, начинайте чередовать задания, чтобы убедиться, что ребенок не просто запомнил последовательность действий, а действительно научился имитировать движения).

Примеры имитации мимики и жестов:

Открыть рот, улыбнуться, помотать головой “нет”, надуть щеки и выдохнуть воздух, высунуть язык, нахмуриться, кивнуть головой “да”, прикусить губу, поворачивать голову из стороны в сторону, подмигивание.

Мимике можно учить сначала перед зеркалом, потом в положении лицом-к-лицу.

Пример плана занятия:

1. Выполняем на стуле (мама сидит на полу, глаза в глаза с ребенком) Имитация “подними руки”

2. Если ребенок неусидчив, меняем место – спускаемся на пол. Игра (пирамидки, паззлы, фигуры из конструктора – строим башню, ребенок повторяет и т.д.)

3. Выполняем на полу. Массаж рук (ловим пальчики ребенка, легонько удерживаем их по одному пальчику, ребенок должен пытаться их вытянуть), катаем мячики Су-Джок по ладошкам.

4. Выполняем на стуле. Имитация “открыть рот”

5. Выполняем за столом, на столе расставляем знакомые ребенку игрушки. Игра “покажи мне” тренируем указательный жест.

6. Выполняем на полу. Играем в сортер, мяч, карточки (что интересно ребенку).

7. Выполняем в комнате. Играем в “шаг-хлопок” (идем до игрушки в другом конце комнаты – делаем вместе шаг правой ногой, не приставляя левую – хлопок – делаем шаг левой ногой, не приставляя правую – хлопок и т.д.)

8. Выполняем на стуле. Имитация “подними руки”

9.Выполняем в комнате. Играем “хлопай один” Дуем мыльные пузыри, хлопнуть можно только один.

10. Выполняем на стуле. Имитация “открой рот”.

После занятия обязательно отмечаем, что получилось, что нет. Скорее всего вы сами поймете, что ребенку далось легко, что сложновато.

Будьте готовы к тому, что ребенок будет игнорировать ваши просьбы, что вам придется много сдерживаться, чтоб не закричать, все бросить. Поощрите себя!! И не прекращайте. Сразу набросайте план занятия на следующий день, он скорее всего будет такой же, может что-то вы замените, усложните или упростите по результатам первого занятия.

Не относитесь к занятию серьезно, попытайтесь получить удовольствие!

Источник