Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками thumbnail

Пальчиковые игры для малышей до года

Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Читайте также:  Кортексин и развитие ребенка
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Стихи и потешки для малышей

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

Буду рада, если вы поделитесь своим мнением о пальчиковых играх и расскажите о том, как проходят ваши занятия с малышом. И обязательно поделитесь своими любимыми пальчиковыми играми! Будем расширять коллекцию! Читайте также:

Книги для детей до года

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ПОДБОРКА

Искренне ваша, Яна Разначенко.

Источник

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет/Стихи для пальчиковой гимнастики и игрового массажа

пальчиковые игрыНачну с того, что  двое моих замечательных деток имели (а младший до сих пор имеет) проблемы с произношением некоторых  звуков. Благо старшей дочери повезло, и она попала в садик, где работали прекрасные педагоги. И хотя я сама в то время «ворчала», что приходится много переписывать (ксерокс в садике был только для избранных, а тетрадь с заданиями не давали никому домой, нужно было сидеть и переписывать по 3-4 страницы текста), сейчас я очень благодарна нашим воспитателям и особенно логопеду.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками) и речевым центром  мозга.

Пальчиковые игры

и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Как проводить занятия?

Хочу заметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале занятия проводилась беседа по теме, например: животные, овощи, праздник Новый год и т.д. Игра начиналась с того, что я показывала движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение мы повторяли вместе несколько раз, до полного запоминания. Как правило, все игры дочь быстро запоминала, тем более в садике они повторяли эти упражнения довольно часто.  На начало наших занятий младшему ребенку было около года, кстати ему тоже было интересно наблюдать за нашими играми и он как мог, участвовал.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в начальной школе

Теперь и сами игры из наших тетрадок. 

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Крепкие дружные все  такие нужные

На другой руке опять

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики быстрые, хотя не очень … чистые. 

(во время упражнения  по очереди загибаем пальчики  сначала на левой, а потом  на правой руке, на последних  строчках машем пальчиками обеих рук

Снежок

Раз, два, три, четыре  (загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)

Круглый, крепкий, очень  гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)

И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)

Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)

Три уроним и сломаем. (топаем ногами

пальчиковые игры

Семейка

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я

Вот и вся моя  семья. 

(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок»

Зверята

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Два щенка: “Ав-ав!”,

Два жеребенка: Иго-го!”,

Два тигренка: “Ррр!”

Два быка: “Муу!”.

Смотри, какие рога.

(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)

Посуда

Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку 

Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)

Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная  с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали (хлопаем в ладоши)

Считаем овощи

У Лариски – две редиски,

У Алешки – две картошки,

У Сережки-сорванца

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две  морковки,

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. 

(По очереди загибаем  пальчики, начиная с большого, сначала на левой руке, затем на правой

Апельсин

Мы делили апельсин, (хлопаем в ладоши)

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура. (разводим руки в стороны)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Новый год

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков елочка)

Шишечки, иголочки (указательные пальчики «в стороны» показываем иголочки)

Шарики, фонарики (показываем круг большими и указательными пальчиками)

Зайчики и свечки (показываем ушки)

Звезды, человечки. (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков звездочка)

пальчиковые игры

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку)
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Зимний лес

Еж, медведь, барсук, енот,

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца и лису

И зимой найдешь  в лесу.

(соединяем пальчики  по очереди друг с другом)

пальчиковые игры

Зернышко

Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко)

Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти —  расти!

Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Утята

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук – “мама утка” – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”)

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад!

Козлята

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

А навстречу шёл другой, 

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца 

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить,

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух! 

(На слово “бух” – хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку – плюх! 

(Роняем руки на колени).

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Снежный пирог

Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)

Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу – лепим пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог  утек (пальчиками обеих рук побежали по столу)

Пирожки себе пеки, (прижимаем  ладошки друг к другу – лепим пирог)

Не из снега – из муки. 

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

В гости

В гости к пальчику большому 

(большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, 

(в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,

(сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён

Ветер тихо клён качает, 

(пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: 

(качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, 

(наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. 

(пошевелить пальчиками)

Белочка

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладошки)

Продает она орешки (ударяем кулачками друг о друга)

Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому. 

Козленок

Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)

Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)

Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)

Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем)

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю. 

Птички

Сколько птиц  в кормушке нашей (сжимаем и разжимаем кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей, (на каждое название загибаем пальчик)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых  перышках

Всем хватило зернышек. (клюем пальчиком по ладошке)

Читайте также:  Суть онтогенетического развития ребенка геккеля

08.12.2010

Подборку составила ДЕА

Подборка дополнена и обновлена 19.03.2014

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

понравилось, пригодилось! Спасибо!

Класс

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

спасибо,очень нужная информация,добавляю в избранное!

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Спасибо! Берем на вооружение!

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Спасибо большое)))

Очень интересно)) и познавательно))

С детства еще помню как мама нам показывала “Сороку-белобоку”))))

Игра “Пять утят “Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук – “мама утка” – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”.

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

\\\\\\

Игра “Два козленка”(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух!

(На слово “бух” – хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку – плюх!

(Роняем руки на колени).

\\\\\\

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Присоединяюсь. Спасибо большое, у меня всего 3 стишка было, теперь большой запас.

Спасибо Вам за интересный и полезный материал!!!

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Занятия с ребенком до года для развития речи с пальчиками

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите “ctrl+enter”
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник