Занятия с ребенком дцп 4 года
Понятие детский церебральный паралич
Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.
Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:
- паралича;
- парезов различных видов;
- нарушения координации движений.
Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.
Роль игры для детей с ДЦП
Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие. Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.
Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.
Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.
Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание
Значение помощи взрослого
Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:
- правильно сидеть и стоять;
- совершать движения пальцами рук;
- проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);
Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.
В чём ещё задача для взрослого:
- нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
- во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
- во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
- указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.
Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.
Виды игр
Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:
1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.
2. “Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.
3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.
4. Стучание ложкой по столу.
Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.
Игры для разминки и развития мелкой мотрики
Перед началом занятия дети проводят следующие игры:
- массируют ручки;
- обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.
Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:
- ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
- касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
- рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.
Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.
Игры с песком сухим
Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки. Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.
Игры с песком влажным
Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.
Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.
Игры с крышками
Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.
Игры с прищепками
Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.
Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса
Пройди, не задевая ворота
Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача – пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо – можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.
Не ошибись
Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.
Запрещённое движение
Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.
Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.
Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.
Передал — садись
Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку. Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.
Вернись в круг
Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.
Игры на внимательность и логику
Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.
Примеры других игр:
Пирамидка.
Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.
Сортировка пуговиц
Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.
Игра “найди пару”
Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача – найти цветовую пару для каждого.
Игра “послушай, что за окном”
Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.
Игра «определи звуки»
Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.
Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.
Игрушки для детей с ДЦП
Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить – способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.
Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:
- возможность использовать руки;
- степень умения концентрации внимания;
- степень понимания ребенком языка.
Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.
Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :
- младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
- нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
- занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.
В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра – тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.
Источник: https://nervivporyadke.ru/
Источник
согласно индивидуальной адаптированной образовательной программе.
Разделы работы
Основные виды работы
Организационный момент.
Сегодня к нам в гости пришла бабушка Федора. Она хочет с тобой поиграть. А ты будешь играть с бабушкой Федорой? Тогда бабушка Федора посидит и посмотрит, как мы с тобой будем делать массаж. А потом ты сам сделаешь упражнения для язычка.
Логопедический массаж.
Артикуляционная моторика.
Основная часть.
Массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения осуществляются от центра к периферии. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры.
1. поглаживание лба от середины к вискам.
2. поглаживание бровей.
3. поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.
4. поглаживание щёк от носа к ушам и от подбородка к ушам.
5. сжимание подбородка ритмичными движениями.
6. разминание скуловой и щёчной мышцы (поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щёчной мышцам к подбородку).
7. пощипывание щёк.
Укрепление губной мускулатуры.
1. поглаживание от середины верхней губы к углам.
2. от середины нижней губы к углам.
3. поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.
4. пощипывание губ.
5. покалывание губ.
Выполнение артикуляционных упражнений, для подготовки органов артикуляционного аппарата к постановки нарушенных звуков.
1. «Бегемотик» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот). Повторить 3-4 раза.
2. «Лягушка» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение). Повторить 3-4 раза. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
3. «Слонёнок» (сомкнутые губы вытянуть вперёд трубочкой, удерживать под счёт взрослого до 5-10). Повторить 3-4 раза.
4. «Лягушка-слонёнок» (на слово «лягушка» улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении. На слово «слонёнок» – сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Далее чередовать «лягушка – слонёнок», «лягушка – слонёнок». При чередование зубы должны быть сомкнутые, работают только губы). Повторить 8-10 раз.
5. «Месим тесто» (улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами: пя-пя-пя. Затем покусать его зубами: тя-тя-тя). Повторить 5 раз.
6. «Блинчик» (улыбнуться, широко открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти). Повторить 3-5 раз.
7. «Конфетки» (закрыть рот, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой получались «конфетки»).
8. «Лошадка» (улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Стараться, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, и «прыгал» только язычок).
Общие речевые навыки (работа над силой голоса).
«Поезд» (поезд едет сначала далеко, мы его плохо слышим – туууууу – произносим тихо. Затем поезд приближается, мы его уже хорошо слышим – тууууууу – произносим громче и громче. И вот поезд подъехал к нам близко и громко загудел, приветствуя нас – туууууууу. Поезд погудел и дальше поехал. Мы его слышим, как он гудит всё тиши и тише – туууууу – гудим тише. И вот поезд уехал далеко и его еле слышно – тууууууу – гудим совсем тихо.
Упражнение повторяем 2-3 раза.
Лексика.
Грамматика.
Тема «Посуда».
1) ты помнишь, что к нам в гости пришла бабушка Федора и принесла с собой – что? (логопед вместе с ребенком смотрит на картинки, и называют разную посуду). Затем дают обобщающее понятие.
2) как бабушка Федора ухаживает за посудой (обогащение глагольной лексики). Логопед вместе с ребенком обсуждают, как надо относится к посуде и как за ней ухаживать.
3) образование прилагательных (стекло, дерево, железо). Логопед рассказывает, что посуду делают из разного материала. Например, из стакан делают из стекла, и он тогда называется стеклянный. Ложку делают из дерева, и она тогда называется деревянная и т.д.
Мелкая моторика.
Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши.
Мы посуду перемыли: Имитируем мытьё посуды.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Массируем пальцы на одной руке.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: Имитируем мытье посуды.
Только чашку мы разбили, Массируем пальцы на другой руке.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
Зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Игра «Отгадай, что звучит» (барабан, погремушка, бубен).
Сначала логопед уточняет названия музыкальных инструментов и то, как звучит каждый инструмент. Затем логопед прячет за ширму инструменты и по очереди играет на них. Ребёнок должен правильно узнать и назвать музыкальный инструмент.
Итог.
Логопед вместе с ребенком вспоминают, что они сегодня делали, в какие игры играли.
Логопед хвалит ребенка.
Источник
Современной мировой тенденцией является стремление к социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. Она предусматривает формирование новой культуры и образовательной нормы, прежде всего уважения к физически и интеллектуально неполноценным людям, обеспечение достаточных условий для их интеграции в общество. Обозначенная тенденция прежде всего касается лиц со сложными нарушениями психофизического развития,
Дети с «особыми потребностями» – это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги и психологи ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их сверстники нормально развивающиеся вследствие органического поражения головного мозга и как следствие – имеющие нарушение познавательной деятельности. Для того, чтобы узнать, «почувствовать результат», необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы учебного и воспитательного характера. Одновременно с традиционными методами психолого-педагогического воздействия на ребенка, целесообразно использовать метод кинезиологической коррекции, направленный на снятие отдельных симптомов, улучшение развития психических процессов, мелкой и общей моторики, снижение утомляемости, активизации познавательных процессов и тому подобное. Повышению эффективности занятия способствует комплексное использование таких упражнений как:
1) пальчиковая гимнастика;
2) упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия;
Такие дети остро нуждаются в индивидуальной помощи. Только так они могут почувствовать себя комфортно и строить свое самосознание и самооценку, а значит и свою независимость от взрослых. Проблема ранней коррекции имеет огромное значение. Детский организм имеет большую пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой.
У детей с ДЦП есть трудности пространственного анализа и синтеза, нарушение схемы тела, словесного отражения пространственных отношений. Для них движения не только тяжелые для выполнения, но и очень слабо ощутимы, что становится причиной затруднения простых и более сложных форм восприятия. Слабость тактильного восприятия, кинестетики значительно затрудняют последующее усвоение навыков письма.
Дети с ДЦП испытывают большие трудности в познании окружающего мира (сжатые кулачки, ограниченность передвижения), что затрудняет формирование у них предметно-пространственных представлений. Необходимо создать специальное терапевтическое пространство: предметно-развивающую среду, в которой ребенок сможет почувствовать себя уверенным, будет проявлять самостоятельность и независимость. Ведь болезнь не всегда является определяющим фактором в отставании сенсорной деятельности этих детей. Приобретенный частый негативный опыт делает ребенка пассивным. Пассивное отношение к познанию нового доминирует и ребенок отказывается от попыток познания. Упражнения, которые вызывают трудности, обычно игнорируются, хотя определенный интерес присутствует. Важно распознать интерес ребенка и не пропустить его, помочь в выполнении упражнения, возможно, несколько упростив его.
Каждое упражнение имеет двойную цель: актуальное движение ребенка и работа на перспективу. При выполнении упражнений ребенок получает самые разнообразные сенсорные ощущения, накапливает их и ликвидирует сенсорный дефицит, упражнения, развивающие зрительное восприятие составленные из фрагментов разных размеров (длина, высота, ширина), форм и цветов. Тактильные упражнения обеспечивают развитие восприятия фактуры, формы, веса, температуры. Структура каждого занятия имеет конструктивные принципы рабочего материала: слева направо, от простого к сложному и т.д.
Постепенное усложнение материала, например, по дизайну и использованию (вертикальный и горизонтальный варианты материала) позволяют организовывать повторение на одном и том же, но с новой формой;
Последовательное абстрагирование материала от простых начальных функций.
Эмоциональный контакт ребенка с педагогом и родителями (зрительный, слуховой и тактильный контакты) атмосфера сотрудничества;
Изменение видов деятельности в течение занятия;
Опора на положительные результаты, познавательный интерес ребенка;
Закрепление навыков дома на другом материале, в домашних условиях;
Помощь родителям (консультирование) в коррекционной работе с детьми в домашних условиях.
Результативность программы, ожидаемые результаты:
Программа способствует повышению уровня развития познавательных процессов и общих интеллектуальных способностей ученика, развитию коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества, улучшения состояния общей и мелкой моторики.
В процессе занятий у ребенка создается положительный эмоциональный настрой, формируется атмосфера доверия, доброжелательности, позитивного отношения к окружающим.
Цель программы-содействие развитию ребенка, создание условий для реализации ее внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
Задача программы:
– развитие речи и формирование навыков общения;
– развитие мелкой моторики;
– развитие психических процессов и пространственных представлений;
– расширение словарного запаса;
– развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и кинестетического (двигательного)
– формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, времени, пространства, а также мышечно – суставного чувства;
– формирование полноценных представлений об окружающем мире;
– развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений;
Целевая группа: ребенок с особыми потребностями, а именно: с ДЦП.
Возраст участников: 6-8 лет
Время программы: учебный год.
class=”eliadunit”>
Продолжительность занятия: 20-25 минут.
Периодичность занятия: 1 раз в неделю.
Количество занятий: 34
Помещение для занятий: рабочее место ребенка дома, где проходят занятия психолога
Форма проведения: индивидуальная.
Методы и техники проведения: словесные, наглядные, практические, игровые методы и приемы; пальчиковая гимнастика.
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Игры на развитие моторики рук.
3. Игры на развитие познавательных процессов, когнитивной сферы.
4. Рефлексия.
5. Дневник занятий
6. Традиционное прощание.
Занятие 1-2
Занятие 3-4
Занятие 5-6
Занятие 7-8
Занятие 9-10
Занятие 11-12
Занятие 13-14
Занятие 15-16
Занятие 17-18
Занятие 19-20
Занятие 21-22
Занятие 23-24
Занятие 25-26
Занятие 27-28
Занятие 29-30
Занятие 31-32
Занятие 33-34
Источник