Занятия с ребенком 4 года рисование аппликации
Мельникова Ольга
Творческое объединение «Клякса» Нетрадиционная техника рисования и аппликации с детьми 3–4 лет.
Ум ребенка-на кончиках его пальцев.
В. И. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Поэтому художественная деятельность является важнейшим средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе художественной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, а нетрадиционные техники художественного творчества демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционная техника в рисовании и аппликации доставляет множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать и фантазировать.
Актуальность.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники в художественном творчестве помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
Занятие по программе «Клякса» направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Знакомясь с разнообразием нетрадиционных способов в рисовании и аппликации, их особенностями, многообразием материалов, дети учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки., свою аппликацию.
Нетрадиционная техника в художественном творчестве помогает увлечь детей, поддержать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Клякса».
Занятия строятся по следующему примерному плану.
Создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды. (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, ознакомление с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, подвижные игры)
процесс выполнения работы начинается с анализа объекта изображения или выявления сюжета рисунка, предположений детей по выполнению работы, рекомендаций педагога по композиции и технике его исполнения.
Рассматривание и обсуждение законченной творческой работы с точки зрения задач, поставленных в начале занятия (только положительная оценка, без указаний на ошибки и недостатки).
Цель программы:
Развитие художественно- творческих способностей детей 3-4 лет.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционной техники рисования и аппликации с использованием различных изобразительных материалов.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность.
Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
В программе «Клякса» затрагиваются все образовательные области
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.)
наглядные
практические
игровые.
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность.
Принципы лежащие в основе программы:
доступности (простата, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитан ников в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Ожидаемый результат:
– формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах в рисовании и аппликации.
– Владение дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными материалами.
– умение самостоятельно применять нетрадиционные техники.
– способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
– повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования, аппликации с использованием нетрадиционной техники.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
рисование по мокрой бумаге;
рисование ватными палочками;
оттиски штампов различных видов;
рисование жесткой кистью (тычок).
бумажная пластика (аппликация)
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду: дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках кружка. Среда с 16.00-до 16.15. Общее количество занятий в год-28.
Срок реализации- 1 год.
Литература.
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I-М. «Издательство Скрипторий 2003», 2007- 80с
2. Рисование с детьмидошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под. ред. Р. Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2006-128с
3. А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. Издательство Академия развития,2007-98с
4. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017 -152с
5. Д. Н. Колдина Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 -48с
6. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет. Демонстрационные картинки и конспекты занятий. – М.: Издательство ГНОМ, 2017- 48с.
7. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. Изд.: Педагогическое общество России, 2009.- 64с
8. Н. Г. Пищикова Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-48с
9. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Санкт-Петербург: КАРО,2016.-96с
10. И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64с
Источник
олеся петрова
Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет при помощи нетрадиционных техник лепки и аппликации
Методическая разработка для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, при помощи нетрадиционных техник лепки и аппликации.
Материал подготовлен воспитателем детского сада «Белоснежка» Петровой Олесей Игоревной.
Цель:художественно-эстетическое развитие ребенка, развитие творческого мышление, памяти, мелкой моторики рук, аккуратность и усидчивость.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.
Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении занятий лепки и аппликации из бросовых материалов, таких как: соленое тесто, глина, различные крупы (пшено, гречка, подкрашенная манка, листья деревьев, обыкновенная вата и разноцветные салфетки.
Все подобранные мной занятия направлены на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.
Аппликация – одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, тесто, вата и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Рассмотрим несколько техник нетрадиционной аппликации.
Аппликации из ваты
Аппликации из ваты, они напоминают гризайли (декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета).
Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие.
Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков.
Легче делать аппликации с черно – белых рисунков, контрастных фотографий.
С помощью аппликаций из ваты можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.
Аппликации из крупы
Техника «посыпание». Посыпание – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Подойдет любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.
2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, репку из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем.
Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т. д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью).
Аппликации из салфеток
Аппликации из салфеток — это уникальный вид творчества, который точно понравится не только детям, но и взрослым. Интересно, что создавать самые настоящие шедевры удастся даже без применения ножниц.
Самым популярным материалом для аппликаций является бумага. Ведь именно она имеется под рукой у каждого мастера, безопасно даже для самых маленьких творцов, стоит недорого, но при этом позволяет создавать настоящие произведения искусства. А удобнее всего работать с салфетками. Они отлично рвутся и разминаются в комочки, которые и наполняют контуры рисунков будущей аппликации.
Сегодня в продаже можно отыскать салфетки самых разных цветов, что делает процесс творчества с ними еще более интересным и увлекательным.
Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.
А теперь поговорим немного о лепке
Лепка – это создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.
Недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Все это говорит о том, что с детьми, у которых слабо развита мелкая моторика рук, целесообразно проводить специальную работу по развитию навыков лепки с помощью нетрадиционных методик.
В своей работе я использую лепку из солёного теста (тестопластика) и пластилинографию.
Для развития мелкой моторики рук очень полезна лепка из солёного теста. Кристаллики соли, которые находятся в тесте, раздражают нервные окончания пальцев и тем самым воздействуют на участки мозга, которые отвечают за формирование речи.
Игры с солёным тестом особенно полезны для детей с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. Они обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка; подготавливают руки к работе с более тугим материалами (пластилином и глиной, активизируют мелкую моторику рук; способствуют развитию воображения памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка; формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослыми; стимулирует пониманию речи и активную речь самого малыша; приручают ребенка к аккуратной работе за столом.
Знакомя детей с лепкой из солёного теста, я предлагаю детям:
1. Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски, шарики ладошкой и каждым из пальчиков.
3. Делать отпечатки ручек детей, пальчиков, палочек.
4. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
(Ёжик из соленого теста и семечек)
Я использовала следующие приемы лепки:
Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
Ощипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Что же такое – пластилинография? Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, что позволяет наиболее приблизить изображение к реальному образу.
Занимаясь с детьми лепкой, я всегда стараюсь сделать занятия интересными и доступными. Однажды мне на глаза попались детские работы по рисованию, выполненные в технике пуантилизм.
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка, или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).
Я подумала, что неплохо было бы применить эту технику в лепке. Моя задумка дала результаты. Дети с удовольствием занимаются скатыванием шариков и прилеплением их на основу (картон, ватман с нарисованным контурным изображением предметов или целого сюжета). В процессе работы получается яркая, оригинальная поделка. В качестве основы можно взять любую раскраску.
Ожидаемые результаты от применения нетрадиционных техник лепки и аппликации:
1. Кисти и пальцы детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. В изобразительной деятельности дети начнут демонстрировать хороший нажим, уверенные линии.
2. Дети ознакомятся с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
3. Занятия поспособствуют развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшится ориентировка в пространстве; воспитываются такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
Таким образом, применение в работе нетрадиционных техник лепки способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь развивает речь и мышление ребенка. А самое важное – дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего-то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда.
Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации и лепки привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация и лепка с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Ловкие детские руки, а так же их фантазия, способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. И на своей образовательной деятельности с детьми я могу это увидеть!
Источник