Занятия с ребенком 4 года онр 1 ур

Занятия с ребенком 4 года онр 1 ур thumbnail

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава»

г. Москва ул. Ставропольская тел.(499)350-14-55

: cpmss-zastava@ edu.mos.ru

Согласовано Утверждаю

Заместитель директора Директор

____________________ ______________________

Сагалов М.В.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)

Направленный на формирование пассивного и активного словаря, активной подражательной речевой деятельности.

Количество занятий (всего): 18 занятий

Количество занятий в неделю: 1-2 раза в неделю

Продолжительность занятия: 30 минут

Возраст: 4лет

Ф.И.О специалиста: учитель-логопед Конивец Ирина Васильевна

Составлен на основе:

1. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 352 с.

2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. – М., 2008.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)

1 цикл (18 занятий)

Пояснительная записка: Цикл занятий рассчитан на детей 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития). Продолжительность цикла – 18 занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в течение 30 мин.

Основной целью является формирование пассивного и активного словаря, активной подражательной речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционные:

* Развитие понимания речи

*Формирование навыков употребление простого предложения.

*Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

Образовательные:

* Формирование активного словаря.

Воспитательные:

* воспитывать внимание к собственной речи и желание взаимодействовать с окружающими

Структура коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда предполагает следующие этапы:

  • организационный момент;
  • введение в тему занятия;
  • основная часть занятия;
  • динамическая пауза или подвижная игра;
  • закрепление полученных знаний (дидактические игры на закрепление пройденного материала по лексической теме);
  • итог занятия.

Ожидаемые результаты:

К окончанию коррекционно-развивающего цикла дети должны:

• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);

• называть некоторые части тела, предметов;

• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Семья»

60 мин.

2

«Игрушки»

60 мин.

3

«Овощи. Фрукты.»

60 мин.

4

«Части тела. Предметы гигиены»

60 мин.

5

«Одежда.Обувь»

60 мин.

6

«Домашние и дикие животные. Птицы»

60 мин.

7

«Посуда.Продукты питания»

60 мин.

8

«Мебель»

60 мин.

9

«Улица. Транспорт».

60 мин.

Всего

540мин

Содержание тематических занятий

Тема «Семья»

Знания:

– о себе (имя, фамилия, возраст);

– о членах своей семьи.

Умения:

– откликаться на свое имя поворотом головы;

– называть своё имя, имена членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки);

– узнавать и называть себя на фотографии, находить ее среди других фотографий;

– соотносить реальных людей с их фотографией, показывать и называть членов своей семьи на фотографии, узнавать их среди изображений незнакомых людей;

– идентифицировать себя (я – мальчик, я – девочка), различать и называть имена мальчиков и девочек.

Игровые упражнения. «Подойди ко мне», «Кто тебя позвал», «Кто что услышал?», «Что за звук», «Где постучали», «Познакомимся с куклой Таней», «Расскажи (покажи), с кем ты живешь», «Расскажи, кто на фотографии», «Семейный альбом», «Кто большой, а кто – маленький».

Тема «Игрушки»

Знания:

– о цвете, форме, величине игрушек;

– о действии с игрушками;

– о местонахождении игрушек в группе;

– о бережном отношении к игрушке.

Умения:

– отыскивать свою игрушку среди других, называть ее;

– действовать с игрушками (катить мяч, укачивать куклу) по образцу, вместе со взрослым, по инструкции педагога;

– различать большие и маленькие игрушки;

– узнавать игрушку по описанию;

– убирать игрушки на место.

– бережно относитсяк игрушкам.

Игровые упражнения. «Найди свою игрушку», «Узнай игрушку по звуку», «Где позвонили», «Где лежит мяч», «Заведем волчок», «Какая игрушка спряталась?», «Что у кого», «Попроси мишку», «Пожалей /погладь/ мишку», «Стали куклы в хоровод», «Что умеет делать кукла» (ходить, плясать, спать, кушать), «Покатаем куклу в машине», «Кто большой, а кто маленький», «Не разбуди куклу», «Мой веселый мяч» (мяч катится, прыгает, мяч ловим, бросаем), «Уберем игрушки на место», «Построим дом», «Поставим машины в гараж», «Поедем на автобусе в магазин игрушек».

Темы «Овощи. Фрукты»

Знания:

– о внешнем виде наиболее употребляемых овощей и фруктов;

– о вкусе овощей, фруктов.

Умения:

– соотносить знакомые овощи, фрукты с муляжом, с изображением (фотографией, рисунком);

– определять контрастный размер (большой – маленький), вкус овощей, фруктов (сладкий – горький);

– выделять овощи, фрукты из группы предметов (игрушек, посуды).

Игровые упражнения. «Узнай и назови овощ (фрукт)», «Найди на рисунке такой же» (соотнесение натурального фрукта с его изображением), «Узнай по вкусу», «Подбери по цвету (форме, величине)», «Сладкий – горький», «Соберем урожай», «Какого овоща (фрукта) не стало?», «Помоем яблоки для ребят», «Угости Олю яблоком», «Помоги другу поднести корзину с яблоками». Игра-драматизация сказки «Репка».

Темы «Части тела. Предметы гигиены»

Знания:

– об основных частях тела человека;

– о предметах личной гигиены;

– о необходимости соблюдения правил гигиены.

Умения:

– показывать и называть части тела (на себе, на кукле, на взрослых);

– адекватно использовать предметы личной гигиены: полотенце, расческу;

– находить свое полотенце, расческу /по зрительной опоре/;

– поддерживать тело в чистоте.

Игровые упражнения. «Водичка-водичка, умой Кате личико», «Чистюли и грязнули», «Вымоем (причешем) куклу Настю», «Для чего этот предмет? (расческа, носовой платок, полотенце)», «Разложим предметы по местам», «Пузырь», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Мы ногами топ-топ», «Беги ко мне», «Догони мяч», «Подпрыгни /дотянись/ до ладошки».

Темы «Одежда. Обувь»

Знания:

– об одежде, обуви для дома, улицы;

– о частях одежды и обуви.

Умения:

– показывать и называть свою одежду, обувь;

– показывать и называть одежду (обувь), в которой ходят дома и на улице;

– соотносить одежду с определенной частью тела (шапку надену на голову);

– показывать и называть части одежды и обуви;

– определять назначение одежды и обуви (для мальчиков и девочек, для дома и для улицы), соотносить с сезоном;

– соотносить реальные предметы одежды и обуви с изображением на картинке, фотографии;

Игровые упражнения. «Соберем Свету на прогулку», «Подберем одежду (обувь) для Даши и Миши», «Что наденем сначала, что потом», «Угадай, что я делаю”, «Надевай – обувай», «Подбери пару».

Темы «Домашние и дикие животные. Птицы»

Знания:

– о внешнем виде животных (птиц);

– о строении тела животных (птиц);

– о способе передвижения животных (птиц);

– о звуках, которые издают животные (птицы).

Умения:

– показывать и называть животных (птиц);

– соотносить названное животное (птицу) с игрушкой и предметным изображением (фотографией, рисунком);

– показывать и называть части тела животного (птицы);

– имитировать движения животных: показать, как прыгает зайка, ходит медведь, крадется лиса, как летит птица;

– подзывать животных, птиц (ксс-кс-кс, цып-цып-цып);

– передавать звукосочетаниями голоса животных и птиц: мяуканье кота, лай собаки, мычание коровы, ржанье лошади, писк мышки, песенку петушка, курочки, гуся, вой волка, фырканье ежа.

Игровые упражнения. «Кто большой, а кто маленький», «Кто пришел к ребятам в гости», «Кто как кричит», «Кто как передвигается», «Кто живет у бабушки», «Кого покормит бабушка», «Как мы птичек кормили», «Как крадется кошка (лиса)», «Кто спрятался в лесу», «Кто разбудил Мишутку», «Кто убежал», «Теремок».

Звукоподражания: «Споем песенку зверей»: кошки – мяу-мяу, собаки – ав-ав, коровы – му-у, лошади – иго-го, волка – в-в-в,, ежика – ф-ф-ф, курочки – ко-ко-ко, петушка- ку-ка-ре-ку, гуся – га-га-га, птички – пи-пи-пи, ти-ти-ти.. «Управляем животными»: лошадкой – но (поехали), пру (стоять), зовем кошку – кис-кис-кис, цыплят – цып-цып-цып

Темы «Посуда. Продукты питания»

Знания:

– о предметах посуды, используемых каждый день;

– о назначении посуды;

– о действиях с предметами посуды;

– о продуктах питания, употребляемых ежедневно.

Умения:

– показывать и называть посуду, из которой едят, пьют;

– соотносить натуральные предметы посуды с набором кукольной посуды и предметным изображением;

– оречевлять свои действия (Я ем кашу).

Игровые упражнения. «Что для чего», «Из чего мы пьем», «Что в чашке, что в тарелке», «Чем будем кушать кашу (суп, котлету)», «Дай хлеб», «Подберем чашку (тарелку)», «Накормим Машу кашей».

Тема «Мебель»

Знания:

– о внешнем виде мебели;

– о назначении мебели;

– о действиях с предметами мебели.

Умения:

– показывать и называть мебель, на которой люди сидят, спят и т.д.;

– показывать большие и маленькие предметы мебели;

– переключаться с одного действия на другое /по словесной инструкции/ (Садись – встань, ложись-садись);

– выполнять простые поручения взрослого (Принеси стул).

Игровые упражнения: «На чем сидим, на чем спим», «Укладываем куклу спать», «Накроем на стол», «Куда сложим одежду», «Где мой стул?», «Почему упал стул?».

Темы «Улица. Транспорт»

Знания:

– об основных видах транспорта;

– о частях машины;

– о способе передвижения транспорта;

– о частях улицы (тротуар, проезжая часть).

Умения:

– показывать и называть основные виды транспорта;

– показывать и называть части машины;

– показывать и называть части улицы;

– выполнять действия по инструкции взрослого.

Игровые упражнения. «Покатаем куклу на машине», «Подберем машины для мишек» (по величине), «Покажи у машины окошко, колесо, руль», «Летит – не летит», «Кто на чем едет», «Плывет, летит, едет», «Кто едет, а кто идет», «Загудел паровоз», «Чей кораблик дальше» (развитие речевого дыхания).

Звукоподражания: гудит машина – би-бип, машина едет – ж-ж-ж, поезд гудит – ту-ту, чух-чух, самолет – у-у у.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 352 с.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 528 с.
  4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008 – 272с.
  5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 80 с.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном и Д, 2000. – 128 с.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224 с.

Источник

Сентябрь

1, 2 нед. – Обследование

3, 4 нед. – «Игрушки»

Октябрь

1, 2 нед. – «Овощи»

3, 4 нед. – «Фрукты»

Ноябрь

1, 2 нед. – «Одежда»

3, 4 нед. – «Обувь»

Декабрь

1, 2 нед. – «Мебель»

3, 4 нед. – «Зима. Зимние забавы. Новый год»

Январь

3, 4 нед. – «Продукты питания»

Февраль

1, 2 нед. – «Посуда»

3, 4 нед. – «Домашние птицы»

Март

1, 2 нед. -« Мамин праздник. Семья»

3, 4 нед. – «Домашние животные»

Апрель

1, 2 нед. – «Дикие животные»

3, 4 нед. – «Весна»

Май

1, 2 нед. – «Цветы. Насекомые»

3, 4 нед. – Обследование

СЕНТЯБРЬ 3,4 неделя

«ИГРУШКИ»

  1. Пальчиковая гимнастика «Фонарики», «Вертолет».

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательная гимнастика «Бабочка» – вдыхать через нос и дуть на «бабочку».

  4. Формирование слухового внимания

– отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

– проговаривание сочетание гласных: ау, уа, иа, ауи, иау, уаи; согласный + гласный: ба-ба-ба, па-па-па, му-му-му, ны-ны-ны.

5. Формирование пассивного словаря по теме

– формирование обобщающего понятия «Игрушки»;

– формирование словаря по теме: игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, большой, маленький)

6. Формирование элементарных математических представлений

– отработка понятий «один-много»;

– уточнение представлений о цвете, обучать группировать по цвету-упражнение «Будь внимательным»

7. Формирование речевого диафрагмального дыхания. Упражнение «Пой со мной»- пропевание гласных звуков.

8. Развитие зрительного внимания и восприятия – нахождение предмета по его контурному изображению.

ОКТЯБРЬ 1, 2 неделя

«ОВОЩИ»

  1. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательная гимнастика «Листочек, лети» – вдыхать через нос и дуть на листочек.

  4. Формирование слухового внимания

– отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

– проговаривание сочетание гласных: ау, уа, иа, ауи, иау, уаи; согласный + гласный: ба-ба-ба, па-па-па, му-му-му, ны-ны-ны, ка-ка-ка, го-го-го, ба-бо, ма-му, па-ка, та-ва, ха-ва.

5. Формирование пассивного словаря по теме

– формирование обобщающего понятия «Овощи»;

– формирование словаря по теме: овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый.

6. Формирование элементарных математических представлений

– отработка понятий «один-много». Игра «Где много, где мало»

– уточнение представлений о цвете, обучать группировать по цвету-упражнение «Будь внимательным».

7. Воспитание общих речевых навыков, развитие силы голоса, уточнение произношения в звукоподражаниях.

Ам! -зайчик ест капусту,

У-ух! – тянем морковочку,

О-о-ох! – капуста растет,

О-г-оо! – большая тыква,

М-м-м! – вкусная груша,

Фу-у-у – кислое яблоко.

8. Развитие зрительного внимания и восприятия – нахождение предмета по его контурному изображению.

9. Психологическая база речи

– игра «Мы внимательные»

– игра «Собери овощи»

-игра «Что изменилось?»

10. Задания на закрепление

ОКТЯБРЬ 3, 4 неделя

«ФРУКТЫ»

  1. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, левую ладошку держим «ковшом»

Фруктов нужно много. Вот: правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить, загибают пальчики на правой руке, начиная с большого

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. опять « варят» и « помешивают»

Угостим честной народ.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Дыхательная гимнастика «Листочек, лети» – вдыхать через нос и дуть на листочек.

  3. Формирование слухового внимания

– отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

– проговаривание сочетание гласных: ау, уа, иа, ауи, иау, уаи; согласный + гласный: та-то-ту, , ма-мо-му, на-но-ну, ка-ка-ка, го-го-го, ба-бо, ма-му, па-ка, та-ва, ха-ва.

5. Формирование пассивного словаря по теме

– формирование обобщающего понятия «Фрукты»;

– формирование словаря по теме: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно.

6. Формирование элементарных математических представлений

– отработка понятий «один-много». Игра «Где много, где мало»

– уточнение представлений о цвете, обучать группировать по цвету-упражнение «Будь внимательным».

7. Воспитание общих речевых навыков, развитие силы голоса, уточнение произношения в звукоподражаниях, словах. Упражнение «Накорми куклу» – угощать куклу фруктами, используя предлог НА. Упражнение «Конец слова за тобой» – учить произносить слова двухсложные слова из открытых слогов.

8. Развитие зрительного внимания и восприятия. Упражнение «Узнай и покажи фрукт»

9. Психологическая база речи

– игра «Мы внимательные»

– игра «Собери фрукты»

-игра «Что изменилось?»

10. Задания на закрепление. Работа с альбомами.

Источник

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНя

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч с указательным местоимением: Это маленький мяч.

Это большой мяч распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

 однословное предложение

 предложение из слов корней

 первые формы слов

 усвоение флексий

 усвоение предлогов

 наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

Основные задачи:

 Формирование мотивационной основы речевой деятельности

 Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка

 Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)

 Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению

 Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)

 Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Направления работы:

Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где. »)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

 Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)

 Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года

 Понятие об основных цветах

 Понятие о форме

 Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)

 Совершенствование памяти (чего не стало)

 Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)

Формирование доступного активного словаря . Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Планирование логопедических занятий

%img src=”/images/ramka-vp.gif>

Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.

Жужма А.Н. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 18 города Крымска, Краснодарского края (20 лет педагогического стажа).

Развитие понимания речи,

Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”

Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.

Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

Формировать умение отвечать на вопрос кто это?

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори”:

А-а-а! – мама качает малыша

Уа! Уа! – плачет малыш

О-о-ох! – стонет старая бабушка

Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.

Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Узнай, кто это?”

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

От авторов

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли.

Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка.

Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы “Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней” и “Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики” составлены заведующим ДОУ 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела “Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы” – учитель-логопед ДОУ 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев.

Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека.

Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней

Речевую группу “Общее недоразвитие речи I, II, III уровней” составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз – задержка психического или интеллектуального развития.

В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом.

Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

I уровень

 Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.

 Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

 Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

II уровень

Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

 Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.

 Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы – по временам, но это не всегда удается.

 Дети начинают использовать фразы.

 Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.

 Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

III уровень

 На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.

 Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

 В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

 Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

В настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми

Источник