Занятия с ребенком 3 года дома распечатать

Занятия с ребенком 3 года дома распечатать thumbnail

На данной страничке  Вы можете узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.Так же можете найти много интересных заданий и упражнений.

  Элементарные математические представления:

   1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один – много, большой – маленький, высокий – низкий и т. д.

3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Ниже представлены задания и упражнения для развития элементарных математических представлений.              

Задания на развитие элементарных математических представлений

РЭМП 3-4 года.pdf

Adobe Acrobat Document
2.5 MB

РЭМП с 3-5 лет

Красный, круглый и большой.pdf

Adobe Acrobat Document
7.5 MB

                     
              Логическое мышление

                Развитие Мышления,
Памяти, Внимания.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.

6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

 Ниже представлены задания ,упражнения и игры  на развитие логического мышления.

Задания на развитие логического мышления

– памяти, внимания, мышления.

Логическое мышление 3-4 года.pdf

Adobe Acrobat Document
2.3 MB

Головоломка- найди тень у картинки.pdf

Adobe Acrobat Document
513.6 KB

Найди отличия.pdf

Adobe Acrobat Document
2.7 MB

Веселые домашние задания

1.pdf

Adobe Acrobat Document
6.0 MB

Окружающий мир.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.

2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок должен знать части суток – утро, день, вечер, ночь.

7. Ребенок должен уметь называть явления природы – дождь, снег, ветер.

Ниже представлены обучающие карточки по различным лексическим темам и игры на развитие общего запаса знаний об окружающем мире.

Развивающие карточки и игры на развитие общего запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Развивающая игра Что для чего.pdf

Adobe Acrobat Document
1.6 MB

Карточки по лексической теме Транспорт.p

Adobe Acrobat Document
1.1 MB

Развитие мелкой моторики
рук.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Правильно держать в руке карандаш или фломастер;

2.Уметь обводить простые легкие рисунки;

3. Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

4. Заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

5.Уметь действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;

6.  Выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

7. Лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Ниже представлены задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Задания на развитие мелкой моторики

и на координацию движений.

Мелкая моторика.pdf

Adobe Acrobat Document
794.7 KB

Игры – упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное
назначение

Источник

Процесс развития ребенка весьма насыщен и изменения у малыша трех лет наблюдаются ежедневно. Это касается как психического, эмоционального, интеллектуального уровня, а также речевого развития. Как улучшить эти показатели и облегчить прохождение трудностей для трехлетнего человечка?

Маленький трехлетний человечек – умелец на все руки. Он способен одеваться без помощи, кушать и пить, умываться и вытираться. Выполняет строительные работы с помощью кубиков, создает дизайн из мозаики, ищет полезные ископаемые с помощью своей лопатки, рисует и делает еще много всего интересного. Однако довольно часто малыш капризничает и устраивает истерики. Почему так бывает?

большой маленький

четыре цвета игра

слова из одного слога

В основе развития ребенка не последнее место занимает окружающая среда и обучение, чем какие-то наследственные показатели. Поэтому главной задачей для родителей является создание благоприятных условий для того, чтобы малыш стал полноценной личностью. Трехлетний возрастной порог наполнен капризами. Период весьма нелегкий, но преодолимый, важно помнить о том, что зачастую поведение крохи находится в зависимости от эмоционального фона родителей.

Читайте также:  Средний вес ребенок 3 года

слова из двух слогов

Занятия дома для развития речи у ребенка 3 лет

Активное развитие и совершенствование речи малыша трех лет продиктовано тем, что его интересует окружающая среда и предметы. Поэтому необходимо рассказывать о каждом интересующем предмете как можно подробнее: цвет, форма, размер, для чего служит.

Также практически у всех детей речь проявляется с некоторыми дефектами, глотаются звуки, строятся неправильные предложения, но сильно переживать по этому поводу не стоит, это вполне нормально. Пугаться и сразу бежать к специалисту в данной области ненужно. Однако если карапузу исполнилось целых 3 года, а он молчит как рыба. То стоит обратиться за консультацией к невропатологу и логопеду.

Очень важно в столь юном возрасте вложить в ребенка образ всего положительного, и обеспечить атмосферу для образования у него правильной самооценки.

скажи кто

глаголы третьего лица

что делает

Занятия на развитие внимания

Как завлечь трехлетнего малыша и одновременно развить в нем мышление, логические способности, творчество и память? Для такого мероприятия есть масса развивающих игр и игрушек. Это могут быть раскраска, конструктор, сбор картинок. Ребенок в три года должен уже уметь не только определять и обозначать цвета, а также распознавать предметы по их геометрическим различиям.

Что касается игрушек, то сегодняшний рынок предоставляет огромный выбор подобного товара в виде автомобилей, мягких игрушек, кукол, посудки, различных музыкальных домиков. Также превосходным вариантом являются игрушки, которые можно разбирать на несколько составных частей. Не стоит обходить вниманием краски, карандаши, пластилин.

послушай и повтори

посмотри и расскажи

придумай и расскажи

Сюжетные игры с ребенком 3 лет

Основной целью сюжетно-ролевой игры – является подготовка малыша к обществу, чтобы он мог себя чувствовать комфортно. Необходимо имитировать разные ситуации, которые могут произойти, познакомить с вереницей профессий. Естественно в данную категорию игр дети играть без помощи и участия взрослых не могут. Экспериментируйте, посмотрите, какой сюжет игры нравиться крохе то ли это будет игра в продавца, доктора, возведение дома или гаража, кухня и многие другие. Зачастую подобные игрища возникают самопроизвольно.

что делает мальчик

счет до 2

счет до 3

счет до 6

мишки счет до 3

Физические занятия с трехлетним малышом

Ребенок не может развиваться без физической активности. Занимаясь подвижными играми необходимо помнить о том, что сюжет самой игры должен быть простым и понятным для малыша. Несмотря на всю простоту, игра не только укрепляет организм, а также учит логическому мышлению, оценке обстановки, фантазии. Также многие дети могут играть в команде, взаимодействуя друг с другом. Данное мероприятие лучше всего проводить на свежем воздухе используя для игры всем известный и доступный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, веревка и тому подобное.

пальчиковые игры

Видео «Развивающие занятия с ребенком 3 лет дома»

Источник

Мальчик на полянкеКакие задания можно давать малышам в возрасте 3-4 года? 

Задания на поиск похожих предметов, на сравнение предметов, на понятие больше-меньше, вверх-вниз, влево-вправо. Ребенок должен научится группировать предметы по каким-то общим признакам, находить “лишний” предмет в группе и объяснять свой выбор.

Предлагаю первые 10 карточек с заданиями на логику и внимательность для детей детсадовского возраста.

Прочитайте ребенку задание и позвольте выполнить самому. Не пытайтесь сразу же подсказать верное решение. Лучше похвалите и вместе разберите ошибки потом.

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Задания на логику для малышей

Скачать карточки с заданиями одним архивом: log1.rar [435,46 Kb] (cкачиваний: 2330)

Учимся писать

Крымский мост. Стихи и раскраски

Крымский мост. Стихи и раскраски

Каждый вид техники представлен в раскраске в качестве героя, которому посвящен отдельный разворот с черно-белой картинкой для раскрашивания, цветным образцом и стихотворением. Автор строк –

От точки к точке. Рисуем по пронумерованным точкам

От точки к точке. Рисуем по пронумерованным точкам

Рисуем картинки по точкам. От единицы к двойке, от двойки к тройке… и так по всем точкам. В итоге получится красивая картинка, которую можно раскрасить.

Прописи. Барби. Буква Б

Прописи. Барби. Буква Б

Барби зеркальце достала, заплетать косичку стала. Подошел к ней петушок, подарил ей гребешок. Барби улыбается — ей подарок нравится!

Прописи. Акробат. Буква А

Прописи. Акробат. Буква А

Акробат мой, Акробат, Ножки, как пружинки. Он как мячик прыгать рад На спине у свинки. Свинка хлопает ушами, Ей играть занятно с нами.

Рисуем по клеточкам. Много заданий

Рисуем по клеточкам. Много заданий

Рисуем по клеточкам и точкам. Авторы данной книжечки – О.В. Узорова и Е.А. Нефёдова.

Графические диктанты для девочек

Графические диктанты для девочек

Эта небольшая книжечка поможет вашему ребенку получше приготовиться к школе. И пусть вас не смущает ее название “Графические диктанты для девочек”. По ней вполне можно заниматься и с

Раскраски, прописи и обводилки

Раскраски, прописи и обводилки

Небольшая подборка раскрасок с прописями. На каждой карточке рисунок какого-нибудь животного: зайчик, обезьянка, щенок, мышонок…  Картинки с крупными деталями, такие очень удобно

все статьи

Тренируем память. Задания от 2 до 4

Тренируем память. Задания от 2 до 4

Внимательность, память и логическое мышление можно начинать развивать очень рано. В примеру, вот такие задания можно давать детям уже начиная с 2-3 лет.

Раскраски с заданиями. 2-3 года.

Раскраски с заданиями. 2-3 года.

Ребенок в возрасте 2-3 лет уже вполне может справляться с несложными заданиями по ракраске фрагментов рисунка. Так же ему можно давать задания, заключающиеся в обведении фломастером контуров простеньких рисунков.

Раскраски с заданиями для детей 2-3 лет

Раскраски с заданиями для детей 2-3 лет

Ребенок в 2-3 года уже вполне может держать в руке цаетные карандаши или фломастеры и раскрашивать просткнькие детали картинки. Предлагаю набор таких карточек с заданиями-раскрасками для малышей.

Заполни пустые места

Заполни пустые места

Для того, чтобы состав чисел от 1 до 10 действительно отложился в детских головках, предлагаю скачать карточки-задания на состав числа

Источник

Важно заниматься с ребенком с раннего детства: занятия на бумаге – один из мощнейших инструментов, способных развить мелкую моторику рук, дать малышу понимание цветового оформления, подготовить к будущему правописанию. Мы представляем развивающие задания для детей 3-4 лет в картинках: распечатайте изображения для подготовки ежедневных интересных занятий с чадом.

Что нужно еще

Карандаши для рисованияРаспечатанных картинок недостаточно: если в запасе у малыша лишь одна синяя ручка, занятие пройдет вяло и неинтересно. Используйте следующие вспомогательные предметы:

  • Цветные карандаши
  • Восковые мелки
  • Фломастеры
  • Стирательную резинку.
Читайте также:  Сиропы от температуры для ребенка 3 года

Лучше, если вы приобретете ребенку красочный пенал, где он сможет хранить свои принадлежности и самостоятельно приносить их в момент развивающей игры. Такой подход воспитывает в малыше ответственность: маленький человечек понимает, что ему доверяют на хранение не только игрушки, но и письменные принадлежности для занятий. Несмотря на то, что занятия проходят в игровой форме, он должен знать: учатся не только детки, но и взрослые, поэтому он, в какой-то мере, самостоятельный взрослый гражданин со своими принадлежностями для уроков.

Картинки для распечатки с пояснениями

Ниже мы представим вам множество вариантов картинок для самостоятельной работы над развитием трех- и четырехлетнего малыша. Распечатайте изображения на принтере и выполняйте задания согласно приведенным комментариям.

Рыбка

РыбкаВнутри волшебной рыбки целый лабиринт: чтобы выйти из лабиринта, малышу предстоит пройти несколько улочек цветным карандашом. Правильный ответ вы найдете без труда. Не рассказывайте его ребенку: используйте вашу догадку для контроля за правильностью выполнения.

Легкая математика

Легкая математикаНаверняка ваше чадо уже умеет считать до 10. Если ответ на этот вопрос утвердительный, тогда сохраните и распечатайте математическую развивающую игру. Для начала дайте ребенку возможность раскрасить цветными карандашами знакомые предметы, после попросите подобрать правильный ответ и написать его в свободном окошке. Задание помогает ребенку постичь основы сложения и вычитания в игровой форме.

Мышка

Лабиринт

Еще одна игра-лабиринт. Помогите мышке дойти до финиша и не запутаться по пути. Используйте цветные карандаши. Каждый раз, когда ребенок попадает в тупик, давайте лист с новым изображением, чтобы мышка начала путь заново.

Дюймовочка

ДюймовочкаДюймовочка очень хочет попасть на верхушку тюльпана. Помогите ей, найдя самый короткий путь в лабиринте.

Пчелки

ПчелкиОбъясните ребенку про взаимодействие пчел и цветов: расскажите, как получается мед, и как важно маленьким пчелам поскорей попасть к цветам. Идеально, если после того, как ребенок найдет правильный путь, вы угостите его ложкой меда, которую вам доставили благодарные насекомые.

Хвостики

ХвостикиВеселая игра «Хвостики» позволит ребенку почувствовать себя храбрым спасителем мышек. Помогите бедным зверькам распутать хвосты, чтобы они могли скорее попасть домой.

Шарики

Игра шарикиДрузья-животные, возвращаясь с праздника, запутали нитки шариков: объясните малышу, что только он может помочь бедным зверятам. Суть игры: распутать нитки и отдать каждому животному свой шарик.

Точки

Скопируй по точкамДанная игра направлена на развитие воображения у трех- и четырехлетних малышей. Соединяйте точки, чтобы получить фигуры, представленные в примере. Можно выдумать собственные фигуры и соединить их по точечному полю.

Мы представили несколько развивающих картинок, с которыми справиться любой малыш. Не забывайте на занятиях сопровождать каждое изображение сказочной историей, чтобы подогреть интерес ребенка. Обязательно раскрашивайте зверей – это разовьет мелкую моторику рук и цветовое восприятие малыша. Старайтесь, чтобы цвета предметов и животных соответствовали естественному окрасу. Надеемся, что развивающие задания для детей 3-4 лет в картинках были вам полезны.

Источник

В трехлетнем возрасте ребенок переживает не только «возраст почемучки», но и  очередной кризис. Он начинает противоречить взрослым, все стремится сделать на свой лад, отказывается слушаться, закатывает истерики. Малыш считает себя большим и ищет уважения к себе. Ребенок этого возраста учится считаться с чувствами других и начинает осознавать, что он уже достаточно взрослый, чтобы не просто наблюдать за окружающим миром и людьми, но и самому как-то на них влиять, принимать собственные решения. Кроха стремится быть лидером, однако зачастую ему не хватает знаний и умений. Нынешний возраст – благоприятный период для развития важных сфер жизни и личности ребенка. Поэтому полезные занятия для детей 3–4 лет важно подбирать с учетом вышесказанного.

Что умеем в этом возрасте?

Строить развивающие занятия для детей 3–4 лет необходимо с учетом тех навыков и умений, которые у конкретного ребенка уже есть. К этому возрасту малыш накопил довольно внушительный запас физических, речевых, интеллектуальных и социальных умений.

Трехлетний ребенок уже может:

  • уверенно ходить по нужной траектории, не спотыкаясь;
  • быстро бегать во всех направлениях, огибая преграды;
  • прыгать;
  • управлять трехколесным велосипедом, качаться на качелях;
  • выполнять одновременно пару действий (прыгать и хлопать);
  • одеваться, обуваться;
  • раздеваться, складывать одежду;
  • застегивать кнопки, пуговицы, зашнуровывать обувь;
  • пользоваться расческой, зубной щеткой, мылом, полотенцем, салфетками, носовым платком;
  • аккуратно кушать, пользуясь ложкой и вилкой;
  • задавать множество разнообразных вопросов;
  • произносить до 1200 слов, использовать в речи сложные предложения с разными частями речи;
  • рассказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации;
  • составлять простейший рассказ по картинкам;
  • запоминать небольшие стихотворения и песенки;
  • называть свои фамилию, имя, пол, возраст (сколько ему лет, может показать с помощью пальцев);
  • показывать все части тела, называть, знать их предназначение;
  • говорить о себе в первом лице («я»);
  • использовать вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста);
  • играя с детьми, меняться с ними игрушками;
  • соблюдать правила в ролевых и подвижных играх;
  • сосредотачиваться на выполнении задания как минимум 5 минут;
  • считать до 10 (минимум – до 3);
  • знать основные 7 цветов, а также черный и белый;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • понимать различия предметов по цвету, форме, размеру, весу;
  • собирать игрушки или пазлы из 3–6 частей или деталей;
  • рисовать по образцу и своему замыслу;
  • находить несоответствия;
  • находить «лишний» предмет исходя из определенных характеристик.

Если в этом возрасте малыш чего-то из вышеперечисленного делать еще не умеет, задача родителей – устранить этот пробел, иначе он «потянет» за собой планомерное отставание в какой-то сфере.

В кризисный период старайтесь проявлять понимание, любовь и терпение к своему малышу. Не подавляйте его волю, иначе он вырастет инфантильным и пассивным. Ребенок упрямится не для того, чтобы вас обидеть или вывести из себя, а чтобы вы начали с ним считаться. Ему в этот период несладко. Поэтому поддерживайте своего малыша в начинаниях и чаще хвалите за любой успех. 3–4 года – непростой возраст как для ребенка, так и для родителей.

На что обратить внимание?

Прежде всего – на то, что развития в этом возрасте требуют все основные сферы ребенка:

  • физическая;
  • интеллектуальная;
  • познавательная;
  • речевая;
  • социальная.
Читайте также:  Ребенок 3 года говорит я тебя не люблю

То есть ему сейчас необходимо улучшать физическую выносливость и ловкость, познавать окружающий мир, свойства предметов, законы природы, развивать логическое мышление, внимание, память, совершенствовать речь, навыки самообслуживания, усваивать законы общения в социуме (ведь, скорее всего, именно в этом возрасте малыш начнет ходить в детский сад).

К тому же, сейчас это сделать намного проще – ребенок вступил в самый благоприятный для обучения возраст, или сенситивный период. (Подробнее о сенситивных периодах развития ребенка можно прочитать здесь). Именно в период 3–4 лет способности детей получать, запоминать и использовать информацию, осваивать навыки резко возрастают. Также в этом возрасте наступают (или продолжаются) сенситивные периоды для приучения малыша к порядку и этикету, развития речи и восприятия, физических навыков и интеллектуальных способностей. С ребенком в 4 года можно выучить все буквы, научить его писать их в печатном виде, изучить все цифры, научить малыша считать, делить предметы пополам и т. д.

Обобщив сказанное, можно сделать вывод о том, что занятия с детьми в 3–4 года должны быть комплексными и затрагивать следующие аспекты:

  • двигательные навыки;
  • восприятие (развитие органов чувств);
  • речь (артикуляционный аппарат, мелкая моторика, словарный запас);
  • внимание;
  • логику;
  • память;
  • творческие навыки;
  • социальные навыки.

Развиваем интеллект

Полезные уроки и задания, которые помогают развивать у малышей этого возраста логическое мышление, память и внимание, могут быть следующими.

  • Занятия с полезными развивашками. Это конструкторы, пирамидки, пазлы, матрешки, мозаика, лото, вкладыши, которые собираются последовательно, по мере увеличения или уменьшения размера предметов, что способствует изучению понятий «больше – меньше».
  • Нахождение цвета по названию.
  • Подбор геометрических фигур по образцу, в том числе – подбор соответствующих фигур к отверстиям.
  • Поиск лишнего предмета из предложенных по какому-то признаку.
  • Поиск предмета, который исчез из группы предложенных, определение места, где он находился. Для начала достаточно 3–4 предметов, постепенно их число увеличивают, а убирать со временем можно будет уже по 2.
  • Поиск целой картинки по предложенной детали.
  • Обобщение предметов в группы по определенному признаку (домашние животные, одежда, мебель, дикие птицы).
  • Выстраивание геометрических фигур в заданной последовательности, например в виде паровозика.
  • Подбор парных предметов или картинок.
  • Разгадывание загадок в стихотворной форме (отгадку подобрать легче из-за рифмы).

Также развивать логику можно, используя простые математические задания. Например, пусть ребенок раскрашивает картинку, подбирая цвета в соответствии с их цифровым обозначением. При этом важно проговаривать цвета и цифры вслух.

Дома или на прогулке ребенку младшего дошкольного возраста полезно считать выборочно: только яблоки в вазе с фруктами или только красные машины.

Можно предложить ребенку несколько предметов или картинок с их изображением, чтобы он выстроил их от большего к меньшему, а затем наоборот.

Восприятие, мелкая моторика, речь

Эти три фактора тесно взаимосвязаны между собой, поскольку тактильное восприятие развивает не только органы чувств малыша, но и мелкую моторику, а она, в свою очередь, помогает развивать речь.

Развивая восприятие, ребенок в этом возрасте учится распознавать предметы по цвету, размеру, фактуре, запаху, вкусу, звукам. Для этого полезны следующие упражнения.

  • Определение фактуры предметов на ощупь (предлагаются предметы самой разной фактуры: гладкие, шершавые, пушистые, рыхлые, резиновые, металлические). Это можно делать с закрытыми глазами либо сложив предметы в мешок, чтобы ребенок вытаскивал их на ощупь и угадывал, не глядя.
  • То же самое можно проделывать с геометрическими фигурами.
  • Отгадывание животного или птицы по аудиозаписи его голоса (или когда малыш слышит их в жизни, но не видит – к примеру, птицу на ветке).
  • То же самое можно проделывать с бытовыми приборами, транспортом. Главное, чтобы ребенок не видел объект, который ему необходимо узнать.
  • Игры с такими полезными развивалками, как сенсорные мешочки (или кубики). Их наполняют различным материалом (ватой, полиэтиленом, травами, крупами).
  • Угадывание продуктов, специй, других веществ по запаху с завязанными глазами.
  • То же самое полезно и для определения вкуса (продукт нужно угадать, не глядя, а лишь попробовав).

Мелкую моторику у детей дошкольного возраста прекрасно развивают игры, в которых ребенку нужно действовать пальцами: рисование, лепка, аппликация, шнуровка, сортировка (к примеру, фасоли и макарон), работа с мозаикой, нанизывание на нить бусин или пуговиц, застегивание кнопок, пуговиц, закручивание крышек.

Можно создать картину из разных круп. Пусть ребенок посыпает на бумаге, смазанной клеем, различные крупы по нужным контурам.

Весьма занимательно бывает просто порисовать пальчиками по манной крупе, песку, муке.

Развитию мелкой моторики способствует также пальчиковая гимнастика. Подробнее о ней рассказано здесь.

Непосредственно речь в этом возрасте развивать следует, прежде всего, используя артикуляционную гимнастику (о ней говорилось в данной статье). Развитию речи также способствует подражание голосам животных или птиц, повторение скороговорок и чистоговорок, разучивание стихов и песен. Прекрасно развивает речь умение описывать картинку, составлять по ней рассказ, пересказывать услышанную сказку.

Можно показать ребенку картинки с изображением разных времен года или времени суток. Пусть расскажет, что он видит, почему он сделал именно такой вывод.

Для развития речи весьма полезно расспрашивать ребенка, стимулируя диалоговую речь. Спросите, как прошел его ден