Занятия с ребенком 1 года до 1 года 6 месяцев

Занятия с ребенком 1 года до 1 года 6 месяцев thumbnail

Название написала, но мне оно не нравится Звучит, как бездушная и обязательная инструкция по применению игрушек к ребенку На самом деле, мне совсем не хочется, чтобы вы восприняли эту статью таким образом. Ведь малышу до года прежде всего нужны не игрушки, и не какие-то специальные методики развития, а мамина безоговорочная любовь, чувство безопасности и уверенности в окружающем его мире. Только при наличии этих факторов ребенок развивается полноценно. Если с малышом много общаются, носят его на руках, «включают его в свою жизнь», он в любом случае будет развиваться лучше, чем малыш, одиноко лежащий в кроватке, пусть даже увешанной развивающими игрушками.

Тем не менее, у любой любящей мамы рано или поздно закрадывается мысль, что время, проведенное с ребенком, можно организовать более эффективно, игрушки покупать более подходящие, а игры упорядочить согласно какой-то методике. Поэтому и родилась эта статья с подборкой простых игр и полезных игрушек для детей 1 – 6 месяцев. Очень надеюсь, что она станет для вас хорошим подспорьем.

Играем с погремушками

О полезности погремушек, в общем-то, знает каждый. Поэтому упомяну только несколько важных моментов, которые полезно знать.

Как развивать ребенка в 4 месяца

Чтобы новорожденный ребенок мог учиться фокусировать свой взгляд на погремушке, важно показывать ее на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от глаз малыша. На 1-м и 2-м месяце жизни именно это расстояние является оптимальным как для общения с малышом, так и для демонстрации ему игрушек. Это объясняется тем, что из-за незрелости глазных мышц на более далеком расстоянии малыш видит расплывчато, ему еще тяжело сфокусироваться на отдаленном предмете.

Интересно, что 25-30 сантиметров – это именно то расстояние, на котором находится лицо матери, если она держит малыша на руках и кормит грудью. Природа все продумала!

Показывая погремушку и извлекая из нее звук, плавно перемещайте ее то вправо, то влево. Таким образом, вы будете совершенствовать зрительно-слуховую ориентацию малыша. И уже в возрасте 10 дней можно будет заметить, что малыш начал следить глазами за перемещающейся погремушкой.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Начиная примерно с 3 месяцев, можно начинать работать над хватательным движением руки. И здесь уже пригодятся погремушки на палочке, которые малышу будет удобно держать одной ручкой. Сначала нужно будет помогать малышу и вкладывать игрушку в его ручку, а ближе к 4 месяцам, он научится самостоятельно брать погремушку из ваших рук и удерживать ее.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Черно-белые картинки для новорожденных

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Черно-белые кубики для новорожденных СКАЧАТЬ

  • Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

Как развивать ребенка в 2 месяца

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

Цветные картинки для младенцев

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Играем в развивающем коврике

Развивающий коврик (Ozon, My-shop) – тот гаджет, который считается чуть ли не обязательным для малышей. О его покупке, как мне кажется, задумываются практически все родители. И нельзя отрицать, что это действительно полезная вещь!

Развивающий коврик для малышей

Для чего нужен коврик? Начиная месяцев с 2, ребенок потихоньку начинает присматриваться к тем игрушкам, которые на нем закреплены (кстати, до 3-4 месяцев на коврике также лучше закреплять черно-белые кубики или игрушки, они больше заинтересуют малыша).

Ближе к 4 месяцам ребенок будет пытаться трогать и хватать игрушки. В грамотно выполненном коврике игрушки расположены на подходящей высоте. Обязательно обратите на это внимание при покупке.

Развивающий коврик, как правило, в ходу до тех пор, пока ребенок не начинает активно переворачиваться, «пятиться» назад и ползать. С обоими детьми мы активно пользовались ковриком до 5 месяцев, а потом приходилось использовать уже более масштабные варианты – стелить большое одеяло на ковре или использовать коврик-пазл из вспененного материала (Ozon, My-shop, KoroBoom). В общем-то, когда ребенок начинает активно двигаться, он очень быстро начинает выходить за границы любого коврика

Коврик - пазл Город для малышей

Наблюдаем за крутящимся мобилем

Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).

Игрушки для ребенка 3 месяца

Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.

Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.

Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.

Читайте также:  Круги под глазами у ребенка 1 год

Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.

Исследуем тактильные игрушки

Тактильные игрушки для малышей

С того момента, как малыш начинает брать в ручку игрушки и различные предметы (примерно с 4х месяцев), ему уже можно предлагать различные тактильные игрушки. Пробуя на ощупь разные текстуры – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие – малыш будет совершенствовать сенсорное восприятие.

Иногда можно услышать, что лучше всего для этих целей чуть ли не с рождения подходит сенсорное лото. Вынуждена не согласиться с данным утверждением, так как с трудом представляю себе, как 4-месячный ребенок будет правильно захватывать лото-фишку и щупать ее в строго заданном месте.

Можжевеловые тактильные игрушки для малышей

Для развития сенсорных ощущений в этом возрасте лучше всего подойдут массажные мячики, можжевеловые ежики, шарики и палочки, бигуди-липучки и т.п. Их можно просто раскладывать на пеленочке рядом с малышом, катать их перед ним. И он, лежа на животике, будет пытаться схватить их ручкой. Шероховатые и выпуклые игрушки будут стимулировать рецепторы на пальчиках малыша, для него это будут новые интересные ощущения.

Тактильные можжевеловые палочка, ежик, шарик

Также с помощью массажного мячика можно делать легкий массаж, прокатывая «колючего ежика» по тельцу малыша. Такой массаж можно сопровождать стишком:

Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем,
И немножко покатаем,
Затем ручку поменяем.

Примерно с 5 месяцев можно предлагать малышам самые простые сенсорные коробки, заполненные помытыми грецкими орехами (в скорлупе) или крупными макаронами (типа каннелонни).

Первая сенсорная коробка для малыша

Коробка будет наиболее интересной, если добавить в нее нескольких текстурных элементов. Малыш будет с удовольствием брать предметы ручкой. А саму коробку желательно придерживать, чтобы он ее не перевернул за раз.

Сенсорная коробка для самых маленьких

Наблюдаем за катающимися игрушками

Раз уж заговорили о мячиках, то сразу хочется сказать, что в этом возрасте любые катающиеся и перемещающиеся игрушки чрезвычайно полезны. Ведь мотивировать малыша к ползанию – одна из важных задач этого периода. Когда игрушка плавно перемещается перед глазами, за нее же так хочется ухватиться!

Начиная с 4 месяцев, в арсенале ребенка очень полезно иметь небольшие мячики, простые заводные игрушки, погремушки в виде цилиндров и т.п. Показывайте ребенку, как игрушки катаются на небольшом расстоянии от него. Во-первых, у ребенка будет тренироваться зрительная ориентация. Во-вторых, малыш,  скорее всего, захочет достать двигающуюся игрушку. В этом случае ему надо немного помочь, создав ладонями упор для его стоп.

Играем с резиновыми игрушками

Какие еще игрушки понравятся малышу до 6 месяцев? Конечно, те, которые можно вдоволь погрызть. Не знаю почему, но классические грызунки-прорезыватели моих детей совсем не интересовали. Зато очень нравились обычные резиновые игрушки. Главное требование к таким игрушкам в этом возрасте – чтобы резина была не только безопасная, но и мягкая. В этом случае малыш сможет самостоятельно сжать ее в ручке и извлечь из нее звук. С такими игрушками хорошо играть в ванной, добавлять их в сенсорные коробки для разнообразия ощущений.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!

Гимнастика и массаж для малышей 3 месяцев

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Учимся ползать

Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание. Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).

Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.

Трек Домана

Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.

Грудничковое ползание

Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.

Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.

Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.

Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.

Играем в прятки

Стоит ли тут рассказывать подробнее? Знаменитую игру в «Ку-ку» знают все родители и любят все дети без исключения. Игра не только помогает развеселить ребенка, но и носит полезную функцию – малыш учится переживать первый опыт расставания с мамой. Мама исчезает, а потом с радостным возгласом «Ку-ку» появляется. Ребенок приобретает уверенность, что мама всегда возвращается, и в ее исчезновении нет ничего страшного.

Эту игру малыши начинают понимать примерно в 5 месяцев. Так что не откладываем в долгий ящик и начинаем играть Варианты «Ку-ку»:

  • мама прячется за углом / кроватью / диваном,
  • мама накрывает лицо платком / пеленкой,
  • накрываем лицо малыша тонким платком (только не сильно!), малыши чуть постарше быстро учатся сами убирать платок с лица,
  • прячем игрушки под одеялом / коробкой так, чтобы часть игрушки была видна.

Играем в «Козу рогатую»

Еще одна классическая игра, которая неизменно поднимает настроением деткам. Замечено, что малыши начинают понимать и реагировать на нее примерно с 5 месяцев. Единственное, для самых маленьких стишок про козу можно немного сократить, чтобы ребенок не устал ждать того самого бодания Я использую такую укороченную версию:

Читайте также:  Овощи тушеные для ребенка 1 год

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Сейчас Витю забодает, забодает!

(мягко «бодаем» малыша пальцами-рогами)

А уже потом, когда ребенок подрастет, можно добавить подробности и про кашу, и про молоко

Слушаем классическую музыку

Наверняка, вы уже не раз слышали совет о том, что малышу нужно включать классическую музыку. Некоторые даже рекомендуют начинать в период беременности. И это не пустые советы. Прослушивание классической музыки действительно развивает у ребенка внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние.

Слушаем классическую музыку с малышом

Если включить 3-4 месячному ребенку Моцарта, то можно увидеть, что он буквально замирает, настолько сосредоточенно прислушивается к звукам. Классическая музыка еще и здорово успокаивает, и может очень хорошо помочь, когда малыш не в настроении. Я часто включала 4-5 месячному сыночку классическую музыку, когда он ехал в коляске и не спал. Просто лежать ему было еще скучно, а вот с музыкой – совсем другое дело.

Поддерживать природную любовь детей к музыке несложно, достаточно регулярно включать ее. Главное, не забывать И не слишком вымещать классику обычной попсой с радио.

ВОТ ЗДЕСЬ можно найти список классики, рекомендуемой к прослушиванию малышам, по этой же ссылке ее можно скачать.

Слушаем стишки-потешки

Ни для кого не секрет, что с ребенком нужно много разговаривать. Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас интересно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И если ваше общение будет в форме стишков и потешек, это понравится малышу гораздо больше. Ведь для ребенка до года, который еще несовершенно понимает вашу речь, важна прежде всего ее ритмичность и эмоциональность. Все это есть в потешках и приговорках, которые складывались целыми поколениями мам и бабушек.

Для малыша первых месяцев жизни потешки станут замечательным сопровождением обычных бытовых процедур – купание, одевание, прием пищи. Услышав знакомые слова, ребенок будет радоваться и чувствовать себя спокойнее, да и неприятные процедуры будут протекать легче. Нашу подборку потешек на все случаи жизни можно найти ЗДЕСЬ.

На первое время стишки можно написать на листочках и развесить по дому, чтобы быстрее запомнить.

Читаем книжки

Читаем книжки малышам

Чтение книг, как известно, обогащает внутренний мир ребенка. И не стоит думать, то малыш первого года жизни еще слишком мал для книжек и ничего в них не понимает. Примерно с 3-4 месяцев он уже может фокусироваться на картинках, а слушать текст и того раньше.

Для первого чтения отлично подойдут короткие ритмичные стихи (как у Барто) и сказки с многократными повторениями (такие как «Репка», «Теремок», «Колобок»). По мере проявления бОльшего интереса к книгам, можно вводить стихи и сказки с более «замысловатым» сюжетом.

Подборка книг для малышей до года

Для самых маленьких читателей старайтесь выбирать книги с крупными понятными иллюстрациями, не перегруженными деталями. Полную подборку книг, подходящих для малышей до года я ранее публиковала здесь (скоро планирую ее обновить):

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

На этом все, спасибо за внимание! Очень надеюсь, что вопрос о том, как развивать ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев отпал Ну а если не отпал, то есть еще видео-версия этой статьи

Совсем скоро опубликую еще больше полезностей для малышей до года. Чтобы быть в курсе новых статей, подписывайтесь на обновления в Инстаграм, ВКонтакте, FaceBook!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как научить ребенка говорить

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО ГОДА

Подборка книг для малышей до года

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ МАЛЫШАМ ДО ГОДА

Гимнастика и массаж для малышей 3 месяцев

ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-3 МЕСЯЦЕВ

Источник

Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность

Наши задачи:

• Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
• Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности — называть их: «большой», «поменьше», «маленький».
• Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
• Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
• Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки.

Примерные дидактические игры:

Игра с пирамидкой

Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.

Играем:

• Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: «Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!», затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
• «Давай угощать гостей» — и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая.
• Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
• Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» — еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое.
• Когда ежики «поедят» — нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
• В конце занятия обратите внимание ребенка на результат — красивую ровненькую пирамидку — «Вот как мы умеем!»

Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.
Игра с вкладышами-колпачками

Для игры необходимы: Вкладыши — цветные кубики, колпачки (конусы) или „мисочки“ (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.

Играем:

Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

• С собранного набора вкладышей — снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины.
• Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки — малые колпачки ставятся на большие.
• Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов „свертывается“, принимая изначальный вид.
• Затем колпачки можно „выстроить“ друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: „Вот как у тебя здорово получилось!“

Читайте также:  Какую смесь лучше давать ребенку 1 год

Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно — величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.

Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.
Игра «Две матрешки»

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Играем:

• Дайте ребенку две матрешки — большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
• Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
• Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.
Игра в машинки

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем:
• Расположите гаражи на удлиненной поверхности — «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.
Строительная игра « лесенка»

Для игры необходимы: 12 кубиков „кирпичиков“, устойчивая игрушка или матрешка.

Играем:
• Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку — попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из „кирпичиков“, положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
• По лесенке пусть кроха „поведет“ матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.
Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром
Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?

В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).

Теперь Вам нужно как бы „идти“ в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.
Что делать если ребенок пассивен в игре?

Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.
Примеры развивающих сюжетных игр:
Игры-занятия «Поручения»

Как и ранее, с помощью игр-занятий „Поручения“ можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку… Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).
Игровые сценки «Бытовые ситуации»

Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:

• показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
• воспитывать интерес и любовь к труду: „Стирка платья для куклы“, „Починка игрушек, книжек“;
• показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
• показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок — варенье; Мишка угощает Ежика — поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
• знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.
Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)

Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла — девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки… Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).

Играем:

• Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
• «Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» — так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
• Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
• После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди — то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влит?