Занятия ребенок 4 года не говорит
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Источник
Родители всегда стремятся дать детям самое лучшее, научить их всему, что умеют сами, и даже большему. Они склонны видеть в чадах свои невоплощенные мечты. Это приносит радость и заставляет вкладывать многое в будущее ребенка. На каждом этапе жизни малыш демонстрирует свои возможности. В 4 года ребенок должен легко проговаривать не только слова и фразы, а целые предложения. Он должен общаться. Бывают ситуации, когда ребенок не говорит в 4 года.
Что делать
Важно, конечно, показать ребенка логопеду или неврологу. Но чаще оттягивают визит, надеясь, что малыш вдруг сразу начнет хорошо разговаривать. Или боятся, что врач назовет какой-то диагноз. Незнание заставляет родителей волноваться. Целесообразно отбросить волнения и страхи, не кричать на специалиста, а разобраться в причинах.
ЗПР или индивидуальный темп развития?
Сами родители вряд ли смогут определить, по каким причинам ребенок не хочет говорить.
К сведению! Необходима консультация специалиста. Врач сделает осмотр маленького пациента и назначит при необходимости дополнительное обследование, консультации и лечение. Зачастую оно заключается в занятиях с логопедом.
Иногда выясняется, что у ребенка не отмечено никаких отклонений, просто у него такой индивидуальный темп в развитии. Маме рекомендуют наблюдать за малышом, обратить внимание на эмоциональное состояние, записывать в специальный блокнот все важные действия, игры, развлечения. Это подскажет, есть ли какие-то изменения, или же их нет.
Первые признаки речевого недоразвития
С первых лет жизни ребенок начинает произносить сначала отдельные звуки, затем слова, потом фразы и предложения. Норма развития речи указана в специальных справочниках. Но, по замечаниям психологов, нужно осмотрительнее подходить к характеристикам речевых умений ребенка.
Важно иметь в виду, что большинство из так называемых нарушений на самом деле отсутствует, а многие лечатся без участия психолога или логопеда.
К 4 годам в речи малыша должны присутствовать предлоги, названия животных, слова из четырех слогов, он должен соотносить мало и много, маленький и большой. Стоит обратить внимание на выполнение простых просьб. Признаками речевого недоразвития считается неразборчивая речь, отсутствие всякого интереса общаться, словарный запас включает примерно 20-25 слов. При подобных показателях следует обратиться за помощью, чтобы понять причину отставания и получить советы по коррекционным мероприятиям. Только специалист может определить диапазон патологии и поставить диагноз.
Без паники: диагноз «задержка речевого развития»
Если ребенок в 4 года не разговаривает, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Но родителям не следует бросаться в панику. Ребенок развивается индивидуально, и этот процесс зависит от нескольких факторов. Это и физиология, и эмоциональная связь с родителями, и социальная сфера.
К сведению! Роль родителей здесь весьма велика. В годик малыш уже хорошо знает своих отца и мать, бабушек и дедушек. Он чувствует себя с ними в безопасности, они понимают его потребности и уважают их. На этом строится общение. Начинает разговаривать он именно в этом кругу.
Родители общаются с новорожденным с момента появления на свет. Сначала это мимика, жесты, движения тела, затем общение становится вербальным. Здесь уже и объятия, и отклики на плач, и называние его по имени, на которое он откликается. Эти предпосылки указывают на то, что ребенок начнет учиться разговаривать в год.
Немаловажным фактором развития речи служит и развитие мелкой моторики. Следует об этом помнить и развивать тактильность ладоней малыша. Различные игры, потешки, пестушки будут способствовать этому процессу.
Речь является высшей функцией мозга, и она не может возникнуть сама по себе. Нужно разрешать ребенку все потрогать руками, даже попробовать на вкус, взять в рот, то есть дать возможность изучать и развиваться. При развитии осязания, обоняния и слуха, пойдет дальнейший процесс развития головного мозга, значит, будет развиваться речь.
Родители должны помнить об этом и общаться с ребенком, развивая все сферы его деятельности. Но, если все же диагноз поставлен, важно принимать решение. Диагноз устанавливает врач, а коррекционную работу с малышом осуществляет специальный педагог. И от того, как будет строиться это взаимоотношение, может зависеть будущее ребенка. Следует иметь в виду, что чаще всего задержка речевого развития вылечивается, компенсируется. Но на всю жизнь сохраняется легкая недостаточность.
Занятия дефектолога с детьми с ЗПР
В настоящее время число детей, страдающих ЗПР, увеличивается. Необъяснимо, но мальчиков с таким диагнозом встречается больше, чем девочек. Чем раньше родители приведут ребенка на прием, будет поставлен диагноз и начнется лечение, занятия, тем больше вероятность успеха. Зачастую врачи назначают медикаментозное лечение, родители должны быть уверены, что оно поможет и не бояться этого. Врач даст совет заниматься с ребенком лично родителям, а не заменять это общение гаджетами. Удобнее ведь дать смартфон и успокоиться.
Важно! Нельзя упускать развитие личности ребенка с момента его рождения!
Часто специалисты советуют убрать множество игрушек из детской комнаты. И оставить самые полезные и любимые. В этой ситуации ребенку нужно помочь развить мелкую моторику.
Сюда входят:
- упражнения с лепкой из пластилина;
- вырезание простых фигур из бумаги;
- собирание мозаики, пазлов;
- отвинчивание крышек;
- игра с пуговицами.
Все должно происходить под присмотром родителей. И только после того, как начнет развиваться моторика, за ней потянется и развитие речи.
Кто такой дефектолог, и чем он может помочь?
Специалиста, который занимается обучением, воспитанием, социализацией детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии, называют дефектологом. В детских дошкольных учреждениях есть дефектолог. Он занимается обследованием детей с целью выяснить степень познавательной и социальной активности ребенка, сформированности речи, помогает родителям организовать необходимую помощь и сам индивидуально проводит занятия групповые и индивидуальные. Его задача — скорректировать те отклонения, которые выявлены, и помочь ребенку справиться с ними, разговорить его.
Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР направлены на повышение его познавательной активности, развитие основных психических процессов. Он строит свою деятельность с малышом таким образом, чтобы в работе были задействованы и память, и мышление, и воображение, и любознательность. Подбирает специальные игры для развития функций мелкой моторики, проводит занятия и дает рекомендации родителям.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога
Если ребенок в 4 года не разговаривает и посещает детский сад, то большую часть работы с ним педагог-дефектолог проводит здесь. Не следует только забывать, что такие занятия должны проводить родители постоянно. В противном случае, навыки не закрепятся. Дефектолог в дошкольном учреждении стремится к формированию психологической основы для дальнейшего полноценного развития личности человека.
Учитель-дефектолог способствует формированию важных познавательных процессов, являющихся основой для развития мышления ребенка. Дефектологический прогноз у всех детей разный, и учитель составляет график занятий, учитывая индивидуальные склонности к различным видам деятельности.
К сведению! Память и внимание становятся ведущими процессами, на которых нужно останавливаться подробнее. Таким образом, развивается познавательная и творческая активность ребенка.
Кроме групповых занятий, учитель дефектолог занимается и с подгруппами, и индивидуально. Здесь он закрепляет навыки, полученные на занятиях в группе. В развитии речи, это:
- правильное произношение звуков;
- артикуляционные упражнения;
- проговаривание фраз;
- построение предложений;
- изменение слов по падежам;
- употребление в речи предлогов.
Почему ребенок не говорит в 4 года, что делать — Комаровский советует выполнять комплекс мер, которые включают:
- лечение с помощью медикаментозных препаратов;
- физиопроцедуры (магнит, лазер, электротерапия);
- гимнастика для развития артикуляции;
- упражнения для мелкой моторики рук;
- занятия с логопедом или дефектологом.
При своевременно начатом лечении и занятиях с малышом, можно увидеть, как он с каждым днем пополняет словарный запас, изменяет свое отношение к процессу общения, начинает реагировать на просьбы. Он просто начнет понимать, как важно взаимодействовать с другими детьми и родителями. На него перестанут показывать пальцем и смеяться, что он плохой, потому что молчит. Ведь важно научить его самообслуживанию, чтобы он все умел делать сам.
Детская психика устроена таким образом, что он не будет помнить, что в 4 года он не умел говорить. Ребенку с ЗПР помогут в этом занятия с дефектологом, и любовь, и каждодневный труд родителей.
Источник