Занятия развитие связной речи ребенка пересказ

Светлана Коптева
«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников

Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В работе по развитию речи детей ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе.

Пересказ – осмысленное, связное воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображение, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Для овладения пересказом необходим ряд умений,которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Благодаря занятиям по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Во второй младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, называть героев произведения, сочувствовать им. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

В средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Дети 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. На занятиях по пересказу, дети закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

Тексты для пересказов должны быть доступны детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Язык произведения должен быть выразительным с присутствием богатых, точных определений и сравнений, также желательно наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их необходимо подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказаиспользовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.Сказки можно выбирать разные: короткие и длинные – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Занятие по пересказуимеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

выяснить знания детей по теме произведения;

обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,

привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ,например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»

Приемы,способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы,работы над текстом произведения:

беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др., применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Активно используются игровые приемы (например: пересказ, сидя у макета телевизора).

Таким образом, решается программная задача – приобщение детей к художественной литературе. Художественное произведение здесь рассматривается как самоценность. В данном направлении следует работать с детьми в системе, каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

МБДОУ детский сад № 5 г. Задонска

Консультация на тему:

«Учимся пересказу»

Воспитатель: Коптева С. Н.

Источник

Занятие развитию связной речи.

Для детей с ОНР III уровня, старшая группа III период.

Тема: Пересказ сказки «Дружба»

Цель:

  • учить детей составлять подробный пересказ заданного текста с использованием наглядного иллюстрационного  материала.

Задачи: 

  • закреплять навыки ответов детей полными предложениями;
  • развитие монологической и диалогической речи детей;
  • совершенствовать навыки образовывать притяжательные прилагательные;
  • закреплять навыки составления сложносочинённых и сложноподчинённых предложений в пересказе.
  • развитие мелкой моторики;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие детей, память и мышление;
  • воспитывать у детей умение слушать друг друга и следить за речью товарища;

Материал: Игрушечная сова, наглядные иллюстрации по тексту, два комплекта раздаточных картинок, бумажные геометрические фигуры.

Предварительная работа в группе: чтение сказки с воспитателем, обогащение пассивного и активного словаря, введение в словарь слов: дупло, хищники, могучий и рыжая; работа с логопедом по составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; занятия с логопедом по образованию притяжательных прилагательных; составление животных из  плоскостных геометрических фигур с воспитателем;

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: ребята, к нам в гости прилетела тётушка Сова, она вам расскажет интересную сказку.

Т.Сова: Здравствуйте, ребята! Прежде чем я вам расскажу сказку, мне бы хотелось у вас спросить: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас весна

Т.Сова: А какой  сейчас месяц весны?

Дети: апрель.

Т.Сова: Какое время года наступит после весны?

Дети: Лето

Т.Сова: А после лета?

Дети: Осень

Т.Сова: Ну, а после осени?

Дети: Зима.

  1. Коррекционно-развивающий этап
  1. Чтение сказки с установкой на пересказ

Т.Сова: Какие вы молодцы, а теперь внимательно послушайте сказку, которая называется «Дружба», а я потом задам вам вопросы.

 (тётушка Сова рассказывает и параллельно выставляет иллюстрации)

Как-то летом  в одном лесу подружилась белочка с зайчиком.  

Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький.

Каждый день они встречались на полянке и там угощали друг друга.

Белочка приносила грибы и орешки, а зайчик – капусту и морковку. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима.  Выпал белый пушистый  снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик — под густую ветку ели. Однажды белочка  высунулась из дупла, и  не узнала  зайчик, потому что он был не серый, а белый.  Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.

Но наступит весна, и они снова узнают друг друга.  

  1. Беседа по тексту. Словарная работа.

Логопед: вспомните, как называется сказка?

Дети: Сказка называется «Дружба».

Логопед: Где подружились зайчик и белочка?

Дети: В лесу.

Логопед: Какое было время года, когда подружились белочка и зайчик?

Дети: Было лето.

Логопед: Чем угощали друг друга белка и заяц?

Дети: Белочка угощала грибами и орешками, а зайчик капустой и морковкой

Логопед: какое время года наступило после лета? А после осени?

Дети: После лета наступила осень, а после осени зима.

Логопед: Где спряталась белка, когда выпал снег?

Дети: Белка спряталась в дупле.

Логопед: а что такое  дупло?

Дети: Это пустота в стволе  дерева, где живёт белка    

Логопед: А куда спрятался заяц?

Дети: Заяц спрятался под ветку ели.              

Логопед: Почему заяц и белка не узнали друг друга зимой?

Дети: Потому, что заяц стал белый, а белка серая.

Логопед: Почему  шубки зверей зимой стали другого цвета?

Дети: Потому, что белый и серый цвет не так заметен зимой, и они могут спастись от хищников.

Логопед: А летом, какого они были цвета?

Дети: Заяц был серый, а белка рыжая.

Логопед: Что значит рыжий цвет?

Дети: Это красно-жёлтый цвет.

  1. Физкультминутка: « Ёлки, берёзки, пеньки»

Когда логопед говорит Ёлки, дети  встают и расставляют руки в стороны, как лапы у ели. Когда говорит берёзки – дети встают на носочки и тянут высоко руки вверх, а когда называет пеньки – дети приседают на корточки. Логопед нарочно путает детей,  говорит одно, а показывает другое. Дети должны быть внимательны, чтобы не запутаться.

  1. Закрепляющий этап.
  1. Игра «Угадай, кто спрятался» На доске стоит изображение дуба, а из-за него видны беличьи и заячьи уши, лапы и хвост.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой красивый могучий дуб в лесу. Давайте посмотрим, кто за ним спрятался?

Дети: Заяц и белка.

Логопед:  Я вижу длинные уши – это чьи?

Дети: это уши заячьи.

Логопед: Посмотрите, какой пушистый хвост. Чей он?

Дети: Это хвост беличий.

Логопед: А вот короткий хвост. Чей он?

Дети: это заячий хвост.

Логопед: Чья это рыжая лапка?

Дети: Это лапка беличья.  

  1. Разбери картинки по порядку

Логопед: Ребята, Тётушка Сова перепутала все картинки и не может вспомнить сказку, давайте ей поможем? (дети делятся парами, и  каждая пара выкладывает картинки в той последовательности, чтобы получился рассказ)

  1. Пересказ цепочкой.

Логопед: Давайте теперь попробуем вспомнить и пересказать сказку.  Начнёт (имя ребёнка), а теперь продолжит (имя ребёнка). Каждый ребёнок рассказывает по одному предложению, опираясь на картинки. 

  1. Индивидуальный пересказ по картинкам.

Логопед: Кто запомнил всю сказку и сможет её пересказать?

Дети пересказывают сказку, а логопед при необходимости подсказывает.

III. Подведение итога. 

Воспитатель: Давайте подойдём к тётушке Сове и напомним ей, чем мы сегодня занимались.

Дети: мы учились пересказывать сказку…

Т.Сова: какие же вы молодцы, вам моя сказка понравилась? А мне понравилось, как вы сегодня работали, поэтому я всем вручаю медали и прощаюсь с вами. До свиданья!

Источник

Пересказ как средство формирования связной речи

1. Обучение связной речи в начальной школе.

    Основная задача обучения связной речи – научить школьников сознательно строить высказывание (устное или письменное), то есть сформировать определённый комплекс речевых умений, то этот комплекс выступает в качестве ведущего содержательного компонента системы.

      Сохин Ф.А. выделяет другие частные задачи обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться, помогает выразить мысль наиболее точно и полно;

2) формирование грамматического стоя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).

        Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

         К видам связной речи относятся развёрнутые ответы на вопросы, разнообразные виды изложений и сочинений и другие. С изложениями (пересказами) и сочинениями элементарного типа (пусть величиной в 2-3 предложения) ученики могут иметь дело уже в 1-2 классах.

        В начальной школе приняты следующие виды упражнений в связной речи:

1) развёрнутые ответы на вопросы;

2) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений;

3) записи по наблюдениям;

4) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

5) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному плану или сюжету;

6) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

7) импровизация сказок (обычно – устно), зачатки литературно – художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;

8) письменные изложения образцовых текстов;

9) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и прочее) как устно, так и письменно;

10) различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов;

11) письменные сочинения разнообразных типов;

12) статейки в газеты, отзыв о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

13) деловые бумаги: объявления, заявления.

         В приведённом списке представлена речь и устная, и письменная; преобладает речь монологическая.

          По степени самостоятельности и творческой активности упражнения в связной речи делятся на упражнения «по образцу», конструктивные упражнения, творческие упражнения.

          Типичные упражнения «по образцу» – это пересказы и изложения; конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного.

           Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего – то своего, нового, оригинального.

           Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

         Таким образом, обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

2. Пересказ, как средство обучения связной речи, его виды.

         Проблемами обучению пересказу занимались многие педагоги и методисты начальной школы: Алексеева М.М., Яшина В.И., Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., Сохин Ф.А,  Бородич А.М.,  Горецкий В.Г.,  Ушинский К.Д.,  Дридзе Т.М., Рождественский Н.С., Ладыженская Т.А. и другие

          Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение.  

           Ладыженская Т.А. и Львов М.Р. утверждают, что «пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании».

           Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:

  • прослушивать произведение;
  • понять его основное содержание;
  • запоминать последовательность изложения;
  • запоминать речевые обороты авторского текста;
  • осмысленно и связно передавать текст;

         Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

          Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

           Подлинно художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.  

           Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа Алексеева М.М. и Яшина В.И. выдвигают следующие требования:

  1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
  2. быть доступным по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с  ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
  3. иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое  значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;
  4. должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  5. доступны по объёму.

           Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Осеевой, Н. Калинкиной и других.

           Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

           Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к  поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

            При обучении пересказу художественных произведений Сохин Ф.А. вводит новые виды занятий:

  • пересказ по готовому плану, составленному или одним учителем, или совместно с детьми;
  • пересказ по выбору детей, когда из двух – трёх знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;
  • пересказ в лицах или драматизация произведения.  

            Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придаёт им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.

             Методисты Рамзаева Т.Г. и Львов М.Р. утверждают, что дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу:

  1. осмысленность, то есть полное понимание текста, является главным в обучении;
  2. полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения;
  3. последовательность и связность пересказа;
  4. использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами;
  5. плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;
  6. выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Наряду с повествовательными текстами дети 6-7 лет учатся производить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козёл», рассказы К.Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л.Н. Толстой «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».  

       Методисты –  словесники Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов выделяют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с творческими дополнениями.

Подробный или близкий к тексту пересказ.

Это вид пересказа ведётся на небольших рассказах или законченных  по содержанию отрывках. Он служит средством закрепления содержания прочитанного во всех  его деталях и связях, средством усвоения логики образца и его языковых средств.

               Небольшие по объёму тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть.

               Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и других предметов), элементы рассуждения.

               Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.

                Определённую роль в пересказе играют вопросы.

                Известны типичные недостатки подробного пересказа:

  • неумение начать
  • искажение или неполнота передачи заключительных частей текста
  • обеднение языка

          Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям.

Сжатый пересказ.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, Нои кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное. Школьник должен выбрать основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Он должен передать главное содержание своими словами, по – своему. Не рекомендуется для сжатого пересказа высокохудожественные тексты; тексты, содержание диалог.

                Обучать пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие.

                План может послужить неплохой опорой для пересказа.  

Творческие пересказы.

 В любом устном пересказе может быть творческий элемент. К числу творческих работ относятся пересказы с перестройкой текста и с дополнениями школьников.

           Пересказ с изменением лица рассказчика требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании.

           Высок творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей.

            Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами.

             На более  высоких ступенях пересказов подробного типа школьники должны не только передать какие – то сцены с позиции одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа – к творческим дополнениям в тексте.

              Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами,

аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения – это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учениками.  

                 Посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

              Школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передаёт содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

              В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей.  

              К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет  сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание лишь даёт материал для самостоятельной деятельности».

             Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия.

             Исследования З.М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных  логических связей облегчает запоминание и сохранение текста в памяти.

              Бородич А.М. утверждает, что на некоторых занятиях полезно сочетать 2 текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно лёгкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.  

               Наиболее успешно решаются задачи, связанные с методикой организации работы детей при пересказе, которая выстраивается в следующую систему: чтения, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста на смысловые части, их озаглавливание, определение в каждой части словесных выражений и образов,  которые раскрывают основную мысль каждой части, составление плана к пересказу, пересказ.

               Такая работа обеспечивает его успешность. Однако довольно часто дети, выполняя под руководством учителя сложную аналитико–синтетическую работу, затрудняются воспроизвести прочитанное, что приводит к непродуктивному овладению  лексическим, синтаксическим, текстовым материалом.

                В качестве причин малоэффективности детских пересказов следует выделить:

  1. низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности;
  2. невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы;
  3. отсутствие у них необходимого личного опыта;
  4. многократное перечитывание текста;
  5. незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

                  Среди причин, снижающих роль пересказа в овладении учащимися собственной речью, особо можно отметить следующее:

  1. непонимание детьми значимости и перспективности пересказа;

б)   отсутствие последующей работы по использованию языковых средств пересказываемого произведения в собственной речи учащихся;

в)    невладение младшими школьниками умением строить пересказ прочитанного.

                  Всё это приводит к тому, что пересказ не выступает как продуктивная форма речи, при которой слова, выражения, синтаксические конструкции текста присваиваются детьми. Следовательно, одной из основных проблем является обеспечение продуктивности пересказа, при котором возрастает уровень присвоения детьми лексического, синтаксического и другого текстового материала.

                  Исходя из того, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а,   также имея в виду, что его основная функция – приучить детей правильно (с логической и грамматической точки зрения), без искажения передавать чужую мысль, пересказ относится к репродуктивной форме изложения.

                   Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлёмся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: «Если дитя с помощью учителя поймёт м