Занятия по счету с ребенком 4 года

Занятия по счету с ребенком 4 года thumbnail

Надежда Север
Конспект занятия по математическому развитию для детей 4–5 лет «Порядковый счет»

Задачи:

– формировать навыки порядкового счета в пределах 5;

– закреплять представление о множестве, как о совокупности, состоящей из отдельных предметов

-упражнять детей определять количество предметов на ощупь

развивать тактильно-моторные ощущения, мелкую моторику;

развивать логическое мышление, быстроту реакции;

– формировать навыки самостоятельной работы;

– воспитывать уважение и дружеские отношения между детьми.

Материал к занятию:

демонстрационный: игрушки 5 зверей, иллюстрацию к сказке «Доктор Айболит», цифры 1-5, опорная карта для «лото».

раздаточный: по 15 кругов одинакового размера, клей, разлинованные листы бумаги с картинками зверей, разрезанные карточки для игры «лото».

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

Дети сидят на ковре, и педагог начинает занятие:

– Здравствуйте ребята! Вы знаете, сегодня, когда я вошла в кабинет, то услышала странные звуки. Когда я прислушалась, то поняла, что это кто-то плачет. Я стала смотреть, кто же это плачет, и увидела, что это наши игрушки-зверушки, которые живут у нас в кабинете. Вот эти! (педагог выставляет на стол игрушки).

– Ребята давайте узнаем у них, что случилось! Арина, спроси, пожалуйста, у зверушек, почему они расстроились? (если ребенок затрудняется, педагог просит либо другого ребенка, либо сама обращается к игрушкам).

«- Что с вами случилось, почему вы плачете? – Мы заболели, у зайчика болит ушко, у кошечки лапка и т. д. И мы незнаем, что нам теперь делать, и кто нам может помочь».

– Оказывается, наши игрушки заболели! Что же нам делать, как им помочь? (предложения детей). Правильно, животных нужно отвести к доктору, ребята, а какой доктор лечит животных? (ответы детей) Правильно это доктор Айболит, помните, как начинается эта сказка?

«Добрый доктор Айболит он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться и корова,

И волчица, и жучек, и червячок, и медведица.

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».

(На мольберт выставляется иллюстрация к сказке). Ребята, но доктор Айболит живет в сказке и нам с вами нужно помочь нашим животным добраться туда и научить их, как правильно вести себя на приеме у доктора. Поможем и научим наших игрушек? (Да)

2.Основная часть:

– Ребята, кто сегодня пришел к доктору Айболиту на прием? (дети называют всех игрушек). Сколько сегодня пациентов у доктора Айболита? (пять). Дети, а кто знает, прежде чем войти к доктору, что нужно сделать? (вести себя хорошо, не шуметь и т. д.) Какие вы умницы, но самое главное это построиться друг за другом по порядку. Полина помоги мне построить игрушки по порядку. Спасибо, кто стоит первым? А кто вторым? (педагог по очереди спрашивает у детей кто стоит, на каком месте по счету). Как хорошо вы расставили наших животных, но пока они ждали, когда доктор Айболит освободиться начали ссориться, кто пойдет первым, а кто вторым.

Кот стрелой влетел в больницу,

Всех заставил расступиться.

И кричал при этом: «Ой!

Я совсем – совсем больной!»

Лез вперед, кричал, толкался,

В кабинет к врачу прорвался.

Только врач сказал ему:

«А вот вас я не приму!

Звери все болеют тут,

Но сидят, приема ждут.

Не мешает поучиться

Прежде чем ко мне явиться!»

– Все забыл наш кот, чему мы его учили, давайте напомним всем животным как они стояли с помощью цифр. Я сейчас каждому раздам вот такие карточки рядом с каждой картинкой животного нужно поставить, ту цифру, каким по счету стоит, это животное, например кошечка у нас стоит первой по порядку. Значит рядом я кладу цифру 1. (педагог на мольберте показывает как необходимо выполнять задание) Тима, а теперь ты продолжи, пожалуйста. (детям раздаются карточки для игры «лото» и по просьбе педагога выполняют задание на столе с карточками, а педагог вывешивает на мольберте готовую карточку). Какие вы умницы, уж теперь наши игрушки точно не запутаются, кто идет к доктору первым, а кто вторым!

– Ребята, я думаю, что нашим друзьям-животным не пришлось бы обращаться к Доктору Айболиту, если бы они умели делать зарядку! Давайте их научим.

Педагог проводит с детьми физкультминутку:

Ну-ка, станьте, по-порядку!

Вместе выполним зарядку!

Раз, два, три, четыре, пять

Становись с нами играть!

Раз – поднять, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

– Молодцы, ребята, а теперь садитесь все за столы.

– Ребята, а как вы, думаете, стоит, ли боятся, доктора Айболита? (нет)

Зайчик плачет и кричит –

Очень сильно зуб болит!

А к врачу идти боится:

– Мама, не пойду в больницу!

Доктор мне совсем не нужен,

Может сделать только хуже!

– Поскорее успокойся, –

Говорит зайчиха-мать,

И врачей совсем не бойся.

Доктора нужны затем,

Чтоб помочь всегда и всем!

– И вот наши животные испугались и спрятались от доктора Айболита. Вышел доктор и не нашел ни одного пациента. Давайте поможем доктору Айболиту найти его пациентов.

Игра «Определи на ощупь»

– Сейчас каждый из вас сможет побывать доктором Айболитом.

Итак, раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть! Сейчас Настя первая подойдёт ко мне, закроет глазки, и определит на ощупь, сколько зверюшек спряталось под салфеточкой (по очереди вызываю всех детей).

Читайте также:  Ребенок малоежка 4 года

Вы очень хорошо справились с этой задачей. Помогли доктору найти всех его пациентов.

– И вот, наконец, наши животные перестали, боятся, доктора, и доктор Айболит смог принять каждого из них и выписал всем животным витаминки. Поможем доктору всем животным выдать витамины? Чтобы мы не перепутали, кому, сколько выдать витаминов, доктор подготовил нам подсказку.

Выдаю каждому ребёнку карточки с изображением животных, внизу под изображением животного пустая клеточка, куда ребёнку необходимо приклеить, такое количество «витаминов», какое место по порядку занимает животное.

-Аня, какой по счету стоит кошечка? (Первой) Значит, сколько ей нужно выдать витаминов? Верно, она должна выпить, одну витамину и мы рядом с кошкой наклеиваем один кружочек. Когда все варианты наклеены, педагог спрашивает, у детей, почему у одного животного одна витамина, а другого три и т. д.

-Как хорошо вы справились с заданием, теперь наши животные точно не забудут, сколько, кому нужно выпить витаминов.

3.Заключительная часть:

После выполнения задания педагог подводит итог занятия:

-Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Помогали игрушкам, играли). Правильно, а еще мы с вами учились считать по порядку. Давайте посчитаем, еще раз все вмести. (Счет в слух). И не только сами научились считать, но и помогли нашим игрушкам научили их, как правильно построиться, чтобы попасть на прием к доктору Айболиту и он их вылечил. Вы сегодня очень хорошо занимались, я очень вам благодарна, а доктор Айболит за нашу помощь передал вам тоже витамины, только настоящие! (Педагог угощает детей кусочками яблок).

Источник

татьяна лемайкина
Занятие по математике «Веселый счёт» для детей 3–4 лет

Занятие по математике «Веселый счёт» для детей 3-4 лет.

Лемайкина Татьяна Алексеевна – воспитатель МАДОУ г. о. Саранск «Центр развития ребенка – Детский сад №46»

Тема: «Цифра 2». Величина «Толстый – тонкий.»

Цель:познакомить с цифрой 2.

Программные задачи:

Образовательные: – закрепить значение слова «цифра 1» и «единица»;

– познакомить со значением слова «цифра 2»;

– учить сравнивать знакомые предметы по величине:

«толстый- тонкий».

Развивающие: – развивать интерес к математике у детей;

– развивать память и внимание.

Воспитательные: – воспитывать культуру общения и отзывчивость

детей;

– воспитывать интерес к познавательной

деятельности.

Оздоровительные: – способствовать укреплению и сохранению здоровья;

– формировать навык правильной осанки.

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом за столом, на стенде плакаты героев сказок).

Воспитатель: (демонстрирует большую, улыбающуюся «единицу»)

Детки! Глазки на меня!

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Единица так мила –

Очень важная она,

Ведь с неё любой народ

Начинает каждый счет.

(Задания детям по плакатам «Любимые сказки».)

Воспитатель: сколько ключиков в руке у Буратино?

Дети: один!

Воспитатель: сколько шариков у Пятачка?

Дети: один!

Воспитатель: сколько книг у Незнайки?

Дети: одна!

Воспитатель: Правильно! Умнички! Физкультминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: (демонстрирует цифру «2»)

Детки! Глазки на меня!

А вот это цифра два,

Полюбуйся,какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

(Задание детям: сколько?.)

Воспитатель: (читает стих. «Два весёлых гуся» и демонстрирует плакат)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся:

Один серый, другой белый

Два веселых гуся!

Воспитатель: сколько гусей жили у бабуси?

Дети: два!

Воспитатель: Сколько крыльев у гуся?

Дети: два!

Воспитатель: сколько лап у гуся?

Дети: две!

Воспитатель: сколько глаз у гуся?

Дети: два!

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

«Игра с карточками».

Правила игры: к карточке с цифрой «1» собрать все карточки с изображением одного персонажа. К карточке с цифрой «2» собрать все карточки с изображением двух персонажей (дети работают, воспитатель проверяет правильность выполнения).

Воспитатель: Умнички!Все встали на физкультминутку:

Девочки и мальчики (Хлоп, хлоп, хлоп – дети хлопают в ладоши.)

Прыгают, как мячики (Прыг-скок, прыг-скок – прыгают на месте.)

Ножками топчут (Топ, топ, топ – топают ногами.)

Весело хохочут (Ха, ха, ха – хохочут.)

Глазками моргают (Ритмичное зажмуривание глаз.)

После отдыхают. (Приседают, руки свободные.)

Воспитатель:У меня в руках две тетради. Они одинаковые?

Дети: нет!

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: одна толстая, а другая тонкая.

Воспитатель: Мы сравниваем предметы по величине «толстый-тонкий»

(Задание детям: сравни?.)

Воспитатель: Ребята, перед вами плакат. Обратите внимание.

Сколько деревьев на плакате?

Дети: два!

Воспитатель: сколько кисточек?

Дети: две!

Воспитатель: Чем отличаются между собой деревья?

Дети: Одно дерево толстое, а другое тонкое.

Воспитатель: Чем отличаются между собой кисточки?

Дети: одна толстая, а другая тонкая.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. (Отмечаются самые активные).

Использованная литература:

1. С. Я. Маршак «Веселый счет», изд. «Улыбка», М., 2013

2. Вакуленко Ю. А., Попова Г. П. «Физкультминутки», изд. «Учитель», М., 2013

3. Русская народная песня «Два веселых гуся».

Источник

Вокруг дошкольного развития разгораются споры, и многие скажут, что математика для детей 4-5 лет – это лишняя нагрузка. Однако если ребенка не учить до школы, в первом классе ему будет тяжело усваивать материал, поэтому математику можно и нужно безболезненно изучать с 4 лет.

Что нужно знать до школы?

Дошкольник должен овладеть следующими навыками:

  • освоить счет в пределах 10;
  • уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • определять на слух пропущенное число;
  • уметь соотнести количество предметов с цифрой;
  • знать состав чисел первого десятка;
  • пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно»;
  • решать и составлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Читайте также:  Ребенок 4 года тянет рот

Это обязательный минимум, который изучается до школы, но ваш ребенок может знать и больше.

Как учить ребенка математике?

При обучении математике малыша 4-5 лет полезно соблюдать некоторые правила:

  1. не давать материала больше, чем он может усвоить;
  2. не требовать того, чего он еще не понял;
  3. не торопить, дать время «переварить» информацию (ведь что для взрослого элементарно, для ребенка 5 лет – новый мир);
  4. не усложнять задания слишком быстро, обучение проводить в формате «от простого к сложному»;
  5. заниматься, когда малыш бодр и в хорошем настроении, иначе занятия математикой превратятся в пытку;
  6. не скупиться на похвалу и подбадривание: «Сегодня получается лучше, чем вчера!».

Задания и упражнения для возраста от 4 лет

Дети в этом возрасте редко бывают усидчивыми и гораздо легче обучаются в игре. Заниматься  математикой с дошкольником – это не обязательно сидеть за столом и решать примеры в тетради. Гораздо легче подавать информацию как бы между делом и стимулировать ребенка к тому, чтобы самому находить правильный ответ.

Прямой и обратный счет

Малыш начинает проявлять интерес к цифрам еще до 4 лет. Самое время пробовать учить его считать. Как только ребенок научится свободно считать в прямом и обратном порядке, он будет готов к изучению более сложных понятий и первых математических действий.

Считаем предметы

Считаем ступеньки в подъезде, воробушков на улице, машины во дворе.

Всегда доступный счетный материал – пальцы. Пересчитываем их на каждой руке по отдельности, на обеих сразу.

Считаем неоднотипные предметы

Мы считаем не только пальцы, карандаши или конфеты. Дошкольник должен понимать, что количество предметов не зависит от формы, цвета, рода и т. д.

Сколько на полу машинок? Малыш считает: «Одна, две три». Спрашиваем, сколько на полу кубиков. Ребенок считает: «Один, два, три, четыре». Тогда спрашиваем, сколько на полу игрушек? Считаем вместе: «Один, два, три, …, семь!». Всего семь игрушек. Одновременно со счетом дошкольник учится мыслить логически, пользоваться широкими и узкими понятиями: кубики – это игрушки, машинки – это игрушки. Но игрушки – это не обязательно только кубики или машинки. Кубики и машинки – это частные случаи игрушек. Логика неразрывно связана с математикой.

Знаем цифры «в лицо»

Понимание приходит из житейских ситуаций. Вот некоторые:

  • показываем цифру нужного этажа, просим нажать кнопку лифта;
  • показываем номер любимого канала на пульте;
  • развешиваем магнитные цифры на холодильник, называем;
  • смотрим на цифру-свечу на торте: «Сколько тебе сегодня исполняется годиков? Три!».

Учим обратный счет

Запоминаем порядок чисел, запуская в космос ракету из конструктора. Обратный отсчет до старта: «10, 9, 8…, пуск!». Устраиваем эстафету при уборке игрушек: «Десять, девять, …, один, старт!».

Играем в «Загадай желание»: на листе черного картона делаем аппликацию из 10 желтых звездочек, вырезаем 10 кружков из черного картона. Загадываем желание и накрываем звездочку картонным кружком. Пересчитываем каждый раз, когда гаснет звезда: «10, 9, 8 …».

Порядковый счет

Помимо умения считать предметы по количеству нужно научиться считать их по порядку. Ребенок должен понять, что количественный счет предметов можно начинать с любого места, а порядковый счет – строго слева направо.

Учимся называть порядковый номер

Берем флажки (кубики) разного цвета. Выстраиваем в ряд и считаем по порядку: «Первый, второй …». Спрашиваем, который флажок (кубик) красный? Который — синий? Малыш называет порядковый номер.

Считаем ступеньки в подъезде: «Первая, вторая, третья…», разглядываем машины на стоянке: «Которая машина красная? Какая по счету машина синяя?».

Спрашиваем: «Сколько у нас в доме подъездов? А мы с тобой в котором подъезде живем? Давай сосчитаем: первый, второй, третий. Мы живем в третьем подъезде».

Запоминаем, какие числа идут до и после

Играем в игру «Впиши нужное число»: выбираем последовательности из любых трех чисел первого десятка, записываем их на листе, пропуская одно в каждой тройке. Вместо пропуска можно рисовать кружок или квадратик. Например:

5 … 7; 6 … 8; 2 … 4; 7 … 9.

На столе выкладываем числовой ряд из магнитных цифр. Ребенок ищет первое число в тройке и выясняет, какое пропущено. Записывает (сам или с помощью мамы) нужное значение в кружок, проговаривает: «5, 6, 7». Скоро он сможет устно продолжать числовой ряд, начиная с любого места.

Состав числа

Изучение состава числа поможет дошкольнику понять основы сложения и вычитания и в первом классе не тратить время на счетные палочки или вычисления на пальцах. В дальнейшем умение раскладывать числа на составные части позволит решать сложные примеры в уме.

Знакомим ребенка с составом числа

Подготавливаем двухсторонние кружки из картона с синей и красной стороной. Кладем перед ребенком три кружка синей стороной верх. Спрашиваем, сколько лежит кружков, объясняем, что число «3» мы составили из одного, одного и одного, а всего у нас три кружка. Просим малыша перевернуть один кружок. Получаем один красный и два синих кружка. Просим перевернуть еще один, получаем два красных, один синий круг. Поясняем, что число «3» можно составить по-разному:

  • 1, 1, 1 – вместе 3;
  • 1 и 2 – вместе 3;
  • 2 и 1 – вместе 3.
Читайте также:  Декарис ребенок 4 года

Домики

Рисуем дом из квадрата и треугольника. Квадрат делим на две «квартиры» вертикальной линией. Поясняем ребенку, что в дом переезжают новые жильцы, хозяин указал на крыше их количество (в треугольнике пишем число). Нужно заселить две квартиры. Используем карандаши, камушки, бусины. Кладем камушки в ряд («жильцы»), считаем. Напоминаем, что столько же написано на крыше домика. В одну «квартиру» вписываем цифру (начинаем с 1), отодвигаем камушек в сторону (этого «заселили»), сколько заселяем в другую «квартиру»? Считаем, записываем. Поначалу рисуем один домик за занятие. Потом можно рисовать многоэтажный дом, на каждом «этаже» вписывать одну цифру то в левую, то в правую «квартиру», и заполнять целый дом за занятие.

Объясняем на пальцах

Числа первого десятка можно представить на пальцах рук. Показываем, что 3 – это два пальца одной руки и один палец другой, 5 — это три и два пальца и т. д. Заостряем внимание на том, что 5 – это 2 и 3, или 3 и 2, а 7 – это 3 и 4, или 4 и 3. Можно добавить, что если на руках получается одинаковое количество пальцев (4 — это 2 и 2, 6 – это 3 и 3, 8 — это 4 и 4), то эти числа мы называем четными.

Знаки равенства и неравенства

Дошкольник должен понять разницу между знаками «больше», «меньше», «равно» и уметь применить их правильно. Сначала он будет сравнивать яблоки и конфеты, оценивая их количество глазами или пересчитывая пальчиком, а в дальнейшем – решать числовые неравенства.

Сравниваем количество предметов

Кладем на два блюдца конфеты. Где больше? На сколько конфет тут больше? А где меньше?

Строим башни из кубиков. Какая выше? Почему? На сколько кубиков здесь больше?

Учим распределять предметы по размеру

Распределяем предметы от меньшего к большему (однотипные, затем разные предметы), нумеруем их по возрастанию размера, длины, веса.

Рисуем четыре яблока разного размера, располагаем вразнобой. Просим ребенка дать яблокам номера от 1 до 4, от самого маленького яблока к самому большому.

Рисуем собаку, стрекозу, мышь. Просим пронумеровать животных цифрами от 1 до 3 от самого тяжелого до самого легкого.

Переходим к знакам сравнения

Объясняем будущему школьнику смысл знаков «>», «<» и «=» так, чтобы он их не путал. Например, можно сказать, что знак «>» и «<» – это пасть голодного крокодильчика. Он любит много кушать, поэтому из двух кучек еды выберет ту, в которой еды больше. Крокодил повернется к этой кучке и откроет рот: «>». А к маленькой кучке он повернется хвостиком: «<».

Знак «=» означает, что в двух кучках еды поровну, одинаково, столько же.

Теперь знаки можно использовать не только устно, но и в письменных заданиях.

Первые математические действия в пределах 10

К тому моменту, как вы начнете учить ребенка складывать и вычитать в пределах 10, малыш уже усвоит основы математики для самых маленьких. Он готов не только сравнивать количество предметов и выяснять, где больше, но и отвечать на вопрос: «Насколько больше?». Теперь можно переходить непосредственно к вычислениям в пределах первого десятка.

Счет на пальцах

На пальцах можно отрабатывать первые примеры. Сначала на одной руке, то есть в пределах 5.

  • Сложение: «У тебя есть 3 конфеты – разгибаем 3 пальчика. Я тебе даю еще 2 конфеты – разгибаем еще 2 пальчика. Сколько у тебя конфет?»
  • Вычитание: «У тебя 4 конфеты – разгибаем 4 пальчика. Ты меня угостил одной конфетой – загибаем один пальчик. Сколько осталось?».

Запоминаем, что «разогнуть» пальчик – это прибавить (доложить, сделать количество больше). «Загнуть» означает отнять (забрать, сделать количество меньше).

Считаем на предметах

Используем карандаши, камушки, конфеты, бусины. Сравниваем «кучки», проговариваем: «Три больше двух на один, семь больше шести на один». Ребенок со временем понимает, что если разницу положить в меньшую кучку, в сумме получится столько же, сколько в большей.

Пишем на бумаге

Знакомимся со знаками «+» и «-«, вспоминаем разгибание и загибание пальцев, переносим устное проговаривание на бумагу.

  • Было 3 конфеты, дали еще 2, стало 5. Малыш пишет и проговаривает: 3+2=5.
  • Было 4 конфеты, 1 дали маме, осталось 3. Малыш пишет и проговаривает: 4-1=3.

Поначалу двух-трех примеров в день достаточно. Дальше уже не нужны будут «конфеты», вы будете сразу писать примеры, а ребенок будет их решать.

Учим составлять и записывать примеры

Придумываем простейшие задачки.

  • Пример на сложение: «Мама помыла и положила на тарелку три яблока, а потом еще одно. Стало четыре яблока». Ребенок проговаривает и записывает пример: 3+1=4.
  • Пример на вычитание: «На тарелке лежало три печенья. Папа взял одно. Осталось два печенья». Ребенок проговаривает и записывает: «3-1=2».

Постоянные тренировки на сложение и вычитание помогут довести процесс до автоматизма.  Дошкольник овладеет навыком вычислений в пределах первого десятка, и ему легче будет понять, как складывать и вычитать числа от 10 и далее.

При подготовке к школе не зацикливайтесь только на математических занятиях. Дошкольник должен развивать логическое мышление, уметь сгруппировать объекты по общим признакам, продолжить логический ряд, найти закономерность, ориентироваться в пространстве (знать, где лево и право, что значит «над», «под», «перед», «позади» и т. д.) и времени (знать времена суток, дни недели, понимать время по часам). Обязательно нужно знать плоские геометрические фигуры, уметь изобразить их на бумаге, находить в окружающих вещах, составлять из нескольких фигур более сложные.

Источник