Занятия по развитию речи со слабослышащим ребенком
Елена Алексеевна Коба
Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по развитию речи «Части тела»
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Конспект занятия
для детей с нарушениями слуха по развитию речи на тему: «Части тела».
Провела: студентка 4 курса группы «К»
факультета психологии
Соломатникова Анна Юрьевна
Проверила: Коба Елена Алексеевна
Тула, 2010
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Части тела»
Задачи:
1.Образовательные: ввести обобщающее понятие «части тела».
2.Обучающие: расширять, закреплять и активизировать словарь существительных с обобщающим значением «части тела», учить находить и воспроизводить названия частей тела устно – дактильно, упражнять в выполнении инструкций, предъявляемых слухо – зрительно, отвечать на вопросы в устно – дактильной форме, закреплять умение согласовывать существительные с числительными 1, 2.
3. Коррекционно – развивающие: развивать слуховое восприятие, сенсорную базу для восприятия речевого материала на слухо – зрительной основе, развивать навык воспроизведения слогов с соблюдением темпа.
4.Воспитательные: воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей, не перебивая; самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование к занятию: кукла, плоскостное изображение строения тела человека (детали частей тела: голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея,таблички: тетя Аня, Что будем делать, Будем заниматься, Будем говорить, Будем слушать, Будем играть, кукла, части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, побуждение к ответам, поощрение.
Лексический материал: части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.
Ход занятия:
Этап занятия
Инструкция педагога
Деятельность и ответы детей
1. Орг. Момент
– Привет (слухо – зрительно)
– Что будем делать?
(Дети заходят в класс, здороваются)
– Привет тетя Аня
будем заниматься
– Мы будем говорить
будем слушать
2. Фонетическая ритмика
– Будем говорить и хлопать (слухо – зрительно)
та – та – та
то – то – то
ту – ту – ту
та – та – КА
то – то – КО
ту – ту – КУ
(Дети прохлопывают слоги, повторяют за педагогом)
3. Основная часть
1. Объяснение нового материала (Педагог демонстрирует детям куклу.)
– Что это? (слухо – зрительно)
– Кукла пришла в гости. Её зовут Маша.
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение туловища)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение шеи)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение головы)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рук)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ног)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение глаз)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение носа)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рта)
– Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ушей)
– Всё это – части тела (слухо – зрительно)
2. Игра «Что изменилось?»
– Закройте глаза (слухо – зрительно)
(Педагог меняет местами ноги и руки)
– Открывайте глаза. Что изменилось? (слухо – зрительно)
(Затем предлагаю детям другие варианты)
Дети отвечают на вопросы педагога в устной и устно – дактильной форме.
КУКЛА
ТУЛОВИЩЕ
ШЕЯ
ГОЛОВА
РУКИ
НОГИ
ГЛАЗА
НОС
РОТ
УШИ
Дети закрывают глаза.
Дети восстанавливают порядок частей тела.
4. Физкультминутка
– Будем играть
(Педагог и дети располагаются на ковре по кругу).
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,
Мы топаем ногами, топ, топ,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы низко приседаем и прямо мы встаем.
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем – в кулачок.
Руки вверх и в кулачок.
Разжимаем, на бочок.
На носочки поднимайся.
Приседай и выпрямляйся.
Ноги вместе – ноги врозь.
Дети выполняют движения за педагогом, опираясь на слухо – зрительную основу.
Хлопки над головой
Высоко поднимаем колени.
Головой вперед – назад подвигать. Руки поднять, опустить.
Присесть и подпрыгнуть.
Руки опустить, поставить на бока. Показать ладони, сжать в кулачки.
Руки поднять и сжать в кулачки.
Разжимаем кулаки, руки на бока.
Подняться на носочки.
Присесть.
Свести ноги, поставить на ширину плеч.
5. Основная часть
1. Педагог предлагает рассмотреть куклу.
– Посмотрите сюда (слухо – зрительно).
– Посчитайте, сколько у куклы рук.
– Посчитайте, сколько у куклы ног.
– Посчитайте, сколько у куклы глаз.
– Посчитайте, сколько у куклы ушей.
– Что у куклы одно?
(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка)
2. Игра «Подбери часть тела к действию»
Педагог предлагает детям соотнести части тела с соответствующими действиями (работа с табличками).
– Что делают руки? (слухо – зрительно).
– Что делают ноги? (слухо – зрительно)
– Что делают глаза? (слухо – зрительно)
– Что делают уши? (слухо – зрительно).
– Что делает нос? (слухо – зрительно)
– Что делает рот? (слухо – зрительно)
(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка).
– Две руки (устно, устно – дактильно)
– Две ноги (устно, устно – дактильно)
– Два глаза (устно, устно – дактильно)
– Два уха (устно, устно – дактильно)
– Одна голова, один нос, один рот, одна шея, одно туловище (устно, устно – дактильно)
РУКИ ДЕЛАЮТ
НОГИ ХОДЯТ
ГЛАЗА ВИДЯТ
УШИ СЛЫШАТ
НОС НЮХАЕТ
РОТ ЕСТ
6. Итог занятия
– Что сегодня делали на занятии?
– Молодцы! (Педагог дает оценку деятельности каждого ребенка).
– Мы занимались, говорили, слушали, играли (устно, устно – дактильно).
Источник
Ирина Колода
Конспекты занятий по развитию речи для детей с нарушением слуха.
Конспект подгруппового занятия
в младшей группе по развитию слухового восприятия
и обучению произношения
Тема: Различение звучащих игрушек (барабан, труба)
Цель: 1. Закреплять произносительные навыки (звук Т в слогах, в словах)
2. Упражнять детей в различении и воспроизведении звучаний музыкальных игрушек.
3. Развивать слуховое внимание, формировать интерес к занятию.
Оборудование: барабан, труба, таблички,картинки: барабан, труба;
игрушка кота.
Ход занятия.
Организационный
момент занятия Деятельность учителя Деятельность ученика Словарь
1. Приветствие.
Перекличка детей по именам.
За экраном
2. Работа над произношением.
Фонетическая ритмика – пение гласных
А,О,У,И,Э
слоги
Обыгрываем игрушку кота.
(с фонетической ритмикой)
3. Слуховая работа.
Педагог играет на барабане.
Табличка-барабан
Предлагаю детям поиграть на барабане.
Педагог играет на трубе.
Табличка-труба
Педагог играет за ширмой по очереди на барабане, трубе.
Дети подбирают таблички к музыкальным игрушкам
4. Подведение итогов.
-Привет!
-Будем слушать.
-Будем говорить.
-Как тебя зовут?
-Лёша где Вика?
-Вика позови Андрюшу.
-Будем говорить.
А___
О___
У___
И___
Э___
-Та—Та—Та
-ТаТаТа
-То—То—То
-ТоТоТо
-Ту—Ту—Ту
-ТуТуТу
-Кто это?
-Вот кот.
-Вот кот, моет лапы, моет рот.
-Кот поёт –мяу.
-Будем слушать.
-Что это?
-Та-та-та
-Это барабан.
-Что это?
-Ту-Ту-Ту
-Это труба
-Слушайте! Буду играть.
-Что это?
-Мы слушали, играли.
-Молодцы.
-Привет!
-Меня зовут Вика.
-Меня зовут Лёша.
-Вот Вика!
-Андрюша!
-Я тут.
Дети проговаривают
гласные звуки,
слоги с движениями фонетической ритмики
Дети проговаривают
фразы с имитацией отдельных движений, изображая кота и с движениями фонетической ритмики.
Дети имитируют движения игры на пальчиках с проговариванием
-Та-Та-Та
Дети играют на барабане.
Дети имитируют движения игры на трубе с проговариванием
-Ту-Ту-Ту
Дети повторяют движения с проговариванием
-Та Та Та
-Ту Ту Ту
-Вот барабан, вот труба.
Привет
Меня зовут
Я тут
Таблички с фразами
Имена детей
Говорите громко
Говорите хорошо
Это кот
Слушай
Говори
Играй
Барабан
Труба
Я слышу
Я не слышу
Верно
Хорошо
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в младшей группе для детей с нарушением слуха
Тема: Игрушки
Цель: 1. закрепить умение различать слухо-зрительно и на слух названия
игрушек.
2. Закреплять название имён детей в группе (слухозрительно и на
слух)
3. Развивать внимание, память.
4. Упражнять в составлении разрезных картинок из 3-4 частей с
изображением игрушек.
Оборудование: 1. Картинки и таблички с игрушками, с названиями игрушек (кошка, собака, зайка, куклу)
2. Таблички с именами детей.
Ход занятия
Организационный
момент Деятельность
учителя Деятельность
ученика Словарь
1. Организационный момент.
Приветствие. Перекличка детей по именам.
2Артикуляционная гимнастика
Проговаривание прямых слогов
Перед ребёнком картинки с животными.
Педагог на слух, слухозрительно предлагает назвать поочередно игрушки, вызывает детей по одному.
Педагог обыгрывает каждую игрушку с детьми.
3. Обобщение слова игрушки
Подведение итогов.
-Привет!
-Вика!
-Где Оля?
-Сядьте!
-Будем заниматься, слушать, говорить –сядьте.
-А
-О
-У
-И
-Па
-По
-Пу
-Пи
-Ма
-Мо
-Му
-Ми
-Мама.
-Где мама?
-Мама ау.
-Где собака?
-Дай собаку!
– Как лает? Ав-ав
-Где кошка?
-Дай кошку! Мяу-мяу
-Собака
-Кошка
-Кошка
-Собака
-Зайка
-Кукла
-Это игрушки
-Что мы делали?
-Занимались хорошо. Молодцы. -Привет!
-Я тут.
-Там
Дети садятся на места.
Ребёнок повторяет движения и произносит гласные звуки, слоги, фразы.
Вот собака
На собаку
Ав-ав
Мяу-мяу
Дети обводят руками все игрушки.
Дети находят заданную игрушку, проговаривают.
-Это игрушки.
-Мы играли.
-Мы слушали.
-Мы занимались.
-Мы думали. Привет
Имена детей
Источник
Инна Долгих
Развитие речи дошкольников с недостатками слуха
Развитие речи дошкольнико с недостатками слуха.
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения является организация слухо-речевой среды в группе детского сад и в семье.
Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребенком.
Основными условиями создания слухо-речевойсреды являются следующие:
— мотивированное речевое общение с детьми в процессе практи еской деятельности;
— формирование у детей потребности в речевом общении;
— поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был
их уровень; побуждение детей к активному применению речи;
— использование остаточного слуха как необходимого условия
формирования устной речи и общения;
— контроль за речью детей со стороны взрослых;
— соблюдение единых требований к речи взрослых.
Занятия по развитию речи являются основной формой развитии речи у глухих и слабослышащих дошкольников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, приведение в систему речевого материала, усваиваемого в разных условиях.На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.
На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний.
Речевой материал на занятиях по развитию речи тесно связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом, здесь он отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.
Занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению способствуют формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной основы, что имеет важное значение для уточнения произношения. Отработка различных компонентов устной речи способствует повышению внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения. На данных занятиях работа ведется знакомом речевом материале, в процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах речевой деятельности, что особенно важно — в тех,которые в первую очередь связаны с устной коммуникацией: слушанием, слухо-зрительным восприятием, говорением.
Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье — важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка. Коммуникативные навыки могу быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им. Развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим — созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.
Содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы.
1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Понимание пути овладения языком как процесса развития у ребенка языковой способности связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова н выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами. На различных этапах обучения дошкольника развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных речевых умений, однако оно всегда связано с речевой активностью ребенка, стремлением к использованию речи.
Для развитияязыковой способности имеет важное значение формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение для детей с недостатми слуха имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.
Важное значение приобретают игры, направленные на развитие длительного внимания и восприятия, — как связанные с развити сенсорных способностей, так и непосредственно связанные с восприятием речи. Первоначально это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека, мимике, соотнесению предметных и речевых действий.
На всех этапах обучения поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевая активность ребенка поддерживается и стимулируется. Педагог помогает ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать таблички с напечатанными словами и фразами, устное говорение педагога, устно-дактильное воспроизведение. Для развития языковой способности важна организация интересной для ребенка деятельности. В связи с этим в занятия включаются игры, рисование, конструирование, действия с реальными предметами, по поводу которых может происходить общение и которые стимулируют речевую активность ребенка.
На разных этапах обучения в качестве одного из компонентов языковой способности выступает символизация, служащая переходом между предметом словом. В процессе обучения используются различные типы символов,подкрепляющие и расширяющие значения слов: это различные картинки, пиктограммы, схемы, стрелки, планы, рисунки, фигурки на фланелеграфе. Очень важное значение следует придавать таким средствам символизации, как использование воображаемых ситуаций, действия с воображаемыми предметами, воображаемое превращение, применение предметов-заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметной отнесенности слова, сделать его значение более обобщенным, что имеет значение в процессе усвоения языковых средств.
На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового в слухо-зрительного восприятия формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.
Однако устная речь не может выступать для глухого и слабослышащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает в качестве вспомогательной в обучении глухих и слабослышащих детей, помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речипредполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.
В зависимости от структуры нарушений, успехов ребенка в овладении анализом слова и формирования навыков чтения педагог может ограничиться использованием только устной или письмен ной речи либо в качестве вспомогательного средства подключать дактилологию. Как правило, дактильная форма речи используется в работе с детьми со сложными недостатками развития или теми ребятами, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей переводят на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильная речь не используется.
Темпы усвоения и накопления речевого материала у всех детей оказываются разными.Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и интеллектуальных возможностей ребенка, методов обучения, сотрудничества педагогов и родителей. Условия употребления речевого материала связаны с ситуациями общения. Поэтому часть слов дается для активного использования детьми в самостоятельной речи, другие слова оказываются лишь в сфере понимания ребенком в определенных ситуациях.
.
Этапы формирования речи.
В соответствии с возрастными особенностями и генетическими закономерностями усвоения языка выделяются этапы речевого развития детей в процессе целенаправленного обучения.
Первый этап — от начала обучения до четырех лет. Он характеризуется глобальным (целостным) восприятием различных явлений, в том числе и речи. В развитии речи ребенка этот этап характеризуется предъявлением речевых единиц для глобального восприятия в устной и письменной речи. В связи с этим определяются как выбор форм речи, так и их соотношение. В работе с детьми этого возраста основными видами речевой деятельности являются слушание, слухо-зрительное восприятие слов и фраз, глобальное чтение табличек. В собственной речи детей на этом этапе характерны приближенность и опора на целостные единицы.Поэтому детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз: они могут воспроизводить слова и фразы приближенно, усеченно. Однако, несмотря на неполноту звукового состава, взрослые ориентируют детей не на говорение отдельных слогов или произнесение звуков, а на целостное воспроизведение слов.
В письменной речидети усваивают глобальный способ восприятия графических образов слов: внимание в процессе глобального чтения фиксируется на целостности слова, его длине, а не на отдельных буквах. На данном этапе начинается обучение письму печатными буквами, которое носит характер списывания, с ориентацией ребенка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.
Второй этап — от четырех до шести лет. Он предполагает постепенный переход от целостного восприятия к анализу речевого материала. В ходе глобального восприятия формируются элементы анализа речевых единиц, что связано с большим вниманием детей к отдельным звукам, буквам. Более высокий уровень анализа ус ной речи связан с необходимостью уточнения звукового состава, с улучшением качества произношения. Увеличивающийся объем воспринимаемых целостно слов и выражений в письменной речи, т. с. путем глобального чтения, у большинства детей к четырем годам приводит к многочисленным заменам слов по графическому облику, что вызывает ошибки в различении недостаточно усвоенного материала. В связи с этим на данном этапе обучения языку происходит переход к аналитическому чтению, в основе которого лежит аналитико-синтетический способ восприятия слова. В зависимости от исходного уровня речевого развития для обучения аналитк ческому чтению используются различные вспомогательные формы.
Обучение аналитическому чтению глухих детей, как правило происходит с помощью дактилологии. Она обеспечивает быстрое овладение звуко-буквенным анализом слова; способствует быстрому переходу от глобального к аналитическому чтению; содействует повышению уровня осознания устной речи, так как дети к пяти годам (т. е. к концу пребывания в средней группе) могут воспринимать и воспроизводить слова и фразы устно-дактильно.
Использование дактилологии повышает уровень анализа речи также и за счет ее подключения к собственному письму детей, поскольку письмо знакомых слов с опорой на дактильное проговари вание помогает избежать ряда ошибок и пропусков букв, что часто происходит в процессе письма по памяти.
Третий этап — от шести до семи лет, предполагающий углубление анализа речевого материала как при восприятии, так и при его воспроизведении. Дальнейшее развитие анализа языковой действительности связано с обучением языку в школе, где происходит систематическое и аналитическое рассмотрение различных компонентов мзыка. На этом этапе повышается уровень анализа устной речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений. Уточнение звуковой структуры слов происходит в процессе слушания, слухо-зрительного восприятия, в некоторых случаях — в ходе устно-дактильного проговарива вия. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный, который дополняется в случаях предъявления сложного или нового материала чтением с руки — это повышает уровень анализа и понимания воспринимаемого материала. Собственное говорение детей опирается на отработку всех фонетических элементов речи переход их от анализа к синтезу. Однако при воспроизведении трудных слов их аналй с помощью дактилологии облегчает его последующее целостное воспроизведение.
Рассматриваемый этап отличается также усилением внимания к анализу структуры слов, что обеспечивает проведение элементарных наблюдений за формой и значением слов. Это и уточнение значения однокоренных слов, и прослеживание аналогий в словах, и попытки образования новых слов по аналогии. В дошкольном возрасте эти действия не носят характера учебных упражнений, а проводятся в виде игр, занимательных упражнений.
Заключение
Овладение речью в процессе общения — это естественный путь, характерный для слышащих детей. Речь ребенка формируется в ходе различных видов деятельности и определяется постоянной практикой речевого общения с окружающими людьми. Наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения речью в норме является возраст до трех лет, в течение которого формируются механизмы речи, происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание глухих и слабослышащих детей в общем развитии и задержка в формировании речи и мышления говорят о недостаточном использовании сензитивного периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение развития детей с нарушениями слуха в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми.
Одним из основных условий овладения речью является создание речевой среды, чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в адекватных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.
Речь детей с нарушением слуха формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей без специального обучения. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала, формируется речевое мышление.
Источник