Занятия по развитию речи права и обязанности ребенка

Занятия по развитию речи права и обязанности ребенка thumbnail

Приложение

МБДОУ № 1 «Мамонтёнок»

Конспект открытого НОД «Права и обязанности»

Воспитатель Басангова З.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая.

Цель занятия:

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги “Конвенция о правах детей”)

Развивающие: развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Материал: презентация о правах ребенка

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковые игры, анализ, подведение итогов.

Содержание организованной деятельности.

Организационный момент:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

– Ребята, хотите поиграть?

Воспитатель: Я предлагаю вам передавать друг другу мяч, у кого окажется в руках мяч, надо подумать и продолжить предложение. «Ребенок будет счастливым если» (ребята выполняют задание, а воспитатель выкладывает лепестки разных цветов и говорит)

Воспитатель: Красивое предложение, я порадую вас лепестком счастья.

– Ребенок будет счастливым, если (будет добрым, умелым, внимательным, здоровым, если у него будет семья, друзья, много игрушек, время для отдыха, чтения книг, занятия любимым делом и пр.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, у вас были прекрасные ответы, а в результате получился красивый цветок.

 Вам нравится?

– Как мы назовем? (цветком счастья)

– Этот цветок необыкновенный. Знаете почему? Потому, что на обратной стороне лепестков записаны правила, как должны жить дети.

– Как по- другому можно назвать эти правила? (права)

Воспитатель: Давайте вспомним какие эти права: (показываю картинку на другой стороне лепестка, дети называют правила)

1. Дети имеют на бесплатное образование

-Что это значит? (дети рассуждают: никто не имеет права лишить ребенка образования но надо хорошо учиться, стараться)

2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды

 Воспитатель: А это значит (никто не имеет права оставить ребенка голодным, отобрать у него пищу).

3. Дети имеют права на отдых, игру:

А это значит никто этому не должен мешать)

4. Дети имеют право на счастье и солнце, а значит (никто не должен мешать)

5. Дети имеют право на воспитание в семье, а это значит: (надо уважать родителей и родители должны заботиться о детях)

6. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни, а это значит (у ребенка должно быть много игрушек, пособий, которые надо беречь)

7. Дети имеют на медицинский ухода, а это значит (никто не имеет права лишить детей медицинского ухода, но ребенок должен слушать доктора и относиться к нему с уважением)

8. Дети имеют право говорить на своем родном языке.

9. Дети имеют право на безопасные условия жизни (никто не имеет право их обижать, небрежно относиться)

10. Дети имеют право выражать свое мнение (ребенок имеет право говорить то, что думают, как считают правильными)

– Ребята, мне очень понравились ваши ответы, и я хочу вам что то (усаживаю перед доской, на которой – сказочный город, оформленный руками детей, в центре чистый лист бумаги.)

Чтение воспитателем рассказ.

– «В одном сказочном городе жили звери, насекомые, и всем было хорошо. Все они жили счастливо, потому, что у каждого было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на отдых, право на свободу. Еще в этом городе был необычный сад, в котором тоже распустился «цветок счастья». Вы знаете, что у «цветка счастья» были необычные лепестки. К нему все жители относились по – особенному, трепетно, берегли его. Но вот однажды налетел на город злой, холодный ветер, и все жители спрятались, кто куда. А когда ветер стих, все бросились к цветку и увидели (отрываю)

– Что они увидели? (на цветке счастья ни одного лепестка!)

И наступили в городе страшные времена, жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху, потому, что все забыли о правилах. Сказочные жители этого города бросились искать заветные лепестки, но не смогли.

– Ребята, а вы хотите помочь жителям этого сказочного города?

– Но для оказания помощи мы должны узнать сказки. Вы знаете?

 Давайте перед тем, как помочь, встанем в кружок. Подарим друг другу добрую улыбку, потому, что добрые дела должны начинаться с хорошего настроения, дружбы.

Пальчиковые игры:

«Вырос высокий цветок на поляне»

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? О каких правах и обязанностях, вы сегодня узнали? (ответы).

– А теперь я вам предлагаю найти на столе права детей и наклеить их на бумагу.

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

Источник

наталья немкова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей в доступной форме с «Конвенцией о правах ребенка».

Задачи:

1. создать условия для формирования у детей представлений о том,

что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

4. способствовать развитию навыков взаимодействия

Организация детских видов деятельности:

• Общение ребёнка с взрослым;

• Общение ребёнка со сверстниками;

• Умение совместно договариваться;

Предварительная работа:

• беседа «Ваши права, дети»;

• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;

Оборудование и материалы:

• Фишки

• Две куклы

• Карточки с изображением прав детей

Ход ООД:

1. Мотивация к деятельности:

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

На столе у воспитателя находятся две одинаковые куклы.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

2. Актуализация знаний

Дидактическое упражнение «Право на имя»

– Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

– Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

– Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

– Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Воспитатель берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – вперед смотрящая

– Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

– Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Воспитатель и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

– Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

– В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали по уже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

3. Поисковый этап

Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

– Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Воспитатель и дети формулируют понятие «семья».)

– Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Воспитатель предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

– Для чего нужна семья?

– Просто вместе легче жить

И работать, и дружить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Воспитатель показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

– Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой)

– Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Рефлексивно-оценочный этап:

– Сегодня мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

– Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

– О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Источник

Иванцова Наталья Александровна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»

ЯНАО, г. Салехард.

НОД по развитию речи и социальному миру

Тема «Ваши права, дети»

Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.

Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Организационный момент

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

Введение в тему

На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

Обучающий этап

  • Дидактическое упражнение «Право на имя»

– Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

– Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

– Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

– Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Владлен – сокращение от Владимир Ленин

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – впередсмотрящая

– Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

  • Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

– Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

– Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

– В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

Выполнение движений по тексту.

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

Этап закрепления

  • Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

– Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».)

– Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

– Для чего нужна семья?

– Просто вместе легче жить

И работать и дружить.

Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

  • Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

– Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…)

– Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Итог занятия

– Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

– Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

– О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Текущие изменения и дополнения

Интегрированное занятие по развитию речи и по изобразительной деятельности.

Тема «Животные»

Цели занятия

Образовательные: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).

Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным; воспитание художественного вкуса.

Организационный момент

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

– Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие? Мы поедем с вами в страну умных игр. Но с нами хочет поехать один сказочный персонаж. Отгадайте, кто это.

Логопед загадывает загадку:

– Этот мальчик в синей шляпе

С белой челкой на лице (Незнайка)

Дети отгадывают загадку.

– Правильно, Незнайка. Возьмем его с собой в страну умных игр? А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспорт)

Введение в тему

– А поедем мы на … Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (Поезд)

Дети отгадывают загадку.

– Сядет в вагоны тот, кто назовет домашнее животное.

Звучит песня «Голубой вагон», дети проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.

Обучающий этап

– Вот мы и приехали в страну умных игр. Страна эта очень загадочная и необычайная.

На доске расположен цветик-семицветик, а на столе у логопеда лежат 7 конвертов таких же цветов с заданиями для детей. Каждый лепесток цветка пронумерован (от 1 до 7). После каждого задания логопед выставляет лепестки с изнаночной стороны, на которых написаны буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы).

– Ребята, как вы думаете, почему этот цветок называется «Цветик-семицветик»?

– У него для вас есть задания. Кто выполнит все задания, получит приз. Об этом попозже, а пока первое задание – загадки.

  • Дидактическая игра «Угадай-ка» Загадки-перевертыши о диких животных.

– Незнайка уже попытался отгадать загадки. Проверим, правильно ли он их отгадал?

Логопед загадывает загадки:

А) Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Б) Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

В) Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Г) Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

Д) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Дети анализируют отгадки Незнайки. По мере отгадывания логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки-отгадки с изображением диких животных.

  • Дидактическая игра «Кто где живет?» Совершенствование грамматического строя речи.

– А сейчас поиграем в следующую игру. Это будет второе задание «цветика-семицветика».

Во втором конверте лежат картинки с изображением жилищ диких животных (берлога, нора, дупло, логово, куст). Дети распределяют жилища под каждым животным, анализируя свой выбор.

  • Дидактическая игра «Собери животных» Обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве.

– «Цветик-семицветик» подготовил для вас третье очень трудное задание – сложить животных из геометрических фигур. Как же нам это сделать? Помогут вам волшебные карточки.

Логопед выставляет образцы животных, выложенные из геометрических фигур (кошка, собака, белка).

– Давайте внимательно рассмотрим этих животных. Из каких геометрических фигур состоят наши животные?

Дети отвечают. Берут стулья и садятся за столы, на которых лежат конверты с заранее приготовленными геометрическими фигурами и составляют силуэты животных по образцу.

– Ребята, «Цветик-семицветик» шепнул мне, что вы немного устали, и он предлагает вам физкультминутку. Это будет его четвертое задание.

Динамическая пауза

Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто)

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.

Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове

Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошади,

Гребешком приглажу хвостик потом по спинке и по хвостику.

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким

подниманием колена.

– Молодцы! Справились и с этим заданием.

Этап закрепления

  • Дидактическая игра «Угадай, чьи рисунки?»

Логопед помещает на доску иллюстрации Е.И. Чарушина.

– А вот и следующее задание. Посмотрите на доску, и скажите, иллюстрации какого художника вы видите?

Дети отвечают. Логопед выставляет очередной лепесток на доску с буквой Д.

  • Рисование животных. Обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).

– Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам «Цветик-семицветик». Он просит вас раскрасить силуэт животного.

– Как же на рисунке показать, что животные пушистые и мех у них переливается?

– Мы будем работать мелкими мазками или штрихами, а также воспользуемся приемом тычка, если вы выберите краски. Будем использовать в своей работе разные оттенки нужных цветов. Первой портрет животного нарисую я, а вы посмотрите.

Логопед показывает последовательность и технику рисования животного, например, белки.

– А теперь ваша очередь рисовать животного.

Дети рисуют. После логопед выставляет на доску сделанные работы.

  • Дидактическая игра «Назови ласково» Совершенствование грамматического строя речи.

– Рисунки животных готовы, и «Цветик-семицветик» просит вас выполнить его последнее задание. Подумайте и назовите добрые и ласковые слова про животных, которых вы нарисовали.

– А теперь забирайте свои работы, потому что нам нужно возвращаться в детский сад. И дома расскажите своим родителям, куда мы сегодня путешествовали.

Итог занятия

– Незнайке очень понравились ваши работы, и «Цветику-семицветику» тоже понравилось, как вы выполняли все его трудные задания, поэтому он решил вас наградить – конфетами из страны умных игр.

– А теперь посмотрите на доску. Все лепестки выстроились в один ряд. Это послание из страны умных игр. Здесь написано, что вы МОЛОДЦЫ!

Текущие изменения и дополнения

Оборудование:

Жесткие кисти, цветные карандаши, акварельные краски;

Бумага для рисования с силуэтами животных по количеству детей;

Картинки с изображением диких животных и их жилища;

Геометрические фигуры, вырезанные из картона (в конвертах) по количеству детей;

Иллюстрации Е.И. Чарушина;

Запись песни «Голубой вагон»;

«Цветик-семицветик» и 7 конвертов такого же цвета с заданиями;

Конфеты для призов.

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.

Тема «Прощание с осенью»

Цели занятия

Образовательные: Уточнение представлений детей об осени и её признаках; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; учить детей выполнять аппликацию из природного материала в технике растертых в крошку сухих листьев.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе; воспитание у детей литературно – художественного вкуса.

Организационный момент

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

– О каком времени года говорилось в стихотворении?

– Вы знаете, что осенью часто идут дожди, и на земле образуются лужи. Представьте себе, что это не обручи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Введение в тему

– Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить об осенней поре.

Дети, перешагивая обручи, проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.

Обучающий этап

  • Рассматривание сюжетной картины и беседа по ней.

На доске картина «Ранняя осень». Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

– Какое время года нарисовано на картине?

– Какая осень изображена на картине? (золотая, ранняя)

– Почему вы так думаете?

– Назовите, какие ещё признаки осени вы видите на картине?

При затруднении логопед помогает детям с помощью картинок-подсказок (схемы-кружочки).

  • Дидактическая игра «Копилка слов». Кружочки лежат на подносе.

– Листья осенью, какие? (разноцветные, сухие, багряные, золотые, желтые, красные…)

– Что делают листья? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются…)

– Как называется природное явление, когда опадают листья? (листопад)

Динамическая пауза

Подвижное упражнение «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним с листьями в руках.

– А сейчас вы изобразите листочки, которые срывает ветерок, и они опадают и медленно кружатся в воздухе.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-

вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

Этап закрепления

  • Аппликация из природного материала «Осеннее дерево»

Дети берут стулья и садятся за столы, а логопед в это время помещает на доску предметную картину «Осеннее дерево».

– Ребята, посмотрите на это дерево и скажите, какое оно?

– Правильно, осеннее, золотое, красивое. Я предлагаю вам сегодня вместе со мной сделать аппликацию «Золотое дерево». Но сначала посмотрите на моё дерево, и скажите оно такое же красивое как на картине? Ребята, а вы хотите сделать из листьев, которые лежат у вас на тарелках, такое же красивое осеннее дерево, как на картинке?

– Тогда расскажите мне правило выполнения задуманной работы, а помогут нам в этом наши пальчики.

1. Что мы решили сделать?

2. Какой материал нам для этого потребуется? (бумага, сухие листья)

3. Какие инструменты мы будем использовать в своей работе? (кисточка, клей, руки)

4. Как мы будем делать эту аппликацию? (Логопед показывает образец растирания листьев)

5. Какой мы получим результат?

После этого, дети приступают к выполнению работы (растирают сухие листья в крошку над тарелкой), а логопед наносит клей ПВА вокруг веточек дерева и под ним.

Когда крошка из листьев будет готова, дети подходят по одному к столу логопеда и высыпают крошку на места, смазанные клеем. Работа остается на столе до полного высыхания клея.

После завершения работы, дети садятся на свои места.

Итог занятия

– Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, ребята, о чем мы говорили на занятии?

– А чем мы ещё занимались, в какие игры успели поиграть?

– Какие задания было интересно выполнять?

Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Текущие изменения и дополнения

Оборудование:

Сюжетная картина «Ранняя осень», обручи (3-4 штуки), «Копилка слов», кружочки по количеству детей, кружки-символы (признаки осени), по 2 листочка на каждого ребенка, предметная картина «Осеннее дерево»;

Ватман с изображением дерева без листьев, кисть для клея, клей ПВА, сухие листья (2-3) на каждого ребенка, тарелки по количеству детей.

Источник