Занятия по развитию познавательной активности ребенка дошкольного возраста

Елена Шенцова
Развитие познавательной активности

В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы ребёнка.

Актуальность данной проблемы требует пересмотра технологий образования дошкольников и ориентирует педагогов на использование в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить образовательную деятельность на основе значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, стимулирующих их активность в познании окружающего мира.

Особое значение данная деятельность приобрела с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где одним из важнейших направлений реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания и развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Дошкольный возраст является периодом для наиболее эффективного развития познавательных потребностей. Поэтому стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей очень важно именно в этом возрасте. В конечном итоге интерес к познанию – это залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

Данные последних исследований показывают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В результате дети с низкой познавательной активностью хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения.

Являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, познавательная активность отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Поэтому её проблемность – одна из наиболее трудных в педагогике.

Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности является экспериментирование. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.

В науке эксперимент выступает способом получения знаний, неизвестных человечеству в целом, а в процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, поэтому к дошкольным учреждениям применяют понятие «детское экспериментирование».

Чтобы приобрести навыки экспериментирования требуется систематичная, целенаправленная работа педагога, которая будет направлена на развитие деятельности экспериментирования детей.

Исследовательский метод и метод проблемного обучения наиболее эффективны для получения положительного результата навыков экспериментирования. Так как при их использовании ребёнок учится самостоятельно решать, мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и вывода.

И как результат идёт накопление умственных умений.

По мнению российского учёного Н. Н. Поддъякова экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников. Он считает, что в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе метода обучения необходимо стремиться к продуктивному результату. При этом дошкольник должен не только отдельно понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять в практической деятельности.

Исходя из вышесказанного, определяется цель педагогической деятельности в данном направлении. Это повышение уровня развития у дошкольников познавательной активности в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

обеспечение обогащённого познавательного и речевого развития детей, формирование основ личности ребёнка;

расширение перспектив организации познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;

формирование предпосылки диалектического мышления у дошкольников, способность видеть многообразие окружающего мира;

формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

Для организации опытно-экспериментальной деятельности должны быть созданы определённые педагогические условия. Во-первых, для начала развития познавательного интереса должна быть организована предметно-пространственная среда. Во-вторых, в содержание образовательной деятельности необходимо включение занимательности. В-третьих, создание проблемно-поисковых ситуаций. В-четвёртых, вовлечение детей в выполнение творческих заданий. И в-пятых, объединение разнообразных видов детской деятельности в процессе экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет определённый алгоритм организации. Вначале ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Затем предлагает различные варианты её решения. После этого проверяет эти возможные решения, исходя из данных. И в заключении делает выводы.

Одним из главных условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Такая среда должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.

Опыт показывает, что в ходе работы в специально-подготовленной среде дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?», стремятся объяснять факты, связи, используя в речи оборот «потому что…», проявляют интерес к познавательной литературе. Кроме этого дошкольники умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире и пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты.

Включение занимательности в содержание образовательной деятельности позволяет поддерживать у дошкольников устойчивый познавательный интерес на протяжении длительного времени. Например, детям задаются проблемные ситуации от имени сказочных героев. Роль взрослого в процессе опытно-экспериментальной деятельности – равноправный партнёр, соучастник.

При проблемном обучении педагог не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Отсюда деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер и предполагает сотрудничество педагога с ребёнком по решению новых для него проблем.

Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации, которая в свою очередь возникает из-за необходимости в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Главным элементом проблемной ситуации считается неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для этого ребёнка надо поставить перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.

Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Работа по организации детского опытного экспериментирования проводится в несколько этапов.

На первом этапе работы (дети 4-5 лет) уточняются представления о свойствах, качествах материалов, происходит знакомство с отдельными явлениями и объектами неживой и живой природы. Дети включаются в процесс изменения проблемных ситуаций, стимулируется их интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Правильный ответ ребёнок получает самостоятельно. Помощь педагога заключается в продумывании методики проведения опыта и осуществлении совместных необходимых действий.

В старшей группе (6-й год жизни) продолжается обогащение детского опыта по познанию окружающей действительности.

Дети практически осваивают свойства и качества различных материалов. Дошкольники активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Воспитатель помогает использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Часто для получения ответа требуется открытие нового способа, поэтому ребёнок может идти путём опытных проб. В этом случае очень важно правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Можно использовать следующие проблемные ситуации «Как и почему вода льётся?», «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?»; проведение экспериментов «Почему этот платочек высох быстрее?», «Из каких материалов ветер сдул домик и почему?». В результате ребята учатся находить сходство и различие между объектами, зарисовывать схему общего эксперимента.

Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла «увеличивать» и «уменьшать» предметы и т. д.). Ход и результаты экспериментов, проводимых дома совместно с родителями, зарисовываются детьми в тетрадях, и затем коллективно обсуждаются на занятиях в детском саду.В качестве примера можно привести опыты с растениями: «Как сохранить жизнь петрушки осенью и зимой», «В каких условиях лучше растёт лук», «Проращивание семян в воде и без неё»;опыты с животными: «Какое обоняние у кошки?», «Хорошо ли слышит кошка?».

Для проведения экспериментальной деятельности с детьми старших групп разрабатываются технологические карты по темам (например, «Путешествие с ниточкой», «Как измерить вес предметов», «Откуда течёт ручеёк?»).

В подготовительной к школе группе успешно используются графические формы и различные способы фиксации натуральных объектов: изготовление гербариев летних и осенних листьев, сбор коллекций природных предметов (коряги, каштаны, шишки, камешки и др.); длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов («Вырастим кристаллы», «Посадка зёрен овса», «Проращивание семян в воде и без неё»).

Для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы также разрабатываются технологические карты по темам (например, «Каждому камешку свой домик», «Что нам понадобится для измерения веса предметов?», «Всегда ли зеркало показывает правду?»).

Таким образом, создание необходимых условий, систематичность, включение занимательности в содержание занятий по проблеме развития познавательной активности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, вовлечение в выполнение творческих заданий с использованием таких методов работы, как проблемное обучение, увлекательные эксперименты для индивидуальной и групповой работы с использованием графических изображений для фиксации объектов в процессе экспериментирования, даёт возможность нашим воспитанникам развивать свою познавательную активность.

Детская опытно-экспериментальная деятельность тесно связана со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Эта связь также прослеживается с развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.

Необходимым условием положительного результата в развитии ребёнка являются совместные усилия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Родители должны быть информированы о том, какое направление работы планируется, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме, о результатах диагностики уровня познавательной активности детей.

В заключении хочется отметить, что в ходе анализа результатов выявляется положительная динамика уровня развития познавательной активности. А данные мониторинговых исследований дают основание считать, что под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиты умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Список литературы

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н. Ребёнок в мире поиска. Программа организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –М: Сфера, 2009. – 245 с.

2. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. –М: Национальное образование, 2016. – 304 с.

3. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. –М: Речь, 2010. – 268 с.

4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования ФГОС. – С. -П.: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

Источник

Марина Шекель
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»

Слайд 2. План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной активности.

3. Рефлексия.

Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К. Д. Ушинского (слайд №3):

«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников? (слайд №4)

Особенно эффективными в работе с дошкольниками является игровая технология, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитиевсех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

(Слайд №5) Вот основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практикесо своими воспитанниками:

Игровой сюжет.

Игровые и проблемные ситуации.

• Игры- путешествия.

Дидактические игры.

• Игры- экспериментирования.

• Игры на развитие психических процессов.

• Игры-фантазии.

Работаю я в подготовительной группе.

Сейчас я на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят мои воспитанники и, которые я чаще всего использую. Прошу не стесняться и принимать активное участие.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. Давайте с вами станем в круг.

Игра «Волшебный клубочек» (слайд №6)

Цели: установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества, развитие познавательной активности.

Содержание:

Дети стоят в кругу на коврике

Воспитатель: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.

Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)

Посмотрите – мы с помощью волшебного клубка все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек.

Часто с детьми эту игру используем для закрепления примет, можно закреплять месяца, повторять счёт и все, что угодно, а также деткам очень нравится в обратном направлении распутывать клубочек и выполнять другое задание. Это игра благотворно влияет на детей, помогает настроить детей на образовательную деятельность.

Как вы все знаете дети большие фантазеры. И поэтому в своей практике я использую следующие виды игр и упражнений. У вас на столах лежат задания, попрошу вас тоже ответить на вопросы.

Играем в вопросы (слайд №7)

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

«На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

«Для чего?» (Для чего дети ходят в школу)«Что такое?» (Что такое свет)«Что это значит?» (Что означает «угрожать»).

Вопросы на выявление причинно – следственной связи.

«Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если автобус начнет петь)

Вопросы на выявление аналитического мышления.

– «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)

Упражнения-фантазии «Придумай загадки». (слайд №8)

Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (описательного предложения, сказки).Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».

Вот примеры загадок в виде описательного предложения

Например: (слайд №9)

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Давайте, каждый из вас по тоже придумает загадку.

Игровыеи проблемные ситуации: (слайд №10)

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемные ситуации, которые мы можем предлагать детям в процессе образовательной деятельности.

Примеры:

«Что было бы, если бы перелетные птицы не улетели на юг?»

– Что было бы, если все время шел дождь?

– «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?»

Графические загадки (слайд №11)

Угадай, что нарисовано,и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисованная машина – дорисуй недостающие детали) и т. п.

Упражнения «Образная пластика и развитие воображения». (слайд №12)

Эти упражнения могут быть использованы, как с каждым ребенком индивидуально, так и работа в парах.Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).

Что можно изображать:состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки;действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.

Вам тоже предлагаю выполнить данное упражнение.

Найдите себе пару, возьмите, задание и изобразите, то что у вас написано на карточке.

Игра «Угадай, кто так делает?» (слайд №13)

Содержание: Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детейи предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела., Шипит кто? (Змея, Скачет кто? (Лошадь) и т. д.

Словесная игра «Бывает – не бывает» (слайд №14)

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?

Ситуации:

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше.

Игра «Солнышко» (слайд №15)

Содержание: Воспитатель даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может нарисовать к солнышку лучик.

Оборудование: Доска, на которой нарисовано солнышко без лучиков.

Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый» (отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).

Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь).

Назови дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и т. д.

Игра «Постройся по порядку» (слайд №16)

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10., (если подготовительная группа, то от 0 до 20)

В игре участвуют 10 или 20 детей,

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.

Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Мы много играли, и в завершении, хочу с вами провести небольшую музыкальную разминку, которую мы очень любим, делать с ребятами в группе. С помощью неё развивается слуховое восприятие, крупная моторика и ориентировка в собственном теле.

Музыкальное сопровождение «У жирафа, пятна, пятна, пятна пятнышки везде…»(слайд №17)

Каждая игра предполагает общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игра- это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Рефлексия «Дерево ожидания»

Прежде чем я закончу, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Сейчас вам раздам осенние листочки, вы напишите на них, в двух словах то, что вы получили от нашей с вами встречи. Какая игра больше всего понравилась. А затем подойдите, пожалуйста, к дереву и приклейте их. (на ватмане нарисован ствол дерева с ветвями без листочков)

Спасибо большое за внимание!

Источник