Занятия по развитию образной речи ребенка

Занятия по развитию образной речи ребенка thumbnail

ольга смирнова

Конспект занятия по развитию образной речи у старших дошкольников «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»

Конспект занятия по развитию образной речи у старших дошкольников «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»Занятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенка

IMG]/upload/blogs/469feb4895f03646bacf9d88573d05ce.jpg.jpg[/IMG]

Занятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенкаЗанятия по развитию образной речи ребенка

Цель:

Развивать образность речи, языковое чутье; обогащать лексику детей, усвоение семантики новых слов, используя фольклорные произведения (пословицы, поговорки, фразеологизмы).

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, который оформлен как сказочный лес, горница, речка с мостом.

Звучит русская народная мелодия.

Детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

– Здравствуйте, гости дорогие. Все я к вам в гости наведывалась, а теперь и вы ко мне пожаловали.Да вот незадача: мостик к дому сломался, ни проехать, ни пройти. Есть у меня досочки, но они не простые, а волшебные. Из них можно мостик построить, если придумаем продолжение пословицы,которая начинается так:

“Человек без друзей…”. Каждая досочка должна иметь свое продолжение.Вот я положила первую досочку: “Человек без друзей, что дерево без корней”. А как другие закончить, не знаю. Вы мне поможете?

Дети придумывают продолжение пословицы.

Варианты ответов детей:

– зима без снега,

– воробей без крыльев,

– стульчик без ножки,

– ромашка без лепестков,

– дом без окон…

Спасибо вам, дети, за помощь. Милости просим чайку откушать да сказочку послушать. А откуда вы пожаловали?

Дети отвечают:

– Из “Страны плавной речи”

– Ну что ж, проходите, рассаживайтесь. Гость на гость, хозяевам только в радость. Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли вам видно? Все ли вам слышно? Располагайтесь, будьте как дома.

И я сяду рядышком на лавочку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадку,

Кто смышленей – погляжу.

• Плутовкой издавна слывет,

В округе курам счет ведет

И ловит мышек ловко,

Хотя не мышеловка. (лиса)

– Правильно, лиса. А где она живет? (В лесу)

– А в сказках ее можно встретить?

– Назовите сказки, в которых живет лиса.

Варианты ответов детей:

“Лиса и тигр”, “Лиса и воробей”, “Лечея-плачея”, “Как аукнется, так и откликнется”, “Как лиса летать училась”, “Небо пало”, “Присяга”, “Приключение Буратино”…

– А как ее в сказках величали?

Варианты ответов детей:

Лечея-плачея, лиса Патрикеевна, кумушка.

– А какие вы можете придумать ей имена?

Варианты ответов детей:

хитрая головка, лиса – всему лесу краса, лиса – пушистый хвостик, лиса – обманщица…

– Не с проста я вам загадку загадала. Живет неподалеку от моего дома лисица-сестрица. Ох, и хитрая, плутовка. Повадилась ко мне. Хочет мою курочку – рябушечку забрать. А та бедная, ни жива, ни мертва – лежит. Водицы колодезной просит испить. А лиса веревку в колодце запутала. Водицы не достать, если узлы лисицыны на веревке не развязать.

– Готовы? Как сказать по другому, по народному?

Игра «Скажи по другому”

Дети подбирают фразеологизмы к словам Хозяюшки:

* мечтать, задумываться – витать в облаках;

* хитрить, обманывать – морочить голову, водить за нос,

* предупреждать об опасности – бить тревогу;

* убегать от опасности – уносить ноги;

* быстро убегать –

* быть невнимательным – ворон считать.

* никому не рассказывать – держать язык за зубами.

* бездельничать – бить баклуши.

С каждым правильным ответом детей на веревке развязывается узелок, из колодца дети достают воду, наливают курочке в миску.

– Спасибо, ребятушки, спасли вы мою курочку-рябушечку от коварства лисы. А вот, кажется, и лиса, легка на помине. С кем это она беседует?

Дети надевают маски-шапочки, или берут в руки куклы-марионетки и разыгрывают диалоги на основе малых фольклорных форм с элементами творческого рассказывания и инсценирования. (Дети в диалоге объединяют разные потешки в один сюжет, придумывают начало, развязку диалога.)

Диалоги для инсценирования:

“Лиса и мышонок”

Хозяюшка: – Выбежала рыжая плутовка на поляну и увидела мышонка.

Дети:

– Привет, мышонок!

– Привет, рыжая плутовка!

– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

– Для чего землю копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя лиса прятался.

– Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!

– А у меня в норке спаленка.

– Кушать захочешь – вылезешь!

– А у меня в норке кладовочка.

– Мышонок, мышонок, а я ведь твою норку разрою!

– А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Мышонок убежал,а лиса огорчилась:

– Обвел меня мышонок вокруг пальца, ну ничего. Я в другом месте добычу найду.

“Медведь и белочка”

Хозяюшка: – А вот на полянку из малинника пробирается медведюшка-батюшка, увидела его непоседа белочка, ей давно хотелось узнать,почему медведи спят зимой:

Дети:

– Здравствуйте, Михайло Иваныч!

– Добрый день, попрыгунья!

– Косолапый, что с тобой? Почему ты спишь зимой?

– Потому что снег и лед не малина и не мед.

– Бурый Миша, милый мой, спать же холодно зимой?

– Я же спал не на дороге. Я же спал в своей берлоге.

– До свидания, Мишенька. Некогда мне лясы точить, орешки нужно собирать.

– До свидания, Рыжехвостик. – И побрел медведь снова в малинник, жир нагуливать, к зимней спячке готовиться.

“Лапусь и Зая”

Хозяюшка: – А вот и два неразлучных друга появились. Зая никогда не унывал, а Лапусь часто грустил,из-за каждого пустяка горевал:

Дети:

– Привет, Лапусь!

– Привет, Зая!

– Почему ты такой грустный?

– Потерял я лист капустный.

– А где ты был?

– Я на речке хвостик мыл, вымыл, вымыл да упал, снова хвостик замарал и лист капустный потерял.

– Это горе не беда! Побежали, я тебя морковкой угощу – спелой, сочной, хрустящей!

“Сова и бабочка”

Хозяюшка:

– Рано поутру проснулась красавица бабочка и встретила тетушку сову,она ее никогда еще не встречала:

Дети:

– Здравствуйте, тетушка сова!

– Доброе утро, красавица!

– Эх ты, совушка-сова, где ты, совушка, жила?

– Я жила в лесище, во сыром дуплище!

– Кто тебя, сову, видал, кто хлеб-соль твою едал?

– Все мои подружки – комары да мушки!

– До свидания, рановстайка, не намочи крылышки росой. А мне пора спать.

– До свидания, тетушка сова – мудрая голова.

“Лиса и еж”

Хозяюшка:

– Что за рыжий хвостик из-за березки выглядывает? Да это наша рыжая плутовка, хитрая головка! Кого же она на этот раз хочет обмануть. Кажется, я знаю. Вот и ежик ни головы,ни ножек:

Дети:

– Здравствуй, ежик! Всем то ты хорош, да пригож. Да вот только какой-то ты…

– Какой? Некрасивый?

– Да не то, что бы некрасивый!

– А какой, неуклюжий?

– Да не то, что бы неуклюжий!

– Ну, какой же я тогда?

– Да какой-то ты – несъедобный!

Хозяюшка:

– Лиса пригорюнилась и не солоно хлебавши отправилась дальше,а ежик довольный запел свою любимую песенку:

– Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты – фу, на спине мешок несу,

Самый сильный я в лесу, не боюсь лису!

Хозяюшка:

– Вот такие у меня соседи: белки, зайцы и медведи. Все они разные по характеру, но очень трудолюбивые. С утра до вечера трудятся. Как вы думаете почему? Ответы я жду не простыми словами, а пословицами. Знаете, что такое пословица?

(ответы детей)

– Да, это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, дает совет. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку.

“Солнечные лучики” ждут, не дождутся, что бы узнать и всему миру рассказать пословицы о труде.

Читайте также:  Курсовая речевое развитие ребенка

Варианты пословиц:

• Что бы научиться трудиться – нужно три года, а научиться лениться – и трех дней достаточно и другие.

“Солнечные лучики ” (говорящая игрушка) благодарят детей.

Хозяюшка:

– Да, старинная пословица не мимо молвится. На моей волшебной яблоньке в каждом волшебном яблочке спрятались пословицы. Прилетела ворона, хотела их сорвать или поклевать, да сторож мой – пес Полкан, ее спугнул. Но пословицы все равно перепутались. Помогите мне их распутать.

Игра “Путаница”

Срывая яблоки с дерева («яблоко грустит», дети с Хозяюшкой читают пословицу и подбирают правильный вариант («яблоко улыбается”).

Варианты:

• За двумя зайцами погонишься – люби и саночки возить.

• Любишь кататься – ни одного не поймаешь.

• Двое пашут – людей насмешишь.

• Поспешишь – семеро руками машут.

• Маленький труд – глаза велики.

• У страха – лучше большого безделья.

• Лягушек бояться – в пруду не купаться.

• Волков бояться – в лес не ходить.

Дыхательное упражнение «Какой чудесный аромат»

Хозяюшка:

– Можно ли про нас сказать: “Двое пашут, а семеро руками машут” (ответы детей).

– Да, правильно. Потому что мы все трудились, все мне помогали распутывать пословицы, никто не бездельничал.

– Давайте и нашим гостям заречным расскажем: о чем бывают пословицы, а мой волшебный клубочек нам поможет.

Мой клубочек озорной,

Он всегда, всегда со мной.

Я говорю слово, а вы должны подобрать слово наоборот.

Игра “Слова – спорщики”

О добре и зле; (правде,лени,родителях.).

– Засиделись мы, все бока затекли, нужно косточки размять. А не поиграть ли нам. Посмотрите, какие озорные лягушата сидят на колодце и предлагают нам превратиться в таких же весельчаков. Согласны?Тогда повторяйте вслед за мной:

Коммуникативная игра “Веселые лягушата”

Вправо – прыг, влево – прыг.

И потерли ушки,

Мы теперь не дети,

Мы теперь лягушки!

– Один лягушонок любит превращаться в цаплю, а кто он?Нам подскажет считалка:

Как у нас на сеновале,

Две лягушки ночевали,

Утром встали – щей поели,

А тебе водить велели.

(цапля уходит на болото)

На старой кадушке

Плясали лягушки.

(дети свободно прыгают по всему залу)

Зеленые ушки,

(приставляют ладошки с растопыренными пальцами к ушам)

Глаза на макушке.

(соединяют большие пальцы с указательными, изображая круглые глаза)

То в вальсе кружились,

То твист танцевали,

То лапку на пятку

С хлопком выставляли

(лягушата весело танцуют, выполняя характерные для танцев движения)

Цапля, не спи!

(грозят пальцем правой руки)

Цапля, вставай!

(грозят пальцем левой руки)

Всех лягушат поскорей догоняй!

(ритмичные хлопки по коленям и в ладоши, цапля догоняет лягушат, происходит превращение лягушат в ребят)

Мы теперь не лягушата,

Мы теперь ребята!

Хозяюшка:

– Гости дорогие, беда у меня приключилась. Забыла я, что сегодня, 10 февраля, на Руси испокон века отмечали праздник – «Кудесы». Вы знаете, что это за праздник?

Дети рассказывают Хозяюшке о празднике, о Домовом.

Дети:

– «Кудесы» – день угощения, услаждения Домового.

– Домовой – вечный хранитель домашнего очага.

– Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье.

– Иногда вредничает, шалит, если, что ему не по нраву.

– Он пугает тех, кто не заботится о доме, семье.

– В этот день люди в старину задабривали Домового – угощали кашей, оставляя с вечера ее на столе,приговаривая:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

И ешь пироги – наш дом береги».

– Не только угощали, но и веселились, пели песни и дарили ему подарки.

– Мы не забыли угостить Домового – вчера, когда уходили домой на столе оставили миску с кашей.

Хозяюшка:

– Спасибо вам, гости дорогие. Да и я ему кашку сварю. А подарок я уже приготовила – картины, только название не смогла придумать.

Игра ” Подбери пословицу к картинке”

(мультимедийная презентация, дети подбирают пословицу, отвечающую содержанию картинки, за правильный ответ, появляется слово «Мо – лод – цы!»)

1 слайд: название игры.

2 слайд: «В тесноте да не в обиде» (в качестве иллюстрации использую рисунок Федькиной Сони).

3 слайд: «Маленький труд лучше большого безделья» (в качестве иллюстрации использую рисунок Волчкова Влада).

4 слайд: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

5 слайд: «Жадный сам себе покоя не дает».

6 слайд: «Дом без книги, что без окон».

7 слайд: «Грамоте учиться, всегда пригодиться».

8 слайд: «У страха глаза велики».

– А я вам сюрприз приготовила.

Чок, чок, перед нами сундучок,

Весь резной и расписной,

Сундучок, секрет открой!

– Что случилось? А у сундучка – то замок сломан. Кто же это мог сделать?

Вдруг раздается щелчок,появляется видеописьмо от домовенка Кузи:

– Дорогие ребята! Я – домовенок Кузя, живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днем мне нравиться наблюдать, как вы играете, слушать ваши сказки. Вот и я решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моем волшебном сундуке.

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик-семицветик.

Как лепесточки по сказочному назовете,

Подарок мой тот час возьмете.

Игра “Слово – цвет”

Хозяюшка называет цвет лепестка цветика-семицветика, дети подбирают к нему синонимы, давая другое название, цвету и сундучок открывается.

Оранжевый – апельсиновый, рыжий, огненный;

Светло-синий – васильковый, небесный;

Ярко-зеленый – изумрудный, огуречный, кабачковый;

Красный – алый, малиновый, вишневый, клубничный;

Фиолетовый – баклажановый, сливовый;

Желтый – солнечный, лимонный;

Коричневый – шоколадный, конфетный.

Звенит колокольчик, сундучок открывается. Дети угощаются леденцами – петушками.

– Порадовали вы меня, гости дорогие, много сказочных слов, выражений знаете. По заслугам и награда. А нам пора расставаться.

Золотеет самовар,

От боков пылает жар.

Утром, днем и вечерком

Угостит он вас чайком!

Гостей заречных к себе приглашайте,

И чай с сушками и теплыми ватрушками

Пить отправляйтесь!

До свидания! До новых встреч!

Список литературы:

1. Сорокина Н. Ф. «Театрализованные занятия в детском саду».

2. Фесюкова Л. Б. «В мире мудрых пословиц».

3. Шорыгина Т. А. «Пословицы и поговорки».

Источник

Дина Коробейникова

Игры и упражнения для формирования образной речи у детей с ОНР

«Путешествие за крылатыми выражениями»

Как приятно слышать умную речь. Для формирования образной речи у детей мы используем упражнения и лексические задания, которые способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова. Итак, отправляемся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

Упражнение «Пословицы»

Выделить на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Предложить детям послушать пословицы, которые они знают, и найти в них слова с противоположным значением.

Примерный набор пословиц

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Труд кормит, а лень портит.

• Глазами плачет, а сердцем смеется.

• Слушай больше, говори меньше

• Умел начать, умей окончить.

• Родная сторона мать, чужая мачеха.

• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

В конце упражненияполезно задать детям вопросы: «Как вы понимаете выражение «глазами плачет»? (льет слезы). Какими, другими словами, можно сказать, что человек плачет? (рыдает, хнычет, ноет, ревет, заливается слезами). Как можно назвать мальчика, который все время плачет? (плакса, нюня, рева). А что означает выражение «сердцем смеется»? (человеку радостно, весело). Каким словом можно заменить слово «смеется»? (хохочет, заливается смехом).

Наша речь богата фразеологизмами. Это очень меткие и образные постоянные сравнения, которые в нашей речи употребляются в переносном смысле. Чтобы дети легче запомнили их мы предлагаем картинки-подсказки, на которых изображен небольшой схематичный сюжет.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка что это такое

• «Молчит, словно в рот воды набрал»

• «Будто язык проглотил»

• «Льет как из ведра» (если идет сильный, проливной дождь, ливень)

• «Летит как стрела» (кто-то очень быстро бежит)

• «Чувствую себя как рыба в воде» (чувствовать себя хорошо, свободно, непринужденно)

• «Как грибы после дождя» (появляется что-нибудь быстро, в большом количестве).

Игра «Фразеологический зверинец»

Дети добавляют слово в конце предложения по смыслу.

Голоден как … Хитер как… Труслив как… Здоров как… Изворотлив как… Нем как… Грязный как… Упрям как… Болтлив как… Колючий как… (Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока, еж)

Игра «Сказочные выражения»

Дети заканчивают крылатые выражения,взятые из сказок:

Поди туда – не знаю куда… Скоро сказка сказывается… Это все присказка… (Ответы: Принеси то – не знаю что. Да не скоро дело делается. Сказка будет впереди)

Игра «Цветные фразеологизмы»

Дети называют фразеологизмы, в которых встречаются «цветные слова».

• Белым-бело.

• Голубая мечта. Гореть синим пламенем.

• Позеленел от злости. Тоска зеленая. Зеленый свет. Молодо-зелено

• Красная девица. Красная цена. Красное слово.

• Смотреть в розовые очки.

• Чернее ночи. Все в черном цвете. На черный день.

Игра «Математические фразеологизмы»

• Один в поле не войн. В первых рядах. Одну минуту.

• Два сапога пара. В два счета. Два слова сказать.

• Третий лишний.

• Дважды два – четыре.

• Через пятое на десятое.

• Шестое чувство.

• Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один отрежь.

• Восьмое чудо света.

• Это дело десятое.

Задание: «Найдите, повторите и объясните»

Читая сказки и рассказы детям, выделяем интонацией голоса «крылатые фразы». Дети обращают на них внимание. В конце прочитанного текста находят, повторяют и объясняют фразеологизмы.

Используя слова и выражения в играх и упражнениях, дает возможность детям заглянуть в прошлое, пройтись по страницам русской истории. Знание фразеологизмов обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Используемая литература:

Ушакова О. С. Придумай слово. М. Просвещение, 1996.

Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь.СПб: Питер, 2000.

Дошкольное воспитание – 2010.

Источник

Приложение 10

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Приложение 10

Конспект образовательной ситуации

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: создание условий для развития образной речи детей

Возрастная группа: старшая группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; беседы по сказке с рассматриванием иллюстраций и составлением небольшого рассказа; работа с пословицами и поговорками о добре и жадности.

Материалы: Книга – сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями художника; картинки с изображением мор; иллюстрации к сказке художника Дехтерева Бориса Александровича; мяч; золотая рыбка из бумаги; мультимедиа.

Задачи программного содержания:

– Вызывать интерес к авторской сказке.

– Учить детей воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

– Расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: невод, сварливая, алчная, старче, заругала, бурлящее море, грозная царица и т.д.

– Развивать умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, с опорой на иллюстрацию.

– Способствовать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание сказки.

– Упражнять в подборе слов-определений, синонимов, в правильном употреблении и образовании прилагательных в превосходной форме, глагольных форм.

– Упражнять в определении смысла пословиц и поговорок.

-Активизировать использование в речи детей эмоционально – оценочной лексики.

– Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход:

1.Организационно-мотивационная часть.

– Ребята, я хочу загадать вам загадки:

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

(дворянка)

Тридцать три года – такие дела –

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыбалкою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

(землянка)

Сказка – ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

(Корыто)

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

(невод)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

(рыбка)

– Как вы думаете, о какой сказке эти загадки?

– Вы верно угадали – это сказка о рыбаке и рыбке. А кто же написал эту сказку? (дети отвечают).

– Верно, это Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт. Он известен всему миру. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и часто их рассказывала. Она брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша слушать мог подолгу.

– Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений? (Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили – были и концовка – и стали они жить – поживать, да добра наживать.

– А во всех ли сказках добро побеждает зло? (Добро побеждает во всех сказках).

– Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах? (Сказки А. С. Пушкин написал в стихах).

– Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

Чтение сказки.

2.Основная часть.

Приложение 10

Педагог выставляет на экран иллюстрацию художника Дехтерева Б.А.(старик и старуха у своей землянки).

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод –

Пришёл невод с одною тиной».

Упражнение 1. «Забрасывание невода».

– Давайте забрасывать невод. Вы знаете, что такое невод? (это рыболовная сеть). Закинуть надо далеко, а невод тяжелый. Ноги слегка согнуты в коленях, одну поставьте чуть впереди. Поднимаем тяжелый невод, напрягая руки. А теперь бросаем его и сразу расслабляемся, опустив плечи и руки. Отдыхаем. Чувствуете, насколько легче стало рукам, ногам, телу?

«Он в другой раз закинул невод –

Пришёл невод с травой морскою».

(Дети «забрасывают невод» во второй раз).

В третий раз закинул он невод –

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой – золотою.

(Дети «забрасывают невод» в третий раз. Педагог показывает им «золотую рыбку» из бумаги.)

«Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Читайте также:  Речевой онтогенез развитие речи ребенка

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

– Кто главные герои в сказке? (Старик, старуха и золотая рыбка).

– Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке А. С. Пушкин? (А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке).

Приложение 10

– Как он описывает старуху? (Вредная, жадная, злая, грубая, сварливая, алчная).

– Как она обращается с мужем? (Плохо).

– Какими словами описывается старик? (Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный).

– А как его называет рыбка? (Рыбка называет старика ласково» старче»).

– А как так получилось, что рыбка стала служить старику? (Рыбка пожалела старика и обещала выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее).

– Как вы можете описать рыбку? Какая она? (Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная).

– Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся!

Физминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети

Рыбке весело играть.

изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова изображают, как плывет рыбка.)

«Старика старуха забранила:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Педагог. «Старика старуха забранила». Как вы понимаете это? (заругала, накричала).

– Когда человек ругается, какое у него лицо становится? (сердитое, злое, напряженное, твердое).

– А голос какой? (резкий, неприятный, страшный, злой).

Педагог. Сейчас вы все «старухи», а я – «старик». Покажите мне, как выглядит злая старуха… Хорошо. Руки можно упереть в бока. А теперь вы по очереди кричите на «старика»: «Дурачина ты, простофиля!». Можно ногой топнуть.

Хорошо. А теперь расслабились, стали мягкими, добрыми, спокойными.

«Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось».

Приложение 10

– Как вы думаете, почему море в сказке такое разное? посмотрите, у меня две иллюстрации моря. Они разные. Давайте опишем, какое море на первой картине.

Речевое упражнение «Подбери слова» (игра с мячом)

(Море …спокойное, синее, тихое и т.д.)

– Верно. Как много слов вы подобрали. Вот такое море было в начале этой сказки.

А теперь посмотрим на вторую картину. Здесь море уже неспокойное, а какое?

(Море.. бурное, тёмное, бурлящее и т.д.).

– Правильно. Такое море уже стало в конце сказки.

– Вы все правы. С каждым желанием старухи море становилось всё темнее, мрачнее, волны выше поднимались.

– Какое первое желание исполнила рыбка? (дала старухе корыто).

– Обрадовалась старуха новому корыту? Как вы думаете, почему? Какая была старуха? (злая, жадная, неблагодарная).

– Что она попросила во второй раз? Исполнила рыбка второе желание, но и это не обрадовало старуху. Захотелось ей стать дворянкой. Вы знаете, кто такая дворянка? (Дворяне – люди, которые служат князям и боярам).

«Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой» .

(И не успела рыбка исполнить это желание, как старуха уже придумала новое.)

«Не хочу быть столбовою дворянкой.

А хочу быть вольною царицей.

Старичок отправился к морю

(Почернело синее море)».

(Исполнила рыбка следующее желание старухи: сделали ее царицей.)

«Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг её стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик-испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: “Здравствуй, грозная царица!

Ну теперь твоя душенька довольна?”

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела».

Приложение 10

– Старуха была «грозной царицей». Как вы понимаете это выражение

Как по – другому можно сказать грозная? (строгая, страшная, злая, суровая, жуткая, хмурая, гневная, разъяренная, яростная, строжайщая).

Упражнение 2. «Грозная царица».

Дает надевают на голову корону и усаживают на высокий стул. « Царица» с помощью педагога отдает приказания «слугам». «Слуги» послушно выполняют все задания. Приказания могут быть разнообразными, например

«царица» указывает на двоих детей и говорит: «Ты и ты, будете моей стражей, возьмите топорики и встаньте возле меня. Вы (показывает на лругих детей) подайте мне кушанья. «Царица» спрашивает слуг, что это за блюда, пробует, капризничает, ругает блюда, требует принести другое. Следующему ребенку «царица» приказывает быть «стариком» и поклониться в ноги, потом отдает приказ стражникам прогнать «старика». «Царица» может захотеть развлечений (танцев, песен), и «слуги» перед выполнением приказов отвечают «царице» с почтением и поклоном: «Слушаюсь, государыня».

«Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась:

Царедворцев за мужем посылает.

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

“Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

«Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слова молвить.

Вот идёт он к синему морю,

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

“Чего тебе надобно, старче?”

Ей старик с поклоном отвечает:

“Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою:

Чтобы жить ей в окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках”.

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился

Глядь: опять перед ним землянка.

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто»

– А почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (варианты детей).

– Да, ребятки, потому что старуха пожадничала. Ей было всего мало. И она пожелала быть на месте самой золотой рыбки. И из сказки мы можем взять урок: не будь жадным, радуйся тому, что у тебя есть сейчас.

– Как же заканчивается сказка? (Перед старухой опять оказалось разбитое корыто).

– С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

– Чему нас учит эта сказка? (Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным).

– Какие пословицы подходят для нашей сказки?:

  • Знай, кому добро делаешь.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.

 Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.

 Многого искать станешь, ничего не достанешь.

 Погнался за ломтем, да без крохи остался.

 Многого желать – добра не видать.

 Жадность – всякому горю начало.

 Жадность да важность – голове помеха.

3.Рефлексия.

Упражнение 3.

Педагог. Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо. Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой. Кто готов?

Педагог подает ребенку золотую рыбку из бумаги, и тот начинает говорить. Потом рыбка переходит к следующему ребенку и т. д.

Педагог благодарит детей.

Иллюстрации художника Дехтерева Бориса Александровича:

Источник