Занятия по развитию и коррекции внимания и памяти ребенка

Занятия по развитию и коррекции внимания и памяти ребенка thumbnail

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет  | 
6-8 лет  | 
9-10 лет

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
– нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
– нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания

Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.

Тренировка внимания — полезная привычка

Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.

На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:

  • загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
  • логические задачи;
  • соты и судоку;
  • логические и пространственные головоломки.

Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.

Источник

КОУ «Сургутская школа – детский сад для детей с ОВЗ»

Коррекционно-развивающее занятие

“Развитие внимания и памяти” для младших школьников

        Составила

педагог-психолог

Османова А.М.

Актуальность:

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

-формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

–  Развитие мелкой моторики;                                                        

–  Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти;

–  Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания,  

    мышления;

–  Развитие речи и мышления.

Образовательные:

–  Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

–  Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

–  Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

–  Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

    окружающим.

Этапы занятия:

1. Организационная часть.

2. Работа по теме занятия.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение работы по теме занятия.

5. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Упражнение «Подари улыбку» Поприветствуем друг друга улыбкой. Молодцы!

2. Основной этап.

Задание 1.  «Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур.После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

Задание 2.  «Кораблик» графический диктант (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги.)

Ребята!  Скажите: Что получилось?

А теперь мы с вами поиграем.

Игра называется: «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

Играющие сидят на стульях. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все кладут свои руки на стол, если слово «вода» – все вытягивают руки вперед, слово «воздух» – поднимают руки вверх, слово «огонь» – производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.

Молодцы, ребята!

Задание 2. «Овощи и фрукты» (зрительная память)

Ребята! В течении 30 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

(арбуз, груша, яблоко красное, ).

         Молодцы, ребята!

 Динамическая пауза.

Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».

Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..

Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте…пожалуйста сядьте…пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опустите руки…пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте…пожалуйста, подпрыгните на месте один раз…сядьте на место…пожалуйста, сядьте…

Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 2)

Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…

Молодцы, ребята!

А сейчас, ребята, выполним гимнастику для глаз:

Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазками моргают,

Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазки ладонями своими закрывают.

Девочки и мальчики тихо отдыхают, глазки свои зажмуривают,

а потом их открывают.

Глазки отдыхают, веки закрывают,

Пальчики их гладят и ласкают.

Задание 5.

Учимся логически мыслить:

1.Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки?

2.Сколько ушей у 3 мышей? А лапок? А хвостиков?

3.А что нужно сделать колобку, чтобы его не съела лиса?        

Молодцы, ребята!

5. Итог занятия.

Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.

Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?

А, что больше всего понравилось вам?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

         Молодцы. Спасибо вам, ребята.

Список литературы:

  1. Истратова О. Н. “Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники”. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.
  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИТЕР, 2002.
  3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развиающие занятия в подготовительной группе», 2005г.
  4. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.
  5. Тукачёва С. «Коррекционно-развиающие занятия 3-4 класс», 2004г.
  6. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развиающие занятия в старшей группе», 2005г.

Интернет-ресурсы:

  1. Газета “Школьный психолог”
  2. Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии” https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  3. “Мир Психологии” – https://psychology.net.ru
  4. “Педагогическая библиотека” – https://www.pedlih.rti
  5. “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – https:// festival. I september.ru

Источник

Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет высокие
требования к будущим ученикам. В период
дошкольного детства формируются предпосылки
учебной деятельности детей, происходит
перестройка восприятия, внимания, мышления,
памяти детей. Эти процессы из непроизвольных
превращаются в произвольные.

Уровень развития внимания и памяти во многом
определяет успешность обучения ребенка в школе.
Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять
задания, требующие сосредоточения внимания
волевым усилием и запоминания необходимой
информации. Поэтому для будущих учеников большое
значение имеет развитие произвольного внимания,
которое развивается постепенно с развитием
отдельных его свойств (объема, концентрации,
переключения, устойчивости) и произвольной
памяти, которая развивается по мере освоения
ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к
полноценной учебной деятельности, необходимо
целенаправленно формировать у детей
произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы:
развитие и коррекция внимания и памяти.

Участники программы – дети 6-7 лет.

( методики: “10 слов”, “10 предметов”,
“Опосредованная память”, “Корректурная
проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Количество детей – 6-8 человек.

Количество занятий -17, продолжительность
занятий
-25 минут.

При оценке результатов работы по данной
программе проводится повторная диагностика.

Упражнения и игры представлены в приложениях.

СодержаниеКоличество часов
1. 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Найди отличия”, “Летает – не летает”
“Да и нет – не говорить””

Развитие и коррекция памяти:

“Каскад слов”, “Запомни картинки “,
“Слушай всё запоминай – на вопросы отвечай”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Графический диктант”

1
2 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Сравни картинки”, “Съедобное – не
съедобное”

Развитие и коррекция памяти

“Снежный ком”, ” Запомни и нарисуй”,
“Весёлые таблицы”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Графический диктант”

1
3 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Цифровая таблица”, “Топ- хлоп”,
“Найди отличия”

Развитие и коррекция памяти:

“Снежный ком”, “Весёлые таблицы”,
“Слушай всё запоминай – на вопросы отвечай”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Графический диктант”, “Корректурная
проба”

1
4 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Птица – не птица”, ” Чего не стало”

Развитие и коррекция памяти:

“Снежный ком”, “Запомни и нарисуй”,
“Весёлые таблицы”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Графический диктант”, “Корректурная
проба”

1
5 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Цифровая таблица”, “Да и нет – не
говорить””

Развитие и коррекция памяти:

“Послушай внимательно и повтори”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1
6 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Бывает- не бывает”, “Цифровая
таблица”

Развитие и коррекция памяти:

“Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1
7 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Топ- хлоп”, “Не пропусти растение”

Развитие и коррекция памяти:

“Послушай внимательно и повтори”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй по образцу” (по клеткам),
“Расставь значки”.

1
8 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Рыба, птица, зверь”, “Да и нет – не
говорить””

Развитие и коррекция памяти:

“Послушай внимательно и повтори”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй по образцу” (по клеткам),
“Корректурная проба”

1
9 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Да и нет – не говорить””, “Не пропусти
профессию”

Развитие и коррекция памяти:

“Послушай внимательно и повтори”,
“Посмотри на картинку, а запомни слово”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй по образцу” (по клеткам),
“Расставь значки”

1
10 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Найди отличия”, “Не пропусти
животное”

Развитие и коррекция памяти:

“Пересказ”, “Опосредованная память”,
“Выполни движение “

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй вторую половину” (по клеткам),
“Расставь значки”

1
11 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Да и нет – не говорить””, “Чего не стало

Развитие и коррекция памяти:

“Пересказ”, “Опосредованная память”,
“Выполни движение “

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй вторую половину” (по клеткам),
“Корректурная проба”

1
12 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Что изменилось”, “Не пропусти
растение”

Развитие и коррекция памяти:

“Пересказ”, “Запомни парочки”, ”
Выполни движение “

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй вторую половину” (по клеткам),
“Расставь значки

1
13 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

” Топ-хлоп “, “Цифровая таблица”

Развитие и коррекция памяти:

“Пересказ”, “Запомни парочки”,
“Опосредованная память”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй вторую половину” (по клеткам),
“Корректурная проба”

1
14 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Разложи палочки также “, “ Рыба, птица,
зверь “

Развитие и коррекция памяти:

“Пересказ”, “Запомни парочки”,
“Пиктограммы”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй вторую половину” (по клеткам),
“Расставь значки”

1
15 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

” Разложи палочки также “, ” Не пропусти
профессию”

Развитие и коррекция памяти:

“Запомни парочки”, “Пиктограммы”, ”
Запомни стихи по картинкам “

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй и раскрась по образцу” (по
клеткам), “Графический диктант

1
16 1.Групповая работа.

Развитие
и коррекция внимания, восприятия:

“Разложи палочки также “, “Да и нет, не
говорить”

Развитие и коррекция памяти:

“Пиктограммы”, “Запомни стихи по
картинкам”

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

“Нарисуй и раскрась по образцу” (по
клеткам), “Расставь значки”

1
17 Диагностическое занятие.

“Опосредованная
память”,

“Корректурная проба”,

“Графический диктант”.

1
 Итого17

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. –
Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем
внимание. – М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к
школе. – СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие
занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и
коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет.
– М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных
способностей детей. – Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для
подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для
детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Источник