Занятия по раннему развитию ребенка
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник
Евгения Бовкун
Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах
Комплексные занятия с детьми раннего возраста
в детско-родительских группах.
Пояснительная записка.
Ранний возраст – очень важный и богатый открытиями этап в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.
В настоящее время ускоренный, напряженный ритм жизни, стремление построить карьеру, загруженность родителей приводят к тому, что эмоциональные контакты с детьми сводятся к минимуму. Вместе с тем, положительной тенденцией в современном обществе стала возможность для родителей воспользоваться отпуском по уходу за ребенком до 3 лет и посвятить это время домашнему воспитанию своего малыша. Однако, многие родители считают, что их собственного опыта в воспитании детей недостаточно для планомерного и гармоничного развития ребенка. Поэтому они ищут наиболее приемлемые и удобные формы организации обучения и развития ребенка раннего возраста.
Одна из таких форм – занятия в детско-родительских группах. Каждая встреча подобной группы обычно состоит из нескольких коротких коллективных занятий, которые продолжаются не более 15 минут и включают игры, песенки различных типов, рисование, лепку и другие виды деятельности. Отдельные фрагменты занятия регулярно повторяются. В работе принимают участие мамы и, глядя на них, – дети.
Примерная структура занятия в детско-родительской группе.
1. Начальный «круг»:
А) приветствие – это (также как и прощание) ритуальная часть занятия, остающаяся неизменной на протяжении всего цикла занятий.
Б) пальчиковые игры;
В) дидактические игры.
2.Музыкально-ритмическая часть:
– тематические песенки с танцевальными движениями;
– музыкальные игры с использованием инструментов;
– коммуникативные игры;
– телесно-ориентированные игры;
– игры с подражанием;
– упражнения на развитие общей моторики детей.
3.Творческая мастерская:
– рисование;
– лепка;
– аппликация.
4. Театрализация (сказка).
5. Прощальный «круг».
Далее представлена разработка одного из комплексных занятий для детей 2-3-летнего возраста. В основу положена психолого-педагогическая программа Е. В. Ларечиной «Растем вместе», направленная на формирование позитивных эмоциональных отношений между родителями и ребенком.Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна». Каждый блок включает в себя 24 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия – 1 час. Число детей в группе – не более 6 человек.
—
Комплексное занятие
«Осень пришла»
Основные задачи:
1) знакомство с детьми и родителями, помощь в адаптации к новым условиям и ритму занятия;
2) развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
3) развитие зрительного и слухового внимания;
4) формирование умения соблюдать правила коллективной игры.
I. Начальный «круг».
1. Хоровод (начинает каждое занятие песенка «В круг» – диск Е. Железновой «Топ-топ»);далее зажигаем свечу со словами:
Фонарик свой огонь зажег,
И собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим
И поздороваться хотим.
– Здравствуй… (с каждым ребенком здороваемся, называя его по имени
и пожимая руку)
– Здравствуйте! – всем говорим!
2. Читаем рифмовку,совершая ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять–
Это каждый должен знать. (Шаги на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопки в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче? (Разводим руки в стороны и смотрим друг на друга.)
– Осень!
3. Рассказ об осени.
Показываем детям картинки об осени и помогаем составить коллективный рассказ об этом времени года (на первом занятии педагог может рассказать об осени сам, а на повторном занятии привлечь и детей).
Педагог предъявляет картинку и начинает фразу, а дети заканчивают.
Педагог Дети
Наступила… осень.
Осенью редко светит… солнце.
Осенью часто идет… дождь.
Осенью дует… ветер.
Осенью листья на деревьях… желтеют и опадают.
Это время называется листопад.
4. Игра «Осенний домик».
Цель: формирование умения сопоставлять предметы, выделять основные признаки; развитие внимания, памяти; закрепление понятий «разные», «одинаковые».
Материалы: изображение домика, который поделен на одинаковые квадраты – «комнаты», в каждом квадрате изображен осенний лист; осенние листочки, разной формы и окраски, вырезанные из бумаги.
Игра по принципу «найди пару». В каждой комнате домика живут листочки, которые осень раскрасила в свои любимые цвета. Объясняем, что в домике живут листочки-мамы, которые потеряли своих деток (детки – это отдельные листочки). Нужно помочь каждому малышу найти свою маму.
На последующих занятиях можно усложнить игру. Отдельный листочек показываем ребенку, а затем прячем. Малышу нужно по памяти найти в домике пару к показанному листочку.
5. Грибочки на полянке.
Цель: закрепление в активном словаре ребенка понятий «большой», «средний», «маленький»; формирование представлений об основных цветах.
Материалы: деревянные грибочки трех размеров и пяти цветов, платформа зеленого цвета («полянка»).
Педагог раздает детям большие грибочки и просит найти на «полянке» грибочки такого же цвета, а потом выстроить их по величине («по росту») и назвать. Родители помогают детям выстраивать грибочки.
II. Музыкально-ритмическая часть.
*Упражнения повторяются в течение 3-4 занятий, затем постепенно вводятся новые игры).
1. Игра с листочками («Листочки» – диск Е. Железновой «Забавные уроки»).
Под музыку начинается листопад, педагог подбрасывает листочки, дети ловят, бросают, сдувают листики с ладошки).
В конце игры можно предложить детям разложить листочки по цветам (красные, желтые, зеленые).
2. Веселая гимнастика «Осенние листики» (музыкальное сопровождение – по выбору педагога).
Для игры используем листики из предыдущего упражнения.
Мы – осенние листочки. (Повороты головы влево-вправо.)
Мы на веточках сидели. (Присесть.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Взмах руками и медленно встать.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате.)
Полетели, полетели
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал (Взмах руками, встать на носочки, руки тянем вверх.)
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил (Покружиться.)
И на землю опустил. (Присесть.)
3. Инсценировка песенки «Дождик» (диск Е. Железновой «Веселые уроки»).
Осень – время дождей и туч. А сколько луж остается после дождя! (На полу раскладываются листы бумаги – «лужи».) Движения – по тексту песенки.
«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» –
пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.
«Через лужи я скачу» –
перешагиваем «лужи», можно учиться перепрыгивать через «лужи» одним прыжком.
«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» –
делаем движения, как будто надеваем сапожки, ходим по «лужам» (стараемся шагать только по «лужам», не наступая на пол).
4. Игра с музыкальными инструментами (песенка «Дождик» – диск Е. Железновой «Гав и мяу»).
Педагог раздает детям металлофоны. Слушаем песенку и предлагаем детям изобразить дождик, «будем стучать, как капельки в этой песенке». С началом песни начинаем отбивать ритм «один удар на каждое слово» (родители помогают малышам).
Дождик, дождик – кап, кап, кап.
Ты не капай долго так.
Хватит землю поли-вать,
Нам пора идти гулять.
Кап, кап, кап…
III. Творческая мастерская
«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО».
Материалы: для каждого ребенка – лист белого картона с изображением дерева, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов.
Предлагаем малышам подарить деревцу яркий осенний наряд, украсить осенним листочками. Ребенок отщипывает кусочек пластилина и, «размазывая», прикрепляет к ветке. Родители помогают малышам. Можно представить, что налетел ветерок, и листочки начали облетать с веток, тогда и под деревом лепим упавшие осенние листочки.
IV. ФизкультУРА!
Выстраивается полоса препятствий из спортивных снарядов.
1. Дети проходят по спортивной скамье.
2. Спускаются по наклонной доске.
3. Проходят по массажному коврику и проползают во воротики.
4. Перешагивают через гимнастические палки, которые педагог держит на расстоянии 15 см от пола.
V. Театрализация – сказка «ЯБЛОКО РАЗДОРА» (В. Сутеев).
Звенит колокольчик, приглашая детей сесть на стульчики и посмотреть сказку.Каждый раз театрализация начинается словами:
Диди-дон, дили-дон,
К нам приходит сказка в дом.
Облачко поднимается.
Сказочка начинается. (открывается занавес)
*Одна сказка проигрывается в течение 2-3 занятий, затем меняется.
VI. Прощальный «круг».
Хоровод (завершает занятие песенка «Всем домой пора» – диск Е. Железновой «Топ-топ»);далее малыши задувают свечу со словами:
Фонарик и огонь погас,
Пора прощаться нам сейчас.
Друг другу ручками помашем
И «до свиданья» скажем.
Литература:
1. Е. В. Ларечина. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
2. О. А. Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. – Спб.: Паритет, 2008.
Источник