Занятия на физическое развитие ребенка первого года

Ольга Катунина
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.
Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.
В конце первого и начале второго года жизни ребенок начинает ходить. Сначала его действия неуверенные, он часто падает, не умеет удерживать равновесие, преодолевать даже небольшие препятствия. Ему трудно одновременно выполнять движения ногами и руками.
К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, перешагивать через невысокое препятствие.
Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша.
В сфере физическогоразвития основными педагогическими задачами являются:
а) развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, лазания, бросания)
б) развитие координации движений.
Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия. В детских учреждения должно быть спортивное оборудование,способствующее развитию двигательной активности детей: лесенки, горки, скамеечки, дорожки с препятствием, мячи, обручи, гимнастические лесенки и т. д. Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть не только в спортивном зале, но и в групповом помещении, а также на участке. При этом групповое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.
Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов.
Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 1 года до 2 лет составляет 5-6 минут.
Комплекс физкультурных упражнений.
Цель: Малыши учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, преодолевать препятствия, координируют свои движения, согласовывают свои действия со словами стихотворения.
Игра «Поезд».
Воспитатель предлагает малышам: «Давайте я буду паровозикам, а вы вагончики. Встаньте друг за другом, вот так (воспитатель показывает как взяться за впереди стоящего ребенка, затем начинает медленно двигаться по группе, читая стихотворение):
«Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят.
Тук-тук, тук-тук».
Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «По ровненькой дорожке».
Воспитатель выкладывает дорожку на пол, в конце кладем обруч. Потом берет за руку малыша, проводит по дорожке,читая стихотворения:
«По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
топ-топ-топ-топ».
Когда доходят до конца дорожки со словами «бух в ямку», присаживаются в обруч.
Повторить 2-3 раза.
Игра «Надувай шарик».
Учить ребенка отталкивать надувной шарик одной и двумя руками, расширять пассивный словарь словами (улетел-прилетел). Вызывать чувство радости от выполненных действий. Побуждать к самостоятельным действиям.
Материал: надувной шарик, к которому привязана ленточка.
Воспитатель показывает ребенку шарик, дает его потрогать. Затем легонько отталкивает шарик и предлагает ребенку сделать так же.
Сначала действует рукой малыша, добиваясь чтобы он сам отталкивал шарик.
Отталкивая шарик,воспитатель говорит: «Улетел шарик»,когда шарик возвращается на место: «Прилетел шарик».
Повторить игру 2-3 раза.
Подвижные игры.
«Прыжки».
Дети учатся прыгать разными способами: на двух ногах, на одной ножке, с продвижением вперед, через предметы.
«Прыг-прыг, топ-топ»
Воспитатель читает стихотворение и показывает действия, побуждая малышей повторять их…
«Девочки и мальчики, хлоп-хлоп-хлоп!
Прыгают как мячики, прыг-прыг-прыг,
Ножками топочут, топ-топ-топ
Весело хохочут ха-ха-ха».
Затем воспитатель говорит: «Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ручки на коленочки, пусть они отдохнут».
Все садятся на ковер и отдыхают.
Игру можно повторить.
«Догоните мяч».
Воспитатель приносит корзину с мячиками (по количеству детей) и предлагает детям поиграть.
Собирает детей вокруг себя и со словами «догоните мячики» бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячиками, берут их и складывают обратно в корзину.
Дыхательные упражнения.
Игры-занятия направлены на укрепление дыхательной мускулатуры.
Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день)
«Коровка мычит»
Воспитатель предлагает малышам изобразить, как мычит коровка.
Дети делают вдох и на выдохе произносят «му-му».
«Ветерок».
Воспитатель предлагает малышам изобразить, как дует ветерок. Вытянуть губки трубочкой и выдохнуть воздух через рот.
Игры повторяются 2-3 раза.
Похожее упражнение «Надуваем шарик».
«Часики».
Воспитатель предлагает встать прямо, ноги расставить, руки опустить. Размахивать вперед и назад прямыми руками, произнося «тик-так».
Игру повторить 2-3 раза.
«Гуси».
Воспитатель предлагает детям медленно походить по комнате, поднимая и опуская руки в стороны. Руки опускать на выдох с произнесением длительного звука «г-у-у-у».
Игру повторить 3-4 раза.
Источник
Поздравляем вас, у вашего малыша день рождения! Прошел полный забот и счастливых открытий год! За этот год ваш малыш приобрел множество навыков и умений и очень сильно изменился со дня своего появления на свет. Давайте обсудим результаты первого года жизни вашего малыша, чтобы понимать, чего вы достигли и в каком направлении двигаться дальше. Также в статье вы найдете несколько игр для физического развития вашего годовасика.
Если вы читали нашу статью о физическом развитии ребенка до года, то помните, что каждый малыш имеет право быть собой и не укладываться в жесткие рамки, которые определили ему взрослые, а также мы привели примерный список, что умеет ребёнок в 12 месяцев. Сейчас мы обсудим это подробнее.
Физическое развитие ребёнка в 1 год: достижения
Самостоятельная ходьба
Конечно, самое главное умение, которым овладевают малыши к 1 году, это самостоятельное хождение! Разбег времени обретения этого навыка у разных малышей колеблется от 9 месяцев до 1 года и 3-4 месяцев. Поэтому не нужно сильно волноваться, если ваш ребенок ещё не пошел самостоятельно в год, но если он не сделает этого в ближайшие три-четыре месяца, то вам стоит обратиться к специалистам, сделать ребенку курс массажа и пройти другие процедуры, которые врач.
Обратите внимание, что ребенок должен ходить, ступая ножками на всю ступню полностью, а не поднимаясь на носочки.
Необходимо с первых шагов приучать ребенка ходить в обуви. Дома вы можете на некоторое время надевать вашему малышу легкую обувь на хорошей гибкой подошве, чтобы малыш мог легко сгибать ступню. Обувь должна быть впору, иначе ребенок будет или запинаться, или ему будет жать пальцы, что может негативно сказаться как на процессе приучения к обуви, так и на формировании стопы.
Танцы до упаду
Гармоничное физическое развитие ребенка в 1 год в сочетании с уверенной ходьбой является прекрасной подготовкой малыша к удивительным танцевальным открытиям. Тело становиться более гибким и ловким, теперь, стоя на ногах, малыши с удовольствием осваивают новые «па». Вы будете вместе с вашим ребенком с удовольствием танцевать до упаду и радоваться его танцевальным успехам.
Бег
Как только ребенок научится владеть своими ногами достаточно хорошо, он станет передвигаться «на своих двоих» быстрее, и скоро попробует бегать. Возможно, это уже будет получаться у него в год или немного позже.
В возрасте одного года у ребенка наступает первый возрастной кризис, и для этого периода характерна такая картина, когда малыш проявляет свое желание идти не в ту сторону, в которую идете вы. И потому ребенок разворачивается и быстро, насколько хватает его силенок, убегает от вас. Оберните эту ситуацию в игру и побегайте вместе с малышом.
Спортивная жизнь
Если в течение первого года жизни ребенок имел доступ к спортивному комплексу, то в год малыш вполне может успешно залезать на небольшую высоту на лестницу, при этом может уметь с нее самостоятельно спуститься. Влезть в горку и скатиться с неё — любимая забава годовасиков.
Если детского комплекса в доме не было, то ребенок к 1 году штурмует кровати, диваны, невысокие столики, небольшие ступеньки – умеет залезть и слезть, не ушибившись.
Если вы задумываетесь о том, что вашему малышу не хватает дома спортивных снарядов, то прочитайте нашу статью о том, как организовать домашний спортзал.
Ползание
Если физическое развитие ребенка в 1 год позволяет ему самостоятельно ходить, это не значит, что он перестанет ползать. Даже стоит продолжать поощрять ползание, потому что это лучшее упражнение для укрепления спины. В те моменты, когда крохе нужно быстро куда-то добраться, или ребеночек уже устал, вы сразу увидите его в позе на четвереньках. Ползание в этот период отличается искусными «марш-бросками» и виртуозным лавированием между игрушек и мебели.
Теперь давайте поговорим о том, как дальше влиять на физическое развитие малыша.
Физическое развитие ребенка в 1 год: игры
Догонялки
Игра в догонялки очень проста, доступна в любом месте, не требует специальной подготовки или материалов для проведения, развивает детей физически и способствует увеличению объема лёгких.
А сколько эта игра может доставить радости! Попробуйте поиграть в догонялки всей семьёй, вы непременно получите заряд бодрости и хорошего настроения! Обязательно догоняйте друг друга по очереди, чтобы ребенок мог побыть и в роли догоняющего, и в роли убегающего, поддавайтесь вашему малышу, пусть у него закрепляется положительный результат, и тогда он снова захочет поиграть в догонялки.
Экспедиция
Вы хорошо знаете возможности своего ребенка и представляете, какое расстояние он может осилить самостоятельно своими ножками. Придумайте маршрут, например, да ближайшего парка и обратно до дома, который ваш ребенок точно осилит без капризов.
Объясните малышу, что сегодня вы отправляетесь в экспедицию, как учёные-биологи. А в экспедицию идут без коляски и с рюкзачком. Цель вашей экспедиции:
- изучить, какие деревья растут в парке
- узнать, какие птицы там обитают
- собрать интересные камушки или шишки для изготовления поделок
Постарайтесь не брать ребенка на руки, и в каждую экспедицию уходите всё дальше и дальше от дома. Очень полезно, привить ребенку положительный опыт самостоятельных прогулок.
Главное, играя в экспедицию, никуда не торопиться и не забегать в магазин. И конечно, разное оборудование для экспедиции (рюкзак, бинокль, термос, туристический коврик для отдыха) добавит интереса к этой игре.
Кстати, спрашивайте ребенка, помнит ли он обратную дорогу, так вы сможете его научить ориентироваться в трехмерном пространстве.
Перетягивание каната
Хорошо знакомая вам игра, перетягивание каната, прекрасно подойдет для того, чтобы укреплять мышцы рук и развивать координацию тела. Вместо каната подойдет любая крепкая ткань, полотенце или шарф.
Старайтесь свою сторону каната дергать не очень сильно, чтобы канат не вырывался у ребенка из рук и, конечно, иногда поддавайтесь, пусть малыш думает, что он тащит вас на себя. Такая игра обязательно укрепит эмоциональный контакт между игроками!
Катание на лошадке
Эта игра доступна в двух вариантах: катать ребенка на плечах или на спине. Так или иначе, вы:
- способствуете физическому развитию вашего малыша
- развиваете вестибулярный аппарат
- тренируете чувство равновесия
Катая на плечах, сначала держите ребенка за ручки, по мере освоения игры малышом, держите его только за ноги, чтобы малыш сам держался за вас руками. Когда сможет ребенок, попробуйте покатать его на спине и не держать его совсем, пусть он полностью держится за вас сам.
Начните и вы поймете, как это весело!
Мой веселый звонкий мяч
Эта незатейливая игра прекрасно сказывается на физическом развитии детей. Чтобы было интересно, каждый раз немножко усложняйте игру с мячом, пусть ребенок, научившись чему-то, осваивает новые навыки.
Мячи выбирайте разные, чтобы бросать одной рукой – поменьше, для бросков двумя руками берите мяч побольше.
Вот такое одновременно простое, доступное и интересное может быть физическое развитие ребенка в 1 год!
Все игры просты, и вместе с тем легко и эффективно развивают ловкость, гибкость и координацию. У нас ещё есть много игр для всестороннего развития ребенка в 1 год.
Посмотрите видео о годовасиках:
Автор: Екатерина Давыдова
Поделитесь, какие интересные и простые игры вы используете для физического развития вашего ребенка.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.
Предыдущие записи рубрики
- Игры для изучения цветов
- Игры по осенним сказкам
- Во что поиграть, когда мама устала
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
Источник
Сумская Кристина
Особенности физического воспитания детей первого года жизни
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
В физическом воспитаниидолжен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей.
Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Физкультура для детей до года жизни
Физкультура для детей до года жизни невероятно благоприятным образом влияет на физическое и психическое развитие. Физкультура для детей способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию.
Особенно необходима физкультура для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии.
Физкультура для детей до года жизни включает рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения – это неосознанные движения, которые совершает ребенок в ответ на какое-либо раздражение. Пассивные упражнения – это когда занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активных упражнения – это те, которые ребенок выполняет самостоятельно. А также физкультура для детей сопровождается массажем.
Физкультура для детей от 1,5 до 3-х месяцев. В этом возрасте у детей повышен тонус мышц, выявляются некоторые врожденные рефлексы. В это время используют только рефлекторные упражнения. Физкультура для детей рекомендует следующие упражнения[9]:
– разгибание позвоночника – рефлекс вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять по 2-3 раза на каждом боку);
– поднимание головы – рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза);
– сгибание и разгибание пальцев стопы – рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у корней пальцев, а потом проводя пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза);
– «пританцовывание» – рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз)
– Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует:
– скрещивание рук на груди – пассивное упражнение, совершаемое в положении ребенка на спине (4-6 раз);
– поворот со спины на живот вправо и в влево – пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза);
– разгибание позвоночника и ног – рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза);
– отведение и приведение стоп – рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза);
– «пританцовывание» (6-8 раз).
– Физкультура для детей от 4-х до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается тонус мышц ног и шеи. Физкультура для детейэтого возраста рекомендует следующие упражнения:
– скрещивание рук на груди со сгибанием и разгибанием – пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз);
– сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине – рефлекторное упражнение, при котором нужно взять ребенка под спину и ягодицы и удерживать над столом (1-2 раза);
– «топание» – пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе сразу (8-12 раз);
– поворот со спины на живот вправо и влево – рефлекторное упражнение (1-2 раза);
– разгибание позвоночника и ног – рефлекторное упражнение, при котором ребенка приподнимают, держа под живот (1-2 раза);
– «присаживание» – пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза);
– приподнимание ребенка на ноги – пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза);
– «переступание» – активное упражнение, для которого держат ребенка под мышки и приставляют стопами к столу (1 раз).
– Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются произвольные движения. В комплекс вводят активные упражнения, побуждающие ребенка ползать, сидеть и стоять. Физкультура для детей рекомендует:
– поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах – пассивное упражнение, которое делается из положения на спине (4-6 раз);
– поднимание прямых ног – пассивное упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать ноги до вертикального положения (4-6 раз);
– круговые движения ног в тазобедренных суставах – пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз);
– поворот со спины на живот вправо и влево – рефлекторное упражнение (1-2 раза);
– отведение плеч назад до сведения лопаток – пассивное упражнение, для которого нужно положить ребенка на живот и отводить его руки назад (1-3 раза);
– сгибание и разгибание ног – пассивное упражнение, делается из положения на спине (3-5 раз);
– ползание – активное упражнение, для которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать так, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз).
– физкультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детейрекомендует использовать следующие упражнения:
– сгибание и разгибание ног – активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз);
– вставание на ноги – активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза);
– наклон и выпрямление туловища, в положении стоя – активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза);
– доставание игрушки – активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той лишь разницей, что игрушку располагают на уровне плеч ребенка (4-6 раз);
– сгибание и разгибание рук – активное упражнение, для которого ребенку предлагают обхватить кольца и тянут за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз);
– приседание – активное упражнение, при котором предлагают ребенку присесть, придерживая и помогая;
– ходьба – активное упражнение (1-2 минуты).
Физкультура для детей должна иметь ежедневный характер и доставлять ребенку радость. Попросите педиатра показать вам все эти упражнения, и только затем выполняйте их дома сами.
Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура для детей дала положительные результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
2.2 Средства и методы физического воспитания
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие ребенка оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др., безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у ребенка возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работоспособности всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и т. д.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Физические упражнения – специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.
Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др., а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.
1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами. для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса
2. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками,взрослый держит его с другой стороны и со словами: “приседаем” – приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз,потом со словами: “встаем” – оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.
3. Ползание. (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.
4. Ползание. (1-2 раза) через обруч с последующим выпрямлением туловища. Взрослый держит обруч, перед ребенком кладут на пол яркую игрушку, которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.
Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.
Безусловные (врожденные) рефлексы проявляются у ребенка с первых дней жизни. Так, если ребенка положить на живот, то он поднимает и поворачивает голову (защитно-оборонительный рефлекс): в положении на весу на животе – голову отклоняет назад, а на спине – вперед, на правом боку – влево, на левом – вправо (рефлексы положения и расположения частей тела; при прикосновении к коже ног ребенок начинает ползать (кожно-ножной рефлекс, а коже спины – выгибает позвоночник (спинной рефлекс). Таким образом, безусловные рефлексы вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для их развития, а также организма в целом. Ценность безусловных рефлексов заключается в том, что они могут быть применены в первые недели жизни ребенка.
Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. Так, в первые три месяца жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы, безусловные рефлексы. В дальнейшем на первом году жизни используются массаж, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения, основные движения (плавание и др.). с возрастом ребенка роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается, меньше времени на сон, питание и создаются условия для использования более сложных физических упражнений.
Также в работе с малышами применяются наглядные, словесные и практические методы физического воспитания.
Источник