Занятия музыкой ребенка 4 года
Содержание:
- Музыкальное развитие от рождения до 2 лет
- 2—3 года — первые инструменты
- Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку
- Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет
Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.
Музыкальное развитие от рождения до 2 лет
Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.
Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.
Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.
В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т. п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне “реакция – стимул”, развивая тем самым кору головного мозга.
Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение “делать под музыку”. Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.
Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают “мягкие” джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как “Summertime” Дж. Гершвина, “Осанна”, практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на “К Элизе” и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, “Пер Гюнте” Грига, “Элегии” Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме “Маскарад”, “Шутку” из оркестровой сюиты Баха.
Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.
В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).
2—3 года — первые инструменты
В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.
Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на “ура”. Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.
Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, “В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик” и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет “Песенка водяного”, в частности фраза “А мне лета-а-ать охота” или “Крылатые качели”, то есть медленные мелодии.
На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2—3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут “А может быть ворона”, “Песенка Красной Шапочки”, “Танец маленьких утят”. Медленный темп отлично проиллюстрируют “Песенка водяного”, “Песенка Черепахи и Львенка”, “Колыбельная медведицы”.
Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только “добрые” взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи – личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.
Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на одни удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу “заменить” вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь “партитурами”, убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т. д.
А теперь — ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия (“Танец маленьких утят”, “Антошка”, “Кабы не было зимы”). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать “Частушки бабок ежек”).
После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество – подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимал, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши “ловят” не сразу, но со времен все начнет получаться.
Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку
Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.
Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки действовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное.
Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами “мажор” и “минор”. Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять “Болезнь куклы” Чайковского, а для мажора “Турецкое рондо” Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный. Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и “поставить диагноз”.
Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — “Первая утрата” Шумана, “Танец маленьких лебедей” Чайковского, русская народная песня “Во поле береза стояла”. Мажор — “Итальянская полька” Рахманинова, “Клоуны” Кабалевского, “Чунга-чанга”. Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук “говорит” отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки “перетекают” один в другой. Например, “Во поле березка стояла” — очевидное легато, песня “Улыбка” — бесспорное стаккато.
Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента.
Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, “Хоровод гномов”), музыка Грига к пьесе Ибсена “Пер Гюнтх”, Сен-Санс “Карнавал животных”. Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и “живым” звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. далее выбирайте музыкальную сказку “Волк и семеро козлят”, оперы “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Рикки-Тикки-Тави”, “Огниво”.
Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент “В художественном музее вместе с мамой”, “Игры со звуками и красками”. Для 4-летних малышей предлагается абонемент “Встречи с прекрасным”.
В Московском международном доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт “Конек-Горбунок” и “Сказку о царе Салтане” по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу “Кошкин дом”.
Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей.
Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре “Эксперимент Ъ”. Наибольшим успехом пользуются постановки “Котенок по имени Гав”, “Летучий корабль”, “Кошка, которая гуляла сама по себе”.
В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, “Спектральная сюита” Стива Халперна, “Вечерняя серенада” Шуберта, “Песня Сольвейг” Грига.
Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую:
“Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…”. Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет.
В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.
Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.
Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы.
Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук.
Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации.
В зтом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6-летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:
- при переутомлении — “Утро” Грига, “Полонез” Огинского;
- при плохом настроении — “К радости” Бетховена, “Аве Мария” Шуберта;
- при выраженной раздражительности — “Хор пилигримов” Вагнера, “Сентиментальный вальс” Чайковского;
- при снижении внимания — “Времена года” Чайковского, “Лунный свет” Дебюсси, “Грезы” Шумана.
Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.
Источник
Музыкальные занятия для детей 3 – 4 лет
Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Музыкально-ритмическое воспитание, которое объединяет музыку, движение и слово, -один из основных стимулов развития детей. Ребятишки, которые посещают музыкальные занятия, тонко чувствуют окружающий мир.
Эти занятия дают детям возможность прикоснуться к миру музыки на занятиях, посвященных музыкально-ритмическому развитию детей.
Педагоги учитывают психологические и физиологические особенности детей. К примеру, ребятишки 3 – 4 лет эмоциональны и непосредственны. Им бесконечно нравится двигаться под музыку. Однако их движения еще не очень точны, поэтому все двигательные упражнения проходят, естественно, в игровой форме.
На занятиях у детей воспитывается интерес и потребность двигаться под музыку, развивается слуховое внимание и умение выполнять движения в соответствии с музыкальным ритмом. Ребятишки учатся передавать в движении характер музыки, а также ее настроение (оно ведь может быть разным – веселым и грустным, спокойным и шаловливым).
Кроме этого, развиваются двигательные умения ребятишек, они учатся ориентироваться в пространстве. Конечно же, совершенствуются творческие способности – развивается воображение и фантазия, у детей возникает потребность в самовыражении через движения в сопровождении музыки. Развиваются и психические процессы (к примеру, малыш учится выражать эмоции с помощью мимики, развивается память, внимание и мышление).
Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо!
На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль.
Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.
В младшей группе детского сада ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. В младшем возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э.Грига. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам, так ребятки к окончанию младшей группы с легкостью узнаюt 3-5 классических произведений.
П. Чайковский “Детский альбом”
П. Чайковский “Марш оловянных солдатиков из балета “Щелкунчик”
Э. Григ “В пещере горного короля”
Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Дети любят и радуются классической музыке.
Нужно прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка – это самый субъективный вид искусства.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.
Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает ( как говорит психолог) сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.
Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой!
Вашему ребенку исполнилось 3 года, следовательно, вы имеете замечательную возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Наукой доказано то, что классическая музыка благотворно влияет на психику человека.
Классику можно слушать как в привычном для нас исполнении, так и в адаптированном для самых маленьких детей варианте (сборников с такими обработками невероятное множество).
В адаптированных специально для малышей мелодиях привычные для классики музыкальные инструменты заменяются инструментами с более «игрушечным» звучанием. Например, в произведениях В.А. Моцарта шарманка в аккомпанементе струнного оркестра проигрывает более привлекательные мелодии из “Волшебной Флейты”, “Маленькой ночной серенады” и многих других известных шедевров. Также во многих произведениях можно услышать звонкое и яркое звучание ксилофона, нежный голос флейты, аккордеон и много других инструментов.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.
Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.
Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить способности, подарить радость.
Белые ночи (Времена года – май) П.Чайковский
Танец феи Дражже П. Чайковский
Карнавал животных – лебедь К.Сенс – Санс
Аве Мария (первая прелюдия) И.С.Бах/Ч.Гуно
Жизнь артиста Иоган Штраус
К Элизе Людвиг Ван Бетховен (инструментальная)
Музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень. Особую роль в музыкальном воспитании малыша играют классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Воспринимать их, конечно, сложнее, чем современные песни. Поэтому учить слушать и понимать классическую музыку следует с самого маленького возраста.
Музыка, которая окружает новорожденного, становится частью его мира. Пускай он еще не умеет слушать и чувствовать ноты, но уже старается воспринимать их. Звуки, словно солнечный свет, проникают в подсознание младенца и влияют на его состояние и настроение. Поэтому им следует уделять такое же внимание, как интерьеру комнаты или игрушкам.
Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир. Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха. Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.
В возрасте четырех лет малыш уже способен слушать музыку более осмысленно, улавливать ритм, темп, поэтому искусству следует уделять больше времени. Объясните малышу, что такое мажорное и минорное звучание. В качестве примера минорной мелодии включите «Первую утрату» Шумана. Чтобы продемонстрировать мажорные интонации, поставьте «Итальянскую польку» Рахманинова.
Постепенно малыш привыкнет к хорошим музыкальным произведениям, начнет различать оттенки и красоту мелодий, благодаря чему его внутренний мир станет богаче. К тому же доказано, что восприятие классики благоприятно воздействует на организм детей.
Подбор музыкального репертуара для своего ребенка не представляет особой проблемы, главное, чтобы в записи играли не электронные, а живые инструменты, звучала красивая мелодия, создающая светлый и позитивный настрой.
Источник