Занятия музыкой для ребенка 3 года

Занятия музыкой для ребенка 3 года thumbnail

Занятия музыкой для ребенка 3 года

Что говорить родителям

У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой – это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.

Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения – для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.

К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы – у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.

Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.

Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.

Педагогу эта информация тоже поможет – когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.

Наиболее частые вопросы касаются:

  • оптимального возраста для начала таких занятий
  • видов музыкальной деятельности
  • способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.

У всех ли детей есть музыкальный слух?

Практически все маленькие дети очень чувствительны к музыке. Это выражается в направленном интересе к музыкальным звукам. У малышей появляется улыбка, они начинают ритмично двигаться, качать головой, хлопать в ладоши, перетаптываться и качать корпусом на месте, когда слышат детские песенки или неагрессивную музыку.

Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы – тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.

Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.

С какого возраста?

Занятия музыкой для ребенка 3 годаНа мой взгляд, чем раньше, тем лучше!.) С рождения для ребенка мама является главным примером и образцом. Даже не имея музыкального образования, она может петь ребенку потешки, делать массаж, используя фоном спокойную классическую музыку, а также знакомить ребенка с различными детскими шумовыми инструментами – погремушками, бубенцами, маракасами, бубнами и т.д..

К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.

Виды музыкальной деятельности

Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.

Способы развития музыкальных способностей

У детей раннего возраста ведущий тип деятельности – игра. Поэтому все упражнения, задания, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность.

Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.

Плюсы музыкального развития в раннем возрасте

Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:

  • улучшается психоэмоциональное состояние
  • развивается слуховое восприятие
  • стимулируется развитие речи
  • развивается кратковременная память
  • увеличивается концентрация внимания
  • активизируются мыслительные процессы
  • совершенствуется координация движений
  • развивается музыкальный слух и голос
  • налаживается вокально-слуховая координация
  • формируются эстетические представления, музыкальный вкус.

Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.

А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?

Источник

Музыкальные занятия для детей 3 – 4 лет

Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Музыкально-ритмическое воспитание, которое объединяет музыку, движение и слово, -один из основных стимулов развития детей. Ребятишки, которые посещают музыкальные занятия, тонко чувствуют окружающий мир.

Эти занятия дают детям возможность прикоснуться к миру музыки на занятиях, посвященных музыкально-ритмическому развитию детей.

Педагоги учитывают психологические и физиологические особенности детей. К примеру, ребятишки 3 – 4 лет эмоциональны и непосредственны. Им бесконечно нравится двигаться под музыку. Однако их движения еще не очень точны, поэтому все двигательные упражнения проходят, естественно, в игровой форме.

На занятиях у детей воспитывается интерес и потребность двигаться под музыку, развивается слуховое внимание и умение выполнять движения в соответствии с музыкальным ритмом. Ребятишки учатся передавать в движении характер музыки, а также ее настроение (оно ведь может быть разным – веселым и грустным, спокойным и шаловливым).

Кроме этого, развиваются двигательные умения ребятишек, они учатся ориентироваться в пространстве. Конечно же, совершенствуются творческие способности – развивается воображение и фантазия, у детей возникает потребность в самовыражении через движения в сопровождении музыки. Развиваются и психические процессы (к примеру, малыш учится выражать эмоции с помощью мимики, развивается память, внимание и мышление).

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо!

На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль.

Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.

В младшей группе детского сада ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. В младшем возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э.Грига. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам, так ребятки к окончанию младшей группы с легкостью узнаюt 3-5 классических произведений.

П. Чайковский “Детский альбом”

П. Чайковский “Марш оловянных солдатиков из балета “Щелкунчик”

Э. Григ “В пещере горного короля”

Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Дети любят и радуются классической музыке.

Нужно прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка – это самый субъективный вид искусства.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.

Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает ( как говорит психолог) сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.

Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой!

Вашему ребенку исполнилось 3 года, следовательно, вы имеете замечательную возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Наукой доказано то, что классическая музыка благотворно влияет на психику человека.

Классику можно слушать как в привычном для нас исполнении, так и в адаптированном для самых маленьких детей варианте (сборников с такими обработками невероятное множество).

В адаптированных специально для малышей мелодиях привычные для классики музыкальные инструменты заменяются инструментами с более «игрушечным» звучанием. Например, в произведениях В.А. Моцарта шарманка в аккомпанементе струнного оркестра проигрывает более привлекательные мелодии из “Волшебной Флейты”, “Маленькой ночной серенады” и многих других известных шедевров. Также во многих произведениях можно услышать звонкое и яркое звучание ксилофона, нежный голос флейты, аккордеон и много других инструментов.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой., отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.

Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить способности, подарить радость.

Белые ночи (Времена года – май) П.Чайковский

Танец феи Дражже П. Чайковский

Карнавал животных – лебедь К.Сенс – Санс

Аве Мария (первая прелюдия) И.С.Бах/Ч.Гуно

Жизнь артиста Иоган Штраус

К Элизе Людвиг Ван Бетховен (инструментальная)

Музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень. Особую роль в музыкальном воспитании малыша играют классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Воспринимать их, конечно, сложнее, чем современные песни. Поэтому учить слушать и понимать классическую музыку следует с самого маленького возраста.

Музыка, которая окружает новорожденного, становится частью его мира. Пускай он еще не умеет слушать и чувствовать ноты, но уже старается воспринимать их. Звуки, словно солнечный свет, проникают в подсознание младенца и влияют на его состояние и настроение. Поэтому им следует уделять такое же внимание, как интерьеру комнаты или игрушкам.

Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы или рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные, то есть светлые и оптимистичные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир. Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта, «Шутку» Баха. Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.

В возрасте четырех лет малыш уже способен слушать музыку более осмысленно, улавливать ритм, темп, поэтому искусству следует уделять больше времени. Объясните малышу, что такое мажорное и минорное звучание. В качестве примера минорной мелодии включите «Первую утрату» Шумана. Чтобы продемонстрировать мажорные интонации, поставьте «Итальянскую польку» Рахманинова.

Постепенно малыш привыкнет к хорошим музыкальным произведениям, начнет различать оттенки и красоту мелодий, благодаря чему его внутренний мир станет богаче. К тому же доказано, что восприятие классики благоприятно воздействует на организм детей.

Подбор музыкального репертуара для своего ребенка не представляет особой проблемы, главное, чтобы в записи играли не электронные, а живые инструменты, звучала красивая мелодия, создающая светлый и позитивный настрой.

Источник

Еще в прошлом году, когда Яне не было и года, я периодически изучала различные музыкальные занятия для малышей – прислушивалась к песенкам Екатерины Железновой, выбирала «первые» музыкальные инструменты и впечатлялась постами других мам на эту тему.

На данный момент я сформировала свое отношение к раннему музыкальному воспитанию (тут надо отметить, что сделала я это не без влияния мужа с идеальным слухом и музыкальным образованием, чем я похвастаться не могу) и готова поделится им с вами.

Мои основные принципы музыкального воспитания малыша:

  • «НЕТ» использованию популярных наработок Железновой и других с преобладанием резких, звонких звуков и примитивных мелодий.
  • «НЕТ» инструментам с неправильным звучанием. То есть если и покупать инструменты, то выбирать приближенные к настоящим и ценник у них будет соответствующий. На самом деле в раннем детстве для формирования музыкального слуха в них нет никакой необходимости. Поэтому у нас пока эта покупка отложена в долгий ящик.
  • «ДА» прослушиванию прекрасной музыки – это должно быть основой музыкального воспитания малыша. Я ни сколько не преувеличиваю, создайте плейлист по настоящему прекрасной музыки. В идеале эта музыка должна быть из направлений, которые предпочитаете Вы! Иначе затея изначально обречена на провал. Прослушивание музыки должно приносить удовольствие, а не дискомфорт для всех домочадцев в целях музыкального образования малыша!

Несколько слов как найти «прекрасную» музыку

В меньшей степени в список «прекрасных» входят популярные композиции, которые можно услышать по МУЗ-ТВ. Проще все выбрать такую музыку обратившись к классикам, саундрекам рейтинговых, как правило зарубежных, фильмов. Также обратите внимание на рекламу роскошных вещей – дорогих авто и брендовых часов и т.п. В ней можно встретить шикарные композиции.

Некоторые считают, что всё что относится к некоторым более элитарным направлениям (джаз, блюз, soul …), чем популярная музыка, является качественной музыкой. Безусловно, в большинстве своём эта музыка более талантлива, но сказать, что она безупречна никак нельзя. Для наших целей требуется не просто более талантливая музыка, а самая-самая! На самом деле прекрасная музыка может быть в любом направлении. Бывает, что определить направление интересной композиции сложно. Я считаю это одним из признаков, того что кандидат подходит в наш плейлист прекрасной музыки ;-).

Музыкальные игры

Наконец-то я добралась в своем повествовании до предметов изображенных на превью поста :-). Несмотря на то, что необходимость музыкальных занятий в раннем возрасте я посчитала нецелесообразной, обойти стороной музыкальные игры я не смогла.

«Угадай чей звук»

Эта игра у нас идет в двух вариантах с:

  • игрушками, издающими звуки (вот она вторая жизнь погремушек! обзор о наших любимых вы можете прочитать тут);
  • предметами из различных материалов (определение звука стекла, металла, дерева, шуршащей бумаги). Тут прекрасно подходят – ложки, деревянные кубики, стеклянные шарики и бусины (их можно положить в маленькие баночки и греметь).

На первом этапе игры я ввожу наиболее разнотипные звуки (писк, треск, звон). После нескольких успешных угадываний добавляю созвучные.

Собственно лучше один раз увидеть:

«Угадай мелодию»

Я подобрала несколько приятных и мелодичных детских песенок и картинок к ним. Скачать их можно тут. В раздаче mp3 двух вариантов с текстом и без. Пользователи ВКонтакте могут воспользоваться альбомом «Угадай мелодию».

По правилам игры нужно выбрать картинку относящуюся к песенке которая играет.

Начинайте знакомить с пары песен с текстом. Только когда малыш сможет угадывать какая из двух звучит, добавляйте в игру третью и постепенно усложняйте.

А в какие музыкальные игры Вы играете с своим малышом ;-).

Если Вам понравился материал то советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.

Не спешите покидать сайт – тут есть еще много интересных публикаций:

  • Обзор книг для детей от 1 года;
  • Рисование для самых маленьких. Основы (Очень важный пост о теории развития мышления)
  • О вреде раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
  • Новые стоматологические рекомендации от Американской академии педиатрии (обновление август 2014);
  • Игры с карточками для самых маленьких (Смотрим видео очень полезной игры с карточками для развития памяти и знакомства с окружающим миром – цепочки памяти)
  • Выбираем безопасный порошок. Безопасно – не значит дорого!

Полный каталог моих статей

Источник