Занятия для ребенка зпр 4 года

Примерные варианты  занятий педагога-психолога с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития

Занятие-ознакомление «Волшебный лес»

Цель: активизация отклика ребенка к совместной деятельности с педагогом.

Задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
  • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
  • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
  • познакомить с новым материалом «живой песок;
  • показать правила поведения в песочнице.

Оборудование: аудио запись «Звуки леса», «Журчанье ручейка», стол для экспериментирования «Песок – вода», пособие «Живой песок», раскраска «Дерево», наглядные картинки «Лес», «Растения леса», игрушка рыбка, акварель, полотенце 2 штуки.

Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.

Ход занятия:

  1. Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой

Звучит музыка «Звуки леса».

Воспитатель показывает ребенку наглядные картинки с изображением леса, реки, растений леса: «Посмотри, это лес. В лесу растет много растений. В чаще леса течет река, а в реке камни».  Педагог подводит ребенка к столу с двумя емкостями, в одной емкости теплая вода и стеклянные камни, другая пустая. Давай достанем камни из воды, посмотрим какие они». Используется музыкальное сопровождение «Журчанье ручейка».

Воспитатель читает стихотворение:

Намокли брюки и носки, заела мошкара.

Но не уйду я от реки, наверно, до утра.

Я в речке камешки нашел, что излучают свет!

Один — как мамины глаза — прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза – зелененький  другой.

А третий — белый, как снежок, я устоять не смог.

Достал я камешки с воды, на чистый бережок.

Ребенок достает все камни из воды в сухую емкость. Педагог просит ребенка показать по очереди синий, зеленый, белый камень. Предлагает сложить камни обратно в воду, сначала зеленые, потом синие и белые. Вытирают руки полотенцем.

  1. Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Меж еловых мягких лап

(поглаживают ладони друг о друга)

Дождик как – кап – кап.

(постукивают по столу  пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох –

Серый мох, мох, мох.

(«мнут  мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип,

(хлопают ладонями)

Вырос гриб.

(сводят руки над головой)

Педагог помогает ребенку разгибать и загибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.

  1. Рисование акварелью

Педагог предлагает ребенку раскрасить дерево. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования.Используется музыкальное сопровождение «Звуки леса».

  1. Игра  в песочнице

Хозяйкой в песочнице на данном занятии является белка. Белка приглашает ребенка в песочницу. Она проговаривает правило поведения в песочнице.

Хозяйка знакомит детей с правилами поведения.

Страну прошу мою любить.

В ней много волшебства.

Но вход в страну закрыт для тех,

Кто любит драться,

В глаза песком кидаться

И пробовать на вкус.

Кто не строит, а ломает,

Тот в страну не попадает.

Педагог предлагает сделать для белки лес, используя мелкие макеты деревьев,  кустарников, фигурки животных леса. Важно дать ребенку поиграть, прочувствовать свойства песка.

  1. Заключение

Белка благодарит ребенка. Ей очень понравился лес. Белка прощается, песочница закрывается.

«В гости к рыбке»

Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений,  направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
  • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
  • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
  • учить рисовать акварелью;
  • закрепить правила поведения в песочнице.

Оборудование: аудио запись «Звук океана», стол для экспериментирования «Песок – вода», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Рыбка», игрушка рыбка, акварель, полотенце 2 штуки.

Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.

Ход занятия:

  1. Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой «Достанем  камушки»

Воспитатель показывает ребенку рыбку: «Посмотри, сегодня в гости к нам приплыла рыбка. Рыбка живет в воде, а в воде камни. Давай достанем камни из воды, посмотрим какие они». Используется музыкальное сопровождение «Звук океана».

Воспитатель читает стихотворение:

Намокли брюки и носки, заела мошкара.

Но не уйду я от реки, наверно, до утра.

Я в речке камешки нашел, что излучают свет!

Один — как мамины глаза — прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза – зелененький  другой.

А третий — белый, как снежок, я устоять не смог.

Достал я камешки с воды, на чистый бережок.

Ребенок достает все камни из воды в сухую емкость. Педагог просит ребенка показать по очереди синий, зеленый, белый камень. Предлагает сложить камни обратно в воду, сначала зеленые, потом синие и белые. Педагог и ребенок вытирают руки полотенцем.

  1. Пальчиковая игра «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

(делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг?

(приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

(разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Гостей встречает осьминог.

Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.

  1. Рисование акварелью

Педагог предлагает ребенку раскрасить рыбку. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования.Используется музыкальное сопровождение «Звук океана».

  1. Игра  в песочнице

Хозяйкой в песочнице на данном занятии является рыбка. Рыбка приглашает ребенка поиграть. Она проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает сделать много рыбок из песка, используя формочку. Формирует понятие много рыбок – одна рыбка.

  1. Заключение

Пальчиковая игра «Рыбки». Это более простой вариант пальчиковой игры.

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

(на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся,

(пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке.

(снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

Педагог подводит итог занятия. Проговаривает: «Кто приходил в гости? Кого рисовали? Сколько рыбок сделали? Ты молодец! Умница!»

Предлагает ребенку поиграть в песочнице.Используется музыкальное сопровождение «Звук океана». После того как ребенок наиграется, рыбка прощается с ребенком, песочница закрывается.

«В гости к черепашке»

Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений,  направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
  • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
  • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
  • учить рисовать акварелью;
  • учить находить посуду по названию.

Оборудование: аудио запись спокойная музыка, стол для экспериментирования «Песок – вода», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Пирог», акварель, полотенце 2 штуки, набор игрушечной посуды.

Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.

Ход занятия:

  1. Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой «Моем посуду»

Психолог говорит ребенку, что сегодня мы попали в гости к черепашке. Она предлагает испечь пироги, но сначала надо помыть посуду. Посуда расставлена на столе. Психолог дает ребенку указания: «Помой кружку, тарелку, ложку, вилку, кастрюлю». Педагог помогает ребенку в случае затруднения, подает названный предмет, называет цвет. Ребенок моет посуду и кладет в пустую емкость.

Педагог читает стихотворение:

Чайный мыли мы сервиз,

Дружно делали сюрприз.

Чашек было много.

Помогли немного.

Маме легче стало:

Их осталось мало.

(П. Иванов)

  1. Пальчиковая игра «Тесто»

Взрослый предлагает ребенку испечь пирог, помогает выполнять действия по тексту.

Тесто мы месили 

(сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили: 

(ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
(разводим руки)
Слепим мы большой пирог! 

3. Рисование акварелью

Педагог предлагает ребенку раскрасить пирог. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ.Закрепляют название цветов. Используется музыкальное сопровождение.

  1. Игра  в песочнице

Хозяйкой в песочнице на данном занятии является черепашка. Она проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает сделать пироги из песка. Пироги украшаются  цветными камнями. Закрепляется понятие «много».

  1. Заключение

Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение.После того как ребенок наиграется, черепашка прощается с ребенком, песочница закрывается.

«В гости к зайчику»

Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений,  направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
  • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
  • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
  • учить рисовать акварелью;
  • учить называть цвет и название фруктов.

Оборудование: аудио запись «Звук текущей воды» и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких овощей, игровое пособие «Живой песок», раскраска «Овощи», акварель, полотенце 2 шт.

Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.

Ход занятия:

  1. Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем овощи»

Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к зайчику. Зайчик очень любит овощи. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».Воспитательчитает стихотворение, потомдемонстрирует ребенку овощи, называет их:

Ешьте овощи и фрукты-

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

(Н. Довженко)

Ребенок моет овощи в теплой воде идостает в сухую емкость.

  1. Пальчиковая игра «Овощная ладошка»

В огороде много гряд.

(загибают пальцы поочередно)

Тут морковка и салат.

Огурцы тут и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

(сжимают, разжимают ладошки)

Нас прокормит круглый год.

Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.

  1. Рисование акварелью

Педагог предлагает ребенку раскрасить овощи. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования через показ.

  1. Игра  в песочнице

Хозяин в песочнице на данном занятии является заяц. Он проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает «посадить» овощи на грядки. Грядки заранее сформированы педагогом. После показа ребенок «высаживает» овощи на грядки, классифицируя по внешнему признаку. Педагог делает вывод: «Всего посадили много овощей: помидоры, огурцы, морковь, картофель».

  1. Заключение

Пальчиковая игра «Овощи»

У девчушки Зиночки

(делают ладошки «корзинкой)

Овощи в корзиночке:

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(показывают большой палец)

Наша Зина – молодец!

Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение (подойдет спокойная музыка для релаксации). Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, заяц прощается с ребенком, песочница закрывается.

«В гости к ежику»

Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений,  направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
  • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
  • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
  • учить рисовать акварелью;
  • учить называть цвет и название овощей.

Оборудование: аудио запись «Звук текущей воды» и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких овощей, игровое пособие «Живой песок», раскраска «Фрукты», акварель, полотенце 2 шт.

Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.

Ход занятия:

  1. Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем фрукты»

Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к ежику. Ежик очень любит фрукты. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».

Воспитательчитает стихотворение, потомдемонстрирует ребенку овощи, называет и их:

Ешьте овощи и фрукты-

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

(Н. Довженко)

Ребенок моет фрукты в теплой воде и достает в сухую емкость.

  1. Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»

Он, конечно, не один.

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

(показывают ладошками вокруг и на себя)

Фрукт для вас и для нас.

Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.

  1. Рисование акварелью

Педагог предлагает ребенку раскрасить фрукты. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ.

  1. Игра  в песочнице

Хозяин в песочнице на данном занятии является ежик. Он проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает испечь пироги с фруктами. Делают из песка несколько пирогов. После показа ребенок украшает пироги фруктами, классифицируя: яблочный пирог, вишневый пирог, банановый пирог. Педагог делает вывод: «Всего сделали много пирогов: вишневый, яблочный, банановый».

  1. Заключение

Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение. Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, ежик прощается с ребенком, песочница закрывается.

«Бабушкин двор»

Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений,  направленных на развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
  • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
  • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
  • учить рисовать акварелью;
  • закрепить название овощей;
  • учить называть домашних животных.

Оборудование: запись голосов домашних животных и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких игрушек из серии «Домашние животные», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Утка с утятами», кукла-бабушка, акварель, полотенце 2 шт.

Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.

Ход занятия:

  1. Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем овощи»

Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к бабушке. Бабушка вырастила в огороде овощи. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».

Воспитатель читает стихотворение, потом демонстрирует ребенку овощи, называет и их:

Ешьте овощи и фрукты

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

(Н. Довженко)

Ребенок моет овощи в теплой воде и достает в сухую емкость.

  1. Пальчиковая игра «Овощная ладошка»

В огороде много гряд.

(загибают пальцы поочередно)

Тут морковка и салат.

Огурцы тут и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

(сжимают, разжимают ладошки)

Нас прокормит круглый год.

Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.

  1. Игра  в песочнице

Хозяйкой в песочнице на данном занятии является бабушка. Бабушка просит сделать ей  двор. Педагог с ребенком делают забор из счетных палочек. Палочки разного цвета, педагог называет цвет каждой палочки, ребенок по возможности повторяет. Важно положительно оценивать каждый ответ ребенка, даже если это начальный слог или буква. Педагог объясняет: «Во дворе у бабушки живет корова. Как корова кричит?» В песочнице появляется фигурка коровы. «Во дворе у бабушки живет утка. Как утка кричит?» Так в песочнице появляются фигурки других домашних животных.

  1. Рисование акварелью

Педагог предлагает ребенку раскрасить утку с утятами. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ. Идет работа над формированием словаря (утка, утята).

  1. Заключение

Пальчиковая игра «Бабушка»

Наша бабушка идет.

(пальцами обеих рук изображают очки)

И корзиночку несет.

(ладони рук соединить в «тарелочку»)

Сядет тихо в уголок,

(садятся)

Вяжет деточкам чулок.

(имитация вязания спицами)

Вдруг, котятки прибежали,

(движение «кошечка» кистями)

Все клубочки разобрали.

(поочередные хватательные движения рук)

Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение. Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, бабушка прощается с ребенком, песочница закрывается.

Источник

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

Источник