Занятия для развития познавательной сферы ребенка
«В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека. Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки. Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть». | «Четыре стихии» Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов. Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» – руки вниз; «вода» – руки вытянуты вперёд; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. |
«Запоминаем вместе» Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4-5-6 лет. Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д. Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти. | «Не пропусти растение» Цель: развитие способности к переключению внимания. Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным. Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д. |
«Смотри на руки» Цель: развитие произвольного внимания. Материал: музыка (марш). Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром». Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть». Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д. | «Будь внимателен!» Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: музыка (марш). Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» – прыгать; «лошадки» – ударять «копытом о пол»; «раки» – пятиться; «птицы» – бегать, раскинув руки; «аист» – стоять на одной ноге. |
«Испорченный телефон» Цель: развитие слухового внимания. Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока. | «Слушай хлопки» Цель: развитие произвольного внимания. Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу. |
«Узнай по голосу» Цель: развитие слуховой памяти. Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят: Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы стали, Ты загадку отгадай, Кто тебя позвал – узнай! Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается. | «Мамины помощники» Цель: развитие словесной памяти. Оборудование: предметные картинки из настольных игр. Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети – помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность. |
«Запрещённое движение» Цель: развитие зрительного внимания. Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры. | «Кричалки – шепталки – молчалки» Цель: развитие восприятия, произвольности поведения. Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета. Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью. Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать. В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку». |
«Слушай команду» Цель: развитие произвольного внимания. Материал: музыка (марш). Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!». Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д. | «Радуга» Цель: развитие способности к переключению внимания. Оборудование: круги разного цвета. Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами. |
«Парные картинки» Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза. Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.). Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями. | «Отгадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти. Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая: Вот построили мы круг, Повернёмся разом вдруг. (поворачиваются и двигаются в обратную сторону) А как скажем: «Скок, скок, скок» – Отгадай, чей голосок. Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется. |
«Запомни пару» Цель: развитие зрительной памяти. Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались. Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки». | «Расставить посты» Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения. Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами. Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. |
«Художник» Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет). Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. | «Дотронься до…» Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», – а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре. Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания. |
«Скучно, скучно так сидеть» Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула. | «Числа заблудились» Цель: тренировка внимания, умения работать в группе. Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа. |
«Канон» Цель: развитие произвольного внимания. Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д. | «Деление целого на части» Цель: развитие умения анализировать. Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д. |
«Один – много» Цель: развитие быстроты мышления. Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе. | «Назови соседей» Цель: развивает скорость мыслительных процессов. Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа. |
«Кто знает, пусть дальше считает» Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления. Оборудование: мяч. Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10. Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть». | «Слушай и исполняй» Цель: переключение внимания. Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности. Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке. |
«Тень» Цель: развитие наблюдательности. Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок-это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п. | «Запомни порядок» Цель: развитие зрительной произвольной памяти. Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли. |
«Буквы алфавита» Цель: развитие внимания. Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок. | «Разведчики» Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей. Описание: Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д. |
«Кто что сделал?» Цель: развитие наблюдательности. Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения. | «Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти. Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил. Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин. |
«Рисуем по памяти узоры» Цель: развитие зрительной памяти. Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук. | «Воспроизведение геометрических фигур» Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления. Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка. Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе. Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце». |
«Поиск закономерностей» Цель: развитие логического мышления. Описание:
холодильник, утюг, пылесос, телевизор … – бытовые электроприборы…. И т.д. | «Третий лишний» Цель: развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существенных признаков. Описание:
При выполнении упражнения просить детей обосновать свой выбор. |
Источник
КАТАЛОГ
МЕТОДИК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ
УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
(по Л.Григорович)
Творческие способности
- Задание 1
Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.
- Задание 2
Дорисовать 10 небольших одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.
- Игра «Какая осень»
Подбирать определения к словам.
- Игра «Что общего между?…»
Найти в двух объектах общие признаки.
- Упражнение «Что можно сделать из?..»
Придумать варианты использования хорошо знакомого предмета.
- Задание «Придумай и изобрази…»
Нарисовать фантастические предметы и животных.
- Придумывание сказок
Составлять сказки на тему, видоизменять и т.п.
- Придумывание новых игрушек, транспорта, построек
Изменять предметы, улучшая их качества.
- Игра «Хорошо-плохо»
Видеть противоречивые свойства и предметы, явлений и т.п.
- Упражнение «Ресурсы»
Выявлять ресурсы пространства и времени, качества, формы.
- Упражнение «На что похоже?»
Узнавать в неопределенных графических формах различные предметы.
- Отгадывание загадок. Узнавать предмет по словесному описанию.
- Составление кроссвордов.
МЕТОДИКИ, УПРАЖНЕНИЯ
(по М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой)
ВНИМАНИЕ
Методики для изучения различных свойств внимания
- Методика «Переплетенные линии»
Оценка устойчивости внимания. (Проследить за каждой линией от ее начала и до конца)
- Методика «Кольца»
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте)
- Методика «Цифровая таблица»
Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25)
Упражнения для коррекции и развития внимания
- Упражнение на развитие способности к переключению внимания
Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова
- Упражнение на развитие концентрации внимания
Сравнить картинки, назвать что не дорисовано, дораскрасить вторую половинку картинки.
- Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости
Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.
- Упражнение на развитие устойчивости внимания
Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.
- Упражнение на развитие произвольного внимания
Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.
- Упражнение на развитие распределение внимания:
А) повторять обратный счет с одновременным выполнением простых
Физических упражнений
Б) найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр
- Упражнение на развитие объема внимания. По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.
ВОСПРИЯТИЕ
Методики для изучения восприятия
- Методика «Что не дорисовано?»
Оценка целостности восприятия. (Назвать недостающую деталь рисунка)
- Методика «Узнай, кто это?»
По частям рисунка определить целое.
- Методика «Чем залатать коврик?»
Подобрать из нескольких кусочков «материи» тот, который соответствует «коврику».
- Методика «Найди квадрат»
Найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов.
- Методика «Пиши кружочками»
Оценка фонематического слуха. (Записать кружочками слова под диктовку)
- Методика «Чтение схем-слов»
Оценка фонематического слуха. (Определить, какие схемы слов в виде кружочков к каким словам подходят)
Упражнения для коррекции и развития восприятия
- Упражнение «Определи звуки». Показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произнесенное взрослым любое слово.
- Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Назвать изображенные на рисунке геометрические фигуры.
- Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры». Дорисовать незаконченные геометрические фигуры.
- Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Проследить движение стрелки часов в течение одной минуты, затем посидеть столько же без подсказки.
- Упражнение на развитие представлений о частях суток. Определить по картинкам, о каком времени суток идет речь в каждой.
- Упражнение на развитие пространственных представлений. Выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый», «в центре», «справа», «слева» и т.д.
- Упражнение на развитие пространственных представлений «Точки». Соединять изображенные на листе бумаги точки в различном порядке.
- Упражнение на развитие наблюдательности. Осмотреть комнату, найти геометрические фигуры.
МЫШЛЕНИЕ
Методики для изучения различных видов мышления
- Методика «Соедини фигуры».
Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.
- Методика «Лишний предмет».
Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения. (Определить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний)
- Методика «Нелепицы».
Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно)
- Методика для оценки словесно-логического мышления.
Ответить на два десятка вопросов.
Упражнения для коррекции и развития мышления
- Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.
- Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов». Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.
- Упражнение «Соотношение понятий». Определить порядок размещения картинок по смыслу.
- Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
- «Найди лишнее слово».
- «Найди лишнюю картинку»
- Упражнение на развитие гибкости ума.
Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие
- Упражнение на развитие словесно-логического мышления.
- «Определи понятие»
- «Найди похожее слово»
Игры, развивающие мышление, сообразительность
- Игра «Как это можно использовать?» Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
- Игра «Говори наоборот». Подобрать слова-антонимы.
- Игра «Бывает – не бывает». Ловить мяч, если называемая играющим ситуация достоверна.
ПАМЯТЬ
Методики для изучения различных свойств памяти
- Методика «Картинки»
Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.
- Методика «Запомни фразы»
Оценка смысловой памяти. (Повторить или передать смысл прочитанных взрослым 5 фраз)
- Методика «Запомни рисунки»
Оценка объема кратковременной зрительной памяти. (Рассмотреть рисунок с 9 фигурами и затем найти их на другом с 15 фигурами)
- Методика для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Назвать парные слова из ранее прочитанных пар слов.
Упражнения для коррекции и развития памяти
- Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Устно повторять услышанный и каждый раз увеличивающийся словесный ряд.
- Упражнение на развитие зрительной памяти. Выложить из счетных палочек без подсказки только что рассмотренную простую фигуру.
- Упражнение на запоминание цифр, букв, слов. Устно повторять увиденный и каждый раз увеличивающийся цифровой, буквенный, словесный ряд.
- Игра на развитие памяти «Я положу в волшебный мешок..». Повторять все ранее названные участниками игры предметы.
- Игра «Я – фотоаппарат». Рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы.
- Приемы, помогающие запоминанию.
ВООБРАЖЕНИЕ
Методики для изучения развития воображения
- Методика «Вербальная (словесная) фантазия».
Придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе и изложить ее в течение 5 минут.
- Методика «Невербальная фантазия».
Придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.
Упражнения, игры для коррекции и развития воображения
- Игра «Пантомима»
Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет или действие.
- Упражнение на развитие зрительного воображения.
Выполнить рисунок по незаконченным элементам, изображениям.
- Упражнение «Точки».
Нарисовать что-либо, соединяя точки.
- Упражнение «Комбинирование»
Придумать и нарисовать предметы, используя заданные геометрические фигуры.
- Упражнение на развитие вербального воображения
Попробовать представить, что будет, если…
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Методики для изучения произвольного поведения
1. Методика «Графический диктант»
Проводить линии по клеткам в соответствии с заданием.
2. Методика «Лабиринт»
Оценка умения соблюдать правила. (Как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта)
- Методика «Домик»
Оценка умения действовать по образцу. (Нарисовать домик по образцу)
- Методика «Палочки и крестики»
Определение уровня саморегуляции и самоконтроля. (Писать палочки и крестики по образцу 5 минут, соблюдая определенные правила)
- Методика «Да и нет»
Оценка умения ребенка действовать по правилу. (Отвечая на вопросы, не говорить слова «да» и «нет»)
Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы
1. Упражнение «Раскрась фигуры»
Закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур.
2. Упражнение «Копирование образца»
Скопировать образец, состоящий из точек.
3. Упражнение «Рисование узоров»
Рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты.
« НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»
ЦЕЛЬ: учить точно называть предмет, его качества и действия.
О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
– Дополните другими словами: снег белый, холодный…(еще какой?); сахар сладкий, а лимон…(кислый); весной погода теплая, а зимой…(холодная).
– Назовите какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
– Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).
– Помогите найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
– Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.
«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ ?»
ЦЕЛЬ: учить находить неточности в стихотворном тексте.
Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
– Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:
- «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»
- «Папочка, это лошадке подметки подбивают».
- «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»
- «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»
- «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
– А теперь вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.
«КОЗА-СТРЕКОЗА»
ЦЕЛЬ: развивать представление о похоже звучащих словах, развитие вербального воображения
– Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина).
– Закончите фразы, чтобы получилось складно:
«Я поехал на машине…(у меня порвалась шина); побежал за стрекозой…(тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку..( и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук …(а под ним сидел барсук); под столом сидела кошка…(рядом с ней стоит лукошко).
«КОМПЛИМЕНТЫ»
(для детей с 4 лет)
ЦЕЛЬ: развитие речи, коммуникативных навыков дошкольников.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
- Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.
- Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»
(для детей с 5 лет)
ЦЕЛЬ: развитие речи, эмоций, коммуникативных навыков дошкольников.
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»
(для детей с 5 лет)
ЦЕЛЬ: эмоциональное развитие, развитие мышления (обобщающие понятия)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.
«СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»
(для детей с 5 лет)
ЦЕЛЬ: развитие речи, вербального воображения, развитие коммуникативных навыков.
Ведущий начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»
(для детей с 5 лет)
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в цетре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»
Цель: развитие вербально-логического мышления.
«КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ»
Цель: эмоциональное развитие.
«ПУТАНИЦА»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, развитие речи.
Источник