Занятия для языка для ребенка 3 года

Занятия для языка для ребенка 3 года thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри
  • Задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» – дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами – полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) – ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование – это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Речь начинает развиваться в семье. Родители и домочадцы должны создать все условия, чтобы у малыша развивалось четкое, связное произношение, формировался правильный речевой навык. Доказано, что качество речи напрямую связано с успеваемостью в школе, поэтому чем раньше малыш начнет правильно выражать свои мысли, тем лучше будет воспринимать учебную информацию.

Артикуляционная гимнастика: определение

Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, голосовых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.

У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.

Подготовка к проведению гимнастики

Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений. При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей.

Что важно учитывать при подготовке к занятиям:

  • Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
  • Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов. Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
  • Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее. Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
  • Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
  • В постановке правильной речи важно постоянство. Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
  • В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
  • Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.

Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.

Упражнения для речевого развития 3-4-летних малышей

Как и в спорте, упражнения начинаются с исходного положения, в данном случае язычка, губ. Нужно попросить малыша широко, сильно улыбнуться – губы растянуты, передние зубки видны.

  • Широкая улыбка – элементарное упражнение, малышу не трудно его выполнить. Для интереса можно подключать хитрости−приемы. Мама или специалист после просьбы проговаривает стишок:

Вот довольны-то лягушки –

Губки тянем просто к ушкам.

(Здесь можно использовать картинки лягушек или губ)

Широка Москва-река,

Улыбочка (имя) широка.

Зубы все его/ее видны –

От краешков и до десны.

  • Еще одно диагностическое и развивающее задание – «Трубочка». Необходимо вытянуть губки в форме трубочки. Нижняя челюсть остается неподвижной после улыбки. Здесь уже необходимо следить за артикуляцией малыша, потому что разрабатываются губки, а не челюсти. Происходит имитация хобота, поэтому подойдут стишки и картинки про слоников, трубочки:

Ох, понравится слону

Губки хоботком: ту-ту!

На дудочку ты губы положи,

Сыграть на ней смоги: Ду-ду-дуу.

В гости к (имя) пришел слоненок –

Замечательный ребенок.

На него ты посмотри –

Губки хоботом тяни!

  • Задание усложняется: теперь необходимо чередовать эти два упражнения. Здесь также используются логопедические стишки:

Если твои губки улыбаются,

Погляди – заборчик появляется.

А когда губки узкой трубочкой,

Вот и поиграем мы на дудочке!

Дверки-губы гибкие.

Становятся улыбкою.

В трубочку собираются,

А потом и улыбаются.

Твои губки очень гибки.

Быстро тянутся в улыбку.

А давай наоборот:

Губки тянутся вперед.

  • После отработки улыбки, «Трубочки» начинается работа над подвижностью челюстей. Деткам это представляется как открытие и закрытие «дверок» рта. Сначала ребенок смыкает зубы, растягивая губы в широкой улыбке – это закрытая дверка. Когда размыкаются зубки (не больше 2 см), улыбка сохраняется – дверка открывается. Чередование движений начинается сразу же. Помогают весело это делать стишки:

Дверки вместе мы откроем,

А потом опять закроем.

В процессе игры используются не только образы двери, подходит также окошко:

Ротик открою я немножко,

Губки сделаю окошком.

Зубы рядышком стоят,

В мое окошечко глядят.

  • Комплекс заданий для артикуляции не обходится без «часиков». Это задание выполняется так: от начального положения в улыбке, где зубки разомкнуты, ребенку нужно высунуть язык, пошевелить им и направить вправо, влево. Это обыгрывается потешками, стихами:

Ой, тик-тик, ой, так-так,

Ходят часики вот так:

Вправо – тик,

Влево – так.

Ох, какие часики!

Язычок, язычок:

Влево, вправо, на бочок.

Словно часики он ходит,

Нам все часики заводит: тик-так, тик-так.

  • Постановка шипящих звуков не обходится без умения правильно направлять язык. Это достигается с помощью известного логопедического упражнения «Лопатка». Нужно расслабить орган, положить вниз на губу. Улыбочка с лица не исчезает! При этом ротик открыт, зубки видны. Поможет выполнять упражнение стишок:

Язычок пусть отдыхает,

И немножко подремает.

Язычок широкий, гладкий,

Получили мы «лопатку».

  • Продолжается упражнение «Лопатка» заданием сделать «Иголочку». Для этого после лопатки нужно попросить малыша вытянуть язычок между зубками. Губы продолжают улыбаться.

Улыбаюсь, я – шутник,

Узеньким стал мой язык,

Между зубками сучок –

Это длинный язычок.

Язык мой как иголочка,

Уколю я Колечку,

Лучше ты не подходи,

От укола отходи.

  • После обучения этим движениям, малышу следует научиться чередовать «Лопатку» и «Иголочку». Если это дается сложно, потратьте несколько дней на усвоение базовых упражнений. Затем начинайте чередование. Поможет стишок:

Я – иголка, я – лопатка.

Это язычок, ребятки.

Язык лопаточкой лежит.

Спать улегся, не дрожит.

Я иголочкой потом

Потяну его острием.

  • Следующее по сложности упражнение – «Качельки». Оно тренирует гибкость языка для улучшения четкости буквы «л», помогает подготовить к букве «р». Важно, чтобы малыш понял, как его выполнять: кончик язычка направляем к буграм за верхними зубами. Улыбка та же. Затем дошкольник опускает кончик языка за нижние зубки. Кончик всегда должен широко лежать.

Вот качели, вот качели!

Подхватились, полетели,

Оторвались от земли,

Язык в небо унесли!

Ух, захватывает дух!

Сердце замирает!

Сверху – ух, да снизу – ух,

В глазках все мигает.

Ой, лечу я, ой, лечу!

Я кричу и хохочу!

Сильно-сильно раскачаюсь,

Прямо к небу улечу!

  • Дополняются эти задания статическими и динамическими движениями языка: «грибок» – язык сильно присосать к верхнему небу при открытом рте, «змейка» – узкий язычок вынимать вперед и прятать в глубину, «почистим зубы» – круговыми движениями водить язык по губам и зубам, «лошадка» – язык присасывается к небу, сильно оттягивается связка языка и ребенок цокает.

Часто для детей этого возраста используют сказки про «Язычок», как он гулял, ухаживал за собой, делал зарядку и так далее. Под рассказ делают несколько движений из представленного комплекса.

Правила и частота выполнения в домашних условиях

Любой навык не приходит сразу. Чтобы его закрепить, необходимы постоянные тренировки. Рассмотрим основные правила проведения гимнастики для артикуляции дома.

  • Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет осуществляется тогда, когда ребенок наиболее готов к усвоению информации.
  • Каждое задание для закрепления проводится до 10 раз.
  • Статические задания (когда нужно удерживать положение органов) длится до 10 секунд. Держать больше ребенок физиологически не готов.
  • Гимнастику лучше выполнять сидя. Это наиболее удобная поза для малыша: спина и конечности расслаблены, тело в естественном положении.

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков. Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения.

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Результаты и рекомендации

Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции. Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика.

Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.

Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник

Даже безобидные речевые нарушения у детей, вроде легкой картавости, способны помешать качественному общению, учебе и порождать комплексы. Конечно, можно просто «сбросить» решение на логопеда, но без выполнения домашних заданий даже самые продуктивные встречи в кабинете не принесут результата. Родителям придется участвовать в любом случае.

Как проводить с ребенком не только полезные, но и интересные логопедические занятия дома, расскажем в нашем материале.

Причины нарушений речи у детей

  1. Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
  2. Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
  3. Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
  4. Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
  5. Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.

Как понять, что речью ребенка пора заняться?

Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдением родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше 10 минут.

Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он уже должен правильно произносить звуки и связано излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.

Занятия нужны, если:

  • малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
  • ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
  • «каша во рту»;
  • речь слишком быстрая, смазанная;
  • ребенок заикается;
  • малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
  • у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.

Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Также советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.

Проблема речевых нарушений не всегда сугубо логопедическая – иногда корректировать произношение имеет смысл только после лечения.

Проблемы с речью у детей

Речевые нарушения у малышей могут быть вызваны следующими причинами.

1. Фонетическое недоразвитие

Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие

При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью, и с письмом, и с изучением языков. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов: «дом-сом-ком-лом» или слогов: «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.

3. Общее недоразвитие

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобится невропатолог.

4. Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы

Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда малыш может страдать двигательными расстройствами, гиперактивностью или, напротив, заторможенностью.

Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.

Дизартрия – относительно редкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражениями нервной системы.

С такими проблемами нужно бороться комплексно – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.

Как построить занятие дома?

Главные принципы домашних занятий:

  1. Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.
  2. Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
  3. Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
  4. Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
  5. Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.

Виды занятий для развития речи

1. Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.

Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.

Примеры:

1. «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.

2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.

3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.

4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются.

5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.

6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно.

7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться,широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.

8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.

9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.

Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.

2. Развитие мелкой моторики

Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.

Упражнения:

  1. Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
  2. Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.
  3. Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
  4. Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
  5. Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
  6. Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.

3. Пальчиковые игры

Одна из разновидностей упражнений – «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.

Примеры:

  1. Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).
  2. Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).
  3. Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).
  4. В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)
  5. Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)
  6. Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот- я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)

Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.

Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.

4. Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.

Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.

К первому классу у ребенка уже должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять, есть ли в слове тот или иной звук, и подбирать слова с его использованием.

Упражнения:

  1. «Первый звук». Предложите малышу назвать первый звук в именах героев любимой сказки.
  2. «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
  3. «Найди сходства». Произнесите несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросите ребенка, что общего между ними.
  4. «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.
  5. «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.
  6. «Верно-неверно». Покажите малышу вещь, назовите ее и повторите это слово, вначале произнеся один из звуков правильно, а потом – неправильно. Пусть ребенок обозначит, какой вариант верный.

5. Пополнение словарного запаса

Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, а также сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.

Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.

Как помочь процессу:

  1. Читайте ребенку и вместе с ним, а главное – пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.
  2. Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.
  3. Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.

Упражнения:

  • попросите ребенка придумать или найти в тексте синонимы или антонимы к заданным словам;
  • «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты знаешь овощи?»;
  • «Солнце что делает? Утро какое?»;
  • пусть ребенок поучится подбирать родственные слова («стол», «столик», «столовая», «настольный»);
  • попросите подробно охарактеризовать предмет или существо;
  • предложите подобрать к названию животного название его детеныша.

6. Дыхательные игровые упражнения для тренировки речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает грамотное звукообразование, нормальные тембр, четкость, громкость, выразительность. Малышу следует научиться экономно расходовать воздух и контролировать время выдоха.

Примеры упражнений (каждое выполняется по 4-5 раз):

  1. «Задувание свечки». В роли свечи – полоска бумаги, которая удерживается в 10 см от губ ребенка. Ему предлагается медленно и плавно подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» дрогнуло. Дуть нужно не дольше 10 секунд, после – 5-секундный перерыв.
  2. «Накачивание шины». Ребенок разводит руки перед собой, произносит «ш-ш-ш» на выдохе, медленно скрещивает руки так, что правая оказывается на левом плече и наоборот. Затем занимает исходное положение. После сжимают руки в кулаки, взяв «ручку насоса». Плавный наклон вперед с выдохом на звуке «с-с-с». Выпрямление, непроизвольный вдох.
  3. «Самолет». Пусть малыш разведет руки в стороны кверху ладонями. Поднятие головы – вдох. Поворот в одну сторону с произношением «жжж», выдох, встать прямо, опустить руки, пауза. То же самое – с поворотом в другую сторону.
  4. «Еж». Руки на поясе, согнутые в локтях. На выдохе – «пых-пых-пых» и движение локтями вперед. Исходное положение, непроизвольный вдох.
  5. «Ворона». Руки через стороны поднимаются вверх. Ребенок медленно опускает руки и приседает, протяжно произнося «ка-а-ар». Исходное положение, непроизвольный вдох.
  6. «Гуси». Руки на поясе, медленный наклон туловища вперед, голова при этом вниз не отпускается. Произносим протяжно «га-а-а». Исходное положение, вдох.

Выполняя упражнения, в которых нужно делать плавный вдох через рот, при этом не поднимать нос, плечи и грудь и не надувать щеки.

7. Музыкальные ?