Занятие с ребенком на развитие познавательного развития

Вы узнали знакомые фотографии? Расскажите нам о них.

Ребенок.

Я расскажу вам без прикрас,

Что мой папа – высший класс.

Всю неделю с нетерпением

Жду субботы, воскресенья.

Вот наступит воскресенье –

И с папой я иду гулять.

Как это здорово, ребята,

С папой рядышком шагать.

Ребенок.

С кем первым мы встречаемся,

Придя на белый свет, –

Так это наша мамочка,

Ее милее нет.

Она – опора в доме,

Хлопочет каждый час.

И никого нет кроме,

Кто так любил бы нас.

Воспитатель.

На выставке представлены фотографии, на которых изображены все или многие члены ваших семей. Как мы называем такие фотографии?

Дети.

Семейные.

Воспитатель.

Как вы думаете, для чего нужны фотографии?

Дети.

Вспомнить, какими были маленькими, куда ездили и т. д.

Воспитатель.

Воспоминания… Они есть у каждого человека (большого и маленького) и копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме. В нем собираются фотографии родных и близких людей, о радостных и торжественных семейных событий, а порой забавные случаи, которые произошли в вашей семье.

Вы догадались, о чем мы поведем разговор? Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о семье. Дети по очереди читают стихотворение, стоя в кругу, и при этом передают мяч друг другу.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните!

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель задает вопросы. Что такое семья?

Дети отвечают.

Сколько человек в вашей семье? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Сколько взрослых? Сколько детей?

Это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Кто такие бабушки? Кто такие дедушки? Кем вы доводитесь своим бабушкам и дедушкам? Кто такая тетя? Кто такой дядя?

Бабушки и дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные, родственники – это ваш род.

На Руси говорили: семья – это «семь Я», т. е. семь человек, живущих в одном доме. И не случайно слово семья можно зашифровать 7я (показывает ребус). В старину на Руси в семье было 10 и более детей. И говорили так: «Полна хата детей – так и счастье в ней» Как называется семья, где много детей?

Дети.

Многодетная

Воспитатель.

В наше время многодетной считается семья, где три и более детей. Есть у нас в группе такие семьи? Лиза, расскажи нам о своей семье.

Спасибо. Да, ребята, в дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Не зря в русской пословице говорится: «Не нужен клад – коли в семье лад».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

А какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья крепка ладом.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

А сейчас поиграем в игру «Это тоже я могу»

Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?

Руки вверх я поднимаю.

Дети.

Это тоже я могу.

Воспитатель.

Вправо, влево разведу.

Дети.

Это тоже я могу.

Воспитатель. Головою поверчу.

Дети.

Это тоже я могу.

Воспитатель.

А потом, присяду, встану.

Дети. Это тоже я могу.

Воспитатель. И нисколько не устану.

Дети. Это тоже я могу.

Воспитатель. Все на свете я могу.

Дети. Это тоже я могу.

Воспитатель.

Кто еще хочет рассказать о своей семье? Молодцы, ребята! Сколько интересных и важных профессий вы назвали.

Поиграем в игру? Я буду называть профессию, а вы называть слова – действия, т. е. что делает человек той или иной профессии.

Игра проводится на ковре с мячом.

Дети.

Ра – ра – ра – начинается игра!

Воспитатель.

Повар – варит, жарит, режет, готовит, мешает, моет, готовит;

Врач – слушает больного, выписывает лекарства, делает уколы;

Учитель – учит, ставит оценки, читает, пишет;

Продавец – взвешивает, продает, упаковывает, считает деньги, отсчитывает сдачу;

Дети.

Ру – ру – ру – мы закончили игру.

Воспитатель.

Предлагаю поиграть еще в одну игру. Я называю профессию мужчины, а вы назовете ее так, как она называется у женщин.

Продавец – продавщица, портной – портниха, проводник – проводница, официант – официантка, пианист – пианистка, спортсмен – спортсменка, лыжник – лыжница, учитель – учительница, крановщик – крановщица, артист – артистка, скрипач – скрипачка, певец – певица, поэт – поэтесса.

Читайте также:  Новорожденность как критический период в развитии ребенка

Садятся на стульчики, воспитатель читает рассказ Д. Габе «Работа»

Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра. Мама убирает квартиру, папа чинит окно.

– Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.

Мне обидно до слез

– Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.

– Держи, – говорит мама и дает мне сумку.

Я все купила правильно: хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала.

– Ничего, – говорит папа, – переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.

Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло.

– Ничего, – говорит мама, это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.

Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.

– Не страшно, – говорит папа, – коленка заживет. Главное, что ты сегодня работала.

Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи.

Воспитатель.

Ребята! Чем больше вы будете помогать своей маме и меньше ее огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

Давайте послушаем стихотворения о папе.

Реб. Мой папа не знает безделья и скуки. У папы умелые сильные руки.

И если кому – нибудь надо помочь, мой папа всегда поработать не прочь.

Реб. А мой папа просто чудо,

Он защитник, верный друг, Без него нам очень худо, Если он уедет вдруг.

С ним я спорю и рисую, С ним играю в мяч, танцую.

Он подарки мне приносит, Обо всем меня расспросит!

Папа рядышком всегда, Мы без папы никуда!

Воспитатель.

Верно, ребята, папа – это опора и защита в семье. Он учит долгу перед родными и обществом. Учит любить женщину, помогать слабым, уважать старость. Ребята, почему так важно, чтобы у каждого в семье были свои обязанности?

Дети.

Взаимопомощь

Воспитатель.

Скажите, всегда ли бывает хорошее настроение в семье? Будет очень хорошо, если мы станем всегда называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми словами. Расскажите, как вас называют родители ласково.

Ответы детей.

Воспитатель.

Давайте будем любить друг друга и дружно жить в своих семьях. А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать в окошечках вашего дома членов вашей семьи.

На столах у детей заранее выполненная аппликация дома с окошками.

Дети садятся за столы и рисуют. В конце занятия они вместе с воспитателем рассматривают свои работы.

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Черемышский детский сад»

Составитель:

воспитатель

Широкова О. И.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………3

Игры, направленные на развитие восприятия………..5

Игры, направленные на развитие внимания и памяти.7

Игры, направленные на развитие мышления……….12

Игры, направленные на развитие воображения……..14

Список литературы……………………………………15

Пояснительная записка

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

В сборнике представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение:

игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;

основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие;

интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности.

Данный сборник будет интересен воспитателям детских садов, родителям.

Игры, направленные на развитие восприятия.

«Спрячь мышку»

Цель: формировать у детей представления о шести цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

«Составь картинку»

Читайте также:  Липа для ребенка развитие

Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Ход игры:

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

«Оденем куклу»

Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).

Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.); кукла.

Игры, направленные на развитие внимания и памяти.

«Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

«Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

«Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

«Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

«Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Игры, направленные на развитие мышления.

«Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка).

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

«Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех, шишка, ваза – тюльпан гвоздика).

Читайте также:  Развитие ребенка инвалида в

На магнитной доске прикреплены картинки. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

«Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игры, направленные на развитие воображения.

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Так не бывает!»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную.

Список литературы

  1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
  3. Игры в детском саду/Для дошк. возраста. – М. – Минск: ООО Изд-во ACT – Харвест, 2000.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

Источник

Автор: Алексеева Ирина Александровна

Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 ДО

Краткое описание работы: Конспект занятия ООД (старшая группа образовательная область «Познавательное развитие») «Эксперименты и опыты с водой». Позволяет ознакомить детей с основными свойствами воды: жидкость без цвета, без запаха, без вкуса. Может растворять некоторые вещества.

Читать далее

Автор: Жеребцова Александра Николаевна

Учебное заведение: БДОУ “Детский сад 241”

Краткое описание работы: КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Читать далее

Автор: Бытова Татьяна Викторовна

Учебное заведение: МКДОУ Скатинский детский сад.

Краткое описание работы: Сборник содержит задания, развивающие игры и упражнения, направ-ленные на развитие познавательных и психических процессов – внимание, памяти, мышление, воображение у детей дошкольного возраста, которые могут успешно применяться на занятиях по освоению разных областей, в свободной деятельности, как индивидуально с ребенком, так и в коллективе, в рамках любой программы.

Читать далее

Автор: Талызина Елена Николаевна

Учебное заведение: МБДОУ ” Детский сад общеразвивающего вида № 196″

Краткое описание работы: Данный конспект был разработан мною с целью формирования у детей представления о семье и воспитания у детей уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. Также идёт закрепление названий животных и их детёнышей.

Читать далее

Автор: Данилова Галина Николаевна

Учебное заведение: МБДОУ”Детский сад№20″Ромашка”

Краткое описание работы: Это занятие на развитие мелкой маторики детей и математических представлений.(цвет,форма)

Читать далее

Автор: Симонова Галина Васильевна

Учебное заведение: МБДОУ детский сад “Незабудка”

Краткое описание работы: Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Читать далее

Автор: Доронина Елена Леонидовна

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Аленушка» города Рубцовска

Краткое описание работы: Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей. Воспитатель закрепляет с детьми понятие “Семья”, “Семейные традиции”, через разные виды деятельности.

Читать далее

Автор: Козак Ольга Николаевна

Учебное заведение: МБУДО Песчанокопская ДШИ

Краткое описание работы: Формирование и развитие у обучающихся устойчивого познавательного интереса к специальности на основе активизации мыслительной деятельности в процессе обучения игре на баяне/аккордеоне

Читать далее

Автор: Мукашева Жазира Амангельдиевна

Учебное заведение: КГУ “Средняя школа № 26” акимата города Усть – Каменогорска

Краткое описание работы: В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом.

Читать далее

Автор: Перевозникова Ольга Николаевна

Учебное заведение: МБОУ “Клюевская СОШ” Дошкольные группы

Краткое описание работы: Художественная литература является источником знаний. Дети познают окружающий мир,природу. У детей воспитываем любовь и уважение к художественной литературе.

Читать далее

Страница 1 из 712345…»Последняя »

Источник