Занятие с ребенком 1 года на тему зима
Автор: Наливайкина Людмила
Опубликовано 02 Декабрь 2016
К вашему вниманию конспект развивающего занятия для ребенка 1.5 года до 2 лет на тему «Зима».
«Зима» – это довольно сложное понятие для малыша до 2 лет. Поэтому целью занятий для маленьких детей, посвященных зиме, будет «поиграть» в зиму и зимние игры, пополнить словарный запас «зимними» словами, развить важные для ребенка этого возраста навыки и умения. Усвоить признаки зимы и закрепить четкие знания об этом времени года малыш сможет уже в более старшем возрасте.
Итак,
Расширяем словарный запас – читаем книжку или смотрим презентацию.
В возрасте от 1,5 до 2 лет важной задачей развития речи является расширение словарного запаса ребенка. На «зимнем» развивающем занятии я предлагаю вам вспомнить и закрепить в памяти ребенка «зимние» слова – снег, снеговик, санки, белый, снежинка и т.п.
Это можно сделать с помощью:
– Красочной детской книжки о зиме (полистайте с ребенком книжку, рассмотрите картинки, проговорите все самые важные «зимние» слова).
– Просмотра детской презентации. Специально для малышей от 1 года до 2 лет я подготовила очень простую презентацию на тему «Зима» (по типу «текст плюс одно или несколько слов). Презентацию можно скачать по этой ссылке.
Скриншот слайдов презентации:
Как читать зимнюю книжку и смотреть презентацию о зиме?
При просмотре презентации обсуждайте с малышом все картинки, задавайте вопросы (на большинство из них ответы вы будете давать сами, но таким образом вам будет легче привлечь внимание ребенка и помочь запомнить новые слова).
Не обязательно читать все, что написано на подписях к слайдам презентации. Очень хорошо зная своего ребенка, вы можете настроиться «на его волну» и самостоятельно комментировать все картинки так, чтобы максимально привлечь его внимание. Этому же принципу можно следовать при рассматривании с ребенком картинок в книжке о зиме.
Смотрим в окно.
Если на улице зимний пейзаж, то после того, как вы посмотрели презентацию или картинки в книжке – подойдите с ребенком к окну, взгляните на улицу и обратите внимание малыша на все зимнее, что вы видите за окном (где лежит снег? – на земле, на деревьях, на домах; какое небо? где солнышко? как выглядят деревья? и т.п.).
Музыкальное развитие.
??? Танцуем под замечательную песенку Е.Макшанцевой «Снег-снежок». ???
Прослушать песенку можно по этой ссылке.
Если возраст ребенка ближе к 2-м годам – можно попробовать выполнить такие движения:
Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
По дорожке стелется. (Разглаживаем руками дорожку.)
Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица, (Снова сжимаем и разжимаем кулачки.)
Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Замело дорожки, («Разглаживаем» дорожку.)
Снег-снежок, снег-снежок, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Тает на ладошке. (Переворачиваем ладошку вверх и смотрим на нее.)
Мы налепим снежков, вместе поиграем, («Лепим» снежки)
И друг в друга снежки весело бросаем. («Бросаем» снежки)
Нам тепло во дворе, (закрываем ушки – делаем шапку)
Не замерзли ушки. (движение головой «нет-нет»)
Накатаем мы снег в белый ком большущий. (движение «мотор», диаметр круга постоянно увеличивается и в конце показываем руками большой круг.)
Если эти движения для ребенка слишком сложные, можно их упростить (выполнять только часть движений, пропускать сложные), либо придумать свой снежный танец (кружиться по комнате с елочной мишурой в руках, прыгать, хлопать в ладоши, топать ногами и т.п.).
Развитие речи и звукоподражание.
В этой части развивающего занятия займемся активной речью малыша. В возрасте от 1,5 до 2 лет речь детей развита очень по-разному. Выберете для своего малыша подходящий уровень задания:
Продвинутый уровень – задавайте вопросы и получайте ответы:
Для детей, которые уже произносят отдельные слова:
Еще раз просмотрите презентацию из начала урока (или картинки в зимней книжке). По каждому слайду задавайте малышу те вопросы, на которые, по вашему предположению он сможет ответить (не обязательно просматривать все слайды, выберете самые интересные на ваш взгляд).
Вопросы могут быть такие:
– что это? (вы показываете на объект, малыш называет. Если он не называет – обязательно называйте сами).
– что он делает?
– какой он?
Какие-то слова будет произносить ваш малыш. Какие-то слова вы будете подсказывать ему сами (тем самым развивая его пассивный словарь).
Также с «говорящим» ребенком можно отработать некоторые звукоподражания, приведенные ниже, в случае если он их пока не произносит или произносит с трудностями.
Простой уровень – произносим простые слова:
Для малышей, которые пока не смогут выполнить задания, приведенные выше, попробуйте поработать со звукоподражаниями.
Звукоподржания – это отличный способ развития речи для тех детей, которые только учатся произносить слова. Ведь процесс развития речи идет обычно «от простого к сложному». Поэтому детям намного легче отработать сначала те или иные сочетания букв в коротких звукоподражаниях, а потом уже начать их уверенно употреблять в словах.
Предлагаю поработать с такими звукоподражаниями:
«У-у-у!» – воет ветер (или волк).
«Бам!» – падают снежинки (или снежки).
«А-а-а!» – кричит малыш, когда катится с горки на саночках.
«Дай! На!» – общаются дети на улице.
«Топ-топ!» – бегают дети.
«Ам!» – лисичка хочет съесть мышку.
Чтобы их легче было проговорить с ребенком, предлагаю рассматривать картинки в этой презентации. В ней подобрана картинка к каждому звукоподражанию. (Можно не пользоваться презентацией, а попробовать воспроизвести звукоподражания в реальной жизни). При просмотре каждой картинки мама озвучивает звукоподражание («волк воет «у-у-у!), а потом просит малыша повторить этот звук (давай поможем волчку, как он воет? Скажи «у-у-у!”).
Скриншот слайдов презентации:
Что делать если малыш отказывается повторять за мамой звукоподражания?
Конечно, ребенок может не захотеть выполнять это задание. Ведь то, что он в один прекрасный момент начинает говорить и повторять за мамой новые слова – это маленькое чудо. И возможно, ваш малыш именно сегодня совершать чудеса не расположен! В этом случае, мама громко и четко несколько раз произносит звукоподражание сама. И в этом тоже будет много пользы – короткие и простые звуки все равно отложатся в памяти малыша, и через какое-то время ваши старания принесут свои плоды (например, ребенок повторит все сказанное вами в другой день и в другой ситуации).
Музыкальная пауза.
??? Потанцуем с малышом под песенку Железновых «Вместе с нами» («Ты похлопай вместе с нами – хлоп и хлоп»).???
Прослушать песенку можно здесь.
Движения выполняем по смыслу песенки (они очень простые и очевидные).
После того, как вы послушали песенку – поиграйте с малышом на музыкальных инструментах.
Включите любую мелодию, которая Вам нравится, возьмите несколько музыкальных инструментов, которые есть у вас дома, и начинайте играть: две минуты на одном инструменте, две минуты на втором и т.д. Не обязательно, чтобы ребенок попадал в мелодию, важен сам процесс.
Какие музыкальные инструменты предложить ребенку, и что делать, если в доме их нет?
Можно использовать специальные детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, ложечки и т.п.). Но если таковых в доме не оказалось – ничего страшного, о том, какие музыкальные инструменты найдутся в любом доме можно почитать вот здесь: ссылка. (честно говоря, мы с дочкой чаще всего играем именно на «домашних» музыкальных инструментах, и Даше очень нравится. Из покупных инструментов у нас дома есть только бубен и дудочка, мне кажется, что остальные инструменты для простого непрофессионального домашнего музицирования можно и не покупать – ведь дома всегда найдутся их заменители).
Учимся сортировать, закрепляем понятия «большой-маленький»:
Суть игры: закрепить в сознании ребенка, что перед ним большие и маленькие снежинки, рассортировать снежинки: большие – в большой «домик», а маленькие – в «маленький» домик.
Для игры понадобятся снежинки двух размеров – большая и маленькая (их можно нарисовать на бумаге).
Для привлечения внимания малыша и создания «сюрпризного момента» устройте небольшое шоу. На глазах ребенка легким движением подбросьте снежинки в воздух так, чтобы они красиво кружась, опускались на пол, привлеките его внимание голосом: «Ой! Снежинки летят! Какие они красивые!».
Внимательно исследуйте снежинки с ребенком, обратите его внимание на то, что одни снежинки «вот такие бо-о-о-льшие!», а другие – «вот такие ма-а-а-ленькие!».
Заранее приготовьте «домики» для снежинок – один большой и один маленький (например, большую тарелку и маленькое блюдце). Скажите малышу, что снежинки хотят, чтобы их отвезли в домики – «большие снежинки поедут в вот этот большой домик, а маленькие снежинки в вот этот маленький домик».
Чтобы было интереснее, снежинки можно развозить на грузовичке или разносить на подносике, или придумать другой необычный способ доставки снежинок.
Если ребенок не хочет выполнять сортировку?
Выполните сортировку сами, при этом сопровождая все свои действия речью, делайте это так, чтобы привлечь внимание ребенка. Даже от такого способа выполнения задания будет польза: во-первых в сознании ребенка лучше закрепится понятие «большой-маленький», во-вторых, дети большие консерваторы, и часто отвергают какие-то игры и задания, потому что они для них кажутся слишком «неизвестными». Вполне возможно, что понаблюдав несколько раз за тем, как выполняет сортировку мама, ребенок в следующий раз захочет «повторить за мамой» и выполнит все действия сам.
«Пересыпаем снежок» – развитие моторики.
Суть задания: ребенку предлагают плошку, наполненную «снежком» – маннкой, и пустой стакан. Мама показывает, как можно пересыпать крупу ложкой и просит малыша сделать то же самое. (Желательно выбрать самые красивые и яркие емкости, которые есть в вашем доме – яркие и красивые баночки и стаканчики очень привлекают малышей).
Что развивает это занятие?
Игра развивает мелкую моторику ребенка, учит пользоваться ложкой. Развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на развитие речи и общее умственное развитие.
Подвижная пауза:
Немного подвигаемся, чтобы снять умственное напряжение.
Способ 1.
Рассказываем зимний стишок и сопровождаем его движениями:
Зайка беленький сидит, – малыш садится на корточки.
Он ушами шевелит. – поднимает вверх руки и шевелит попеременно то правой, то левой
ладошкой, изображая заячьи уши.
Зайке холодно стоять, – прижимаем к себе согнутые в локтях руки – изображаем заячьи лапки.
Зайка хочет погулять. – переступаем с ноги на ногу, приседаем.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. – встаем, топаем ногами, трем руки друг об друга.
Зайка мишку увидал. – мама изображает медведя, рычит.
Зайка – прыг, и ускакал. – убегаем от медведя, подпрыгивая, как зайчонок.
Способ 2.
Не все дети любят выполнять движения под стишки. В этом случае можно создать подвижную полосу препятствия. В конце полосы положить какой-нибудь приз – печенье или игрушку (у нас всегда такой приз был символический – плюшевый мишка или зайка из Дашиных игрушек, специально новых игрушек мы не покупали).
Полоса препятствий может быть такой:
- Сначала идем по тактильной/массажной дорожке (если ее нет – можно просто в коробке или тазу, детской ванночке рассыпать крупу, желуди, камешки) – массируем стопы.
- Тактильная дорожка плавно переходит в тоннель – 2-3 стула поставленные друг за другом, под которыми нужно пролезть (либо настоящий длинный тоннель из ткани, если он у вас есть).
- После тактильной дорожки нужно пройти «по кочкам» – мягким пуфикам или подушкам (наступать можно только на подушки – это «кочки», по полу идти нельзя).
- В конце забираемся на стремянку, лесенку, или с помощью мамы на стол (при помощи стула) или диван, где ребенка будет ждать «приз» – игрушка или сладость.
Найди пару – развиваем внимание:
Можно поиграть в специальное зимнее лото. Карточки можно скачать здесь. Либо нарисовать их самим (елочки, снеговички, варежки, снежинки, зимние домики сможет нарисовать любая мама).
Суть задания – найди пару к карточке:
Поделки:
Рисуем снежок:
Для поделки понадобится готовый шаблон, на котором наклеен или нарисован силуэт дерева и домика. Снежок рисуем ватной палочкой, или пальчиками, или кисточкой, либо вместо красок прикрепляем комочки белого теста для лепки.
В полтора года для рисования снега я бы порекомендовала именно ватные палочки – у детей часто возникает желание именно “тыкать” ими по рисунку и оставлять круглые отпечатки (если малыш будет рисовать кисточкой или пальчиками – он с большей вероятностью захочет закрасить весь рисунок белой краской).
Зимний пейзаж – посыпаем картинку снежком:
Смазываем картинку клеем и посыпаем ее манкой. Самый удобный вариант – это смазывание силуэтов клеем ПВА (он хорошо скрепляет манку) и кисточкой. Но я всегда это делала простым клеем-карандашом – не так прочно и удобно, зато быстро и просто.
На этом наши зимние развивающие занятия для ребенка 1.5 года заканчиваются.
Удачи вам в развитии малыша!
Может быть эта статья пригодится вашим друзьям и знакомым? Поделитесь с ними в социальных сетях.
Похожие материалы:
Источник
Лилия Даянова
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. (с 1 года до 2 лет) Тема: «Зима в лесу»
Программные задачи.
Формирующие задачи:
1. Закреплять знания детей о сезонных явлениях природы;
2. Формировать активный и пассивный словарь детей;
3. Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
Развивающие задачи:
1. Развивать память, внимание, мышление детей;
2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным
2. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.
Практические задачи:
1. Закрепление сенсорных эталонов;
2. Активизация мелкой моторики нервных окончаний, сосредоточенных на пальчиках детей;
3. Побуждать детей к активным действиям с игрушками и диалогу.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за животными и птицами зимой на улице во время прогулок
2. Создание предметно – развивающей среды в группе.
3. Просмотр документального фильма «Зима в лесу».
4. Чтение русской народной сказки «Зимовье».
5. Рассматривание сюжетных картин на тему «Зима».
6. Работа над развитием артикуляционного аппарата.
7. Подвижная игра «Снежки».
Словарная работа.
Звукоподражательные слова: «пи-пи», «ам-ам».
Существительные: мышка, зайка.
Глаголы: иди, дать, прыгать, бегать, кушать.
Прилагательные: маленький,пушистый, белый.
Материал: Игрушка -мышка, морковки разного размера, мешочки с крупой четырех основных цветов, игрушка –зайка, одежда для зайки.
Ход игры:
Воспитатель. Ребята, какое время года наступило?
Дети. Зима.
Воспитатель. Правильно зима. Ребята, послушайте красивую музыку. Слышите, наступили морозы, подул сильный ветер. С неба падают белые снежинки. Сегодня мы с вами пойдем гулять в зимний лес, посмотрим, кто живет в зимнем лесу.
(Дети вместе с воспитателем идут по дорожке. Вдоль дорожки стоят украшенные в зимний наряд деревья, елки).
«По заснеженной дорожке
Шагают наши ножки,
Ножки поднимаем
Весело шагаем!»
Привела нас дорожка прямо в зимний лес на лесную опушку.
Как красиво кругом! Какие красивые стоят деревья в лесу.
Снег лежит на ветках.
«На сосне и на березе бахрома
Белым снегом их закутала зима
Вот под деревом сугроб
Все белым бело!
Все тропинки белым снегом в лесу замело».
Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки на веточках лежат. Давайте, возьмем снежинки в руки и поиграем с ними
(Под музыку дети кружатся со снежинками)
«Мы снежинки, мы снежинки
Мы пушистые снежинки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели!»
Положим, ребята снежинки обратно на веточки, пусть будет красиво в лесу.
(Включается фонограмма, шуршание и писк мышки)
Ой! Послушайте, ребята. Кто-то в норке сидит и тихонько там пищит.
(Выглядывает из норки голова мышки)
Это мышка, выходи к нам мышка с ребятами поиграть.
Позовем, ребята мышку, иди к нам мышка, иди, иди.
(Пальчиковая игра)
Вот и вышла мышка к нам.
Здравствуй мышка!
Здравствуйте ребята.
«Я серая мышка
Такая трусишка
От страха скрываюсь в норе».
Не бойся мышка, мы тебя не обидим. Посмотрите, ребята, какая красивая мышка
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку).
«Круглые ушки,
Короткие ножки.
Длинный хвосток,
Серый бочок
Зоркий глазок!»
Где у мышки ушки? Покажи Вика.
(Ребенок показывает)
Воспитатель. Молодец! Где у мышки ножки? Покажи Никита.
(Ребенок показывает)
Воспитатель. А где у мышки хвостик? Покажи, Лариса.
(Ребенок показывает).
Воспитатель. Это хвостик, молодец.
Красивая мышка! Погладим ей ушки, погладим ей ножки, погладим ей хвост.Мышка кушать захотела и тихонечко запела: пи-пи-пи!
Саша, как мышка пищит?
Ребенок. Пи-пи-пи
Воспитатель. Молодец!
Угостим мышку хлебными крошками.
(Пальчиковая гимнастика)
Хлебные крошки хороши,
Кушай, мышка не спеши»
Как мышка кушает?
Дети. «Ам-ам-ам».
Воспитатель. Молодцы!
Мышка наша просит пить
Надо мышку напоить!
Возьми, Никита, блюдце напои мышку водичкой. Как мышка пьет?
(Артикуляционное упражнение)
Воспитатель. Наелась, напилась и домой собралась наша мышка. «Спасибо, вам ребятки, пойду я домой. Подожди, мышка, не спеши. Мы тебе с собой дадим запасы на зиму.
Вот мешок тебе с горошком.
Лариса,подойди к столу найди такой же по цвету мешочек дай мышке и скажи: «На мышка!»
Вот пшена тебе немножко,
Никита, подойди к столу и найди такой же по цвету,мешочек дай мышке и скажи: «На, мышка!»
Вот с гречихою мешок
Вика,подойди к столу найди такой же по цвету мешочек дай мышке и скажи: «На, мышка!»
Воспитатель. Молодцы ребята! А теперь мышке пора в норку.
Пока мышка!
(Дети прощаются с мышкой, воспитатель обращает внимание детей на кучу снега под деревом)
«Превратилась туча в снег
И нападала на всех
А в лесу особенно-
Вот такой сугробина!
Мы сугроб здесь раскопаем,
Что там есть, сейчас узнаем!»
А что мы нашли в сугробе? Это корзинка, а в ней лежат снежки.
«Кто снежочки сделал эти?
За работу кто в ответе?
Это зимушка-зима,
Снежки детям принесла!»
Поиграем в снежки?
Дети. Да!
(Звучит подвижная музыка, дети под музыку играют в снежки)
Воспитатель.
«Мы снежочками играли
И друг в друга их кидали,
А теперь их соберем
И гулять скорей пойдем!»
(Раздаётся плачь).
Воспитатель. Кто это там плачет? (Обращает внимание детей) Давайте посмотрим. Это зайка плачет.
Что ты плачешь, зайка?
«Я по лесу гулял, на тропинке заплутал, очень сильно замерз, устал».
Ребята, зайку мы с собой возьмем и за стол с ним пойдем.
Зайку мы обогреем, зайку мы пожалеем.
Вика, погладь зайку, где у зайки ушки? Покажи.
(Ребенок показывает.)
Воспитатель. Молодец!
Никита, погладь зайку, где у зайки лапки?
(Ребенок показывает)
А где у зайки хвостик? Артем, покажи.
(Ребенок показывает)
Воспитатель. Молодец! Чтобы зайка не мёрз в лесу, надо зайку одеть. Вика подойди к столу возьми носочки,скажи: «На зайка».
(Ребенок выполняет)
Воспитатель, Молодец! Никита, подойди к столу возьми шапку,скажи: «На зайка».
(Ребенок выполняет)
Лариса, подойди к столу возьми шубку,скажи: «На зайка».
(Ребенок выполняет)
Воспитатель. Молодцы! Теперь зайке будет тепло в лесу зимой. Спасибо говорит нам зайка. А теперь угостим зайку морковкой.
(На столе лежит морковка разного размера)
Никита возьми со стола самую большую морковку и угости зайку.
(Ребенок выполняет)
Воспитатель. Молодец! Вика, подойди к столу возьми морковку поменьше и угости зайку.
(Ребенок выполняет)
Воспитатель. Молодец
А теперь, Артем, подойди к столу возьми самую маленькую морковку и угости зайку.
Воспитатель. Молодцы. Зайку мы обогрели, накормили, а теперь ему пора домой. Ребята, сегодня мы с вами встретили в лесу мышку и зайку. Покажите на картинке, где мышка?
Вика, покажи.
(Ребенок выполняет)
Воспитатель. Молодец!
Артем, покажи на картинке зайку.
(Ребенок выполняет)
Воспитатель. Молодец! Ребята, зайка большой, а мышка, какая?
(Дети отвечают).
Воспитатель. Молодцы, вы очень добрые и заботливые ребята помогли сегодня мышке и зайке в зимнем лесу, а теперь пойдемте домой.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Москва, Мозаика-Синтез, 2007.
2. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет, Л. Н. Павлова, Москва, Мозаика-Синтез, 2008.
3. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада, Н. А. Карпухина, Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, Воронеж, 2008.
Источник