Занятие с дефектологом ребенку 3 года
Дефектолог – это педагог, который обучает детей с особенностями психофизического развития. Он проводит всестороннее обследование личности ребенка, помогает ему развить навыки общения, сформировать правильное произношение, адаптироваться в обществе сверстников и взрослых. Занятия направлены на развитие сенсорного восприятия, внимания, мышления, воображения, способности концентрироваться, контролировать эмоции. Кроме того, дефектолог консультирует родителей по вопросам особенного воспитания ребенка и общения с ним. Программа занятий всегда составляется индивидуально, с учетом уровня психологического и умственного развития ребенка.
Когда нужно обратиться к дефектологу?
Признаки нарушений иногда проявляются по отдельности, иногда в комплексе. В первом случае родители могут списывать эти явления на возрастной кризис, так как многие патологии дают о себе знать как раз в возрасте 2,5-3 лет. Поэтому родителям трехлеток следует быть особенно бдительными.
Мы рекомендуем срочно показать ребенка дефектологу, если:
- развитие речи отстает от возрастной нормы, ребенок не говорит вообще или имеет крайне бедный словарный запас, предпочитает жесты, мимику, «свой язык»;
- малыш не понимает речи взрослого (при нормальном слухе), не может выполнить простые просьбы;
- ребенок как бы «находится в своем мире», он избегает общения со сверстниками и взрослыми;
- не любит общаться с другими детьми, часто играет один, причем игра состоит из них и тех же повторяющихся действий;
- испытывает трудности с координацией движений, не может выполнить действия, где нужны точные движения;
- не слушается, закатывает истерики без видимой причины;
- плохо усваивает информацию, не может установить причинно-следственные связи, медленно думает.
Крайне важно не упустить время и обратиться к дефектологу сразу, как только вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков.
Как проходят занятия с дефектологом?
В зависимости от возраста ребенка занятия имеют свою специфику. Расскажем о них подробнее.
От 1,5 до 3 лет
Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка общаться со взрослыми, играть (игровая деятельность до поступления в школу является ведущей), а также на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитие внимания, памяти, мышления. С помощью специальных упражнений и игр дефектолог развивает слуховое, тактильное и зрительное восприятие.
От 3 до 5 лет
Упражнения и игры подбираются таким образом, чтобы скорректировать проблемное поведение и сформировать у ребенка желание познавать окружающий мир. Кроме того, дефектолог учит малыша ориентироваться в пространстве, воспринимать и соотносить предметы по цвету, размеру и форме, логически мыслить, концентрироваться на выполняемой задаче. Особое внимание уделяется развитию вниманию, памяти, способности анализировать и синтезировать информацию.
Как дефектолог поможет, если ребенку поставили серьезный диагноз?
Благодаря своевременной диагностике и внимательному отношению родителей, многие серьезные нарушения – ЗПР, аутизм и РАС, умственная отсталость удается выявить рано, в возрасте 2,5-3 лет. Для таких детей и родителей дефектолог является главным педагогом, именно он выстраивает индивидуальную программу развития, обучения и воспитания, социализации.
У ребенка ЗПР
Задержка психического развития – это нарушение, при котором ряд высших психических функций (внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, память) созревают позже, чем положено по возрасту. Дефектологу приходится решать сразу несколько задач:
- развитие внимания, восприятия, речи, мышления, памяти;
- обучение игровой деятельности;
- накопление сенсорных впечатлений;
- формирование знаний об окружающем мире.
Во время занятий педагог поощряет творческую деятельность малыша, предлагая разные варианты заданий. По мере прогресса учебный материал постепенно усложняется.
У ребенка аутизм или РАС
Цель занятий – восполнение дефицитов в развитии малыша, которые удалось выявить при обследовании. Во время диагностики дефектолог оценивает следующие моменты:
- умеет ли ребенок подражать взрослому, действовать по словесной инструкции;
- в состоянии ли он составлять план действий и следовать ему;
- различает ли предметы по цвету, форме, размеру;
- насколько развиты моторная и сенсорная сферы;
- уверенно ли ребенок ориентируется в пространстве, может ли назвать и показать части тела;
- как быстро малыш усваивает информацию, умеет ли переключаться с одного задания на другое, не уклоняется ли от участия;
- как ребенок ведет себя при общении, как реагирует на необходимость участия в разговоре.
Как мы уже говорили, упражнения и игры подбираются так, чтобы преодолеть выявленные недостатки в развитии. Занятия с дефектологом являются важной частью программы коррекции.
У ребенка умственная отсталость
Коррекционное обучение ведется сразу в нескольких направлениях:
- развитие эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, воображения;
- развитие всех видов мышления;
- накопление знаний об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи;
- сенсомоторное развитие.
Занятия с дефектологом носит прикладной характер, то есть ребенок учится самостоятельности, осваивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
У ребенка синдром Дауна
Главная цель занятий – подготовить ребенка к социальной адаптации, обучить важным трудовым навыкам, сформировать у него правильные формы поведения. Этих результатов удается достичь только при условии комплексного подхода и ранней диагностики нарушения:
- развитие памяти, мышления, речи, внимания;
- поощрение стремления к познанию;
- развитие сенсорного восприятия;
- учет интересов и зоны ближайшего развития.
На занятиях используется простой, доступный для ребенка материал, он повторяется столько раз, сколько необходимо для его полного усвоения.
Важнейшее условие успешной коррекции нарушений развития – это ранняя диагностика. Если вашему ребенку исполнилось 2,5-3 года, присмотритесь повнимательнее к нему. В случае обнаружения тревожных признаков, как можно скорее обратитесь к дефектологу.
Дата публикации: 19.04.2021. Последнее изменение: 19.04.2021.
Источник
Три года – очень необычный возраст, ведь на него приходится сразу несколько важных прорывов в развитии ребенка.
- Он наконец-то начинает осознавать себя самостоятельным, отдельным от мамы существом.
- Быстро начинает развиваться речь, мышление, память.
- Малыш начинает очень активно интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг.
Именно поэтому родителям так важно внимательно присмотреться к своему трехлетке: все ли происходит так, как следует?
Например, в норме ребенок в три года:
- знает около 1000 слов, использует все части речи, говорит простыми предложениями, но иногда делает грамматические ошибки;
- с удовольствием общается со взрослыми и ровесниками, задает вопросы об окружающем мире;
- умеет ездить на трехколесном велосипеде;
- хорошо владеет своим телом, совершает размеренные движения;
- произвольно удерживает внимание на одном занятии более 10 минут;
- умеет рисовать, есть ложкой, застегивать пуговицы – словом, ему без труда даются действия, связанные с мелкой моторикой;
- осваивает ролевые игры.
Читайте также: Логопед-дефектолог для ребенка 4 лет
Стоит ли беспокоиться?
Вполне естественно, для мамы и папы их малыш самый-самый, но мы рекомендуем взглянуть на трехлетку чужими глазами и честно ответить на следующие вопросы.
- Ребенок ходит за мамой хвостиком и не может расстаться с нею даже на несколько минут, а если теряет из виду, сразу начинает сильно плакать?
- Малыш быстро устает и не играет с одной игрушкой более 5-7 минут?
- Ему не сидится на месте, буквально нужно все и сразу?
- Есть очевидные трудности в общении с другими детьми?
- Он не понимает обращенной речи взрослого?
- Речь отсутствует вообще?
- Для общения с близкими ребенок использует лепетные слова, жесты и мимику, и его понимаете только вы?
- Слово «надо» является сильным раздражителем и вызывает только негативные эмоции?
- Ребенок часто теряет равновесие? Постоянно что-то роняет? У него путаются ноги, когда он, например, спускается по лестнице?
- Он двигается очень медленно или, наоборот, слишком быстро? Его движения можно охарактеризовать как однотипные и повторяющиеся?
- Его поведение можно описать как агрессивное? Он мучает животных, бросает вещи, устраивает длительные истерики без видимой причины, и его трудно успокоить?
- Он нарочно нарушает запреты, хотя прекрасно осознает, что делает?
- Ребенок очень пуглив, часто находится в тревожном настроении?
- Любая критика воспринимается крайне эмоционально?
- У малыша очень плохая память, и он часто теряет игрушки?
Если вы ответили утвердительно, хотя бы на 3-4 вопроса, рекомендуем как можно скорее показать ребенка логопеду-дефектологу. В отставании малыша никто не виноват, так случилось, но нельзя терять ни одного дня.
Пока ребенок относительно маленький, структуры его головного мозга очень пластичны, и процесс коррекции проходит гораздо легче и успешнее, чем у ребят постарше. Если нарушение очень тяжелое, то на его устранение может уйти несколько лет. Очень важно, чтобы ребенок догнал сверстников до 5 лет, потом что-то сделать будет практически невозможно.
Читайте также: Логопед-дефектолог для ребенка 5 лет
Как работает логопед-дефектолог с детьми в 3 года?
Программа коррекции разрабатывается конкретно для каждого ребенка, в ней учитываются его индивидуальные особенности, сопутствующие диагнозы, характер нарушения развития.
Работа ведется сразу по нескольким направлениям.
- Запуск речи, если ее нет вообще или она присутствует в виде отдельных малопонятных слов.
- Постановка правильного звукопроизношения.
- Тренировка мышц, участвующих в артикуляции звуков, и речевых органов.
- Расширение словарного запаса.
- Овладение лексико-грамматическим строем.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
- Формирование представления об окружающем мире.
- Развитие памяти, внимания и мышления.
Занятия проводятся исключительно в игровой форме и основано на частой смене разных по типу заданий:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- специальные игры и задания;
- звукоподражательные упражнения;
- логопедический массаж;
- песни и стихи с движениями.
В большинстве случаев логопед-дефектолог направляет ребенка на консультацию к неврологу и психиатру. Речь – очень сложный процесс, во многом зависящий от состояния психики и нервной системы. Помните также, что логопед-дефектолог фиксирует и корректирует нарушение, а окончательный диагноз ставят именно врачи. Занятия эффективны при ЗРР, ЗПР, дислалии, алалии, ОНР.
Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Важен каждый день!
Дата публикации: 03.02.2021. Последнее изменение: 29.03.2021.
Источник
Статья:
Заниматься с детьми, чтобы было интересно
Возраст между 2 и 3 годами – самый благодатный для развития. Интеллектуальное становление движется невероятными темпами. Но дети еще не умеют себя занимать, это им должны обеспечить взрослые.
Основная задача воспитателей дошкольного заведения и родителей – сделать так, чтобы дети получали удовольствие от деятельности. Да, это во многом зависит от нас. В этом плане мне нравятся работы японского специалиста по развитию детских способностей Такаси Муто. Он создает прекрасные книги и пособия для малышей.
Посмотрите на издание «Gakken. Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет». Мне самой интересно ее листать, а детские руки так и тянутся к страницам. В книжке яркие и простые иллюстрации, много наклеек. Пока малыш клеит, он развивает мелкую моторику. Для деток старше 3-х лет в комплекте идет мелок. Все развивающие занятия – сплошная веселая игра.
По ссылке книгу можно полистать, в отзывах приведены фото разворотов. Один из комментаторов отмечает то, что и я заметила: удачные фоны страниц, позволяющие сосредоточиться на задании. Пишут, что книжка весьма выручает во время поездок! О путешествии с детьми на поезде как раз недавно писала Татьяна Ратникова в моем блоге. Ловите дополнение.
Что важно: составляем план игровых занятий
В ДОУ мы пишем конспекты, во что будем играть. Планируем даты и раздаточный материал. Отмечаем, что говорить во время занятия, какие цели преследуем и какие хотим увидеть результаты. Рекомендую составить подобный план для дома. Если писать планы и списки лень, загляните в методичку «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Колдиной. Она составлена в формате «с сентября по май», содержит 37 готовых занятий. А вот такая же, но для детей 1-2 лет.
В целом же планы сэкономят время и упорядочат деятельность. Просто берете тетрадку и расписываете игры по датам. Оставляете внизу строчку, в нее будете записывать реквизит. Если надо что-то докупить или сделать, переносите в ежедневник. Например, распечатать картинку для пазла. Приобрести яркие прищепки или большие болтики с гайками (чтобы ребенок не проглотил и не засунул в нос).
Игры для детей на 2 года дома и в детском саду можно разделить по сферам развития:
- для формирования сенсомоторных навыков;
- для развития навыков общения и взаимодействия;
- с целью запоминания общих математических и логических понятий;
- для формирования речевых навыков;
- для понимания, что такое социальные роли;
- с целью активных занятий и развлечений на свежем воздухе.
Стараемся в течение недели охватить все сферы развития ребенка. Не страшно, если не получится придерживаться графика. Бывают цейтноты, простуды и непредвиденные события. Насчет комплексности и разнообразия: обратите внимание на это развивающее пособие и вот эту шикарную коробку. Первое касается игр в общем. А коробка затрагивает популярную на Западе тему развития эмоционального интеллекта. Очень полезная штука, особенно в мире гаджетов.
На Озоне море литературы по нашей тематике. При заказе на сумму от 2000 руб. доставка по России будет бесплатной. Собирайтесь с мыслями, составляйте списки и покупайте то, что нужно для развития малыша. Считаю полезной эту энциклопедию игр и занятий. Она станет прекрасным экскурсом в игровой мир двухлеток.
Сенсомоторные занятия – все самое интересное
Наверняка вы слышали, что лучшие игрушки для маленьких деток – вовсе не игрушки. Малышей занимают болтики, прищепки, кастрюли и клавиатуры. Иногда – больше, чем яркие и красивые игрушки для 2-летнего возраста. Предлагаю применить эту фишку при развитии сенсомоторных навыков.
Что можно использовать и что вызывает неизменный прилив энергии у маленьких исследователей:
- Прищепки. Желательно те, которые легко открываются. Ими можно переносить небольшие предметы – например, кусочки губок для мытья посуды. То же самое делается игрушечным пинцетом.
- Моталки. Берем втулку от туалетной бумаги, крепим к ней нитку – мотаем! Сначала учимся, потом на скорость. При должной атмосфере обычно это сопровождается хохотом.
- Мыльная пена. Настоящее волшебство! Лучше использовать безвредные бесфосфатные средства для ее взбивания. Выдаем ребенку венчик или штучку для выдувания пузырей – веселье обеспечено! Можно выдать трубочку, но следить, чтобы не втянул жидкость.
- Болты и гайки. Покупаем разного размера. Задача ребенка – найти пару и вкрутить. Вариант – подбирать крышечки к баночкам от косметики разного диаметра.
- Детский чайничек и стаканчики. Разливаем воду.
- Пипетки. Берем стаканчики, окрашиваем воду гуашью. С помощью пипетки надо разлить ее по ячейкам. В качестве ячеек подойдут таблетницы и разные коробочки, поделенные на мелкие отделения.
- Матрешки. О них я уже писала тут. Собираем матрешек и совмещаем на них рисунок.
- Пазлы. Можно начать из 4-х частей и дойти до 20-ти. Хорошо «идут» и домашние пазлы: берем картинку и вырезаем в разных местах кусочки. Задача ребенка – вставить на место.
А что еще? Да много чего. Можно делать упражнения и играть с пальчиковыми игрушками, использовать конструкторы и шнуровки-планшеты, мозаики, кинетический песок, складывать картинки из кубиков. Закрывать щеколды и замочки (из это всего можно создать шикарный бизиборд), одевать кукол, лепить из пластилина.
Развиваем внимание и навыки общения
Просто шикарным вариантом станут яркие настольные игры для двухлеток. Они есть в продаже. Например, ходилки с кубиком и фишками типа «Сырного забега». Вариант – понять принцип игры и сделать ее самостоятельно. Используя атрибутику и героев, любимые ребенком.
Есть игры другого типа, в них надо строить последовательности. Например, «Разноцветные гусенички» и «Волшебный город». Не обращайте внимание на пометку 4+, они подойдут даже для 2-3-летних. Пишут, что такие игры шикарно проявляют себя в поездках. Если вы еще не ездили в отпуск, подумайте об этом варианте в дорогу.
На просторах интернета я встретила шикарнейшую игру «Додо» от Djeco. В ее процессе надо уложить спать ребенка. Для этого в колоде нужно найти одеяльце, подушку и любимую мягкую игрушку. Кроватка и матрасик не карточные, а самые настоящие. Цена, конечно, кусается. Подумайте, может, получится сделать такую игру самостоятельно. Ее можно использовать в качестве ритуала перед сном.
Увлекает малышей настольная игра «Палитра». По ней можно учить цвета и формы фигур. Не стоит забывать об обычном домино и игровых наборах – к примеру, «Магнитные истории. Времена года». Такие наборы можно даже отнести к сюжетно-ролевым, о них расскажу дальше. Развить навыки общения и самообучении я поможет издание «Обучающие игры для детей от 2 до 3 лет».
Математическое и логическое мышление
Думаете, рано развивать? Нисколечко! Я не говорю о разных экстремальных методиках. Но обучать понятиям «больше – меньше» и учить геометрические фигуры уже можно. Выше я упоминала игру «Палитра». Вместо нее попробуйте использовать картонное игровое поле и карточки с фигурами. А еще можно сыграть вот в такую игру, как на картинке. Это тоже уже математика.
С точки зрения логического мышления ребенок должен понимать следующее:
- Что такое время и пространство. Помогают игры типа «Найди игрушку» (давай заглянем за кровать, а потом поищем в тумбочке).
- Время суток (день, утро или ночь; сегодня и завтра).
- Размер и форма. Чтобы сформировать навык, дают игры на сортировку.
- Сопоставление (разные части картинки, «где чей хвостик?» и т.д.).
- Такие понятия, как много – мало, выше – ниже, влево – вправо, тепло – холодно, тяжелое – легкое.
Хочу вспомнить и занимательную игру для изучения цветов. Даже не названий, а понимания цвета. Делаем игровое поле, состоящее из 4-х квадратов: синего, красного, зеленого и желтого. Подбираем небольшие предметы этих цветов (кубики, прищепки, игрушки, большие пуговицы) и смешиваем их в кучу. Просим ребенка разложить все по цветам на поле.
Игровые занятия для развития речи
Я неоднократно писала, что, развивая моторные навыки, вы помогаем формироваться речи. Для двухлеток очень актуально! Детально на этом останавливаться не буду. Просто перечислю несколько простых и популярных игр:
- Пальчиковые и жестовые. Писать можно долго и без остановки. Рекомендую поискать их в интернете или взять «Большую книгу заданий и упражнений на развитие мелкой моторики».
- Дыхательные упражнения.
- Специальные игры, помогающие поставить навыки произношения.
А вот последних перечислю несколько штук:
- «Повторюшка». Мама произносит слово тихо, громко, с определенной интонацией. Задача ребенка – повторить, чтобы было похоже.
- «Зачем это надо?». Мама спрашивает, для чего используется предмет (кровать, ложка, деталь одежды). Ребенок рассказывает (чтобы спать, есть, одеваться). Тут, конечно, нужно обратить внимание на степень развития речи – может малыш или еще нет.
Сюжетно-ролевые игры для двухлеток
Два года – возраст, когда ребенку становится интересно участвовать в сценках. Это могут быть простые постановки знакомых сказок – например, «Репки» или «Колобка». Попросите ребенка показать, как с усилием тянут репку, как бежит лиса или сокрушается бабушка, от которой сбежал колобок.
Инсценировки помогают понять причинно-следственные связи, учат ребенка сопереживать и понимать человеческие эмоции, развивают фантазию и абстрактное мышление. Он сможет понять, как себя вести можно, а как – не надо. Малыш будет повторять действия и слова, развивая словарный запас.
Дочки-матери, магазин, больничка, день рождения – это сюжетно-ролевые игры. Многим в них играть веселее, чем в кубики, пазлы и карточки. Сюжет можно хорошо продумать. Например, Зайчик простудился и попал в больницу. Его нужно послушать, закапать нос и смазать горло. А все потому, что он ходил по улице без шапки.
Музыкальные и подвижные занятия
Музыку можно слушать, а можно в нее играть. Помогут маракасы, дудки, трещотки, ксилофон и другие инструменты. Да, это будет громко. Придется потерпеть. Можно поиграть в угадайку («Угадай, на чем я играю»), попеть песни в записях или поиграть в песенки-игры Железновых. Последние используют для деток от 1 года. Сказки-шумелки (музыкальные спектакли) нравятся многим малышам.
Подвижные игры развивают координацию, моторику и не дают засиживаться. Могу порекомендовать «Сборник подвижных игр» под редакцией Степаненковой, он соответствует ФГОС. Эту же книжку более раннего года издания можно найти здесь. А этот сборник поможет занять вашего малыша и всех соседских детей. В нем найдутся игры для дачи, морского берега, песочницы и т.д.
Во что поиграть, не покупая книжки? Да много во что:
- Наклеить на пол разноцветные следы и попросить ребенка по ним пройтись.
- Ходить на носочках или пяточках.
- Перепрыгивать препятствие высотой или шириной 10 см.
- Поиграть в «Светофор». Когда взрослый говорит «зеленый», ребенок делает вид, что едет на машине или самокате. Когда «красный» – останавливается. Можно не говорить цвета, а показывать карточки.
- Игра «День-ночь». Днем ребенок бегает, прыгает и делает все, что хочет. Когда взрослый говорит «ночь», замирает (засыпает).
- Физическое состояние улучшают физкультминутки. Например, «Прыгайте, кузнечики», «Как у наших у зверят», «Солнце вышло из-за тучки», «По дороге Петя шел». Приветствуются игры с мячом и разные преодоления препятствий.
Серия книжек и развивающих занятий, от которых я в восторге
Мне нравится серия «Школа семи гномов». Название забавное: говоря «гномы», я думаю о ясельной и младшей группе. Серия содержит игровые комплекты в картонных коробках и книжки для занятий 0+, 1+, 2+ и т.д. Больше всего мне нравятся книжные комплекты, которых хватает на год. Они называются «Полный годовой курс (12 книг)», делятся по возрастам:
- От рождения до 1 года. При общении с грудничками закладывается фундамент для последующего формирования личности. По ссылке перечислены книжки, входящие в комплект.
- Следующая серия – для детей от 1 года до 2 лет. Вот вариант на Лабиринте и абсолютно такой же на Озоне. Можно купить книжки поштучно – например, отдельно «Кто это, что это?».
- Мой любимый – курс для деток от 2 до 3 лет. Люблю за профессии, домашних животных и рисование пальчиками.
Могу похвастаться: у нас «на хозяйстве» – все три комплекта от рождения до 3-х лет. Первый (до года) используем редко. Даем полистать мамам наших воспитанников, у которых недавно родился второй или третий малыш. Хочу отметить отличнейшее качество бумаги. Даже если ребенок все рвет, эти книжки не осилит. На Озоне они – бестселлеры.
В 2 года дети уже самостоятельные. Но мы должны помогать им адаптироваться к действительности посредством игры. Это касается физического, интеллектуального и речевого развития, знакомства с окружающим миром, навыков самообслуживания. О последних вещах я не рассказывала, это отдельная тема. Но упомяну пособие «Творческие занятия. Времена года. Лето. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет». Оно популярно на Озоне, посмотрите на количество отзывов.
Играть и заниматься с малышом несложно. Это можно делать дома, на прогулке, в поездке и даже в очереди. Игры станут базой для всего дальнейшего развития. Составьте себе программу на месяц, сезон или полгода. И планомерно, шаг за шагом, двигайтесь вперед.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник