Занятие с дефектологом ребенку 3 года

Занятие с дефектологом ребенку 3 года thumbnail

Дефектолог – это педагог, который обучает детей с особенностями психофизического развития. Он проводит всестороннее обследование личности ребенка, помогает ему развить навыки общения, сформировать правильное произношение, адаптироваться в обществе сверстников и взрослых. Занятия направлены на развитие сенсорного восприятия, внимания, мышления, воображения, способности концентрироваться, контролировать эмоции. Кроме того, дефектолог консультирует родителей по вопросам особенного воспитания ребенка и общения с ним. Программа занятий всегда составляется индивидуально, с учетом уровня психологического и умственного развития ребенка.

Когда нужно обратиться к дефектологу?

Признаки нарушений иногда проявляются по отдельности, иногда в комплексе. В первом случае родители могут списывать эти явления на возрастной кризис, так как многие патологии дают о себе знать как раз в возрасте 2,5-3 лет. Поэтому родителям трехлеток следует быть особенно бдительными.

Мы рекомендуем срочно показать ребенка дефектологу, если:

  • развитие речи отстает от возрастной нормы, ребенок не говорит вообще или имеет крайне бедный словарный запас, предпочитает жесты, мимику, «свой язык»;
  • малыш не понимает речи взрослого (при нормальном слухе), не может выполнить простые просьбы;
  • ребенок как бы «находится в своем мире», он избегает общения со сверстниками и взрослыми;
  • не любит общаться с другими детьми, часто играет один, причем игра состоит из них и тех же повторяющихся действий;
  • испытывает трудности с координацией движений, не может выполнить действия, где нужны точные движения;
  • не слушается, закатывает истерики без видимой причины;
  • плохо усваивает информацию, не может установить причинно-следственные связи, медленно думает.

Крайне важно не упустить время и обратиться к дефектологу сразу, как только вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков.

Как проходят занятия с дефектологом?

В зависимости от возраста ребенка занятия имеют свою специфику. Расскажем о них подробнее.

От 1,5 до 3 лет

Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка общаться со взрослыми, играть (игровая деятельность до поступления в школу является ведущей), а также на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитие внимания, памяти, мышления. С помощью специальных упражнений и игр дефектолог развивает слуховое, тактильное и зрительное восприятие.

От 3 до 5 лет

Упражнения и игры подбираются таким образом, чтобы скорректировать проблемное поведение и сформировать у ребенка желание познавать окружающий мир. Кроме того, дефектолог учит малыша ориентироваться в пространстве, воспринимать и соотносить предметы по цвету, размеру и форме, логически мыслить, концентрироваться на выполняемой задаче. Особое внимание уделяется развитию вниманию, памяти, способности анализировать и синтезировать информацию.

Как дефектолог поможет, если ребенку поставили серьезный диагноз?

Благодаря своевременной диагностике и внимательному отношению родителей, многие серьезные нарушения – ЗПР, аутизм и РАС, умственная отсталость удается выявить рано, в возрасте 2,5-3 лет. Для таких детей и родителей дефектолог является главным педагогом, именно он выстраивает индивидуальную программу развития, обучения и воспитания, социализации.

У ребенка ЗПР

Задержка психического развития – это нарушение, при котором ряд высших психических функций (внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, память) созревают позже, чем положено по возрасту. Дефектологу приходится решать сразу несколько задач:

  • развитие внимания, восприятия, речи, мышления, памяти;
  • обучение игровой деятельности;
  • накопление сенсорных впечатлений;
  • формирование знаний об окружающем мире.

Во время занятий педагог поощряет творческую деятельность малыша, предлагая разные варианты заданий. По мере прогресса учебный материал постепенно усложняется.

У ребенка аутизм или РАС

Цель занятий – восполнение дефицитов в развитии малыша, которые удалось выявить при обследовании. Во время диагностики дефектолог оценивает следующие моменты:

  • умеет ли ребенок подражать взрослому, действовать по словесной инструкции;
  • в состоянии ли он составлять план действий и следовать ему;
  • различает ли предметы по цвету, форме, размеру;
  • насколько развиты моторная и сенсорная сферы;
  • уверенно ли ребенок ориентируется в пространстве, может ли назвать и показать части тела;
  • как быстро малыш усваивает информацию, умеет ли переключаться с одного задания на другое, не уклоняется ли от участия;
  • как ребенок ведет себя при общении, как реагирует на необходимость участия в разговоре.

Как мы уже говорили, упражнения и игры подбираются так, чтобы преодолеть выявленные недостатки в развитии. Занятия с дефектологом являются важной частью программы коррекции.

У ребенка умственная отсталость

Коррекционное обучение ведется сразу в нескольких направлениях:

  • развитие эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, воображения;
  • развитие всех видов мышления;
  • накопление знаний об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи;
  • сенсомоторное развитие.

Занятия с дефектологом носит прикладной характер, то есть ребенок учится самостоятельности, осваивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.

У ребенка синдром Дауна

Главная цель занятий – подготовить ребенка к социальной адаптации, обучить важным трудовым навыкам, сформировать у него правильные формы поведения. Этих результатов удается достичь только при условии комплексного подхода и ранней диагностики нарушения:

  • развитие памяти, мышления, речи, внимания;
  • поощрение стремления к познанию;
  • развитие сенсорного восприятия;
  • учет интересов и зоны ближайшего развития.

На занятиях используется простой, доступный для ребенка материал, он повторяется столько раз, сколько необходимо для его полного усвоения.

Важнейшее условие успешной коррекции нарушений развития – это ранняя диагностика. Если вашему ребенку исполнилось 2,5-3 года, присмотритесь повнимательнее к нему. В случае обнаружения тревожных признаков, как можно скорее обратитесь к дефектологу.

Дата публикации: 19.04.2021. Последнее изменение: 19.04.2021.

Источник

Три года – очень необычный возраст, ведь на него приходится сразу несколько важных прорывов в развитии ребенка.

  1. Он наконец-то начинает осознавать себя самостоятельным, отдельным от мамы существом.
  2. Быстро начинает развиваться речь, мышление, память.
  3. Малыш начинает очень активно интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг.

Именно поэтому родителям так важно внимательно присмотреться к своему трехлетке: все ли происходит так, как следует?

Читайте также:  Ребенку 3 года сопли можно ли в баню

Например, в норме ребенок в три года:

  • знает около 1000 слов, использует все части речи, говорит простыми предложениями, но иногда делает грамматические ошибки;
  • с удовольствием общается со взрослыми и ровесниками, задает вопросы об окружающем мире;
  • умеет ездить на трехколесном велосипеде;
  • хорошо владеет своим телом, совершает размеренные движения;
  • произвольно удерживает внимание на одном занятии более 10 минут;
  • умеет рисовать, есть ложкой, застегивать пуговицы – словом, ему без труда даются действия, связанные с мелкой моторикой;
  • осваивает ролевые игры.

Читайте также: Логопед-дефектолог для ребенка 4 лет

Стоит ли беспокоиться?

Вполне естественно, для мамы и папы их малыш самый-самый, но мы рекомендуем взглянуть на трехлетку чужими глазами и честно ответить на следующие вопросы.

  1. Ребенок ходит за мамой хвостиком и не может расстаться с нею даже на несколько минут, а если теряет из виду, сразу начинает сильно плакать?
  2. Малыш быстро устает и не играет с одной игрушкой более 5-7 минут?
  3. Ему не сидится на месте, буквально нужно все и сразу?
  4. Есть очевидные трудности в общении с другими детьми?
  5. Он не понимает обращенной речи взрослого?
  6. Речь отсутствует вообще?
  7. Для общения с близкими ребенок использует лепетные слова, жесты и мимику, и его понимаете только вы?
  8. Слово «надо» является сильным раздражителем и вызывает только негативные эмоции?
  9. Ребенок часто теряет равновесие? Постоянно что-то роняет? У него путаются ноги, когда он, например, спускается по лестнице?
  10. Он двигается очень медленно или, наоборот, слишком быстро? Его движения можно охарактеризовать как однотипные и повторяющиеся?
  11. Его поведение можно описать как агрессивное? Он мучает животных, бросает вещи, устраивает длительные истерики без видимой причины, и его трудно успокоить?
  12. Он нарочно нарушает запреты, хотя прекрасно осознает, что делает?
  13. Ребенок очень пуглив, часто находится в тревожном настроении?
  14. Любая критика воспринимается крайне эмоционально?
  15. У малыша очень плохая память, и он часто теряет игрушки?

Если вы ответили утвердительно, хотя бы на 3-4 вопроса, рекомендуем как можно скорее показать ребенка логопеду-дефектологу. В отставании малыша никто не виноват, так случилось, но нельзя терять ни одного дня.

Пока ребенок относительно маленький, структуры его головного мозга очень пластичны, и процесс коррекции проходит гораздо легче и успешнее, чем у ребят постарше. Если нарушение очень тяжелое, то на его устранение может уйти несколько лет. Очень важно, чтобы ребенок догнал сверстников до 5 лет, потом что-то сделать будет практически невозможно.

Читайте также: Логопед-дефектолог для ребенка 5 лет

Как работает логопед-дефектолог с детьми в 3 года?

Программа коррекции разрабатывается конкретно для каждого ребенка, в ней учитываются его индивидуальные особенности, сопутствующие диагнозы, характер нарушения развития.

Работа ведется сразу по нескольким направлениям.

  • Запуск речи, если ее нет вообще или она присутствует в виде отдельных малопонятных слов.
  • Постановка правильного звукопроизношения.
  • Тренировка мышц, участвующих в артикуляции звуков, и речевых органов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Овладение лексико-грамматическим строем.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Формирование представления об окружающем мире.
  • Развитие памяти, внимания и мышления.

Занятия проводятся исключительно в игровой форме и основано на частой смене разных по типу заданий:

  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • специальные игры и задания;
  • звукоподражательные упражнения;
  • логопедический массаж;
  • песни и стихи с движениями.

В большинстве случаев логопед-дефектолог направляет ребенка на консультацию к неврологу и психиатру. Речь – очень сложный процесс, во многом зависящий от состояния психики и нервной системы. Помните также, что логопед-дефектолог фиксирует и корректирует нарушение, а окончательный диагноз ставят именно врачи. Занятия эффективны при ЗРР, ЗПР, дислалии, алалии, ОНР.

Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Важен каждый день!

Дата публикации: 03.02.2021. Последнее изменение: 29.03.2021.

Источник

Статья:

Заниматься с детьми, чтобы было интересно

Возраст между 2 и 3 годами – самый благодатный для развития. Интеллектуальное становление движется невероятными темпами. Но дети еще не умеют себя занимать, это им должны обеспечить взрослые.

Основная задача воспитателей дошкольного заведения и родителей – сделать так, чтобы дети получали удовольствие от деятельности. Да, это во многом зависит от нас. В этом плане мне нравятся работы японского специалиста по развитию детских способностей Такаси Муто. Он создает прекрасные книги и пособия для малышей.

Посмотрите на издание «Gakken. Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет». Мне самой интересно ее листать, а детские руки так и тянутся к страницам. В книжке яркие и простые иллюстрации, много наклеек. Пока малыш клеит, он развивает мелкую моторику. Для деток старше 3-х лет в комплекте идет мелок. Все развивающие занятия – сплошная веселая игра.

По ссылке книгу можно полистать, в отзывах приведены фото разворотов. Один из комментаторов отмечает то, что и я заметила: удачные фоны страниц, позволяющие сосредоточиться на задании. Пишут, что книжка весьма выручает во время поездок! О путешествии с детьми на поезде как раз недавно писала Татьяна Ратникова в моем блоге. Ловите дополнение.

Что важно: составляем план игровых занятий

В ДОУ мы пишем конспекты, во что будем играть. Планируем даты и раздаточный материал. Отмечаем, что говорить во время занятия, какие цели преследуем и какие хотим увидеть результаты. Рекомендую составить подобный план для дома. Если писать планы и списки лень, загляните в методичку «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Колдиной. Она составлена в формате «с сентября по май», содержит 37 готовых занятий. А вот такая же, но для детей 1-2 лет.

В целом же планы сэкономят время и упорядочат деятельность. Просто берете тетрадку и расписываете игры по датам. Оставляете внизу строчку, в нее будете записывать реквизит. Если надо что-то докупить или сделать, переносите в ежедневник. Например, распечатать картинку для пазла. Приобрести яркие прищепки или большие болтики с гайками (чтобы ребенок не проглотил и не засунул в нос).

Читайте также:  Ребенок капризное поведение в 3 года

Игры для детей на 2 года дома и в детском саду можно разделить по сферам развития:

  • для формирования сенсомоторных навыков;
  • для развития навыков общения и взаимодействия;
  • с целью запоминания общих математических и логических понятий;
  • для формирования речевых навыков;
  • для понимания, что такое социальные роли;
  • с целью активных занятий и развлечений на свежем воздухе.

Стараемся в течение недели охватить все сферы развития ребенка. Не страшно, если не получится придерживаться графика. Бывают цейтноты, простуды и непредвиденные события. Насчет комплексности и разнообразия: обратите внимание на это развивающее пособие и вот эту шикарную коробку. Первое касается игр в общем. А коробка затрагивает популярную на Западе тему развития эмоционального интеллекта. Очень полезная штука, особенно в мире гаджетов.

На Озоне море литературы по нашей тематике. При заказе на сумму от 2000 руб. доставка по России будет бесплатной. Собирайтесь с мыслями, составляйте списки и покупайте то, что нужно для развития малыша. Считаю полезной эту энциклопедию игр и занятий. Она станет прекрасным экскурсом в игровой мир двухлеток.

Сенсомоторные занятия – все самое интересное

Наверняка вы слышали, что лучшие игрушки для маленьких деток – вовсе не игрушки. Малышей занимают болтики, прищепки, кастрюли и клавиатуры. Иногда – больше, чем яркие и красивые игрушки для 2-летнего возраста. Предлагаю применить эту фишку при развитии сенсомоторных навыков.

Что можно использовать и что вызывает неизменный прилив энергии у маленьких исследователей:

  • Прищепки. Желательно те, которые легко открываются. Ими можно переносить небольшие предметы – например, кусочки губок для мытья посуды. То же самое делается игрушечным пинцетом.
  • Моталки. Берем втулку от туалетной бумаги, крепим к ней нитку – мотаем! Сначала учимся, потом на скорость. При должной атмосфере обычно это сопровождается хохотом.
  • Мыльная пена. Настоящее волшебство! Лучше использовать безвредные бесфосфатные средства для ее взбивания. Выдаем ребенку венчик или штучку для выдувания пузырей – веселье обеспечено! Можно выдать трубочку, но следить, чтобы не втянул жидкость.
  • Болты и гайки. Покупаем разного размера. Задача ребенка – найти пару и вкрутить. Вариант – подбирать крышечки к баночкам от косметики разного диаметра.
  • Детский чайничек и стаканчики. Разливаем воду.
  • Пипетки. Берем стаканчики, окрашиваем воду гуашью. С помощью пипетки надо разлить ее по ячейкам. В качестве ячеек подойдут таблетницы и разные коробочки, поделенные на мелкие отделения.
  • Матрешки. О них я уже писала тут. Собираем матрешек и совмещаем на них рисунок.
  • Пазлы. Можно начать из 4-х частей и дойти до 20-ти. Хорошо «идут» и домашние пазлы: берем картинку и вырезаем в разных местах кусочки. Задача ребенка – вставить на место.

А что еще? Да много чего. Можно делать упражнения и играть с пальчиковыми игрушками, использовать конструкторы и шнуровки-планшеты, мозаики, кинетический песок, складывать картинки из кубиков. Закрывать щеколды и замочки (из это всего можно создать шикарный бизиборд), одевать кукол, лепить из пластилина.

Развиваем внимание и навыки общения

Просто шикарным вариантом станут яркие настольные игры для двухлеток. Они есть в продаже. Например, ходилки с кубиком и фишками типа «Сырного забега». Вариант – понять принцип игры и сделать ее самостоятельно. Используя атрибутику и героев, любимые ребенком.

Есть игры другого типа, в них надо строить последовательности. Например, «Разноцветные гусенички» и «Волшебный город». Не обращайте внимание на пометку 4+, они подойдут даже для 2-3-летних. Пишут, что такие игры шикарно проявляют себя в поездках. Если вы еще не ездили в отпуск, подумайте об этом варианте в дорогу.

На просторах интернета я встретила шикарнейшую игру «Додо» от Djeco. В ее процессе надо уложить спать ребенка. Для этого в колоде нужно найти одеяльце, подушку и любимую мягкую игрушку. Кроватка и матрасик не карточные, а самые настоящие. Цена, конечно, кусается. Подумайте, может, получится сделать такую игру самостоятельно. Ее можно использовать в качестве ритуала перед сном.

Увлекает малышей настольная игра «Палитра». По ней можно учить цвета и формы фигур. Не стоит забывать об обычном домино и игровых наборах – к примеру, «Магнитные истории. Времена года». Такие наборы можно даже отнести к сюжетно-ролевым, о них расскажу дальше. Развить навыки общения и самообучении я поможет издание «Обучающие игры для детей от 2 до 3 лет».

Математическое и логическое мышление

Думаете, рано развивать? Нисколечко! Я не говорю о разных экстремальных методиках. Но обучать понятиям «больше – меньше» и учить геометрические фигуры уже можно. Выше я упоминала игру «Палитра». Вместо нее попробуйте использовать картонное игровое поле и карточки с фигурами. А еще можно сыграть вот в такую игру, как на картинке. Это тоже уже математика.

С точки зрения логического мышления ребенок должен понимать следующее:

  • Что такое время и пространство. Помогают игры типа «Найди игрушку» (давай заглянем за кровать, а потом поищем в тумбочке).
  • Время суток (день, утро или ночь; сегодня и завтра).
  • Размер и форма. Чтобы сформировать навык, дают игры на сортировку.
  • Сопоставление (разные части картинки, «где чей хвостик?» и т.д.).
  • Такие понятия, как много – мало, выше – ниже, влево – вправо, тепло – холодно, тяжелое – легкое.

Хочу вспомнить и занимательную игру для изучения цветов. Даже не названий, а понимания цвета. Делаем игровое поле, состоящее из 4-х квадратов: синего, красного, зеленого и желтого. Подбираем небольшие предметы этих цветов (кубики, прищепки, игрушки, большие пуговицы) и смешиваем их в кучу. Просим ребенка разложить все по цветам на поле.

Читайте также:  Что дать ребенку 3 года от сильного поноса

Игровые занятия для развития речи

Я неоднократно писала, что, развивая моторные навыки, вы помогаем формироваться речи. Для двухлеток очень актуально! Детально на этом останавливаться не буду. Просто перечислю несколько простых и популярных игр:

  • Пальчиковые и жестовые. Писать можно долго и без остановки. Рекомендую поискать их в интернете или взять «Большую книгу заданий и упражнений на развитие мелкой моторики».
  • Дыхательные упражнения.
  • Специальные игры, помогающие поставить навыки произношения.

А вот последних перечислю несколько штук:

  • «Повторюшка». Мама произносит слово тихо, громко, с определенной интонацией. Задача ребенка – повторить, чтобы было похоже.
  • «Зачем это надо?». Мама спрашивает, для чего используется предмет (кровать, ложка, деталь одежды). Ребенок рассказывает (чтобы спать, есть, одеваться). Тут, конечно, нужно обратить внимание на степень развития речи – может малыш или еще нет.

Сюжетно-ролевые игры для двухлеток

Два года – возраст, когда ребенку становится интересно участвовать в сценках. Это могут быть простые постановки знакомых сказок – например, «Репки» или «Колобка». Попросите ребенка показать, как с усилием тянут репку, как бежит лиса или сокрушается бабушка, от которой сбежал колобок.

Инсценировки помогают понять причинно-следственные связи, учат ребенка сопереживать и понимать человеческие эмоции, развивают фантазию и абстрактное мышление. Он сможет понять, как себя вести можно, а как – не надо. Малыш будет повторять действия и слова, развивая словарный запас.

Дочки-матери, магазин, больничка, день рождения – это сюжетно-ролевые игры. Многим в них играть веселее, чем в кубики, пазлы и карточки. Сюжет можно хорошо продумать. Например, Зайчик простудился и попал в больницу. Его нужно послушать, закапать нос и смазать горло. А все потому, что он ходил по улице без шапки.

Музыкальные и подвижные занятия

Музыку можно слушать, а можно в нее играть. Помогут маракасы, дудки, трещотки, ксилофон и другие инструменты. Да, это будет громко. Придется потерпеть. Можно поиграть в угадайку («Угадай, на чем я играю»), попеть песни в записях или поиграть в песенки-игры Железновых. Последние используют для деток от 1 года. Сказки-шумелки (музыкальные спектакли) нравятся многим малышам.

Подвижные игры развивают координацию, моторику и не дают засиживаться. Могу порекомендовать «Сборник подвижных игр» под редакцией Степаненковой, он соответствует ФГОС. Эту же книжку более раннего года издания можно найти здесь. А этот сборник поможет занять вашего малыша и всех соседских детей. В нем найдутся игры для дачи, морского берега, песочницы и т.д.

Во что поиграть, не покупая книжки? Да много во что:

  • Наклеить на пол разноцветные следы и попросить ребенка по ним пройтись.
  • Ходить на носочках или пяточках.
  • Перепрыгивать препятствие высотой или шириной 10 см.
  • Поиграть в «Светофор». Когда взрослый говорит «зеленый», ребенок делает вид, что едет на машине или самокате. Когда «красный» – останавливается. Можно не говорить цвета, а показывать карточки.
  • Игра «День-ночь». Днем ребенок бегает, прыгает и делает все, что хочет. Когда взрослый говорит «ночь», замирает (засыпает).
  • Физическое состояние улучшают физкультминутки. Например, «Прыгайте, кузнечики», «Как у наших у зверят», «Солнце вышло из-за тучки», «По дороге Петя шел». Приветствуются игры с мячом и разные преодоления препятствий.

Серия книжек и развивающих занятий, от которых я в восторге

Мне нравится серия «Школа семи гномов». Название забавное: говоря «гномы», я думаю о ясельной и младшей группе. Серия содержит игровые комплекты в картонных коробках и книжки для занятий 0+, 1+, 2+ и т.д. Больше всего мне нравятся книжные комплекты, которых хватает на год. Они называются «Полный годовой курс (12 книг)», делятся по возрастам:

  • От рождения до 1 года. При общении с грудничками закладывается фундамент для последующего формирования личности. По ссылке перечислены книжки, входящие в комплект.
  • Следующая серия – для детей от 1 года до 2 лет. Вот вариант на Лабиринте и абсолютно такой же на Озоне. Можно купить книжки поштучно – например, отдельно «Кто это, что это?».
  • Мой любимый – курс для деток от 2 до 3 лет. Люблю за профессии, домашних животных и рисование пальчиками.

Могу похвастаться: у нас «на хозяйстве» – все три комплекта от рождения до 3-х лет. Первый (до года) используем редко. Даем полистать мамам наших воспитанников, у которых недавно родился второй или третий малыш. Хочу отметить отличнейшее качество бумаги. Даже если ребенок все рвет, эти книжки не осилит. На Озоне они – бестселлеры.

В 2 года дети уже самостоятельные. Но мы должны помогать им адаптироваться к действительности посредством игры. Это касается физического, интеллектуального и речевого развития, знакомства с окружающим миром, навыков самообслуживания. О последних вещах я не рассказывала, это отдельная тема. Но упомяну пособие «Творческие занятия. Времена года. Лето. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет». Оно популярно на Озоне, посмотрите на количество отзывов.

Играть и заниматься с малышом несложно. Это можно делать дома, на прогулке, в поездке и даже в очереди. Игры станут базой для всего дальнейшего развития. Составьте себе программу на месяц, сезон или полгода. И планомерно, шаг за шагом, двигайтесь вперед.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник