Занятие по всестороннему развитию ребенка
Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник
Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.
Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты принципа всестороннего развития
- Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
- Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
- Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
- Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
- Творческое развитие: реализация творческих навыков.
- Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.
Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.
Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
- Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
- Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.
Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.
Как создать условия для развития ребенка?
Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | · Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка. · Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. · Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | · Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. · Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. · При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы. · Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | · Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. · Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. · Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие
- Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
- Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
- Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
Творческое развитие
- Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
- Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
Духовное развитие
- Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
- Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность
Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:
- Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
- Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
- Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.
Источник
Просмотров 2к. Обновлено 12.01.2021
Стремясь воспитать всесторонне развитую личность, родители записывают ребенка на различные дополнительные занятия. Но больше – не значит лучше. Излишняя нагрузка может привести к переутомлению. Чтобы избежать этого, необходимо найти баланс между учебой, спортом и кружками.
Оценка ресурсов
Семейные ресурсы – вот от чего следует отталкиваться в первую очередь при выборе кружков. Речь идет как о финансах, так и о выдержке, организационных умениях, наличии помощников. Стоимость дополнительных занятий не имеет границ. Пока одни дети посещают бесплатные школьные секции, другие осваивают дорогостоящие виды спорта и хобби. На специальную форму, материалы или инструменты требуются деньги.
Замечательно, когда дедушки или бабушки могут отвезти ребенка на занятие, пока родители на работе. Можно не беспокоиться о том, что опять придется пораньше отпрашиваться с работы. Но нередки случаи, когда по инициативе старшего поколения ребенка отдают на множество кружков одновременно. Родители боятся обидеть помощников, поэтому выполняют все их пожелания.
С особыми проблемами сталкиваются родители братьев и сестер. Казалось бы, двое похожих детей, воспитанных в одинаковых условиях. Но то, что нравилось старшему ребенку, может оказаться неприемлемым для младшего. Ему требуются совершенно другие внешкольные нагрузки.
Избыток семейных ресурсов не всегда приносит счастье. Обычно в финансовой сфере преуспевают амбициозные люди, которые постоянно учатся чему-то новому. И они ожидают от своих детей такой же целеустремленности и готовности осваивать полезные навыки. Ребенка отдают на плавание, скрипку, шахматы – и это не считая уроков в школе. Многие не выдерживают подобной гонки и сбегают из-под родительского контроля при первой возможности.
С другой стороны, при нехватке ресурсов у ребенка даже нет возможности попробовать новые хобби. Занятия выбираются по принципу «чтобы бесплатно и близко к дому». Хорошо, если найдется хотя бы один кружок, соответствующий этому требованию. Какой там преподаватель и хочется ли чаду туда ходить – вопрос второстепенной важности.
Обе ситуации не обещают ничего хорошего. Но при втором раскладе у детей сохраняется желание что-то делать. Они охотнее осваивают новые хобби в подростковом возрасте, более обдуманно выбирают будущую профессию.
Оптимальная нагрузка
При выборе дополнительных занятий следует учитывать следующие особенности ребенка:
- возраст;
- психофизический тип (темперамент);
- уровень выносливости и энергичности.
В последние годы наблюдается тенденция снижения возраста, по достижении которого детей отдают на кружки. Никого не удивляют трехлетки, которые изучают английский язык и осваивают азы математики. Но это не значит, что учеба всегда идет им на пользу.
Детсадовец может сильно устать к вечеру даже без дополнительных занятий. Каждый день ему приходится учиться вещам, которые дети постарше делают на автомате. Он еще не освоил толком родной язык, а его уже заставляют учить иностранные слова.
Избыток нагрузки опасен для дошкольников. А особенно он опасен для активных детей, которые с удовольствием осваивают новые навыки. Они даже не способны понять, что усталость уже наступила. Ребенок ходит на несколько кружков, в то время как его физические и психологические ресурсы истощаются. Хроническая перегруженность может долгое время никак не проявляться. Но она даст знать о себе с наступлением переходного возраста. Подросток начинает бунтовать против плотного графика и отказывается от части занятий (если не ото всех).
Не следует записывать ребенка больше, чем на 3 вида дополнительных занятий. Проблема не только в объеме нагрузок, но и в необходимости переключаться между разными видами деятельности. За день придется посещать два и больше разных занятия. Чадо еще находится под впечатлением от спортивной тренировки, а уже нужно настроиться на рисование.
Поэтому не стоит выбирать студии, где с учениками за один день занимаются несколькими дисциплинами. Занятия напоминают школьные уроки со звонками и домашними заданиями. Ребенок будет находиться там до самого вечера. Ему не представится возможность научиться планировать свой график.
Лучше недодать детям нагрузки, чем совсем лишить их свободного времени. Это не значит, что нужно полностью предоставить их самим себе. Просто не бойтесь исключить из расписания какой-то кружок, если он кажется вам лишним. Если интуиция говорит вам, что лучше подождать еще год с дополнительными занятиями – прислушайтесь к ней.
Занятия для дошкольника
Вопрос о том, нужны ли детям 3-4 лет дополнительные занятия, должен решаться каждой семьей индивидуально. Причем необходимо участие обоих родителей в обсуждении. Первые несколько занятий должны рассматриваться как пробные. В конце недели можно будет оценить состояние ребенка и понять, не переутомляется ли он.
Лучшим выбором для дошкольников будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Во многих центрах работают кружки, где дети учатся лепке, танцам и рисованию с трех лет. Это помогает развить творческое начало и воображение.
Для тех, кто немного постарше, будут полезны детские театральные занятия. Здесь дети могут гримасничать вволю – так формируется мимика. Они приобретают опыт в психологии, ведь во время занятий им удается наблюдать проявления различных эмоций.
Еще один вариант для ребенка 4-5 лет – кружок с живым уголком. Чадо учится бережно обращаться с животными. Лучший способ развить эмпатию – заботиться о другом живом существе. Не у всех семей есть возможность держать домашнего питомца. А в живом уголке дети обретают пернатых и четвероногих друзей.
В 5-6 лет уже можно обратить внимание на занятия, направленные на развитие логики и интеллекта. Например, шахматы или шашки. Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным.
Будет хорошо, если вы лично познакомитесь с педагогом. Это должен быть профессионал, который любит свою работу и умеет найти подход к детям. Попросите разрешения поприсутствовать на одном из занятий. Хороший преподаватель, которому нечего скрывать, вряд ли откажет.
Предлагая дошкольнику то или иное занятие, постарайтесь рассказать о том, почему полезно им заниматься. Опишите чаду все возможные варианты и никуда не записывайте его, не посоветовавшись с ним предварительно. Ребенку будет комфортнее, если занятия проходят в окружении знакомых людей. Поинтересуйтесь у других родителей из группы, на какие кружки ходят их дети.
Неочевидная польза дополнительных занятий
Часто родители рассматривают внеучебные занятия как способ занять ребенка, пока взрослые на работе. Соответственно, если один из родителей может проводить все время дома, то в кружках нет необходимости. Но такой подход в корне неверен.
Занятия обладают множеством неочевидных преимуществ.
Социализация ребенка
В процессе деятельности ребенок общается со сверстниками и преподавателями. Особенно важна социализация для детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад или находятся на домашнем обучении. У них не так много возможностей найти себе друзей. Ребенок не сможет до конца сформироваться как личность, если не научится выстраивать социальные связи. Посещая кружки и секции, он обзаводится новыми знакомыми. Кроме того, это помогает ему обрести самостоятельность, ведь многие вопросы теперь нужно решать без родителей.
Право выбора
Отсюда следует второе преимущество дополнительных занятий. Благодаря им ребенок реализует свое право выбора. Он находит интересующие его хобби и пробует себя в разных сферах. У него должна быть возможность оставить нелюбимую или надоевшую секцию. Постепенно какие-то увлечения выходят на первый план и даже влияют на выбор будущей профессии. Многие художники, скульпторы и писатели предпринимали первые попытки творить еще в раннем детстве. Рядом с ребенком должен быть наставник, который поможет ему направить творческий потенциал в правильное русло.
Режим дня
Кроме того, определенный график занятий научит ребенка планировать свой день. Ведь теперь, помимо уроков и помощи по дому, необходимо выкроить время на новое увлечение. Главное – не перестараться и оставить чаду несколько свободных часов. В противном случае есть риск переутомления.
Здоровые увлечения
Чуть ли не с рождения ребенок окружен гаджетами. Если двадцать лет назад дошкольники проводили дни за активными играми, то теперь лучшее развлечение – компьютер. Все больше детей предпочитают малоподвижный образ жизни. Это привело к распространению среди молодого поколения ожирения и различных болезней, вызванных им. Позаботьтесь о здоровье ребенка и предложите ему другие, полезные и здоровые развлечения. Хороший преподаватель умеет сделать занятия увлекательными.
Важность спорта
Физическая нагрузка важна для развития личности ничуть не меньше умственной. Спорт помогает улучшить координацию движений, выработать внимательность и силу воли. Даже тем, кто далек от спортивной сферы, рекомендуется регулярно делать физические упражнения.
Но спортивные секции и профессиональный спорт – две разные вещи. Посещая обычные занятия, ребенок получает среднюю нагрузку. Часто это происходит в игровой форме, где акцент делается на взаимодействие между детьми и подвижность. Ежедневно процесс занимает не более часа-двух, после чего еще остается время на другие дела.
Профессиональный спорт требует полной самоотдачи. Ему посвящают значительную часть жизни. Те, кто с малых лет метит на пьедестал, жертвуют не только развлечениями. Такие дети учатся по специальному режиму, не похожему на режим обычного школьника.
Прежде, чем отдавать ребенка на занятия спортом, выясните, на кого ориентирована та или иная школа. Условия для любителей и профессионалов кардинально отличаются, как и требования к обучающимся. Физическая активность должна быть дополнением к остальным увлечениям, а не заменять их. Разумеется, если ребенок хочет карьеру в спорте, то будет уже другой подход. В любом случае, одного спорта недостаточно.
Почему ребенок отказывается посещать дополнительные занятия
Обычно дети бросают регулярные занятия по двум причинам: усталость и отсутствие интереса. В первом случае поможет небольшой перерыв для отдыха или некоторые послабления в ежедневном расписании. Умственная и физическая нагрузка, с которой легко справляется взрослый, может оказаться непосильной для ребенка.
Переутомление у ребенка
Типичными признаками переутомления у ребенка являются:
- нарушение сна и аппетита;
- снижение иммунитета;
- перепады настроения (вспышки агрессии или плаксивость);
- неспособность сконцентрироваться;
- слабость и сонливость.
Переутомление может наступить внезапно, особенно у школьников. В начале учебного года они полны энергии и могут переоценить собственные возможности. А родители оказывают чаду медвежью услугу, позволяя ему записаться на множество кружков одновременно. Подрастающий организм плохо переносит постоянную смену деятельности. Неудивительно, что к весне у ребенка остаются силы в лучшем случае для нормальной учебы.
Важно проявлять гибкость и позволять иногда отхождения от графика. Только так можно оценить нагрузку на ребенка, понять, какие занятия даются ему тяжелее. Лучше позволить чаду провести пару дней дома, чем подорвать его здоровье в угоду идеальной посещаемости.
Ребенок не хочет ходить на кружок
В ситуации, когда пропуски возникают из-за отсутствия интереса, все несколько сложнее. Многие дети в силу возраста боятся прямо сказать о своем нежелании посещать кружки и секции. Вместо этого они начинают симулировать недомогание, чтобы появилась благовидная причина остаться дома. Причем со временем ребенок рискует приобрести привычку к прогулам, которая сохранится даже в студенческие годы.
Не стоит пытаться вывести симулянта на чистую воду. От этого он станет лишь более изобретательным и осторожным в своем обмане. Необходимо устроить с ребенком доверительную беседу. Дайте ему понять, что его мнение и интересы имеют значение. Расспросите о том, какие увлечения он хотел бы попробовать. Не заставляйте его посвящать время и силы делу, которое не приносит ему радости.
Между развлечениями и занятиями ребенок всегда выберет первое. Сыграйте на этом, если видите, что чадо банально ленится. Например, можно предложить ему сделку: покупка новой игры за отличную посещаемость.
Подводим итог
Детство – лучшая пора, чтобы попробовать себя в творчестве. Идеальный вариант для школьника – спортивная секция и какой-нибудь творческий кружок. Не следует делать упор на дополнительные учебные занятия, если ребенок сам не попросит об этом. До старших классов ему будет вполне хватать информации, поданной на уроках.
Кроме того, мы живем в эпоху доступных знаний. Множество онлайн-ресурсов предоставляют доступ к десяткам тысяч статей, учебников и документальных видео. Можно далеко продвинуться в самостоятельном изучении какой-нибудь дисциплины.
Источник