Занятие по развитию речи права ребенка средняя группа
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
“Ваши права, дети!”
провела:
Горелова В.В.
06.04.2011
Старшая группа
Цель занятия:
- Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
- Уметь рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать чувство уважения к другим людям.
Оборудование:
Детские портреты и рисунки – символы, выполненные детьми на занятиях; на каждого ребенка – клеевой карандаш, “волшебный сундучок” с предметам: сердце, вырезанное из бумаги, букварь, свидетельство о рождении, конверт, игрушечная утка с утенком, домик.
1. – Ребята, посмотрите какая красивая, интересная книга лежит у меня на
столе. Давайте прочитаем, как она называется. (Законы).
- Да, все люди на земле должны соблюдать законы, а кто их нарушает, того
ждет наказание.
- А сегодня мы с вами поговорим о правах, которые необходимо знать нам.
Давайте вспомним, для чего нужны права?
- Ребята, у меня на столе лежит волшебная коробочка. Я сейчас её открою и
достану предмет, символизирующий право человека, а вы скажете, что это за
право. (Достаю свидетельство о рождении)
- Что это за документ?
- О каком праве он вам напоминает? ( О праве на имя)
- Что означает иметь право на имя?
- Как вы должны обращаться друг к другу?
- Как следует обращаться к взрослым людям? (Ответы детей)
- Наклейте пустой кружочек рядом со своим портретом и напишите своё имя.
2. Игра “Все будет хорошо”
Встали из-за столов рядом со стульчиками.
В небе солнышко взошло поднять руки – вдох
И всем улыбнулось опустить руки – выдох
Нам вдруг стало хорошо поднять руки – вдох
И больше не взгрустнулось опустить руки – выдох
Конечно же, все будет хорошо. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим нарушать их и сами не будем.
3. Достаю “сердечко”.
- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу)
- Что значит забота?
- Кто заботится о вас?
- О ком заботитесь вы? ( Ответы детей)
- Наклейте кружочек – символ рядом со своим портретом.
- Давайте послушаем, как бьётся наше сердечко. Приложите руку под грудь с
левой стороны. ( Слушают 1 минуту)
4. – Как вы думаете, почему в коробочке лежит домик? О каком праве он напоминает? (Каждый человек имеет право иметь свой дом, имущество)
- Как вы думаете, можно брать чужие вещи?
- Как люди должны относиться к своему дому? Почему?
- Наклейте рисунок – символ рядом со своим портретом.
5. Достаю конверт.
- О чем вам напоминает этот конверт? (Никто не имеет право читать
чужие письма и подглядывать)
- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
- Наклейте рисунок – символ этого права рядом со своим портретом.
6. Физкультминутка.
Закройте глазки. Смотрите вверх, вниз, вправо, влево. Покрутите глазками. Посмотрите на меня. (1-2 минуты)
7. Достаю букварь.
- Узнаёте эту книгу? О каком праве она напоминает? (Право на учебу)
- Почему это право необходимо? (Ответы детей)
- Наклейте рисунок – символ рядом со своим портретом.
8. – Ой, а это что такое? (Достаю игрушки: утку и утенка.)
- Как вы думаете: почему эти игрушки лежат в нашей волшебной коробочке?
О чем они напоминают? (О праве ребенка быть вместе с мамой)
- Наклейте этот рисунок – символ рядом со своим портретом.
9. – Давайте из получившихся работ сложим один большой круг. Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать права других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди – и маленькие, и большие – имеют права. Предлагаю послушать стихотворение “Как хорошо иметь права” (Читают Алина Ю., Саша А., Ваня И.)
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают -Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права! Права останутся навеки, Они помогут человеку, Мир восстановят навсегда.
И у младенцев есть права, И у собаки, и у кошки тоже. Без прав на свете жить не сможем, Всегда нам право и везде поможет.
Предлагаю спеть песню “Солнечный круг” (1 куплет).
Источник
Иванцова Наталья Александровна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»
ЯНАО, г. Салехард.
НОД по развитию речи и социальному миру
Тема «Ваши права, дети»
Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.
Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.
Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Дидактическая игра «Копилка имен». Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку». |
Введение в тему | На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы. – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются) |
Обучающий этап |
– Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена. – Как вы считаете, зачем люди придумали имена? У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке. – Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя». – Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает. Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен. Богдан – богом данный Владлен – сокращение от Владимир Ленин Давид – любимый Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный Иван – милость Божья Илья – сила Бога Ярослав – сильный и славный Вероника – несущая правду Виктория – победительница Дарья – сильная, побеждающая Карина – впередсмотрящая – Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково. Дети называют ласково по имени своего соседа.
– Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя. Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб. – Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России. Ребенок имеет право на гражданство. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство». – В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца. |
Динамическая пауза | Выполнение движений по тексту. «Дом имен» Эй, ребята! Встаньте в круг! Вот как стало много рук! Чьи же руки, подскажите И ладошки покажите. А теперь за руки взялись И по кругу пробежались. Сделали поуже круг Крышу сделали из рук. Получился дом имен. В этом доме мы живем. |
Этап закрепления |
– Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».) – Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье. Вместе – мама, папа, я – Называется семья. По фамилии одной Мама, я и папа мой. Я спросил у муравья: – Для чего нужна семья? – Просто вместе легче жить И работать и дружить. Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.
Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка? – Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…) – Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье». |
Итог занятия | – Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право? Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы. – Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка). – О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях. |
Текущие изменения и дополнения |
Интегрированное занятие по развитию речи и по изобразительной деятельности.
Тема «Животные»
Цели занятия
Образовательные: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).
Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным; воспитание художественного вкуса.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг. – Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие? Мы поедем с вами в страну умных игр. Но с нами хочет поехать один сказочный персонаж. Отгадайте, кто это. Логопед загадывает загадку: – Этот мальчик в синей шляпе С белой челкой на лице (Незнайка) Дети отгадывают загадку. – Правильно, Незнайка. Возьмем его с собой в страну умных игр? А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспорт) |
Введение в тему | – А поедем мы на … Вы узнаете, если отгадаете загадку: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И умчались в путь далек, Лишь оставили дымок (Поезд) Дети отгадывают загадку. – Сядет в вагоны тот, кто назовет домашнее животное. Звучит песня «Голубой вагон», дети проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом. |
Обучающий этап | – Вот мы и приехали в страну умных игр. Страна эта очень загадочная и необычайная. На доске расположен цветик-семицветик, а на столе у логопеда лежат 7 конвертов таких же цветов с заданиями для детей. Каждый лепесток цветка пронумерован (от 1 до 7). После каждого задания логопед выставляет лепестки с изнаночной стороны, на которых написаны буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы). – Ребята, как вы думаете, почему этот цветок называется «Цветик-семицветик»? – У него для вас есть задания. Кто выполнит все задания, получит приз. Об этом попозже, а пока первое задание – загадки.
– Незнайка уже попытался отгадать загадки. Проверим, правильно ли он их отгадал? Логопед загадывает загадки: А) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) Б) Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь) В) Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы. (Заяц) Г) Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк) Д) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) Дети анализируют отгадки Незнайки. По мере отгадывания логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки-отгадки с изображением диких животных.
– А сейчас поиграем в следующую игру. Это будет второе задание «цветика-семицветика». Во втором конверте лежат картинки с изображением жилищ диких животных (берлога, нора, дупло, логово, куст). Дети распределяют жилища под каждым животным, анализируя свой выбор.
– «Цветик-семицветик» подготовил для вас третье очень трудное задание – сложить животных из геометрических фигур. Как же нам это сделать? Помогут вам волшебные карточки. Логопед выставляет образцы животных, выложенные из геометрических фигур (кошка, собака, белка). – Давайте внимательно рассмотрим этих животных. Из каких геометрических фигур состоят наши животные? Дети отвечают. Берут стулья и садятся за столы, на которых лежат конверты с заранее приготовленными геометрическими фигурами и составляют силуэты животных по образцу. – Ребята, «Цветик-семицветик» шепнул мне, что вы немного устали, и он предлагает вам физкультминутку. Это будет его четвертое задание. |
Динамическая пауза | Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто) Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним. Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошади, Гребешком приглажу хвостик потом по спинке и по хвостику. И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена. – Молодцы! Справились и с этим заданием. |
Этап закрепления |
Логопед помещает на доску иллюстрации Е.И. Чарушина. – А вот и следующее задание. Посмотрите на доску, и скажите, иллюстрации какого художника вы видите? Дети отвечают. Логопед выставляет очередной лепесток на доску с буквой Д.
– Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам «Цветик-семицветик». Он просит вас раскрасить силуэт животного. – Как же на рисунке показать, что животные пушистые и мех у них переливается? – Мы будем работать мелкими мазками или штрихами, а также воспользуемся приемом тычка, если вы выберите краски. Будем использовать в своей работе разные оттенки нужных цветов. Первой портрет животного нарисую я, а вы посмотрите. Логопед показывает последовательность и технику рисования животного, например, белки. – А теперь ваша очередь рисовать животного. Дети рисуют. После логопед выставляет на доску сделанные работы.
– Рисунки животных готовы, и «Цветик-семицветик» просит вас выполнить его последнее задание. Подумайте и назовите добрые и ласковые слова про животных, которых вы нарисовали. – А теперь забирайте свои работы, потому что нам нужно возвращаться в детский сад. И дома расскажите своим родителям, куда мы сегодня путешествовали. |
Итог занятия | – Незнайке очень понравились ваши работы, и «Цветику-семицветику» тоже понравилось, как вы выполняли все его трудные задания, поэтому он решил вас наградить – конфетами из страны умных игр. – А теперь посмотрите на доску. Все лепестки выстроились в один ряд. Это послание из страны умных игр. Здесь написано, что вы МОЛОДЦЫ! |
Текущие изменения и дополнения | Оборудование: Жесткие кисти, цветные карандаши, акварельные краски; Бумага для рисования с силуэтами животных по количеству детей; Картинки с изображением диких животных и их жилища; Геометрические фигуры, вырезанные из картона (в конвертах) по количеству детей; Иллюстрации Е.И. Чарушина; Запись песни «Голубой вагон»; «Цветик-семицветик» и 7 конвертов такого же цвета с заданиями; Конфеты для призов. |
Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.
Тема «Прощание с осенью»
Цели занятия
Образовательные: Уточнение представлений детей об осени и её признаках; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; учить детей выполнять аппликацию из природного материала в технике растертых в крошку сухих листьев.
Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе; воспитание у детей литературно – художественного вкуса.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг. Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «Осень». Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… – О каком времени года говорилось в стихотворении? – Вы знаете, что осенью часто идут дожди, и на земле образуются лужи. Представьте себе, что это не обручи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. |
Введение в тему | – Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить об осенней поре. Дети, перешагивая обручи, проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом. |
Обучающий этап |
На доске картина «Ранняя осень». Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь. – Какое время года нарисовано на картине? – Какая осень изображена на картине? (золотая, ранняя) – Почему вы так думаете? – Назовите, какие ещё признаки осени вы видите на картине? При затруднении логопед помогает детям с помощью картинок-подсказок (схемы-кружочки).
– Листья осенью, какие? (разноцветные, сухие, багряные, золотые, желтые, красные…) – Что делают листья? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются…) – Как называется природное явление, когда опадают листья? (листопад) |
Динамическая пауза | Подвижное упражнение «Ветер дует нам в лицо» Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним с листьями в руках. – А сейчас вы изобразите листочки, которые срывает ветерок, и они опадают и медленно кружатся в воздухе. Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево- вправо. Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках. |
Этап закрепления |
Дети берут стулья и садятся за столы, а логопед в это время помещает на доску предметную картину «Осеннее дерево». – Ребята, посмотрите на это дерево и скажите, какое оно? – Правильно, осеннее, золотое, красивое. Я предлагаю вам сегодня вместе со мной сделать аппликацию «Золотое дерево». Но сначала посмотрите на моё дерево, и скажите оно такое же красивое как на картине? Ребята, а вы хотите сделать из листьев, которые лежат у вас на тарелках, такое же красивое осеннее дерево, как на картинке? – Тогда расскажите мне правило выполнения задуманной работы, а помогут нам в этом наши пальчики. 1. Что мы решили сделать? 2. Какой материал нам для этого потребуется? (бумага, сухие листья) 3. Какие инструменты мы будем использовать в своей работе? (кисточка, клей, руки) 4. Как мы будем делать эту аппликацию? (Логопед показывает образец растирания листьев) 5. Какой мы получим результат? После этого, дети приступают к выполнению работы (растирают сухие листья в крошку над тарелкой), а логопед наносит клей ПВА вокруг веточек дерева и под ним. Когда крошка из листьев будет готова, дети подходят по одному к столу логопеда и высыпают крошку на места, смазанные клеем. Работа остается на столе до полного высыхания клея. После завершения работы, дети садятся на свои места. |
Итог занятия | – Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, ребята, о чем мы говорили на занятии? – А чем мы ещё занимались, в какие игры успели поиграть? – Какие задания было интересно выполнять? Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка. |
Текущие изменения и дополнения | Оборудование: Сюжетная картина «Ранняя осень», обручи (3-4 штуки), «Копилка слов», кружочки по количеству детей, кружки-символы (признаки осени), по 2 листочка на каждого ребенка, предметная картина «Осеннее дерево»; Ватман с изображением дерева без листьев, кисть для клея, клей ПВА, сухие листья (2-3) на каждого ребенка, тарелки по количеству детей. |
Источник