Занятие на развитие речи для умственно отсталого ребенка

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.
Развитие делового эмоционального общения.
Игра «Позови».
Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь играть? Позови».
Мальчик зовет друга: «Вова иди играть».
Через некоторое время Коля садиться, теперь Вова зовет друга.
Игра «Зайка».
Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.
«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Игра «Чего не хватает».
Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.
Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.
Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Ольга Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.
Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые…
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) – белая, праздничная….
Шуба (какая?) – меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая
Ворона черная – вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький.
,
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) – дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
Игра «Похожие слова»
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Например: приятель —друг —враг;
грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;
Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Игра «Животные и их детеныши»
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.
Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Человеческие дети
Знают всех зверей на свете.
Источник
Тема: “Гласные звуки А, О, У, И, Ы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 607
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи
для детей
с умственной отсталостью
Тема: «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
Провела:
Учитель класса
«Особый ребенок»
Дворянкина Екатерина Викторовна
Санкт-Петербург
2018
Цель: формирование фонематических представлений о гласных звуках.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
– учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
- Коррекционно-развивающие:
– закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
– закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
– выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
– развивать фонематические процессы;
– развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
- Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Организационный момент (психологический настрой). | Здравствуйте ребята! Посмотрите, что сегодня принес почтальон в наш класс. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком. Он – поделиться медком! | Сосредотачиваются. -да. -пчела. |
II. | Основная часть. | Мы получили письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем. Письмо пчелы. Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя! По полям всю жизнь летаю. Вот летала на лугу, не смогла собрать медку. На лужайку прилетела, но и там я не сумела. На лужайке той цветы необычной красоты! Но цветочки не простые, все цветочки звуковые. Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать! Звуков много знаю я, только помощь мне нужна. Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать. Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь! Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком! -Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя, Нам – заданья, пчелке – мед, Вот и начался полет! Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. – А как можно назвать все эти звуки? – Что у них общего? – В чем различия? | -поможем. Дети определяют первый звук в слове названии картинки. -гласные звуки. -Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка. -в положении рта и губ. |
III. | Упражнения для развития дыхания и голоса | Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно! А-А-А – шире ротик детвора. У-У-У – всех детей к себе зову. И-И-И – ротик к ушкам потяни. Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти. АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ ПА-ПО-ПУ-ПЫ АВ-ОВ-УВ-ИВ Упражнение на дыхание: Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого. | Дети выполняют упражнения за учителем. |
IV. | Загадки на гласные звуки. | Загадки:1 .Звук О Молодцы крылатые Платья полосатые Ростом хоть и крохи Укусят – будет плохо! 2. Звук У Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам верный друг, Электрический…. 3. Звук И Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает! 4. Звук А Стою на крыше Всех труб выше! 5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова. Сделали дыру, вырыли нору, Солнце сияет, а они не знают. | -осы -утюг -игла -антенна -кроты |
V. | Подведение итогов урока. | Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь… -Мы с полянки улетать собираемся и снова в классе в детишек превращаемся! -Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы! Со всем справились, устали? Все заданья выполняли! | Ребята отвечают на вопросы учителя. |
Список используемой литературы.
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: -СПб; Детство-пресс; 2004.
Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -СПб; Детство-пресс; 2005.
Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие:-М.; Мозаика-синтез.
Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические игры, игры-занятия: -М.; ТЦ Сфера, 2005.
Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни): -М.; Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
Источник
Татьяна Техина
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта
Тема: «Продукты» с использованием мнемотаблицы
Возраст: 5-6 лет
Интеллектуальные нарушения : легкая умственная отсталость.
Форма проведения занятия: подгрупповое
Цель:
Закрепление представлений о продуктах питания, заучивание стихотворения «Продукты» с помощью мнемотаблицы
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
-учить соотносить, находить и называть продукты питания
-развивать лексический запас языка по теме;
-расширять и обогощать активный словарный запас;
-формировать обобщающее понятие «продукты питания»
2. Коррекционно-развивающие:
-развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
-развитие памяти
3.Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать положительно-эмоциональный настрой на занятии, желание помочь Маше.
Оборудование:
кукла Маша; муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, батон, рогалик, пирожок, молоко, рыба….);предметные картинки (мясо, картофель, лук, морковь, макароны, укроп) ; мнемотаблица «Продукты»
Методы и приёмы:
беседа, рассказ, отгадывание загадки, рассматривание иллюстраций (предметные картинки, мнемотаблица, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу, дид. игры
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Это Маша, из какого мультфильма? -Правильно,Маша и Медведь.
-Маша не может разгадать загадку, что делать? Поможем ей?
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный…. (суп)
-Правильно, это суп! Молодцы!
– Ребята, расскажите Маше, из чего готовят суп? (ответы детей).
(Логопед рассказывает и показывает картинки из чего можно приготовить суп.)
– А где можно взять продукты, чтобы приготовить суп и многие другие блюда? (ответы детей)
– Конечно, купить в магазине.
Игра «Идём в магазин».
– И сейчас мы с вами пойдём в магазин.
-В магазин,в магазин (дети подходят к столу, на котором лежат продукты-муляжи)
Вместе с Машей мы идём
В магазине,в магазине
Что с тобою мы найдём?
(дети называют продукты питания.)
Затем по просьбе логопеда отыскивают и называют тот или иной продукт.
– Ребята, Маша не знает, как назвать всёвместе: сыр, мясо, рыба, колбаса, макароны… ,что это? (продукты питания)
– А сейчас, я покажу вам картинки, которые помогут вам запомнить стихотворение «Продукты»
(Логопед показывает картинки и произносит стихотворение, привлекая внимание детей к данному изображению.
Таким образом разбирается всё стихотворение.)
-Ребята, кто хочет рассказать Маше стихотворение «Продукты», с опорой на картинки?
Рыбу, мясо, сок и фрукты,
Называем мы:«продукты».
Молоко,и творожок, и крупу, и пирожок. Всё,что мы едим и пьём,
Мы продуктами зовём.
Итог:
-Молодцы, ребята! Мне и Маше очень понравилось, как вы занимались, Маше с вами было очень интересно!
– Какое стихотворение мы с вами выучили?
-Маша дарит вам картинки — подсказки, а вы дома обязательно расскажите стихотворение «Продукты» маме и папе,братикам и сестричкам.
Используемая литература:
1. Стребелева Е. А «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
2. Екжанова Е. А,Стребелева Е. А «Воспитание и обучение УО дошкольников.»
3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Источник
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Конспект открытого урока по развитию речи
(для глубоко умственно отсталых детей, 4 год обучения)
Тема: «Зима»
Учитель начальных классов
Черникова О.Н.
Северск
2014
Тема: Зима.
Тип урока: обобщение
Цели: Обобщить знания обучающихся о зиме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Углубить знания детей о зиме, изменениях в природе на примерах иллюстраций и с помощью дидактических игр.
Коррекционно-развивающие:
Развивать самостоятельность на уроке, навык исследовательской деятельности. Развивать речь, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Создать эмоционально положительный фон на уроке.Воспитывать интерес к предмету. Воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу. Создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.
Методы и приемы:
– словесные;
– наглядные;
– практические.
Оборудование:
• оформленная доска; рисунок елочки и Зимы; снежинки с заданиями; снежинки с настроением; карточки с буквами; цветные карандаши; раскраски с изображением зимы; картинки с изображением одежды: летней, зимней, весенней и осенней; зеркала для артикуляционной гимнастики.
Ход урока
1.Организационный момент. (2 мин)
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
– Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью снежинок с настроением. У вас они лежат на столах.
-Попробуйте определить какое у вас настроение?
– Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.
-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю снежинку)
-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.
-Ребята кто мне скажет, какой праздник приближается? (Новый год)
-Без какой красавицы не может пройти новый год? (без елочки)
Посмотрите на нашу красавицу.
Чем можно украсить нашу красавицу? (ответы детей).
-А я предлагаю украсить елочку нашими снежинками с настроением. Но сделаем это в конце нашего урока.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика(5 мин)
Для того, чтобы красиво, правильно говорить необходимо подготовить речевой аппарат к работе: сядем правильно; повторяем упражнения за мной:
упражнения на развитие дыхание:
«Сдуй снежинку»
-вдох через нос, выдох через рот
-вдох через рот, выдох через нос
2) упражнения на развитие мышц языка, губ
А) «Хомячок».
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
(надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну; повторяем упражнение 3—4 раза)
Б) «Хоботок»
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
( вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд; возвращаем губы в спокойное положение; даем время для отдыха и расслабления; сглотнуть слюну; повторяем упражнение 3—4 раза.)
В) «Бегемотики»
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
(Повторить упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.)
Г) «Улыбка»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
( широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы; возвращаем губы в спокойное положение; даем ребенку время для отдыха и расслабления; сглотнуть слюну; повторяем упражнение 3—4 раза.)
3. Сообщение темы и целей урока: (5мин)
1)Ребята, а вы обратили внимание, как украшен наш класс?
( на стенах и стеклах наклеены снежинки)
Отгадайте загадку:
Явилась вслед за Осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? …
(Зима.)
-О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)
Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
Сегодня мы поговорим, с вами о зиме.
2)Тема сегодняшнего урока «Зима».Прочитайте тему урока.
У вас на столе лежат буквы, составьте из них тему урока.
4. Работа по теме урока: (20мин)
4.1 Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок?
– Кто это? ( это Зима)
Посмотрите на нее.
– Какая она, добрая или злая? ( добрая )
Зима пришла к нам на урок не с пустыми руками. Она хочет узнать, что вы знаете про нее и принесла для вас разные задания и игры. Кто хорошо будет работать и отвечать, будет получать снежинки.
Зима к нам приходит не вдруг. Она крадется медленно и не заметно. Будто старается застать нас врасплох. Зима – это самое холодное время года. И солнце греет слабо, и дни короткие и ночи длинные, приходят морозы, земля покрывается снегом. В это время года мы можем наблюдать: снегопад, лёд, иней, туман, гололёд, изморозь, вьюгу.
4.2 Задание 1.
Вот 1 задание:
Посмотрите на картинки и вспомните признаки зимы.
Облетели листья с деревьев, стало холодно.
Начал падать снег.
Появились большие сугробы.
Задание 2.
-Ребята кто знает, сколько зимних месяцев в году?
-Давайте их назовем.
Декабрь- это начало зимы, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.
Январь год начинает, он самый холодный и ветреный месяц в году. Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.
Задание 3
Игра «4-й лишний»
-Найдите из ряда картинок одну лишнею:
–Зима, ворона, воробей, голубь
-Груша, зима, банан, яблоко
-Морковь, зима, картофель, капуста
Физкультминутка (2мин)
– Ребята давайте немножко отдохнем. Встаньте за свои стулья. Сегодня мы с вами разучим еще одну физкультминутку. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте движения со мной.
В декабре и январе (повороты головой вправо-влево)
Будет холод на дворе. (руки скрещены и поглаживание)
И тогда мы все, ребятки, (прыжки на месте)
Будем надевать перчатки. (пальцы растопырены, повертеть кистями)
Будем так их надевать. (имитируем надевание и снимание перчаток)
А потом вот так снимать.
Беседа об изменениях в не живой природе: (любые хвойные, лиственные деревья и кустарники)
– Ребята давайте вспомним, какие изменения происходят с растениями: деревьями и кустарниками? (показываю картинку и прикрепляю на доску, опадают листья, замедляется сока движение)
-Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву? (ответы детей)
– Какие деревья и кустарники не сбрасывают листву?
Верно, хвойные остаются зеленые.
Задание 4
Игра «Как мы одеваемся зимой»
(картинки с изображением одежды летней, зимней, весенней и осенней.)
Ребята, представьте, что мы пошли гулять.
– Что мы сейчас оденем на улицу?( дети выбирают одежду для прогулки на улице в зимнее время года)
Физкультминутка для глаз, пальцев. (1мин)
У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки,
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас у колит можжевельник.
6.Самостоятельная работа.
Задание 5.
Последнее задание: раскрасить картинку.
7. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
-Давайте поведём итог нашего урока.
– О чем же мы говорили на уроке? (верно, мы говорили о зиме, изменениях в неживой природе зимой, какую одежду нужно одевать на прогулку зимой и называли зимние месяца)
-Какие же зимние месяцы мы называли?
– Напомните, как же зимуют деревья и кустарники?
-Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву? (ответы детей)
– Какие деревья и кустарники не сбрасывают листву?
Верно, хвойные остаются зеленые.
-Вот и заканчивается наш урок. И я предлагаю вернуться к нашей елочке, ведь нам нужно ее украсить. Давайте вспомним, с каким настроением мы пришли на урок. (ответы детей)
А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже. А сейчас я предлагаю украсить нашу ёлочку снежинками с вашим настроением. (я прикрепляю, а затем ребята)
-Ребята, а теперь вы украсьте свою ёлочку.
– (спросить с хитринкой)А вы не забыли про снежинки, заработанные в игре?
-Они нам тоже нужны. Чтобы наша ёлочка легко перезимовала, мы сделаем ей перину из наших снежинок.
-Ребята понравился сегодняшний урок?
Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за урок, а теперь давайте передадим наше хорошее настроение гостям. Повернитесь и улыбнитесь им.
Источник