Занятие на развитие речи для умственно отсталого ребенка

Занятие на развитие речи для умственно отсталого ребенка thumbnail

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

Развитие делового эмоционального общения.

          Игра «Позови».

          Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

          Оборудование: мяч.

          Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь играть? Позови».

          Мальчик зовет друга: «Вова иди играть».

          Через некоторое время Коля садиться, теперь Вова зовет друга.

Игра «Зайка».

          Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

          Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

          На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

        «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Игра «Чего не хватает».

          Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

          Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

          Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Ольга Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) –  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) –  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) –  меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

,

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  – дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

Игра «Скажи наоборот»

 Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

 Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 Игра «Похожие слова» 

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;

 Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая  мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Игра «Животные и их детеныши»

 Цель  игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования,  развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

Источник

Тема: “Гласные звуки А, О, У, И, Ы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи

для детей

 с умственной отсталостью

Тема: «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Провела:

Учитель класса

«Особый ребенок»

Дворянкина Екатерина Викторовна

Санкт-Петербург

2018

Цель: формирование фонематических представлений о гласных звуках.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

 – учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

  1. Коррекционно-развивающие:

 – закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

 – закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

 – выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

       – развивать фонематические процессы;

       – развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

  1. Коррекционно-воспитательные:

  – воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I.

Организационный момент

(психологический настрой).

Здравствуйте ребята!  Посмотрите, что сегодня принес почтальон в наш класс. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком.

Он – поделиться медком!

Сосредотачиваются.

-да.

-пчела.

II.

Основная часть.

Мы получили письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок?

Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка.    

– А как можно назвать все эти звуки?

– Что у них общего?

– В чем различия?

-поможем.

Дети определяют первый звук в слове названии картинки.

-гласные звуки.

-Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка.

-в положении рта и губ.

III.

Упражнения для развития дыхания и голоса

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А – шире ротик детвора.

У-У-У – всех детей к себе зову.

И-И-И – ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти.
О-О-О – деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

Упражнение на дыхание: Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

Дети выполняют упражнения  за учителем.

IV.

Загадки на гласные звуки.

Загадки:1 .Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо!

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает!

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше!

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают.

-осы

-утюг

-игла

-антенна

-кроты

V.

Подведение итогов урока.

Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь…

-Мы с полянки улетать собираемся и снова в классе в детишек превращаемся!

-Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Список используемой литературы.

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: -СПб; Детство-пресс; 2004.
  2. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -СПб; Детство-пресс; 2005.

  1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие:-М.; Мозаика-синтез.

  1. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические игры, игры-занятия: -М.; ТЦ Сфера, 2005.

  1. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни): -М.; Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

Источник

Татьяна Техина
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта

Тема: «Продукты» с использованием мнемотаблицы

Возраст: 5-6 лет

Интеллектуальные нарушения : легкая умственная отсталость.

Форма проведения занятия: подгрупповое

Цель:

Закрепление представлений о продуктах питания, заучивание стихотворения «Продукты» с помощью мнемотаблицы

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

-учить соотносить, находить и называть продукты питания

-развивать лексический запас языка по теме;

-расширять и обогощать активный словарный запас;

-формировать обобщающее понятие «продукты питания»

2. Коррекционно-развивающие:

-развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

-развитие памяти

3.Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать положительно-эмоциональный настрой на занятии, желание помочь Маше.

Оборудование:

кукла Маша; муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, батон, рогалик, пирожок, молоко, рыба….);предметные картинки (мясо, картофель, лук, морковь, макароны, укроп) ; мнемотаблица «Продукты»

Методы и приёмы:

беседа, рассказ, отгадывание загадки, рассматривание иллюстраций (предметные картинки, мнемотаблица, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу, дид. игры

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Это Маша, из какого мультфильма? -Правильно,Маша и Медведь.

-Маша не может разгадать загадку, что делать? Поможем ей?

Наступает час обеда:

Мой-ка руки, непоседа!

Из мяса, овощей и круп

Сварила мама вкусный…. (суп)

-Правильно, это суп! Молодцы!

– Ребята, расскажите Маше, из чего готовят суп? (ответы детей).

(Логопед рассказывает и показывает картинки из чего можно приготовить суп.)

– А где можно взять продукты, чтобы приготовить суп и многие другие блюда? (ответы детей)

– Конечно, купить в магазине.

Игра «Идём в магазин».

– И сейчас мы с вами пойдём в магазин.

-В магазин,в магазин (дети подходят к столу, на котором лежат продукты-муляжи)

Вместе с Машей мы идём

В магазине,в магазине

Что с тобою мы найдём?

(дети называют продукты питания.)

Затем по просьбе логопеда отыскивают и называют тот или иной продукт.

– Ребята, Маша не знает, как назвать всёвместе: сыр, мясо, рыба, колбаса, макароны… ,что это? (продукты питания)

– А сейчас, я покажу вам картинки, которые помогут вам запомнить  стихотворение «Продукты»

(Логопед показывает картинки и произносит стихотворение, привлекая внимание детей к данному изображению.

Таким  образом разбирается всё стихотворение.)

-Ребята, кто хочет рассказать Маше стихотворение «Продукты», с опорой на картинки?

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта

Рыбу, мясо, сок и фрукты,

Называем мы:«продукты».

Молоко,и творожок, и крупу, и пирожок. Всё,что мы едим и пьём,

Мы продуктами зовём.

Итог:

-Молодцы, ребята! Мне и Маше очень понравилось, как вы занимались, Маше с вами было очень интересно!

– Какое стихотворение мы с вами выучили?

-Маша дарит вам картинки — подсказки, а вы дома обязательно расскажите стихотворение «Продукты» маме и папе,братикам и сестричкам.

Используемая литература:

1. Стребелева Е. А «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»

2. Екжанова Е. А,Стребелева Е. А «Воспитание и обучение УО дошкольников.»

3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Источник

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Конспект открытого урока по развитию речи

(для глубоко умственно отсталых детей, 4 год обучения)

Тема: «Зима»

Учитель начальных классов

Черникова О.Н.

Северск

2014

Тема: Зима.

Тип урока: обобщение

Цели: Обобщить знания обучающихся о зиме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

Углубить знания детей о зиме, изменениях в природе на примерах иллюстраций и с помощью дидактических игр.

  • Коррекционно-развивающие:

Развивать самостоятельность на уроке, навык исследовательской деятельности. Развивать речь, память, логическое мышление.

  • Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Создать эмоционально положительный фон на уроке.Воспитывать интерес к предмету. Воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу. Создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.

Методы и приемы:

– словесные;

– наглядные;

– практические.

Оборудование:

• оформленная доска; рисунок елочки и Зимы; снежинки с заданиями; снежинки с настроением; карточки с буквами; цветные карандаши; раскраски с изображением зимы; картинки с изображением одежды: летней, зимней, весенней и осенней; зеркала для артикуляционной гимнастики.

Ход урока

1.Организационный момент. (2 мин)

Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!

– Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью снежинок с настроением. У вас они лежат на столах.

-Попробуйте определить какое у вас настроение?

– Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.

-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю снежинку)

-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.

-Ребята кто мне скажет, какой праздник приближается? (Новый год)

-Без какой красавицы не может пройти новый год? (без елочки)

Посмотрите на нашу красавицу.

Чем можно украсить нашу красавицу? (ответы детей).

-А я предлагаю украсить елочку нашими снежинками с настроением. Но сделаем это в конце нашего урока.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика(5 мин)

Для того, чтобы красиво, правильно говорить необходимо подготовить речевой аппарат к работе: сядем правильно; повторяем упражнения за мной:

упражнения на развитие дыхание:

«Сдуй снежинку»

-вдох через нос, выдох через рот

-вдох через рот, выдох через нос

2) упражнения на развитие мышц языка, губ

А) «Хомячок».

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

(надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну; повторяем упражнение 3—4 раза)

Б) «Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

( вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд; возвращаем губы в спокойное положение; даем время для отдыха и расслабления; сглотнуть слюну; повторяем упражнение 3—4 раза.)

В) «Бегемотики»

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

(Повторить упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.)

Г) «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

( широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы; возвращаем губы в спокойное положение; даем ребенку время для отдыха и расслабления; сглотнуть слюну; повторяем упражнение 3—4 раза.)

3. Сообщение темы и целей урока: (5мин)

1)Ребята, а вы обратили внимание, как украшен наш класс?

( на стенах и стеклах наклеены снежинки)

Отгадайте загадку:

Явилась вслед за Осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? …

(Зима.)

-О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)

Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

Сегодня мы поговорим, с вами о зиме.

2)Тема сегодняшнего урока «Зима».Прочитайте тему урока.

У вас на столе лежат буквы, составьте из них тему урока.

4. Работа по теме урока: (20мин)

4.1 Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок?

– Кто это? ( это Зима)

Посмотрите на нее.

– Какая она, добрая или злая? ( добрая )

Зима пришла к нам на урок не с пустыми руками. Она хочет узнать, что вы знаете про нее и принесла для вас разные задания и игры. Кто хорошо будет работать и отвечать, будет получать снежинки.

Зима к нам приходит не вдруг. Она крадется медленно и не заметно. Будто старается застать нас врасплох. Зима – это самое холодное время года. И солнце греет слабо, и дни короткие и ночи длинные, приходят морозы, земля покрывается снегом. В это время года мы можем наблюдать: снегопад, лёд, иней, туман, гололёд, изморозь, вьюгу.

4.2 Задание 1.

Вот 1 задание:

Посмотрите на картинки и вспомните признаки зимы.

Облетели листья с деревьев, стало холодно.

Начал падать снег.

Появились большие сугробы.

Задание 2.

-Ребята кто знает, сколько зимних месяцев в году?

-Давайте их назовем.

Декабрь- это начало зимы, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Январь год начинает, он самый холодный и ветреный месяц в году. Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.

Задание 3

Игра «4-й лишний»

-Найдите из ряда картинок одну лишнею:

Зима, ворона, воробей, голубь

-Груша, зима, банан, яблоко

-Морковь, зима, картофель, капуста

Физкультминутка (2мин)

Ребята давайте немножко отдохнем. Встаньте за свои стулья. Сегодня мы с вами разучим еще одну физкультминутку. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте движения со мной.

В декабре и январе (повороты головой вправо-влево)
Будет холод на дворе. (руки скрещены и поглаживание)
И тогда мы все, ребятки, (прыжки на месте)
Будем надевать перчатки. (пальцы растопырены, повертеть кистями)
Будем так их надевать. (имитируем надевание и снимание перчаток)
А потом вот так снимать.

Беседа об изменениях в не живой природе: (любые хвойные, лиственные деревья и кустарники)

– Ребята давайте вспомним, какие изменения происходят с растениями: деревьями и кустарниками? (показываю картинку и прикрепляю на доску, опадают листья, замедляется сока движение)

-Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву? (ответы детей)

– Какие деревья и кустарники не сбрасывают листву?

Верно, хвойные остаются зеленые.

Задание 4

Игра «Как мы одеваемся зимой»

(картинки с изображением одежды летней, зимней, весенней и осенней.)

Ребята, представьте, что мы пошли гулять.

– Что мы сейчас оденем на улицу?( дети выбирают одежду для прогулки на улице в зимнее время года)

Физкультминутка для глаз, пальцев. (1мин)

У сосны, у пихты, у ёлки

Очень колкие иголки,

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас у колит можжевельник.

6.Самостоятельная работа.

Задание 5.

Последнее задание: раскрасить картинку.

7. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

-Давайте поведём итог нашего урока.

О чем же мы говорили на уроке? (верно, мы говорили о зиме, изменениях в неживой природе зимой, какую одежду нужно одевать на прогулку зимой и называли зимние месяца)

-Какие же зимние месяцы мы называли?

– Напомните, как же зимуют деревья и кустарники?

-Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву? (ответы детей)

– Какие деревья и кустарники не сбрасывают листву?

Верно, хвойные остаются зеленые.

-Вот и заканчивается наш урок. И я предлагаю вернуться к нашей елочке, ведь нам нужно ее украсить. Давайте вспомним, с каким настроением мы пришли на урок. (ответы детей)

А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже. А сейчас я предлагаю украсить нашу ёлочку снежинками с вашим настроением. (я прикрепляю, а затем ребята)

-Ребята, а теперь вы украсьте свою ёлочку.

– (спросить с хитринкой)А вы не забыли про снежинки, заработанные в игре?

-Они нам тоже нужны. Чтобы наша ёлочка легко перезимовала, мы сделаем ей перину из наших снежинок.

-Ребята понравился сегодняшний урок?

Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за урок, а теперь давайте передадим наше хорошее настроение гостям. Повернитесь и улыбнитесь им.

Источник