Занятие методика развития речи ребенка раннего возраста

Тема: «Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»

Речь -форма общения (коммуникации) людей посредством языка.

Язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения. Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами. К средствам развития речи относятся:

обучение в процессе общения;

культурная языковая среда;

художественная литература;

разнообразные виды искусства. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании развития межличностных отношений.

База для последующего развития красивой, правильной, выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. Поэтому, на главный план выходит – развитие речи. Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям: применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;

во время специально организованного обучения.

Детский сад – время роста возможностей малыша. Речь ребенка под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. В группе раннего возраста инициативность речи ребенка, частота и содержательность возникают в игре со сверстниками и взрослым, и развитие речи такого возраста характеризуется быстрым запоминанием новых слов, подражанием взрослому, достаточным уровнем понимания речи.

Развитие речи. Цель – научить ребенка правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.

Задачи:

– обогащать и активизировать словарный запас;

– формировать грамматический строй речи;

– воспитывать звуковую культуру;

– знакомить с художественной литературой;

– развивать связную речь.

Осуществляя руководство развитием речи, педагог использует методы и приемы развития речи.

Выделяют три группы методов

– наглядные,

– словесные,

– практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,

рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для

закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры. Продуктивные методы в группе раннего возраста практически не используются.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

– словесные,

– наглядные

– игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Читайте также:  Центр развития ребенка омск при омгпу

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Ознакомившись с методами и приемами, можно сделать вывод о том, что чем богаче развивающая предметно – пространственная среда, тем интенсивнее будет развиваться речь детей. Дидактические пособия, иллюстрированные картины, дидактический материал помощник номер один в организации качественных занятий. К таким пособиям можно отнести и лэпбук.

Лэпбук это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Более всего это тематическая папка.

Лэпбук является современным средством, которым пользоваться стали совершенно недавно и не все даже слышали о нем. Это интерактивное пособие, переоценить возможности которого, просто невозможно.Каждый лэпбук уникален. Кроме того, что при рассматривании этого средства обучения у ребенка закрепляются знания о теме лэпбука, при игре с лэпбуком у ребенка развивается мелкая моторика рук, так как при изготовлении данного пособия не ограничивается материал для его изготовления. Лэпбук может иметь различные материалы, такие как, бумага бархатная и обычная, пуговки и блестки, ленточки, вата и другой самый разнообразный материал.

Считается, что лэпбук показан детям с 5-ти летнего возраста. Это можно оспорить, потому что выбор развивающих задач может быть разным. Дети раннего возраста очень любопытны, любое новшество захватывает их и от восторга они готовы воспринимать большой объем информации. Отличие детей младшего возраста от детей 5 –ти летнего возраста и детей более старшего возраста заключается в том, что малыши быстро утомляются.

Поэтому игра не должна быть затянувшейся.Так же игра с лэпбуком должна контролироваться воспитателем, в силу возраста ребенка и для успешного обучения теме воспитатель выстраивает игру самостоятельно.

В группе раннего возраста актуальны лэпбуки на тему животные, насекомые. Транспорт, названия предметов мебели, одежды, профессии людей. Лэпбук будет успешно тренировать запоминание геометрических фигур. Формировать умения отличать цвета, находить и отличать времена года.

При игре с лэпбуком просматриваются методы и приемы развития речи. Так как лэпбук пособие наглядное, с малышами педагог обязательно проговаривает отдельные моменты, а значит – словесный метод присутствует, а так как это игра, практический метод тоже есть. Трудно представить другое пособие, функциональность которого будет столь же велико.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде:

* информативен;

* полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

* пригоден к использованию одновременно группой ребят;

* обладает дидактическими свойствами;

* является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

* вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

* его структура и содержание доступны возрасту;

* обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук «Эти удивительные профессии» воспитывает в детях умение сопоставлять, находить лишнее и общее. Развивает память, внимание, тренирует усидчивость. Помогает формированию всесторонне развитой личности.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания. Это действительно современное средство для развития речи детей раннего возраста.

Используемая литература.

1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва . Владос 2001. 272 стр.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.

4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.

5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.

Интернет ресурсы:

https://lib.sportedu.ru/.

Источник

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2).

Тема:

Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста (2) (продолжение).

План:

1. Особенности планирования занятий.

Читайте также:  Влияние игрушек на развитие личности ребенка

2. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

1. Особенности планирования занятий.

Умение не может быть сформировано в течение 1-2 занятий, проводимых с длительным, например в течение недели, перерывом. Поэтому особенность их планирования состоит в том, что большинство важных занятий повторяется на 2-ом году 2-3 раза в неделю, постепенно усложняясь в течение месяца.

Программное содержание, предлагаемое детям на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними. Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. Необходимо иметь в виду, что первичные и последующие занятия с одним и тем же материалом проходят по-разному:

– если занятие проводится со знакомым материалом, то уже на первом занятии все внимательно наблюдают за действиями воспитателя и внимательно его слушают. Такое занятие без изменений можно провести ещё только раз (оно вызывает интерес и дети становятся соучастниками происходящего: пытаются подражать словам и действиям воспитателя, т. к. при больших количествах повторов без изменений и дополнений интерес у детей пропадает.

– если же содержание первого занятия ранее было незнакомо детям, то его можно повторить 3-4 раза без изменений через небольшие интервалы (2-3 дня). С каждым таким повтором ребёнок как бы вживается в происходящее и начинает проявлять к нему больший интерес.

Усложнение занятий можно осуществлять путём объединения содержания двух проведённых занятий, уже хорошо знакомых детям, сосредоточивая внимание на произнесении детьми звукосочетаний и простых слов. Вводить в занятие элементы нового можно только, опираясь на содержание предыдущего.

В освоении речи детьми наблюдаются большие индивидуальные различия: одни начинают говорить рано, чётко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Постепенно в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются. Для этого в течение дня педагог должен уделить внимание каждому ребёнку (поговорить с ним, расспросить, предложить поделиться впечатлениями).

На 3-ем году жизни занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребёнка. Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи:

– расширение словаря понимаемой и активной речи;

– воспитание звуковой культуры речи;

– совершенствование грамматического строя речи;

– развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.

При календарном планировании следует учитывать количество разных видов занятий в неделю, а также их распределение. Календарный план занятий на неделю составляют с усложнением цели или материала. Таким образом в течение месяца занятия усложняют дважды: первое по сложности занятие проводится в первые 2 недели, второе – на третьей и четвёртой неделях. В календарном плане предусматриваются тема и цель занятия, материал. В этом же плане должен быть отражён учёт занятий за месяц понедельно. Кроме этого воспитатель отмечает отношение детей к занятиям, активность каждого ребёнка, сосредоточенность при выполнении заданий, которые были предложены. Здесь же педагог указывает методические приёмы, которыми он пользовался и которые способствовали эффективности занятия.

Приёмы активизации речи детей раннего возраста (не только на занятиях):

– разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка,

– поручения,

– показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий,

– разыгрывание ситуации непонимания,

– приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет,

– побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию,

– просьбы,

– повторения,

– создание моментов сильной заинтересованности,

– раскрытие мотивации к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»,

– приём собственного вопроса-ответа (задать вопрос и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»)

– вопросы, в т. ч. уточняющие,

– поощрять инициативу вступить в речевое общение,

– серьёзно относиться ко всем детским высказываниям,

– эмоционально откликаться на рассказ ребёнка,

– побуждать словом выразить просьбу (напр., обращённую к товарищу,

– давать образец речевого общения (употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу).

При адаптации детей к детскому саду для развития речи и ознакомления с окружающим целесообразно проводить занятия, не требующие сохранения неподвижной позы, например, экскурсии по группе. Знакомя с обстановкой, воспитатель проверяет одновременно их ориентировку в предметах быта, обстановки. Дети узнают, что, где лежит, стоит, как называется, что упорядочивает их самостоятельную деятельность вне занятий. Постепенно детей приучают заниматься, сидя за сдвинутыми столами, что помогает им сохранить требуемую рабочую позу.

2. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка презентация

Методика занятий имеет свою специфику и определяется: психологическими особенностями этого возраста и особенностями развития речи на данном возрастном этапе. Детей второго года жизни необходимо научить различать в процессе занятий задания, направленные на развитие понимания и активной речи и давать на каждое свой тип ответов.

Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года

Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок.

Структура занятия с детьми в возрасте 2-3 лет

Дети, посещающие детский сад второй год уже хорошо умеют заниматься. Однако психические процессы (память, внимание) у них несовершенны. Поэтому в этом возрасте важна эмоциональная установка на предстоящее занятие, что повышает его эффективность. Первое напоминание о предстоящем занятии служит сигналом для наведения порядка в игровом материале. Повторная установка уже на самом занятии («Начинаем заниматься…») мобилизует внимание, интерес детей, побуждает их принять рабочую позу и соблюдать другие правила поведения на занятии. Занятие нельзя превращать в урок. Прямые обучающие приёмы: показ образца, показ способа действия, объяснение – сочетаются с использованием игровых. Занятие иногда может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками). Не все занятия проходят за столами. Воспитанию звуковой культуры речи может быть посвящено целое занятие, но чаще всего упражнения на воспитание звуковой культуры речи проводятся как часть занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим, занимая 3-4 минуты. Особое внимание следует уделить развитию артикуляции: при достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки (как правило, трудность вызывают шипящие и сонорный звук «р»).

Ошибки при формировании и расширении словаря детей:

– формальный подбор слов на занятии без учёта особенностей их усвоения;

– чаще всего содержанием словарной работы являются существительные, прилагательные, в лучшем случае – глаголы. Недостаточно уделяется внимания работе над другими частями речи, что затрудняет в дальнейшем решение задачи развития связной речи;

– не всегда конкретизируются задачи словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря). Рекомендуется составлять примерные словарики (объединение слов в группы);

– отсутствие взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности;

– мало проводится индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря;

– формальный подход в подборе методов и приёмов словарной работы. Это связано с тем, что не учитывается сущность самой работы.

На третьем году жизни на основе элементарного сравнения предметов и выделения их сходства по назначению вводятся в словарь детей простейшие понятия (игрушки, посуда, одежда, транспорт, фрукты и т. д.)

Совершенствуя грамматический строй речи, взрослый побуждает употреблять существительные во всех падежных формах, в единственном и во множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Когда дети слышат незнакомое слово, взрослый объясняет его смысл, сочетая с другими, знакомыми словами и ставя в разные грамматические формы.

Занятия с детьми с задержкой речевого развития

Занятие состоит из 3-х частей. Для каждой части требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребёнка утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.

Известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулирует речевое развитие ребёнка, поэтому рекомендуется в первой части занятия предлагать задание, направленное на совершенствование движений рук. Вторая часть занятия посвящается работе с картинками, содержание которых должно соответствовать уровню развития понимаемой ребёнком речи. Следует использовать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для развития понимания речи. Проводя занятия, следует применять разнообразные методы для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания: «посмотри», «возьми», «спрячь», «найди», «дай мне» и т. д. Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры: лото, игры с парными картинками, простой конструктор. Игра проводится так, что взрослый и ребёнок в ходе её должны постоянно общаться.

Факторы, повышающие эффективность обучения:

1. Чередование различных приёмов обучения (пояснений, указаний, показов) с игровыми заданиями.

2. Сочетание хоровых ответов с индивидуальными.

3. Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.)

4. Использование самых разнообразных заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.

5. Заинтересованность, мотивация.

Источник