Занятие методика развития речи ребенка

Занятие методика развития речи ребенка thumbnail

Тема:  «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх.  На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

  1. Цель занятия.

        Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Задачи

                        Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.

  1. Тип занятия.

«Знакомство с книгой»

  1. Форма занятия.

        Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

        Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.

  1. Продолжительность.

20 – 25 минут.

  1. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

  1. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

  1. Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор, иллюстрации.

  1. Подготовка.

                Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

  1.  Методы работы с детьми

                Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

                Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

                Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

                Для этого воспитателю необходимо:

– Проводить беседы с детьми

– Читать познавательные рассказы, литературу.

– Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

                Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

  1.  Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

проговаривание изолированного звука;

отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);

закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ.

Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком.

произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи);

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

10 минут

15 минут

  1.  Ход занятия.

 Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем – то очень интересном!

– Ой кто – то к нам стучится.

– К нам в гости пришел зайка и принес подарок.

– А что это за подарок вы должны угадать.

– ” Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает “.

– Правильно это книга!

– Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.

-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.

– Открывайте глаза.

– Что вы видите! (ответы детей)

– Да в стране Книг – живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.

– Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.

– Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.

– Почему вы любите книги? (ответы детей)

– Кто рисует рисунки в книгах?

-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.

– Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?

Читайте также:  Маршрут развития ребенка дошкольного возраста

– Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.

– Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.

– Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)

ФИЗМИНУТКА:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Д/ игра «Какая сказка?»

– Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.

– А теперь посмотрите на эту книгу – какая она?

– Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.

– Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)

– Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

– Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)

– Молодцы!

– Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.

  1.  Литература.
  1. В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
  2. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
  3. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
  4. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по комаровскому

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 1 «Ромашка»

Теория и методика развития речи

у детей дошкольного возраста

Знакомство с книгой

Подготовил: воспитатель

Бикметова В.Х.

Учалы – 2019

Тема:  «Теория и методика развития речи

у детей дошкольного возраста».

Знакомство с книгой

  1. Цель занятия.  Развивать диалогическую речь, связную речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках, обучать составлению небольшого рассказа с помощью взрослого; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя).
  2. Задачи:

        – рассказать о том, что такое книга;

        – показать иллюстрации к книгам;

        – довести до детей младшего дошкольного возраста информации о том, что книги очень важны в жизни каждого человека, детей в том числе.

  1. Тип занятия. Ознакомление с книгой.
  2. Форма занятия.

        Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечить положительный эмоциональный фон.

        Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.

  1. Продолжительность занятия. 10 – 15 минут.
  2. Участники. Воспитанники второй младшей группы, воспитатель.
  3. Возраст обучающихся. 3 – 4 года
  4. Материалы и оборудование. Книги, иллюстрации к книгам, аудиозаписи, магнитофон, игрушка ежик, магнитная доска.
  5. Предварительная подготовка.

                Беседы с детьми о книгах, чтение сказок, стихотворений, рассказов, подготовка учебного пособия, подключение магнитофона в сеть, расстановка стульев для детей. Рассаживание детей на стулья.

  1.  Методы работы с детьми

               Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. Это одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего, четвертого года жизни.

         И, конечно, ребенку 3-4 лет в этот период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью. Нужно создавать условия детям, чтобы они могли установить контакт со взрослыми и со сверстниками.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка в уфе

        Развитие связной речи детей — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошкольника сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

                Для развития речи детей в детском саду воспитателю необходимо:

– Проводить беседы с детьми

– Читать познавательные рассказы, литературу.

– Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

                Воспитатель должен дать понять ребенку, что он рад общению с тем или иным ребенком, готов выслушать его и помочь в любой ситуации. Доброжелательность и внимание воспитателя приведут к тому, что ребенок сам захочет подольше общаться, задавать вопросы и получать ответы на них.

  1.  Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

проговаривание изолированного звука;

отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);

закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ.

Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком.

произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т.п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи);

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

  1. минут
  1. Ход занятия.

 – Дети, мы сегодня с вами поговорим о чем-то очень интересном!

– Ой-ой,  кто-то к нам стучится.

– Оказывается к  нам в гости пришел ежик и принес подарок. А какой подарок он принес, мы сейчас узнаем. Но для начала нам нужно разгадать загадку.

 Она всё знает – просто шок!

А сама всегда — молчок!

Чтобы с нею подружиться,

Нужно чтению учиться.

– Правильно, ребята, это книга!

– Веселый ежик приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.

-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.

– Открывайте глаза.

– Что вы видите!? (ответы детей)

– Да, в стране Книг живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим, какие же здесь книги и рисунки.

– Рассмотрели? Давайте сядем на стульчики и поговорим о книгах.

– Из чего состоит книга? (ответы детей). Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.

– Почему вы любите книги? (ответы детей)

– Вам мамы, папы, бабушки читают книги?

– Кто рисует рисунки в книгах?

-Да, рисуют рисунки художники. Они рисуют  красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите, у нас на доске висят работы художников к знакомым вам потешкам, (воспитатель зачитывает потешки, вмете с детьми рассматривает иллюстраций к потешкам).

– Любите ли вы рассматривать картинки в книжках? (Да)

– Ребята, картинки в книгах называют иллюстрацией. Давайте повторим все вместе. (Потом воспитатель просит повторить детей по отдельности, по выбору самого воспитателя)

– Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек, так скажем, увидеть,  понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.

– Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)

Физкультминутка о чудо-книжке:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Д/ игра «Какая сказка?» («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Лиса и волк», «Три медведя»…)

– Какие вы молодцы, все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители, и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.

– А теперь посмотрите на эту книгу, какая она? (воспитатель показывает книгу)

– Много людей трудилось, чтобы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу, чтобы вы могли почитать и рассмотреть ее.

– Дети, скажите, как надо относиться к книге? (ответы детей)

– Молодцы, правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

– Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг? (ответы детей)

– Молодцы!

– Давайте скажем ежику спасибо за подарок и интересное путешествие, скажем ему до свидания.

XIII. Литература.

  1. В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж, 2004 г.
  2. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
  3. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.
  4. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.

Источник