Закрепление навыков развития ребенка

Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.
Практические навыки — автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.
Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.
Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?
Коммуникативные навыки
Общение — главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения — вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.
Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.
Пути развития коммуникативных способностей:
- Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
- Находить решение конфликтных ситуаций.
- Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
- Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.
Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.
Трудовые навыки
Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей. Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.
Если малыш не хочет трудиться — не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.
Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:
- организация работы;
- сбор всего необходимого для труда;
- уборка рабочего места по окончанию занятий;
- очистка инструментов и распределение их по местам.
В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания — вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.
Культурно-гигиенические навыки
К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:
- гигиена рук после прогулки и перед едой;
- водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
- полоскание рта после приема пищи;
- опрятность одежды;
- порядок среди игрушек в комнате;
- культура приема пищи.
Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно — задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.
Двигательные навыки
Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии — в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.
Этапы формирования:
- Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
- Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
- Зрительная ориентация.
Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.
Социально-бытовые навыки
На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков:
- Новорожденный — улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
- Малыш (2 года) — понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
- Ребенок (3 года) — общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
- Младший дошкольник (4-5 лет) — партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
- Старшие дошкольники (6 лет) — совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.
Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания — все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.
Графомоторные навыки
Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.
Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.
Этапы формирования:
- 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
- 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
- 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
- 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.
Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.
Творческие навыки
Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.
Существует немало развивающих методик:
Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).
Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.
Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.
Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).
Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.
Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник
Спиридонова Вера Николаевна
Статья о деятельности воспитателя по закреплению двигательных навыков
Статья
О деятельности воспитателя
по закреплению двигательных навыков
Физическое развитие занимает ведущие место в воспитании детей и представляет собой целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.
Все физкультурные мероприятия составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность двигательной активности детей в котором не менее 50 – 60 % периода бодрствования.
Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности.
Что же такое двигательный навык?
Двигательный навык – это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит, автоматизировано, и действия отличаются высокой надежностью.
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков (“положительный перенос”) происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). “Отрицательный перенос” может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании, улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание, связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока).
Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности, также положительные эмоции на занятиях).
В формировании двигательного навыка исследователи Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин выделяют три стадии.Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности:
I стадия – иррадиация;
II стадия – специализация
III стадия – стабилизация условно-рефлекторного акта.
I стадия – формирование двигательного навыка, короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения.
II стадия – более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается.
III стадия – стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа.
Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.
Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач.
Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения двигательных упражнений, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем.
Формирование двигательных навыков у детей требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретения двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков.
Обучение требует умственного, физического и волевого напряжения поэтому необходима спокойная обстановка и эмоционально – положительное состояние психики детей. И. А. Павлов утверждал, что образование новых временных связей происходит эффективно, когда кора больших полушарий мозга свободна от посторонних раздражителей извне, т. е. когда ничто не отвлекает внимание ребенка во время обучения. Следовательно, только в условиях обеспечивающих сосредоточенность внимания и восприятия детей обучение дает наиболее эффективные результаты.
Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств воспитательиспользует различные формы работы:
Утреннюю гимнастику
Физкультурные минутки
Физическую культуру на воздухе
Подвижные игры
Физкультурные досуги
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества
Физкультурные минутки проводятся с различным содержанием. С детьми проводятся специально подобранные физические упражнения. Физические упражнения для физкультминуток, подбираются с учётом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Физическая культура на свежем воздухе. Занятия на воздухе не могут и не должны заменять занятий в зале, они дополняют друг друга, в достижении конечной цели – укреплении здоровья, развитии движений и совершенствовании двигательных качеств.
Подвижные игры и упражнения способствуют:
закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений;
предоставляют возможность развивать познавательный интерес;
формируют умение ориентироваться в окружающей действительности;
развивают ловкость, быстроту, координацию движений;
благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Досуги играют огромную роль для развития двигательных навыков и умений.Организация физкультурных досугов имеет следующие требования: они должны строиться на использовании достаточно усвоенного детьми материала; удовлетворять их интересы, способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость; давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружно действовать в коллективе сверстников; приобщать детей к деятельности соревновательного характера, побуждать к самостоятельности и творческому использованию приобретенных знаний, умений, навыков.
Таким образом, для совершенствования навыка необходимо создавать такие условия, в которых дети могли усвоенное на физкультурных занятиях движение выполнять в необычной обстановке, в форме соревнований и творческих заданий, с использованием нестандартного физкультурного оборудования.
При формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста очень важно соблюдать определенную систему и последовательность обучения движениям.
Целесообразно при закреплении двигательных навыков использовать разные варианты физкультурных досугов, физкультминуток, физическую культуру на воздухе, подвижные игры, утреннюю гимнастику в которые необходимо включать движения, хорошо освоенные детьми, но выполнять их на скорость, в новых комбинациях, с усложнением.
Источник
Консультация для родителей
Тема: «Приемы закрепления у обучающихся, воспитанников
знаний и практических навыков в домашних условиях»
Задачи:
- познакомить родителей с приемами закрепления знаний и практических навыков в домашних условиях;
- дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям;
Подготовка:
I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме консультации;
II. Информирование классного руководителя о проведении консультации;
III. Изготовление памяток для родителей.
Ход проведения.
- Учитель знакомит с темой, задачами консультации.
Домашние задания – интегрирующий элемент образования вашего ребенка. Домашние задания служат двум целям. Первое-это обычная практика в применении академических навыков. Но не менее важно другое, о чем часто забывают: домашняя работа- это упражнения в развитии чувства ответственности и хороших общеучебных навыков. Эти навыки очень существенны для успеха в школе. Родительская поддержка и наблюдения при закреплении знаний и практических навыков у ребенка – чрезвычайно важный фактор в выработке общеучебных навыков, позволяющих успешно обучаться ребенку. Мы уверены, что родители и учителя должны работать вместе во имя успехов ребенка. Нам нужна Ваша поддержка.
II. Учитель проводит игру «Разброс мнений».
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:
-У нашего ребенка есть специальное место, где он…
-Наш ребенок выполняет домашнее задание…
-Самостоятельно справляется с…
-Готовит с трудом…
-Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в…
-Когда ребенок учит уроки, мы…
-Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что…
-Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то…
-Мы думаем, что на воскресенье…
-Ребенок начинает приготовление домашнего задания с…
-При приготовлении домашнего задания необходимо…
-При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…
-Если ребенок включается в работу сразу, то…
-При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем…
-Если ребенок включается в работу медленно, то…
III. Методические рекомендации родителям.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть
-2,5 часа.
Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания.
Нередко родители задают такой вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков? с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий, Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
Памятки
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- .Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения
- .Прочитай стихотворение еще 2—3 роза. Постарайся его запомнить.
- .Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст
6. После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст /
7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»
Первый день
Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слово и обороты.. Еще несколько роз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день
Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
- Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывки вместе.
- Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть все стихотворение.
7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
«Как решать задачи»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
5.Составь план решения.
6.Выполни решение.
7.Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
«Как нужно готовить задание по естествознанию, географии»
1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель.
-какие ставили опыты;
-какие рассматривали таблицы, картины, карты.
- Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
- Прочитай текст учебника.
- Подготовься отвечать по теме урока.
- Выполни задания учебника.
« Как подготовиться к пересказу»
-продумай план отвётов;
-расскажи заданное по этому плану;
-старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
-сделай выводы;
-открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
Принимается решение:
- Использовать подготовленные памятки для закрепления знаний и практических умений и навыков.
- Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
- Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели: учитывать индивидуальные возможности ребенка.
слева. В вечерние часы включается находящаяся слева’настольная лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 фадусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Все должно находиться на свЬих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вы]^ывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ) А.К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см. Разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должцо быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирадись всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.
При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.2
Источник