Законы роста развития ребенка
1. Рост – отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов.
2. Замедление скорости роста с возрастом.Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д.
3. Неравномерность изменений скорости роста. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.
Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам.
Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики.
4. Краниокаудальный градиент роста. Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей.
5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления.
6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам.
7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.
Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии.
Источник
И.М. Воронцов
выделяет следующиенаиболее
общие закономерности роста:
1. ЗАКОН АБСОЛЮТНОГО
РОСТА – закон
неуклонного роста и развития организма.
2. ЗАКОН НЕУКЛОННОГО
ТОРМОЖЕНИЯ ЭНЕРГИИ РОСТА,
т.е. замедление скорости роста с возрастом,
определяющее его максимум во внутриутробном
периоде и далее в первые месяцы жизни.
3. Закон скачкообразного изменения скорости роста.
Падение скорости
роста носит прерывистый характер и,
наряду с уменьшением скорости роста,
есть периоды, когда эта скорость
увеличивается.
Все физиологические
функции в организме, так или иначе,
связаны с размерами тела, процессами
роста органов и тканей. В случаях, когда
во множестве тканей организма одновременно
наблюдаются ростовые процессы, говорят
о так называемых «скачках
роста».
Прежде всего, это резкое увеличение
продольных размеров тела за счет
увеличения длины туловища и конечностей.
В первые 8 недель
внутриутробной
жизни
осуществляются процессы гистогенеза,
закладка органов и их морфогенез, тогда
как скорость роста к 8 недели несколько
уменьшается в связи с относительно
меньшей интенсивностью клеточного
деления. С 8 до 25 недели внутриутробного
детства наблюдается самая высокая
скорость роста за весь период жизни
человека (самый интенсивный период
клеточного деления). С 25 недели отмечается
некоторое снижение скорости роста, зато
в этот период, особенно с 34 недели,
существенно возрастает масса тела. До
рождения, начиная с 34 недели, рост плода
практически не увеличивается, на
последней неделе не нарастает и масса
тела. Эта остановка скорости роста и
массы тела объясняется феноменом
“объемного
торможения”,
т.е. тормозящего влияния ограниченного
объема и упругости матки на развитие
плода. Объемное торможение является
механизмом, посредством которого
осуществляется формирование примерного
анатомического соответствия плода и
родовых путей матери. При повторных
беременностях или после абортов этот
механизм может быть нарушен вследствие
уменьшения упругости матки. После
рождения какой-то период (в пределах 1
месяца) продолжается действие факторов
“объемного торможения”, в связи с
чем скорость увеличения роста и массы
невелика, но затем, через 1 мес., наблюдается
резкое увеличение скорости роста и
массы (на 2-ом и 3-ем мес. жизни). В последующем
на 1-ом году жизни происходит постепенное
снижение скорости нарастания массы
тела и роста.
В постнатальном
онтогенезе
человека такие «скачки» наиболее ярко
выражены на
1-ом году жизни
(1,5-кратное увеличение длины преимущественно
за счет удлинения туловища и 3-4-кратное
увеличение массы тела за год). В возрасте
5-6 лет (4-7
лет) наблюдается, так называемый,
полуростовой
скачок, в
результате которого ребенок достигает
примерно 70% длины взрослого, преимущественно
за счет удлинения конечностей. Это
период первого вытяжения, он может быть
не у всех детей хорошо выражен. Наиболее
резкое увеличение скорости роста
(пубертатный
скачок роста)
отмечается в препубертатном периоде и
также носит название «главного ростового
сдвига» или периода второго вытяжения.
В среднем этот период приходится на
возраст 13-15
лет и, так
же как и полуростовой скачек, у девочек
наступает на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков (по некоторым данным у девочек
примерно в 11 лет, у мальчиков – в 12-12,5
лет). Данное ускорение роста происходит
как за счет удлинения туловища, так и
за счет удлинения конечностей.
Возраст, в котором
отмечаются скачки роста, считается
критическим периодом развития. Существуют
критические периоды развитияотдельных
систем организма: нервной, эндокринной
и иммунной, во время которых повышается
риск нарушения здоровья и развития
тяжелых болезней.
Неравномерность
скорости роста имеет суточную и сезонную
периодику: рост осуществляется
преимущественно в ночные часы, по сезонам
года – ребенок растет преимущественно
весной, особенно с мая, и в начале лета,
а осенью и зимой прибавляет в массе.
Закон неравномерности
изменения скорости роста имеет большое
теоретическое и практическое значение,
так как неравномерность роста тесным
образом связана с гормональными
влияниями. Внимательный учет врачом
весо-ростовых прибавок позволяет выявить
эндокринную патологию уже на ранних
стадиях.
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление – 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) – Муниципальное управление
Мусалимова Гульнар Сабитовна
№1160913163806
Творческая аттестационная работа
«Общие закономерности роста и развития детей и подростков»
Преподаватель Ахмадуллина Хамида М.
Уфа 2019
Введение
Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского организма — высокая интенсивность обменных процессов.
Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: длины тела, массы, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.
В практике здравоохранения и педагогики получила распространение следующая возрастная периодизация:
Новорожденный – 1-10 дней;
грудной возраст – 10 дней-1 год;
раннее детство – 1-3 года;
первое детства – 4-7 лет;
второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется
морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем;
изменяется форма органов и всего организма;
совершенствуются и усложняются функции и поведение.
Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.
Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: дифференцировку органов и тканей, рост, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Закономерности роста и развития.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.
Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:
1. Необратимость.
2. Постепенность.
3. Цикличность.
4. Разновременность.
5. Наследственность.
6. Индивидуальность.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, то есть в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам -утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.
Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.
Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.
Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в отставании роста сердца от роста сосудов.
Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2.5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.
Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость.
Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.
Периоды развития организма
Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.
В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.
8-12 лет (мальчики)
8-11 лет (девочки)
6
Подростковый возраст
13-16 лет (мальчики)
12-15 лет (девочки)
7
Юношеский возраст
17-21 год (юноши)
16-20 лет (девушки)
8
Зрелый возраст
І период
22-35 лет (мужчины)
21-35 лет (женщины)
ІІ период
36-60 лет (мужчины)
36-55 лет (женщины)
9
Пожилой возраст
61-74 года (мужчины)
56-74 года (женщины)
10
Старость
75-90 лет (мужчины и женщины)
11
долгожительство
90 лет и выше
Заключение
Соответственно последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста:
в течение первой недели жизни он считается новорожденным;
до конца первого или начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным;
наступление смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст;
15-ый год жизни считается концом позднего детского возраста.
Все эти периоды определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и отправлениях всех систем органов в его организме. Процессы роста подчиняются определенным законам: Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 недели гестации. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе. Закон неравномерности изменений скорости роста. Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела.). Закон аллометрического роста. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.
Литература
Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1982 – № 2 – 67с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд. МГУ, 1992 – 192c.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высш. шк., 1985.
Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. – 2002 – № 2 – 74с.
Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985.
Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995 – 213с.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, в 2-х томах, Т 1. Изд: Гэотар- Медиа, 2006 – 156с.
Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990.
Источник