Закономерности роста и развития ребенка с рождения

Закономерности роста и развития ребенка с рождения thumbnail

Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность – интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образо­вание новых соединений из поступающих в организм веществ.

Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.

В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процес­са – усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних – 230%, у 3-летних -250%.

В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада урав­новешены между собой, а при старении происходит обратное явление – пре­обладает распад.

Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организ­ма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20-21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.

Этап созревания организма приходится на детский и подростковый воз­раст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) чело­века и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к услови­ям окружающей среды.

На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свой­ственны определенные закономерности.

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных ор­ганов и систем;

3) обусловленность роста и развития полом;

4) биологическая надежность функционирования систем организма;

5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми фак­торами;

6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децеле-рация, секулярный тренд).

Процессы роста и развития про­текают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет не­линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.

Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличе­ния длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрас­те 4-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%.

Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравно­мерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжа­ется на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно – в пер­вые годы жизни.

Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.

Данная закономерность является основанием для правильной группиров­ки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной перио­дизации.

Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодно­временно.

Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что изби­рательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определен­ных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.

Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделях беременности, сердце – на 3-7 неделях, пищеварительные органы – на 4-12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем на­блюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происхо­дит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360-390 г; к концу первого года жизни она увеличивает­ся в 2-2,5 раза, к концу третьего года – в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы про­исходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.

Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособле­ние организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в пер­вые годы жизни.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных фи­зических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также проис­ходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигатель­ные акты, нужные для самообслуживания, затем – бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики – двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.

Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нор­мальное развитие, следующая:

1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

3) ролевая игра дошкольника;

4) учебная деятельность;

5) общественно-полезная деятельность;

6) учебно-продуктивная деятельность.

Известно, что маль­чики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его мас­сы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12-14 лет соотно­шение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у маль­чиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Читайте также:  Основу умственного развития ребенка в раннем детстве составляет

Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизнен­ная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.

Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).

Концепция о на­дежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных воз­можностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сон­ной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превы­шает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринима­ющих клеток, т. е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассмат­ривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными по­тенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генети­ческой программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружаю­щей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая про­грамма предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.

Очень велика роль генетической программы в формировании морфологи­ческого типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких – дети низкого роста.

Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в пита­нии, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка ро­ста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хо­рошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.

При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.

В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдель­ных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирую­щего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы об­щение и тренировки в социальной среде.

Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей за­висимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.

Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.

Акселерация – это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

У детей и подростков 50-80-х гг. процесс биологического созревания на­ступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела но­ворожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, а длина тела на 12-15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались впол­не зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сме­нялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростко­вом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16- 17 годам, а юношей – к 18-19 годам (раньше это происходило к 21-23 годам).

Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшать­ся, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отстава­ние массы тела от нормативных данных; в 1996 г. – 15% и в 1997 г. – 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчи­ков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. – соответственно 18,8% и 19,8%.

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с те­орией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в орга­низме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излу­чений, которые могут быть более или менее интенсивными.

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. С. 50-55.

Источник

Процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти называется онтогенезом (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis – происхождение, развитие). Часть развития организма протекает внутриутробно – это антенатальный (преднатальный) онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти – постнатальный онтогенез.

Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс.

Ростом называется процесс увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества. В одних органах (таких как кости, легкие) рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцах, нервной ткани) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Данное определение роста не затрагивает изменений, обусловленных жироотложением или задержкой воды.

Абсолютными показателями роста организма являются повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, зависящим от роста и развития скелета, что является одним из основных показателей здоровья и физического развития ребенка.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Например, количественные изменения в опорно-двигательном аппарате приводят к тому, что движения становятся более сильными, точными, скоординированными. Это связано с увеличением количества связей между клетками коры и подкорковых структур, с созреванием мозговых структур. Между физическим и психическим развитием детей существует взаимосвязь.

Известный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт говорил, что физическое воспитание осуществляется путем воздействия на психику детей и отражается на ее развитии. Например, при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется в слабоумии, детей невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. Установлено, что умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, небольшого комплекса физических упражнений на общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.

В течение всего жизненного цикла, с момента зарождения и до смерти, организм человека претерпевает ряд последовательных и закономерных морфологических, биохимических и физиологических (функциональных) изменений. Ребенок от взрослого человека отличается специфическими особенностями строения, биохимических процессов и функций организма в целом и отдельных органов, которые претерпевают качественные и количественные изменения на различных этапах его жизни. В значительной степени эти изменения обусловлены наследственными факторами, которые в основном предопределяют этапы роста и развития. В тоже время решающее значение имеют такие факторы, как обучение и воспитание, поведение, питание и гигиенические условия жизни, половое созревание.

В онтогенезе выделяют следующие закономерности роста и развития ребенка:

1. Непрерывность роста и развития. Рост и развитие организма протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.

2. Гетерохронность и системогенез. С. И. Гальперин разработал учение о гетерохронии, согласно которому рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходят неравномерно и неодновременно – гетерохронно. Выдающийся российский физиолог П. К. Анохин обосновал учение о системогенезе. Это избирательное и ускоренное развитие морфологических образований, составляющих полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание. Под функциональной системой понимают функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система дыхания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).

Таким образом, различные функциональные системы созревают неравномерно, они развиваются поэтапно, постепенно сменяются, создавая организму условия для приспособления в различные периоды онтогенеза. Те структуры, функциональные системы, которые к моменту рождения приобретают большое значение, закладываются и созревают ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. То же самое можно сказать и о других мышцах и структурах центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Или, из всех нервов руки раньше и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц – сгибателей пальцев, осуществляющих хватательный рефлекс. Неравномерность прослеживается в созревании физиологических систем. Афферентное звено нервной системы, которая несет импульсы от периферии к ЦНС, созревает к 6- 7 годам, а эфферентное звено – к 20-23 годам.

Гетерохрония проявляется периодами ускорения и замедления роста и развития. Ряд органов и их систем растет и развивается неодновременно – какие-то функции развиваются раньше, какие-то – позднее. Периоды усиленного роста сменяются периодами замедления, что свидетельствует о наличии у ребенка ростовых скачков.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания (11-15 лет). Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок», который заключается в существенном удлинении рук и ног. В этом возрасте ребенок достигает 70% длины тела взрослого за счет удлинения конечностей. О прохождении этого этапа судят по филиппинскому тесту, который является одним из главных критериев «школьной зрелости». Для того чтобы узнать, прошел ребенок этот скачок в росте или еще нет, нужно попросить его дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать – руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет -1/6, 12 лет -1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния.

Некоторые органы и части тела имеют разный тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75-76% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток. Наряду с возрастными особенностями, имеются индивидуальные особенности развития. Они определяются состоянием здоровья, условиями жизни, степенью развития нервной системы.

3. Надежность биологических систем. К закономерностям индивидуального развития советский физиолог и педагог А. А. Маркосян предложил отнести надежность биологических систем – это «такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию».

Весь путь развития от зачатия до смерти проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Этот резерв обеспечивает развитие и оптимальное течение жизненных процессов при изменяющихся условиях внешней среды. Например, в крови одного человека имеется такое количество тромбина (фермента, участвующего в свертывании крови), которого достаточно для свертывания крови у 500 человек. Бедренная кость способна выдержать растяжение в 1500 кг, а большая берцовая кость не ломается под тяжестью груза в 1650 кг, что в 30 раз превышает обычную нагрузку.

Биологическая надежность так же проявляется:

– в избыточности некоторых ее элементов: (огромное количество нервных клеток в организме человека),

– в дублировании и взаимозаменяемости органов,

– в быстроте возврата к относительному постоянству,

– в динамичности ее элементов.

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. Такой принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

4. Обусловленность процессов роста и развития наследственностью и факторами среды. Развитие каждого ребенка обусловлено той генетической программой, которую он получает от родителей. Но реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

5. Обусловленность процессов роста и развития полом. Пол ребенка оказывает непосредственное влияние на телосложение (форму тела и пропорции), мышечную силу, функционирование печени, дыхательной системы, на уровень обмена веществ, психофизиологические показатели (мышление, усидчивость, агрессивность).

6. Неодновременность созревания органов и систем. Быстрее всего идет развитие и созревание тех органов и систем, которые необходимы для выживания организма ребенка. В первые годы жизни активно созревает мозг, т.к. идет активное формирование условно-рефлекторной деятельности с целью приспособления. Лимфатическая система до 10-12 лет не развивается, иммунитет связан только с вилочковой железой. После 12 лет, когда все системы сформированы, начинает развиваться половая система.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Закономерности роста и развития ребенка с рождения

Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Закономерности роста и развития ребенка с рождения Мы поможем в написании ваших работ! Закономерности роста и развития ребенка с рождения Мы поможем в написании ваших работ! Закономерности роста и развития ребенка с рождения Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Читайте также:  Значение творческой деятельности для развития ребенка