Закономерности развития ребенка в онтогенезе

Закономерности развития ребенка в онтогенезе thumbnail

метки: Развитие, Ребенок, Система, Акселерация, Процесс, Значительно, Настоящее, Количественный

Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза.

Термин онтогенез (от греческого онтос — сущее и генезис – происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный).Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека.

Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных , наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.

Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т.д.) составляет 16-20 лет.

Основные закономерности онтогенеза.

1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем.Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т.е. особенности системогенеза , были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898-1974) и его учениками и последователями.

Функциональной системойназывают временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток ,регулирующих их сокращения . Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость , а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

12 стр., 5507 слов

Психическое как функциональный орган индивида впервые было рассмотрено в работе

… ; о знание . Психическое как функциональный орган индивида впервые было рассмотрено в работе … реакции организма, возникшие в результате длительного эволюционного развития, которые … осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга, называются… o ориентировочными рефлексами; о рефлекторной дугой; o условными рефлексами; о безусловными рефлексами. ОНТОГЕНЕЗ …

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т.д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

2. Гетерохронность и гармоничность развития. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит не одновременно, т.е. гетерохронно (от греческого гетерос – другой, хронос- время.)

Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

Понятие о росте и развитии детского организма.

Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под термином ростподразумевается увеличение длины и массы тела, т.е. количественные изменения в организме ребёнка.

Развитие – показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т.е. их функциональное совершенствование за определённый период времени.

Рост и развитие ребёнка, т.е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребёнка новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций ребёнка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающие осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, улучшением проведения нервных импульсов по нервным волокнам от центральных структур головного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом числа связей между отдельными зонами коры головного мозга, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребёнка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-рефлекторный характер, в то время как автоматические движения новорожденного обеспечиваются врожденными, безусловно-рефлекторными нервными механизмами.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

… и предоставлять возможность совершенствования системы управления: единство системы управления производством, устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного …

Качественное совершенствование двигательных функций ребёнка, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как в следствии увеличения двигательной активности ребёнка более интенсивно идёт формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и и корковых образованиях головного мозга.

Акселерацияразвития (от лат. Acceleration – ускорение) – ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. Немецким учёным Е.Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста

конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развитии детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30-50 лет назад. Длина тела новорождённых за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина у пятнадцатилетних увеличилось на 6-10 см, а масса на 3-10 кг ( в сравнении с подростками начала века).

Значительно быстрее происходят развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века).

Сократилось продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16-19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25-26 годам.

Акселерация физических показателей развития стимулировало и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования. В этой связи правильнее говорить о двух типах людей психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой – социальным прогрессом.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.

В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

… и предоставлять возможность совершенствования системы управления: единство системы управления производством, устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного …

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают, биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто – её решение имеет большое практическое значение. Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменение форм полового, физического и эстетического воспитания, пересмотра возрастных возможностей человека.

К сожалению, выявление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у детей акселератов рост и развитие сердца отстаёт от роста тела. В результате нарушатся его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно- сосудистых заболеваний.

Педагогическую и медицинскую общественность также волнует разрыв между биологической и социальной зрелости молодёжи, подвергшейся акселерации: биологическая зрелость наступает раньше социальной.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие:

  1. Урбанизация население и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
  2. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
  3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
  4. Увеличение количества смешанных браков, связанное с широкой миграцией населения. При этом потомство первого поколения преобладает преимуществом в физическом развитии.

Для того, что воспитательные воздействия на подрастающее поколение были действительно благотворны, необходимо учитывать акселерацию, изменение, внесённые ею в характеристику каждого возрастного периода.

Источник

Онтогенез человека осуществляется в
соответствиис определенными
закономерностями, изложенными ниже.

1.        
Целостность и
фазность (этапность) онтогенеза
 
объективное разделение онтогенеза на
отрезки, различающиеся набором решаемых
организмом задач и свойствами
физиологических систем (возрастная
периодизация).

2.        
Непрерывность
и неравномерность роста и развития
 –
рост и развитие организма протекает
непрерывно с чередованием периодов
ускоренного роста или интенсивного
развития.

3.        
Гетерохронность 
разновременное созревание функциональных
систем, причем в первую очередь созревают
те из них, которые необходимы для решения
задач очередного этапа развития
(системогенез).

4.        
Гетеросенситивность –
различная чувствительность (восприимчивость)
развивающихся систем к внешним
воздействиям на отдельных этапах
онтогенеза.

5.        
Нарастающая
гетерогенность
 –
усложнение организации всех систем
организма за счет специализации
элементов, т. е. увеличение неоднородности
клеток и тканей, повышение специфичности
их функционирования.

6.        
Дифференциация –
по мере созревания периферических
структур происходит передача контроля
функций, «полномочий», от центра на
периферию и местный уровень. С возрастом
увеличивается роль и вклад местных
(тканевых и клеточных) процессов в
регуляции функционирования организма.

7.        
Экономизация
функций
 – уменьшение
функционального ответа биологической
системы на внешние воздействия. С
возрастом уменьшается уровень
функциональной активности организма
в условиях покоя, за счет чего возрастает
объем резервных его возможностей при
напряжении функций.

8.        
Биологическая
надежность –

повышение надежности функционирования
биологической системы по мере ее развития
за счет совершенствования структуры,
функции и их регуляции.

9.        
Адаптивность –
согласованность возрастных особенностей
строения и функционирования организма
с параметрами среды его обитания.

В адекватных условиях даже незрелый
организм успешно справляется с задачей
адаптации (приспособления) к условиям
среды обитания.

10.    
Увеличение
жесткости (стабильности) гомеостатических
констант в онтогенезе
 –
при действии внешних факторов показатели
гомеостаза изменяются в меньшей степени
у взрослых, чем в детском возрасте.
Поэтому при любых воздействиях на
организм его жизнеспособность выше у
взрослых, чем в раннем возрасте, благодаря
способности сохранять стабильность
внутренней среды организма.

1.1. Целостность и фазность (этапность) онтогенеза

В настоящее время онтогенез, т. е.
жизненный цикл человека, рассматривают,
с одной стороны, как целостный, с
другой, – какфазовыйпроцессы.
Каждая фаза, или этап, представляет
собой закономерный качественный период,
который осуществляется при определенных
условиях. До настоящего времени нет
общепринятой классификации возрастных
периодов, что затрудняет единый подход
к систематизации результатов исследований.
Однако проблема возрастной периодизации
остается актуальной не только с точки
зрения теории, но и практики. Очень важно
знать, когда, какие и на каком возрастном
этапе онтогенеза наиболее эффективны
и безопасны для здоровья ребенка те или
иные методы педагогического воздействия.

Одни исследователи за основу периодизации
берут созревание половых желез, скорость
роста и дифференцировки тканей и органов,
другие – уровень созревания костей
или степень развития центральной нервной
системы. Распространенная в настоящее
время возрастная периодизация с
выделением периодов новорожденности,
ясельного, дошкольного и школьного
возрастов, отражает, скорее существующую
систему детских учреждений, нежели
системные возрастные особенности.
Значительное распространение получила
схема возрастной периодизации,
рекомендованная Симпозиумом по проблеме
возрастной периодизации в Москве (1965).
По этой схеме в жизненном цикле человека
выделяют следующие периоды (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная периодизация жизненных
циклов человека (1965)

Возрастной период

Пол

Продолжительность периода

Новорожденный

1–10 дней

Грудной возраст

10 дней–1 год

Детство

раннее

1–3 года

первое

4–7 лет

второе

мальчики

девочки

8–12 лет

8–11 лет

Подростковый возраст

мальчики

девочки

13–16 лет

12–15 лет

Юношеский возраст

юноши

девушки

17–21 год

16–20 лет

Зрелый
возраст

I период

мужчины

женщины

22–35 лет

21–35 лет

II период

мужчины

женщины

36–60 лет

36–55 лет

Пожилой возраст

мужчины

женщины

61–74года

56–74года

Старческий возраст

75–90 лет

Долгожители

90 лет и выше

В данной классификации возрастных
периодов учитываются половые особенности
в развитии человека, а также связь
календарного возраста с биологическим.
Хронологический (календарный) возраств различных странах отсчитывается
по-разному. В большинстве стран он
регистрируется с момента рождения. В
странах Востока (например, в Корее)
дополнительно учитывается и период
развития человека до рождения, и это
справедливо, т. к. истинное «рождение»
человека происходит в момент зачатия.
Появление же новорожденного знаменует
лишь окончание первого этапа развития.
Новорожденный не является простой,
уменьшенной копией взрослого, а отличается
от него рядом качественных особенностей.
И хотя ребенок обладает всем необходимым
набором запрограммированных морфологических
и функциональных свойств, обеспечивающих
ему существование в условиях окружающей
среды, его физиологические возможности
далеко не соответствуют функциональной
активности взрослого организма.Биологический возрастотражает
степень биологического и социального
развития человека на каждом возрастном
этапе. В разные периоды онтогенеза
используют различные методики определения
биологического возраста. Так, до 1 года
о степени развития ребенка косвенно
судят по увеличению массы тела. В
последующие периоды критериями
биологической зрелости может служить
количество прорезавшихся постоянных
зубов (табл. 2).

Таблица 2

Средние темпы прорезывания постоянных
зубов

Возраст (лет)

Количество постоянных зубов

Мальчики

Девочки

5,0

0–1

0–2

5,5

0–3

0–4

6,0

1–4

1–5

6,5

2–8

3–9

7,0

6–10

6–11

При меньшем количестве прорезавшихся
постоянных зубов делается заключение
об отставании, а при большем – об
опережении биологического возраста по
отношению к календарному.

Кроме этого, в качестве критерия
биологического возраста служит достижение
определенных пропорций тела:

ОГ/L*100, где ОГ – окружность головы;
L – длина тела (см. табл. 3).

Таблица 3

Возрастная динамика пропорций тела

Возраст (лет)

Средние темпы развития

Мальчики

Девочки

5,0

49,4–45,0

48,1–44,5

5,5

47,9–44,3

46,7–43,2

6,0

46,6–43,1

45,7–42,1

6,5

45,4–41,9

44,9–41,6

7,0

44,7–41,3

43,9–39,7

Если индивидуальные значения оказываются
больше приведенных показателей, это
свидетельствует об отставании, если
ниже средних значений – об опережении
темпов биологического развития.
Биологический возраст считается
отстающим от паспортного, если два
показателя из трех (длина тела, зубной
возраст, пропорции тела) оказываются
меньше средних данных.

Косвенным показателем биологической
зрелости детей дошкольного возраста
считается филиппинский тест (ФТ). Этот
показатель положителен в тех случаях,
когда пальцами правой руки, положенной
на голову при ее вертикальном удержании,
дети перекрывают левую ушную раковину.

У детей 11–17 лет показателем биологического
возраста является степень полового
созревания (формирование вторичных
половых признаков в определенной
последовательности).

Ниже приведены основные критерии
полового созревания девочек (табл. 4)
и мальчиков (табл. 5). В табл. 6 и 7
даны формулы для расчета отставания в
половом развитии девочек и мальчиков.

Таблица 4

Стадии развития вторичных половых
признаков у девочек

Признак

Стадия

Балл

Развитие молочной железы

Железы не выдаются над поверхностью
грудной клетки

Ма-0

0,0

Железы несколько выдаются: околососковый
кружок вместе с соском образуют единый
конус

Ма-1

1,2

Железы значительно выдаются, вместе
имеют форму конуса

Ма-2

2,4

Тело железы принимает округлую форму,
соски приподнимаются над околососковым
кружком

Ма-3

3,6

Оволосение лобка

Отсутствие волос

Р-0

0,0

Единичные волосы

Р-1

0,3

Волосы на центральном участке лобка
редкие, длинные

Р-2

0,6

Волосы на всем треугольнике лобка
длинные, вьющиеся, густые

Р-3

0,9

Развитие волос в подмышечной
впадине

Отсутствие волос

Ах-0

0,0

Единичные волосы

Ах-1

0,4

Волосы редкие на центральном участке
впадины

Ах-2

0,8

Волосы густые, длинные, вьющиеся по
всей впадине

Ах-3

1,2

Становление менструальной функции

Отсутствие менструаций

Ме-0

0,0

1–2 менструации к моменту осмотра

Ме-1

2,1

Нерегулярные менструации

Ме-2

4,2

Регулярные менструации

Ме-3

6,3

Таблица 5

Стадии развития вторичных половых
признаков у мальчиков

Признак

Стадия

Балл

1

2

3

Оволосение подмышечных впадин

Отсутствие волос

Ах-0

0,0

Единичные волосы

Ах-1

1,0

Редкие волосы на центральном участке
впадины

Ах-2

2,0

Густые прямые волосы на всех впадинах
(всей впадине)

Ах-3

3,0

Густые вьющиеся волосы по всей впадине

Ах-4

4,0

Оволосение лобка

Отсутствие оволосения

Р-0

0,0

Единичные волосы

Р-1

1,1

Редкие волосы в центре лобка

Р-2

2,2

Густые прямые волосы неравномерно по
всей поверхности лобка

Р-3

3,3

Густые вьющиеся волосы равномерно по
всей поверхности лобка в виде
треугольника

Р-4

4,4

Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся
на внутреннюю поверхность бедер и в
направлении к пупку

Р-5

5,5

Рост щитовидного хряща

Отсутствие признаков роста

0,0

Начинающееся выпячивание щитовидного
хряща гортани

1

0,6

Отчетливое выпячивание (кадык)

2

1,2

Изменение тембра голоса

Детский голос

0,0

Мутация (ломка) голоса

1

0,7

Мужской тембр голоса

2

1,4

Оволосение лица

Отсутствие оволосения

0,0

Начинающееся оволосение над верхней
губой

1

1,6

Жесткие волосы над верхней губой,
появление волос на подбородке

2

3,2

Распространенное оволосение над
верхней губой и в области подбородка,
начало роста бакенбардов

3

4,8

Слияние зон роста волос над губой и в
области подбородка, выраженный рост
бакенбардов

4

6,4

Слияние всех зон оволосения

5

8,0

Таблица 6

Стандарты полового созревания девочек
(по Л. И. Улановой)

Формула

Норма (лет и мес.)

Отставание (после)

Опережение (ранее)

Р0Ах0Ма1

9,5–11,1

11,1

9,5

Р1Ах1Ма2

10,8–12,6

12,6

10,8

Р1Ах0-1Ма2-3

11,0–12,6

12,6

11,0

Р2Ах2Ма2

10,8–12,6

12,6

10,8

Р3Ах2-3Ма3

11,9–13,7

13,7

11,9

Р2Ах2Ма3-4

Ме+12,0–13,6

13,6

12,0

Р2Ах2Ма3-4

Ме+13,0–14,6

14,6

13,0

Р3Ах3Ма3-4

Ме+13,5–14,7

14,7

13,5

Р3Ах3Ма3-4

Ме+14,6–16,0

16,0

14,6

Таблица 7

Стандарты полового созревания мальчиков
(по Л. И. Улановой)

Формула

Норма (лет и мес.)

Отставание (после)

Опережение (ранее)

Р0Ах0

11,9–13,3

13,3

11,9

Р1Ах1

11,1–13,5

13,5

11,1

Р2Ах1

12,6–13,1

13,1

12,6

Р2Ах2

13,6–15,0

15,0

13,6

Р3Ах1

13,6–15,0

15,0

13,6

Р3Ах2

13,8–15,2

15,2

13,8

Р3Ах3

14,4–16,4

16,4

14,4

Р4Ах3

15,1–16,5

16,5

15,1

Следует отметить, что всякая возрастная
периодизация довольно условна, но она
необходима для учета меняющихся в
процессе онтогенеза физиологических
и морфологических свойств организма
детей. Она может быть использована для
разработки научно-обоснованной системы
охраны их здоровья, для создания таких
приемов воспитания и обучения, которые
были бы адекватны каждой возрастной
ступени и способствовали бы оптимальному
развитию физических и психических
возможностей.

Кроме вышеприведенной возрастной
периодизации жизненных циклов человека,
существуют и другие схемы периодизации
индивидуального развития (табл. 8).

Таблица 8

Схемы периодизации онтогенеза человека

Закономерности развития ребенка в онтогенезеЗакономерности развития ребенка в онтогенезе

В наибольшей степени всем требованиям
отвечает классификация возрастных
периодов детства, представленная в
табл. 9, где указан уровень развития
детей на каждом этапе онтогенеза и
зависимости от биологических и социальных
факторов. Биологическое является
предпосылкой развития социального, а
социальное, в свою очередь, изменяет
развитие природного, биологического
начала.

В качестве критерия уровня развития в
данной классификации использовались:
степень созревания тканей и окостенения
скелета, особенности развития двигательной
сферы и высшей нервной деятельности, а
также социальные и педагогические
аспекты. В рассматриваемой классификации
уделяется большое внимание периоду
внутриутробного развития.

Таблица 9

Медико-биологическая классификация
возрастных периодов детства

Возрастной
период

Продолжительность возрастного периода

Критерии

Основные морфо-функциональные

изменения

1

2

3

4

I. Внутриутробный(антенатальный)

280 дней (40 недель)

Развитие организма с момента
оплодотворения образования зиготы
до родов

Формирование организма из зиготы.
Быстрый рост и дифференцировка клеток
и тканей, органов и систем. Питание за
счет материнского организма

1. Эмбриональный

8 недель (развивающийся организм
называют зародышем или эмбрионом)

Гистотрофное питание за счет слизистой
матки, формирование плаценты

Отмечаются следующие критические
периоды:
7–12 день – период имплантации;

3–6 неделя – образование зачатков
органов;
с 8 недели начинает
функционировать сердце

2. Плацентарный

32 недели (развивающийся организм
называется плодом)

Питание через плаценту и из околоплодных
вод

Критические месяцы:
3-й, когда
заканчивается формирование плаценты,
формируется костно-мозговое
кроветворение, образуются зачатки
коры головного мозга;
6-й – все органы
в основном сформированы;
к концу
9-го плод занимает постоянное положение

II. Внеутробный (постна-тальный)

Период онтогенеза от рождения до
смерти

Развертывание во времени программы
развития и деградации

Дальнейший рост и развитие организма

1. Новорожденный

0–10 дней

Формирование легочного газообмена.
Вскармливание молозивом

Адаптация к новым условиям существования
сопровождается физиологической
потерей веса, которая восстанавливается
к концу периода, физиологической
желтухой, заживлением пупочной ранки.
Начинает функционировать дыхательная
система, изменяется характер питания.
Включаются механизмы терморегуляции.
Взаимосвязь с окружающей средой
осуществляется на основе безусловных
рефлексов. Образуются условные рефлексы
на время кормления и положение при
кормлении

2. Грудной

10 дней–1 год

Лактотрофное питание. Реализация и
закрепление сидения и стояния

Интенсивный рост. Формирование изгибов
позвоночника. Прорезывание первых
молочных зубов. Развивается деятельность
всех органов чувств в связи с
миелинизацией проводящих путей.
Формируются положительные эмоции.
Начинается развитие внимания, памяти,
мышления на основе условных рефлексов.
Большая ранимость организма и низкая
сопротивляемость к различным острым
заболеваниям

3. Раннее
детство

1–3 года

Освоение локомоторных актов (ходьба,
бег). Овладение речью

Интенсивно развиваются системы
организма, совершенствуются движения.
Формируется большое количество
условных рефлексов и динамических
стереотипов, но они недостаточно
устойчивы из-за большой активности
подкорковых отделов. Совершенствуется
высшая нервная деятельность,
увеличивается работоспособность,
быстро развивается речь. Сопротивляемость
организма к болезнетворным воздействиям
средыостается пониженной. Дети
чувствительны к нарушению режима дня
и питания

4. Первое
детство

4–7 лет

Интенсивное развитие и высокая
пластичность коры головного мозга

Замедление темпов роста, а в 6–7 лет –
усиление ростовых процессов. Повышение
координации движений. Начало смены
молочных зубов на постоянные. Высокая
пластичность анализаторных систем,
обеспечивающая возможность обучения,
эстетического воспитания. Особая
прочность динамических стереотипов.
Дальнейшее развитие речи и становление
абстрактного мышления. Основой всех
функций служит игра. Легко возникают
травмы вследствие большой любознательности
и отсутствия собственного опыта

5. Второе
детство

девочки 8–11 лет,
мальчики 8–12 лет

Адаптация организма к школьному
обучению. Развитие абстрактного
мышления

Заканчивается смена молочных зубов
на постоянные. Проявляются половые
особенности в развитии. Развитие
девочек более интенсивно, чем мальчиков.
У девочек формируется грудной тип
дыхания, у мальчиков – брюшной.
Повышение силы и уравновешенности
нервных процессов под тренирующим
воздействием учебной нагрузки. Высокий
уровень развития положительных и
отрицательных условных рефлексов.
Развитие внутренней речи и
абстрактно-логического мышления.
Эмоциональные, умственные и физические
перегрузки приводят к снижению
надежности организма, развитию неврозов
и других нарушений здоровья

6. Подростковый период

девочки 12–15 лет,
мальчики 13–16 лет

Половое созревание, развитие вторичных
половых признаков

В начале периода – интенсивный
рост. Выраженные эндокринные сдвиги
и изменения в деятельности нервной
системы, связанные с половым созреванием,
усиление деятельности половых желез,
вегетативные расстройства, повышение
возбудимости центральной нервной
системы, повышение активности
подкорковых структур, ослабление
тонуса коры головного мозга, ухудшение
образования условных рефлексов,
особ