Закономерности развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Закономерности развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью thumbnail

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей с НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трёх лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, деменции – это распад уже сформировавшихся психических функций. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребёнка четырёх лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга, может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжёлой степени.

Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации, выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяется три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости, встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д. Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут усвоить учебную программу

Имбецильность – тяжелая умственная отсталость, выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже). У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, давая возможность самореализоваться.

Читайте также:  Понятие нарушение в развитии ребенка человека

Идиотия – глубокая умственная отсталость, выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Лицам с глубокой умственной отсталостью даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.

Психическое развитие детей с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.

В младенчестве у них в иные сроки, чем у нормально развивающихся детей, формируются навыки прямостояния: они позже начинают держать головку, переворачиваться, стоять с опорой, сидеть, ползать, ходить. Значительно задерживается социально – эмоциональное развитие, которое характеризуется бедными эмоциональными реакциями на появление близкого взрослого, его улыбку, ласковые слова. Улыбка у малыша с нарушением интеллекта появляется к 5 – 6 месяцам и позже (при нормальном развитии – к 2 – 3 месяцам). Она кратковременна.

Развитие хватания и установление глазодвигательных координаций у младенцев с нарушением интеллекта протекает в более поздние сроки, поэтому окружающее его предметное пространство ребёнок начинает осваивать позже. Стёртость эмоциональных реакций, отсутствие интереса к окружающему миру тормозят развитие манипулятивной и предметной деятельности.

Таким образом, у малыша с нарушением интеллекта к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста.

Чем более выражена степень снижения интеллекта у ребёнка, тем заметнее отставание в сроках становления новообразований этого возрастного периода.

В раннем возрасте, не все малыши с нарушением интеллекта начинают ходить, у некоторых становление этой функции задерживается до 2 – 3 лет. Походка длительное время остаётся неустойчивой, раскачивающейся, неуклюжей.

У малышей с нарушением интеллекта более продолжительное время, чем у нормально развивающихся сверстников наблюдается «полевое» поведение, слабый интерес к предметному миру. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность, патологическая инертность. Дети проявляют кратковременный интерес к игрушкам, не овладевают способами обращения с ними, совершают стереотипные, однообразные действия, многие из которых являются неадекватными. Предметную деятельность в раннем возрасте они полноценно не осваивают вследствие отсутствия стремления к активному познанию окружающего мира, несфомированности подражания, из-за низкого уровня развития общения, восприятия, моторики.

Речевое развитие детей характеризуемой категории также своеобразно. У большинства детей в раннем возрасте речь не появляется, а начинают говорить они в младшем и среднем дошкольном возрасте.

К трём годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.

В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незаметны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрасте, становятся более яркими.

У дошкольников с нарушением интеллекта не получает должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти мышления.

У дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной сфере. На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность.

В дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Читайте также:  Шкала оценки раннего развития ребенка

Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно – действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормального развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получившими специальную коррекционную помощь, фактически отсутствует возможность решения наглядно – образных задач.

Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности.

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.

В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объёме грудной клетки. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием, более простых форм действий.

Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.

У школьников с нарушением интеллекта снижен объём восприятия, замедлена его скорость.

В исследованиях Л.В. Занкова, Х.С. Замского, Б.И. Пинского и других учёных выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

У школьников с нарушением интеллектуального развития значительно нарушено мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Мышление также характеризуется косностью, тугоподвижностью.

Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, часто неадекватны и непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.

У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели.

Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении.

Заключение:

Причинами возникновения умственной отсталости могут быть наследственные заболевания, различного рода патогенные факторы, внутриутробные инфекции, нейроинфекции.

Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Источник

«Общие и специфические закономерности

учебной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью»

Умственно-отсталые дети относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. это дети, у которых вследствие различных причин развитие отклоняется от нормативного.

В моём классе обучается ребёнок с умеренной умственной отсталостью и тяжёлым нарушением речи на фоне аутического синдрома.

Любая деятельность таких детей, в том числе и учебная, нарушена и имеет ряд особенностей. Существуют как общие закономерности аномального развития учебной деятельности, так и специфические особенности.

К общим особенностям учебной деятельности умственно-отсталых детей относят следующие недостатки:

1. Слабость и узость мотивации. Учебные мотивы характеризуются неустойчивостью, скудностью, ситуативностью и одномоментностью.

2. Недостаточное понимание словесной инструкции, неспособность осознать содержание всей учебной инструкции в целом.

3. Низкая произвольность внимания.

4. Нарушение целенаправленности учебной деятельности.

5. Неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.

6. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.

7. Неадекватная самооценка учебной деятельности.

Таким образом, у умственно-отсталых детей отношение к учебной деятельности, в основном, безразличное, а зачастую и негативное. Интерес к учебным заданиям слабый и поверхностный. На учебных занятиях дети невнимательны, легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Дети не учитывают всех требований, заключенных в поставленном вопросе, обращают внимание лишь на отдельные звенья предложенного задания.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика как средство развития речи ребенка

Динамика деятельности неравномерная: медлительность может сменяться импульсивностью, расторможенностью, поспешностью в выполнении заданий и наоборот.

Работоспособность во время учебных занятий также имеет мерцательный характер, т.е. наблюдается истощение деятельности к концу урока.

Специфические особенности выступают как дифференциально-диагностические критерии. Специфических особенностей установлено гораздо меньше, чем общих и они, к сожалению, не имеют четких границ, а выражаются лишь в качественной степени: у умственно-отсталых детей они имеют более стойкий, а в некоторых случаях и необратимый характер.

Умственно-отсталые дети могут вступать в контакт легко, но он носит нестабильный, формальный, поверхностный характер.

У У/О ребенка затруднено понимание даже простой, односложной инструкции и количество повторов для ее понимания требуется гораздо больше. Причем, кроме повторов нужны еще и дополнительные разъяснения. В отдельных случаях ребенок учебную инструкцию не понимает вообще.

У У/О ребенка ориентировочная деятельность, как правило, отсутствует, либо такая деятельность хаотична, ребенок бесцельно манипулирует стимульным материалом.

У У/О детей происходит так называемое «застревание» на предыдущем виде деятельности или этапе работы.

При умственной отсталости – ошибки самостоятельно, как правило, не замечаются и для правильного выполнения задания всегда требуется помощь взрослого.

У/О ребенку необходимы все виды помощи, в том числе и конкретная, наглядно-действенная помощь.

У/О дети помощь используют слабо, неэффективно, в некоторых случаях практически не используют.

При У/О – словесная регуляция нарушается в зависимости от степени выраженности умственной отсталости, следовательно, в лучшем случае, речь выполняет констатирующую функцию (слово дополняет действие), но, как правило, речевое сопровождение (оречевление деятельности)отсутствует, либо не относится к выполняемым действиям.

У/О дети дают односложные полярные оценки: «Да», «Нет», «Хорошо», «Плохо», «Красиво», «Некрасиво». Многие обходятся утвердительным или отрицательным кивком головы.

Вышеописанные особенности учебной деятельности детей с У/О препятствуют реализации их интеллектуальных возможностей и создают дополнительные трудности при усвоении учебного материала. А для того, чтобы дети усвоили его, занятия должны иметь коррекционную направленность, цель которой – активное воздействие на процесс развития учащихся, направленное на исправление, ослабление (снижение степени) выявленных дефектов и их компенсацию.

Таким образом, если обучение будет развивающим, причем коррекционно-развивающим, результаты работы обязательно будут положительными.

Мой ученик:

Представления об окружающем мире не сформированы. Сведениями о себе и своей семье не владеет. На критические замечания не реагирует.

Не развита мелкая моторика рук. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, не выработаны.

Речь не развита. Мотивация к обучению отсутствует. Не сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. Подчиняется требованиям учителя только к выполнению совместных действий способом «рука в руке»: лепка и письмо букв и цифр, изготовление простейших аппликаций и поделок, рисование.

Сопряжённо с учителем выполняет практические задания: соотнесение картинок и табличек, пересчёт предметов в пределах пяти. Преобладает наглядно – действенное мышление, а словесно – логическое не развито. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.

Воспроизвести учебную информацию не может. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не в силах.

Общий темп деятельности медленный. Преобладающий тип настроения на уроке – гиперактивный.

Письмо не сформировано. Счёт в пределах десяти отсутствует. Самостоятельные работы не выполняет. Навык самоконтроля не развит.

Поведение не всегда адекватное. Наблюдается агрессия: кусается, щипается, дёргает за волосы. Иногда действия сопровождаются лаской: обнимает, целует. Наблюдается стереотипность движения рук. Некоммуникабелен, активно избегает своих сверстников. Взаимодействие с окружающими людьми ограничено.

Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

И в заключении пусть прозвучат следующие слова: «В первую очередь – ребенок, а уже во вторую – ребенок с дефектом».

Источник