Закономерности развития поведения ребенка
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
: | , , : , ! , , . , , 20 % . , . , , 10 % , . , . , , , , ! ? ? , , , , : , , , . , . . , , , . , , , . , , . , (, : 3 , 1112 ), , . , , , . , . . , , , , , , . , , , , , , , . , , . , ( , ), . , . , , . , , . . ‑ , . 1113 , 1214, . , 67 (, , ), . , , . , , , . . , , ‑ , , , 67 . , , . , , , . , , , . , , , , . ‑ , . : , . ‑ , , . , , , , , , . , , , , , . , . , , . , 34‑ , , ‑ . , ( ) , , , , . , 40 . , , . , , , , ‑ . : , . : ‑ , ‑ . , . ( 6 ) : , , , . (711 ) : , , , . ( , 1112 ) : , . , . : 1. ‑ ( ). , , . 2. ( ). , , , . . ‑ , . . . 6 12 , ( ). 1 3 , . , , , ( ‑ ). , , , . 3 . , , , . , . 67 . , , , , (1011 ) . , (1113 ), , . , , . , , ‑ , . , : 3 , 1011 . , : , , , . , , . ‑ , . : , 80 % , . (, , ) , , . , . , , , , . , , , . , , . 1. . , . , . , ‑ , . : , 셻 : . . 2. . , . , 셻 , ! , . , . . , , , , , , . , , , , : , , . , , . , . , , , , , , . , , ‑ , . ( !) , , . , , , ‑ , , . , . , , , . , . , : , , ; , , ; , , . , ( , , ). ! ( ). , , . , 3 5 ( , , ) , , ‑ . , , . 2 56 , , , , ‑ . 4 6 . ( , ). 68 : , , , . (710 ) , , , . , . , , . , . , , . , , , , 23 , , . . , ‑ . ‑ ! , , , , . , , , , , , , . , , , , . : , , 10 , , . ‑ , , ‑ , . , , , . , , . , . , , , . , ! , , , ‑ ( , ) , . , , . , , , , , . , ( ) , . . , , , . ! , . , , , , , . , , ! . , . , . , . 57 ‑. 10 , 15 , . , 30 , 50, . , , . , , , . , , , , . , , , . . , , , , . , , ‑ , ‑ , , . , , , , , . , . , . , , .[1] , , , , . . , , , , . , , : , ; , , , , ; , , , . . , , , , , . , , , . , , . , , , , : , , , . , . , , . . , , . , , , 200 ( 300 ) . , , , , , , . , , (‑ ), . : , XIX ( ) . , . , , , , . . , . . ‑, . , . . , , (, ). , 5 , . . ‑ , , . . , . , , . , , ( ). , . , , . 45 , , . , , . . , , . , , , . , . . , , ‑ ‑ , , , . , , . , (, , , , ). , ( , , , . .) ( , ). , , , , . , , , . , , , ‑ . , , . , ( ‑ ), , . , , , ‑ . , , , . , , , , 5 , . , , . ? , , . . , , . , , , . , , , , , . . , . , , , . , , , . , , . , . , . : , , . , , . , . , ‑ , , , . ‑ , , , , . , , ‑ . , , , . ‑ , , , . , , . , , , . ‑ ! , , , . , , , . , , , , . , , , . , ‑, , . , , . , , , , . , , , . , , . . , , , . , , , , , . ‑ ( , ) , . , , ‑ , , , , , . ( , , 6 ) , . , , ( ). . , (, , ), , . , , , , , . . : , . . ( , ) , . , : ‑ . , . ‑ , , . , , , , , . , , . , 46 ( ) , , , . . , , . , ? , . ? , ! : 2015-01-10; : 16; |
Источник