Закономерности развития организма ребенка

Закономерности развития организма ребенка thumbnail

Повышение эффективности воспитания и обучения возможно лишь на основе учёта возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности предполагает строгий учёт возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определённых этапов развития детей.

В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма. Чем меньше ребёнок, тем своеобразнее его организм, тем в большей степени он отличается от взрослого, и процесс его созревания подчинён следующим общим закономерностям.

1. Неравномерность темпов роста и развития проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, и прежде всего, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь требует активизации двигательной активности. Скачок роста наблюдается у детей 6-7 летнего возраста и в период полового созревания (11-14 лет), когда длина тела увеличивается на 5-10%, в то время как в остальные периоды лишь на 3%. Данная закономерность учитывается при формировании учебных групп для занятий физическими упражнениями и определения физических нагрузок в период бурного роста.

В каждой возрастной группе есть отдельные дети, которые опережают своих сверстников и свой собственный хронометрический возраст, а также дети с замедленным темпом развития (10-20%). «Опережающие», или так называемые «акселераты», встречаются реже, чем «отстающие».

Наибольшее число «опережающих» встречается среди подростков. Их работоспособность, общая выносливость ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Чаще они имеют избыточную массу тела за счёт жироотложения, у них выше показатели заболеваемости, чаще проявляются функциональные отклонения.

Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 3-5 лет.

Школьники с замедленным темпом развития характеризуются снижением большинства антропометрических показателей, отклонениями параметров опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. У детей с отставанием биологического возраста на 3 года и более отмечается снижение работоспособности и ухудшение состояния здоровья.

Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5-2 лет считается вариантом нормы. Поздно созревающие дети на каком-то этапе развития сравниваются с обогнавшими их ранее, и к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.

Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.

2. Гетерохронность (неравномерность) роста и развития отдельных органов и систем. Данная закономерность хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет 260% и наиболее выражается в первые 2-3 года после пубертатного скачка роста. Девочки достигают максимума мышечной силы к 15, а мальчики только к 18 годам. В абсолютном отношении мышечная сила девочек меньше, и с возрастом эта разница увеличивается.

Особое значение имеет возрастное развитие выносливости. Так, в дошкольном возрасте при наступлении утомления дети немедленно прекращают работу. В 8-10 лет они способны продолжать работу в этих условиях, но при сниженной мощности. С 12-14 лет приобретается способность продолжать утомительную работу без снижения мощности, компенсируя нарастающее утомление за счёт вегетативных сдвигов. Выносливость продолжает расти до 20-30 лет. При бурном развитии выносливости наблюдается отставание в развитии силы, и наоборот.

Закономерности развития организма ребенка

К началу школьного обучения достаточно развиты точность движений, ловкость и быстрота; к 13-14 годам дети достигают высокого уровня развития этих качеств и совершенствуются до 15 лет.

Мышечная сила, выносливость и ловкость движений развиваются раньше в крупных группах мышц, обеспечивающих сохранение позы, передвижение и относительно малодифференцированные движения.

Окончательное формирование различных органов и систем организма происходит неодновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13-14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16-17 годам.

3. Обусловленность роста и развития половыми особенностями детей. Половые различия в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, физической работоспособности подтверждаются тем, что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чем у их сверстниц. Поэтому необходим дифференцированный подход при определении характера и интенсивности нагрузок.

4. Биологическая надёжность функциональных систем. Природой предусмотрены большие потенциальные возможности детей любой функциональной системы. Это позволяет применять большие нагрузки уже в младшем школьном возрасте. Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанный на самосохранение организма в критических ситуациях, следует при использовании больших нагрузок учитывать физическую подготовленность и функциональные возможности растущего организма.

5. Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами. Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов, их биологическую надёжность. Однако эта программа допускает возможность воздействия различных факторов внешней среды. Следует отметить, что у современных школьников отмечается тенденция к снижению в режиме дня динамического компонента и заметному увеличению видов деятельности, требующих статических положений (учебная деятельность, чрезмерное пристрастие к телепередачам, компьютерные игры). Пониженная двигательная активность (гипокинезия) неблагоприятно отражается на развивающемся организме и может способствовать быстрой утомляемости при выполнении умственных и физических нагрузок, снижение возможностей вегетативных функций, отставании в развитии двигательных качеств, изменению в физическом развитии и др.

Отрицательное воздействие может оказать и чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия), причиной которой является формирование спортивной подготовки. Чрезмерная мышечная деятельность может вызвать перестройку гормональной регуляции и неблагоприятные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы детей.

Следует помнить, что двигательная активность, являясь своеобразным условием жизнедеятельности, оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин. Физические нагрузки являются мощным биологическим регулятором правильного роста и развития детей.

6. Акселерация физического и физиологического развития. Необходимо учитывать, что современные школьники на 2-4 года опережают по темпам физического развития и полового созревания сверстников, родившихся 30-50 лет назад.

Наиболее ярко акселерация наблюдается в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций. Поэтому важно соблюдать рациональный режим жизни и подобрать оптимальные физические нагрузки для укрепления здоровья школьников.

Источник

Медицинский работник СЭС, осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс, питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.

Организм человека -: это единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.

Рост и развитие – две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост – это общебиологическое свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие – это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.

Организм ребенка отличается от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и систем. Главная особенность организма ребенка – это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.

Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно). Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6-7 лет, период полового созревания: 12-13 лет (девочки), 14-15 лет (мальчики).

Иллюстрацией указанных закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес – 50%, в 27z года – 75%, в 5 лет – 90%, в 10 лет – 95%. Между тем масса всего тела новорожденного составляет только 5%, а в 10 лет -только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период – за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Неравномерно возрастает и длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног увеличивается в 5 раз, рук – в 4, туловища – в 3 раза. Голова новорожденного составляет ‘Д, а у взрослых – 1/8 длины тела.

К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.

Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым – режим дня, характер деятельности и т.д. Для человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма, служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12 ч, второй – от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и т. д.).

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст представлены в ней 7 периодами:.

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст – до 3 лет; 2) дошкольный возраст – 3-6(7) лет; 3) школьный возраст:

Такая периодизация наиболее полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст, к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12-13 лет, так как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и проводится профессиональное обучение; на подростков 15-18 лет распространяются определенные трудовые льготы.

Период новорожденности. Этот период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2-4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6-10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти полностью исчезает.

Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса – в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания).

Раннее детство (преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в физическом и нервно-психическом развитии.

Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5-8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных способностей.

Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Подростковый возраст. Его называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста (пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков – от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте 13 лет, у живущих в сельской местности – в более поздние сроки, на 6-10 мес позже.

Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация – ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось уже в большинстве стран земного шара. За последние 30-40 лет в СССР масса тела новорожденных увеличилась в среднем на 100-300 г, а длина- на 1,2-1,5 см; удваивается масса тела на 4-5-м месяце жизни, а не на 5-6-м, как ранее. На год раньше, чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте. Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l’/г-2 года. Такие изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному явлению. Акселерация – феномен сложной комплексной структуры, где тесно переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации, которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах. Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в дальнейшем – окончание этого процесса.

Источник