Закономерности физического развития ребенка раннего возраста

Закономерности физического развития ребенка раннего возраста thumbnail

1.1. Закономерности физического развития детей

Под термином «физическое развитие» подразумевают динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности. Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.

Физическое состояние – статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка.

Контроль роста и развития ребёнка – один из основных разделов работы врача – педиатра. Успех в этом направлении может быть достигнут только при условии динамического наблюдения за ребёнком в установленные декретированные сроки: на первом году – ежемесячно, до 3 лет – ежеквартально, до 6 лет – 1 раз в полгода, в дальнейшем – ежегодно. Подобная частота наблюдений определяется минимальными временными промежутками, за которые в растущем организме происходят значимые качественные изменения.

Процессы роста подчиняются определенным законам:

Замедление скорости роста с возрастом.

Скорость роста наиболее выражена во внутриутробном периоде, особенно с 8 до 25 недели гестации. В дальнейшем наблюдается замедление скорости роста.

Закон неравномерности изменений скорости роста.

Этот закон в определенной степени опровергает предыдущий, но только применительно к нескольким периодам жизни. Например, ускорение роста у детей через 2 -3 недели после рождения и препубертатное ускорение роста (после 11-12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.

Кранио-каудальный градиент роста

После рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью, чем проксимальные (например, кисть растет быстрее предплечья). Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящих от периода новорожденности до взрослого возраста.

Закон чередования направлений роста

Необходимо помнить, что каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста кости в длиннике и поперечнике. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления». Циклический, ступенчатый характер роста со сменой фаз его ускорения и замедления прекрасно демонстрирует периодизация детства, предложенная Штратцем (Straz, 1903):

  • период первой «полноты» или первого «округления»: с 1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы тела над длиной тела;

  • период первого «вытягивания»: с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;

  • период второй «полноты» или второго «округления»: с 8-го по 10-й годы жизни;

  • период второго «вытягивания»: с 11 до 15 лет;

  • период замедленного роста: с 15 до 18-20 лет.

Закон половой специфичности темпов роста.

Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, несмотря на то, что девочки относительно раньше (на 1-2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам.

Закон асимметричности роста.

При сложившейся прово- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Особенности физического развития детей раннего возраста.

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности. Более подробная информация об особенностях данного возрастного периода в плане физического развития детей, приведена в данной статье.

Нормы веса и роста детей раннего возраста.

Ежемесячная прибавка массы тела детей от 1 до 2-х лет составляет от 200 до 250 грамм, рост увеличивается, в среднем, на 1 см. На третьем году жизни дети начинают расти чуть медленнее, за год в весе прибавляют всего лишь до 2,5 кг, а в росте до 8 см. Замедленное прохождение этих процессов объясняется тем, что энергия маленького организма направлена на развитие внутренних органов и усовершенствование работы всех систем. Кроме того, значительная часть энергии уходит на двигательную активность, которая в раннем возрасте ребенка очень велика, ведь малыш уже научился и ходить, и прыгать, и бегать, и преодолевать несложные препятствия (лазание, перелезание)

Развитие двигательной активности.

Опорно-двигательный аппарат у ребенка раннего возраста становится все крепче, в этот возрастной период интенсивно протекает процесс окостенения мягких костных тканей и хрящей. Этот процесс будет продолжаться еще много лет, но уже сейчас тело ребенка приобретает устойчивость в вертикальном положении.

К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького человечка. Ближе к школьному возрасту он снизится, при этом процесс снижения у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно этим и объясняется большая усидчивость девочек на уроках, чем мальчиков. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Такие показатели, как темперамент, наследственность, в этом вопросе также из виду выпускать нельзя. Например, флегматики отличаются медлительность, поэтому дети-флегматики могут отличаться более спокойным поведением, они могут начать и ходить, и говорить позже, чем дети с другим типом темперамента. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Маленьким толстячкам тяжело угнаться за своими сверстниками с нормальными показателями веса.

Но как бы активны не были дети младшего дошкольного возраста, они еще быстро устают, и часто после активной прогулки, ребенку требуется значительное время для отдыха. Поэтому важно чередовать подвижную деятельность с пассивной, чтобы у ребенка было время на восстановление сил.

Мелкая моторика рук у ребенка в период раннего детства продолжает активно развиваться: движения становятся более точными, амплитуда их становится более мелкая. Малыш уже может манипулировать карандашом (но не обязательно держит его правильно), ложкой, может управляться с застежкой молнией. Но такие навыки, как застегивание пуговиц и завязывание шнурков для него еще трудны в освоении.

Развитие внутренних органов и систем организма.

В период раннего детства значительные изменения происходят и в центральной нервной системе, она становится устойчивей. Малыш уже может удерживать внимание на одном предмете или действии более длительно, например, игра с одной и той же игрушкой может продолжаться до 10 минут. Периоды бодрствования ребенка увеличиваются до 6-8 часов, то есть это время он может обходиться без сна, при этом хорошо себя чувствовать. Работа желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также характеризуется определенными изменениями: повышение тонуса кишечника, нормализация процессов регуляции прохода пищи по желудку и кишечнику, усиление перистальтики, укрепление мышечного слоя стенок желудка. А вот процессы пищеварения в раннем возрасте еще не совершенны, поэтому питание детей должно быть здоровым и сбалансированным. К концу 2-го года жизни дети уже чувствуют позывы к дефекации. Важно не упустить этот момент, в этот период нужно начать проводить действия по приучению ребенка к горшку.

Значительными изменениями в развитии у детей младшего дошкольного возраста отличается мочевыделительная система. Объем мочевого пузыря увеличивается в 3 раза, а число позывов к мочеиспусканию в сутки уменьшается до 10 раз. Дети раннего возраста уже начинают чувствовать и позывы к мочеиспусканию, реагировать на них. И это еще одна причина для того, чтобы начать процесс приучения ребенка к горшочку.

Из приведенной информации понятно, что период раннего возраста отличается особенно усиленной активизацией физического развития. Задача взрослых в этот период жизни ребенка – создать благоприятную среду для успешного протекания всех процессов его развития, а также поддержать и помочь в преодолении трудностей и освоении новых навыков и умений. В чем именно должна заключаться работа родителей и педагогов? В первую очередь – это соблюдение режимных процессов: дневной и ночной сон по режиму, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры (умывание, растирание) и закаливание, прогулки на свежем воздухе до 6-8 часов в день при благоприятных погодных условиях. Игровая деятельность и спортивные занятия – еще одна составляющая работы взрослых, направленная на успешное физическое развитие детей раннего возраста. Заключается она в привлечении ребенка к участию в подвижных играх, спортивных соревнованиях, занятий физкультурой. Программа названных мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям развития детей, то есть несли посильную нагрузку для ребенка.

Двух-, трехлетнему малышу трудно также сохранять неподвижную позу: он не может длительно спокойно сидеть, а поэтому, сидя за столом, много «вертится», меняет положение, двигает ногами. Эти особенности часто не учитываются родителями.

Ребенок нуждается в постоянной смене движений – это его естественная потребность, и поэтому нельзя требовать от него, чтобы он долго сидел спокойно, не двигаясь, и нельзя упрекать его за то, что он не хочет идти, жалуется на усталость, просится на руки, после того как он прошел с матерью даже сравнительно небольшое расстояние. Необходимо предоставлять ему возможность часто менять положение тела, позу, следить, чтобы его подвижность чередовалась с отдыхом.

Необходимо также знать, что скелет трехлетнего ребенка, в частности его позвоночник, находится еще в стадии окостенения, кости и суставы легко подвергаются деформации, даже под влиянием тяжести собственного тела при длительном стоянии, ходьбе или даже сидении. Поэтому долго стоять (а родители нередко в наказание ставят ребенка надолго в угол), сидеть, ходить вредно ребенку, нельзя разрешать ему виснуть на руках, прыгать с высоты, долго сидеть с висящими без опоры ногами и т. п.

Своевременное и правильное развитие движений и в этом возрасте имеет большое значение. Упражнение в тех или иных движениях способствует в значительной степени нормальной деятельности всех внутренних органов (улучшает кровообращение, дыхание), стимулирует рост тела. У детей, которые много двигаются, бегают, лазают, более правильные пропорции тела, чем у детей малоподвижных, проводящих большую часть времени преимущественно в сидячем положении. Своевременное овладение теми или иными движениями делает ребенка постепенно все более самостоятельным, что имеет особо, важное значение, так как расширяет возможности для его психического развития.

Разнообразные движения содействуют формированию таких положительных качеств, как смелость, уверенность, настойчивость в преодолении препятствий. На третьем году жизни, т. е. в том возрасте, когда происходит интенсивный рост и развитие всего организма, бедность движений отрицательно влияет на все развитие ребенка. В частности, замедляется рост тела (особенно рост ног), малоподвижный ребенок становится беспомощным, неуверенным, робким. Поэтому необходимо позаботиться о правильном и своевременном развитии как общих движений (ходьба, бег, лазание), так и движений рук.

Движения у ребенка надо развивать главным образом в процессе его повседневной деятельности. Ежедневное самостоятельное участие в умывании, одевании, еде в значительной мере способствует этому. Много двигается ребенок во время игры, на прогулке. Если взрослые не мешают ребенку, предоставляют ему необходимый для движений простор и дают соответствующие игрушки (обруч, лопатки, санки, мяч и т. п.), то одно это уже во многом способствует нормальному развитию движений.

Но надо, кроме того, обучать ребенка более точным правильным движениям и своим одобрением развивать у него смелость и уверенность. В одобрении, поощрении особенно нуждаются робкие, застенчивые дети. Ни в коем случае нельзя подчеркивать их беспомощность, а надо стараться вызвать у «их уверенность в своих силах: «Ну, вот как хорошо ты забрался на лесенку, молодец».

В случае возможных затруднений не надо сразу предлагать ребенку: «Ты не умеешь, давай я сделаю сама», а подсказать и даже показать, как надо сделать: «Возьмись ручкой за перила, тебе удобнее будет», «Возьми мяч вот так, обеими ручками, и бросай вверх».

Во время прогулки хорошо организовывать различные подвижные игры с детьми: догонялки, игры в мяч и с различными игрушками на колесах, катание обруч», езду на трехколесном велосипеде, лазание по специальным лесенкам, которые обычно имеются на детских площадках.

Создавая все условия для развития движений, не следует забывать, что наряду с этим ребенку третьего года жизни надо всячески создавать условия и для спокойной сосредоточенной деятельности. Довольно часто встречаются чрезмерно подвижные дети, которые не могут спокойно чем-либо заняться, ничего не могут довести до конца. На таких детей следует обратить особое внимание. Надо повседневно тренировать у них умение спокойно, сосредоточенно заниматься.

Спокойное, терпеливое поведение родителей и соблюдение указанных мер дадут через некоторое время положительные результаты.

МБДОУ «Детский сад №16» г.Чебоксары

Особенности физического развития детей раннего возраста.

Выполнила Александрова Е.М.

Январь 2019

Источник

Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность – интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образо­вание новых соединений из поступающих в организм веществ.

Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.

В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процес­са – усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних – 230%, у 3-летних -250%.

В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада урав­новешены между собой, а при старении происходит обратное явление – пре­обладает распад.

Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организ­ма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20-21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.

Этап созревания организма приходится на детский и подростковый воз­раст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) чело­века и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к услови­ям окружающей среды.

На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свой­ственны определенные закономерности.

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных ор­ганов и систем;

3) обусловленность роста и развития полом;

4) биологическая надежность функционирования систем организма;

5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми фак­торами;

6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децеле-рация, секулярный тренд).

Процессы роста и развития про­текают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет не­линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.

Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличе­ния длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрас­те 4-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%.

Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравно­мерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжа­ется на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно – в пер­вые годы жизни.

Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.

Данная закономерность является основанием для правильной группиров­ки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной перио­дизации.

Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодно­временно.

Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что изби­рательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определен­ных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.

Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделях беременности, сердце – на 3-7 неделях, пищеварительные органы – на 4-12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем на­блюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происхо­дит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360-390 г; к концу первого года жизни она увеличивает­ся в 2-2,5 раза, к концу третьего года – в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы про­исходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.

Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособле­ние организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в пер­вые годы жизни.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных фи­зических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также проис­ходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигатель­ные акты, нужные для самообслуживания, затем – бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики – двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.

Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нор­мальное развитие, следующая:

1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

3) ролевая игра дошкольника;

4) учебная деятельность;

5) общественно-полезная деятельность;

6) учебно-продуктивная деятельность.

Известно, что маль­чики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его мас­сы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12-14 лет соотно­шение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у маль­чиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизнен­ная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.

Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).

Концепция о на­дежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных воз­можностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сон­ной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превы­шает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринима­ющих клеток, т. е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассмат­ривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными по­тенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генети­ческой программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружаю­щей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая про­грамма предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.

Очень велика роль генетической программы в формировании морфологи­ческого типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких – дети низкого роста.

Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в пита­нии, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка ро­ста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хо­рошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.

При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.

В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдель­ных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирую­щего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы об­щение и тренировки в социальной среде.

Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей за­висимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.

Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.

Акселерация – это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

У детей и подростков 50-80-х гг. процесс биологического созревания на­ступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела но­ворожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, а длина тела на 12-15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались впол­не зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сме­нялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростко­вом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16- 17 годам, а юношей – к 18-19 годам (раньше это происходило к 21-23 годам).

Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшать­ся, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отстава­ние массы тела от нормативных данных; в 1996 г. – 15% и в 1997 г. – 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчи­ков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. – соответственно 18,8% и 19,8%.

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с те­орией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в орга­низме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излу­чений, которые могут быть более или менее интенсивными.

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. С. 50-55.

Источник