Закономерности физического развития ребенка

В развитии ребенка выделяют возрастные периоды: 1)период новорожденности 1-10дней; 2)грудной возраст 10дней-1год; 3)раннее детство 1-3года; 4)первое детство 4-7лет; 5)второе детство:♂ 8-12лет, ♀ 8-11лет; 6)подростковый возраст: ♂ 13-16лет,♀ 12-15лет; 7)юношеский возраст: ♂ 17-21год, ♀ 16-20 лет.
Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором – рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3-5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11-12, у мальчиков к 14-15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11-12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14-15 лет.
Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2-3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4-5 кг у девочек и 7-8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.
Физическое развитие детей и подростков – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Оно отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью.
Хронологический возраст – это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу – день, месяц, год.
Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
При изучении физического развития используют соматометрические показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки. Такие показатели, как форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к соматоскопическимпоказателям. Жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук – это функциональные или физиометрические показатели.
Полученные результаты измерения показателей сравниваются со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста – возрастными стандартами физического развития.
К методам индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающим только соматометрические показатели, относятся метод сигмальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный метод (оценочных таблиц), центильный метод.
Оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности, поэтому для более точной индивидуальной оценки используют другие показатели: погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания. Погодовые прибавки роста отражают закономерности ростового процесса ребенка, тесно связанные с биологическим возрастом. Сроки прорезывания постоянных зубов варьируют в каждой возрастной группе в широких пределах. Степень полового созревания:у девочек она оценивается по оволосению подмышечных впадин и лобка, развитию молочных желез, а также возрасту наступления менструаций, у мальчиков – по оволосению подмышечных впадин и лобка, мутации голоса, оволосению лица и развитию кадыка.
Акселерация физического развития – ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.
91. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ.
Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000м для городских школ и 2000м – для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета 40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной (секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3м т.к. при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м. Высота – не ниже 3м.
Школьная мебель, размеры школьной парты (высота стула, его глубина, угол наклона крышки, дифференциация, дистанция спинки и сиденья и т.д.) должны строго соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. В настоящее время предусматривается изготовления пяти номеров мебели с буквенной системой нумерации, а именно: А- рост до 130см, Б-131-145; В-146-160, Г-161-175, Д-более 176см. К учебным пособиям также предъявляют гигиенические требования. Соблюдение требований к
школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для органов зрения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм для учебников старших классов и 2,1-2,4 -для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение расстояния между отдельными буквами, словами, строками.
Лечебно-оздоровительные мероприятия в школе.
Школьный врач и медицинская сестра осуществляют всю плановую ревакцинацию и все противоэпидемические мероприятия. С участием школьного врача проводится вся система мероприятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и школах, а также работа по трудовому воспитанию, гигиене обучения в школах, профориентации. Младший медицинский персонал (медицинская сестра или фельдшер) в детском саду и школе помогает при проведении углубленных и профилактических осмотров, проверяет соблюдение детьми правил личной гигиены, контролирует выполнение режима дня в учреждении, организацию питания детей, хранение продуктов и т. д. Физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития используются основные антропометрические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические
(жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной систем, жироотложение, половое развитие). Рациональный режим дня предусматривает: 1) правильную организацию урока; 2) нормирование общего количества ежедневных и еженедельных уроков; 3) регламентацию продолжительности уроков и перемен; 4) рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели; 5) число и продолжительность каникул.
Источник
1.1. Закономерности физического развития детей
Под термином «физическое развитие» подразумевают динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности. Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.
Физическое состояние – статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка.
Контроль роста и развития ребёнка – один из основных разделов работы врача – педиатра. Успех в этом направлении может быть достигнут только при условии динамического наблюдения за ребёнком в установленные декретированные сроки: на первом году – ежемесячно, до 3 лет – ежеквартально, до 6 лет – 1 раз в полгода, в дальнейшем – ежегодно. Подобная частота наблюдений определяется минимальными временными промежутками, за которые в растущем организме происходят значимые качественные изменения.
Процессы роста подчиняются определенным законам:
Замедление скорости роста с возрастом.
Скорость роста наиболее выражена во внутриутробном периоде, особенно с 8 до 25 недели гестации. В дальнейшем наблюдается замедление скорости роста.
Закон неравномерности изменений скорости роста.
Этот закон в определенной степени опровергает предыдущий, но только применительно к нескольким периодам жизни. Например, ускорение роста у детей через 2 -3 недели после рождения и препубертатное ускорение роста (после 11-12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.
Кранио-каудальный градиент роста
После рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью, чем проксимальные (например, кисть растет быстрее предплечья). Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящих от периода новорожденности до взрослого возраста.
Закон чередования направлений роста
Необходимо помнить, что каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста кости в длиннике и поперечнике. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления». Циклический, ступенчатый характер роста со сменой фаз его ускорения и замедления прекрасно демонстрирует периодизация детства, предложенная Штратцем (Straz, 1903):
период первой «полноты» или первого «округления»: с 1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы тела над длиной тела;
период первого «вытягивания»: с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;
период второй «полноты» или второго «округления»: с 8-го по 10-й годы жизни;
период второго «вытягивания»: с 11 до 15 лет;
период замедленного роста: с 15 до 18-20 лет.
Закон половой специфичности темпов роста.
Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, несмотря на то, что девочки относительно раньше (на 1-2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам.
Закон асимметричности роста.
При сложившейся прово- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
|
Источник