Закономерности довербального и вербального развития ребенка

Закономерности довербального и вербального развития ребенка thumbnail

Добавил:

Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Мастюкова Коррекция.КАФdoc.doc

Скачиваний:

163

Добавлен:

19.05.2015

Размер:

5.03 Mб

Скачать

Возраст

Стадии развития

I

От рождения до 8 нед.

Рефлекторный крик и рефлекторные зву­ки, сопровождающие, в основном, сома­тические реакции ребенка. В крике пре­обладают гласноподобные звуки, имею­щие носовой оттенок

II

От 8 до 20 нед. (2-5 мес.)

Качественное изменение крика, появле­ние гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при обще­нии. С 15-16 нед. – смех при общении

III

От 1 6-20 нед. до 30 нед. (4-7,5 мес.)

Интенсивное развитие гуления и появле­ние лепета. С 5-6 мес. произнесение пер­вых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными)

IV

От 20-30 нед. до 48 нед. (5-12 мес.)

«Расцвет» лепета, каноническая вокали­зация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления»

V

9-1 8 мес.

Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5 мес.

Дифференциация направления звука, певучее гуление

301

Окончание табл.

Возраст

Основные показатели

6 мес.

Лепет

7 мес.

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых сло­гов ба-ба, ма-ма

9 мес.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

10 мес.

Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуа­цией

1 1 мес.

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением

12 мес.

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; пони­мание простой инструкции, дополняемой жестом

15 мес.

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понима­ет простую инструкцию без жеста

18 мес.

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

21 мес.

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Сло­варный запас – около 20 слов

24 мес.

Показывает 5 частей тела, словарный запас – минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, начинает исполь­зовать предложение из 2 слов

30 мес.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне’, использует предложение из 2 слов

36 мес.

Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложе­нием из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и воз­раст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа Положи кубик под чашку, Положи кубик в коробку

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Логопункт МОУ СОШ № 3

Некоторые показатели психического и физического развития детей

п. Михайловка

2011/2012

1. Закономерности довербального (доречевого) и раннего вербального (речевого) развития

Возраст

Стадии развития

От рождения до 8 недель

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.

От 8 до 20 недель (205 мес.)

Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.

От 16 -20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)

Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. Произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).

От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.

«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».

9-18 мес.

Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.

2. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения на речевом общении

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5 мес.

Дифференцированность направления звука, певучее гуление.

6 мес.

Лепет.

7 мес.

Готовность к совместной деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.

9 мес.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10 мес.

Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с стуацией.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка одинцово

11 мес.

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.

1 год

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

1 год 3 мес.

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.

1 год 6 мес.

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

1 год 9 мес.

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.

2 года

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.

2 года 6 мес.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.

3 года

Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

3. Оценка понимания речи

Возраст

Основные показатели

3-6 мес.

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.

6-10 мес.

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)

10-12 мес.

Понимает названия отдельных предметов.

12-14 мес.

Показывает их на сюжетных картинках.

15-20 мес.

Узнаёт их на картинках

20-24 мес.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?

2 года 6 мес.-3 года

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё).

3-4 года

Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию.

4-5 лет

Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.

4. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

Возраст

Навыки поведения

1-2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

(базовый навык для формирования письма)

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес.

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года

Может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину.

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

6. Возрастные особенности развития общей моторики

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).

Читайте также:  Ребенок седьмой месяц жизни развитие

6-12 мес.

Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.)

1-2 года

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает ан месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.

2-3 года

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

3-4 года

Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

4-5 лет

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

5-6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.

Источник

Дата: 12 мая 2016 в 12:48, Обновлено 19 сентября 2018 в 13:52

Вернуться на главную

Этапы довербального и начального вербального развития

детей до трех лет

Период до трех лет – наиболее важен для развития речи ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач;
  • 1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком. Улыбка при общении;
  • 3 месяца. Комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении со взрослыми. Появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета). Обычно гуление – это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
  • 4 месяца. Дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех;
  • 5 месяца. Ребенок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
  • 6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,”ма-ма-ма”. Появляется готовность к совместной игровой деятельности;
  • 8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо. Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к похожим на слова т.е. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в “ладушки”;
  • 10-12 месяцев.Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций, дополняемых жестами;
  • 15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
  • 18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
  • 21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов, использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей тела;
  • 24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50 слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
  • 30 месяцев. Адекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
  • 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.
Читайте также:  Развитие моторики рук ребенка ручной труд

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Довербальное и раннее вербальное развитие

2 слайд

Описание слайда:

Закономерности довербального и раннего вербального развития Возраст Стадии развития От рождения до 8 нед. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок От 8 до 20 нед. (2 – 5 мес.) Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления (‘гуканье’). 6 – 8 нед. – улыбка при общении. С 15 – 16 нед. – смех при общении От 16 – 20 нед. до 30 нед. (4 – 7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5 – 6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными) От 20 – 30 недель до 5 – 7,5 – 12 мес. ‘Расцвет’ лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего ‘комплекса оживления’ 9 – 18 мес. Произнесение слогов разных типов и ‘псевдослов’, не имеющих еще четкого значения

3 слайд

Описание слайда:

Оценка этапов довербального и начального вербального развития 1 месяц Реакция сосредоточения на речевом общении 2 месяца Улыбка при общении 3 месяца Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление 4 – 5 месяцев Дифферинцированность комплекса оживления, смех. Дифференциация направления звука, певучее гуление 6 месяцев Лепет 7 месяцев Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку 8 месяцев Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма

4 слайд

Описание слайда:

Оценка этапов довербального и начального вербального развития 9 месяцев Общение с помощью жестов, игра в ‘ладушки’ 10 месяцев Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 ‘лепетных слов’, понятных при соотнесении с ситуацией 11 месяцев Использование 3 ‘лепетных слов’ с соотнесением 12 месяцев Использование 3-4 ‘лепетных слов’ с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

5 слайд

Описание слайда:

Оценка этапов довербального и начального вербального развития 1 г. 3 мес. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 1 г. 6 мес. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов 1 г. 9 мес. Показывает три части тела, начало фразы из 2-х слов, словарный запас около 20 слов 2 года Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложения из 2-х слов 2 года, 6 мес. Адекватно использует местоимения Я,ТЫ, МНЕ; использует предложения из 2-х слов 3 года Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3-х и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку, …… в коробку и т.д.

6 слайд

Описание слайда:

Оценка понимания речи Возраст Основные показатели 3-6 мес. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса 6-10 мес. Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.) 10-12 мес. Понимает названия отдельных предметов

7 слайд

Описание слайда:

Формирование звуков речи в онтогенезе Раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1187703

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник