Заключение по диагностике ребенка 3 года
Диагностика психического развития детей 3-4 лет.
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения – 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно – 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием – 0 баллов.
В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует – путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.
Субтест 2.
«Матрешка 3-составная» (мышление)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку – 2 балла.
- Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого – 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» – смог ли он поставить матрешек по росту.
Субтест 3. «Разрезные картинки 2-3-составные»
(мышление, восприятие) (Приложение 1)
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях – 2 балла.
- Ребенок выполнил задание путем проб – 1 балл.
- Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием – 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.
Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
- Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
- Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков – 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов – 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.
Субтест 5. «Парные картинки»
(внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары – 2 балла.
- Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания – 1 балл.
- Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары – 0 баллов.
В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.
Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки – 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку – 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не
понял инструкции – 0 баллов.
В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.
Оценка результатов
Высокий уровень -8 -12 баллов.
Средний уровень -5-7 баллов.
Низкий уровень – 0-4 балла.
Источник
Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.
Что происходит в первые 4 года жизни
Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:
- моторика;
- сенсорика;
- речь;
- эмоциональная сфера и т.д.
Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.
В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.
Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.
Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников
Что оценивает психолог
Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.
Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.
Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.
Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:
- посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
- игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
- мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.
Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:
- внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
- память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
- мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
- воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
- эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.
Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?
Диагностика психомоторного развития
Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.
Психологическое обследование делится на 2 группы:
- Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
- Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.
Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:
- «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
- «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
- «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
- «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.
Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.
Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.
При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.
В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.
Дата публикации: 16.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам диагностики ребенка
ХХХХХХХХХХХХХ, ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения
Используемы методики: Психологическая диагностика в раннем возрасте Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко
В структуру диагностического обследования входят 8 субтестов:
Субтест 1. «Узнай и покажи»
Субтест 2 «Закрой окошко»
Субтест 3 «Заборчик»
Субтест 4 «Побери по цвету»
Субтест 5 «Угощения для друзей»
Субтест 6 «Подарки для девочки Маши»
Субтест 7 «Разберем вещи»
Субтест 8 «Картинки в подарок»
Проведенная диагностика направлена на выявление уровня развития познавательных процессов. В ходе обследования выявляются:
– понимание речи;
– общая осведомленность;
– умение различать цвета, величину, форму;
– умение группировать предметы;
– развитие мелкой моторики рук.
Настроение ребенка на момент обследования: бодрое, ребенок положительно реагирует на окружающее, реакции эмоционально окрашены, улыбается, смеется, охотно идет на контакт.
Протокол диагностики
Субтесты | Цель субтестов | Протокол | Результат |
«Узнай и покажи» | Выявление понимания речи взрослого, умение узнавать и показывать названный объект и его части, побуждение к повторению за взрослым названий | Ребенок самостоятельно находит не все объекты и их части, но при помощи взрослого справляется с заданием. | Средний уровень |
«Закрой окошко» | Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить друг с другом | Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого | Средний уровень |
«Заборчик» | Выявление умения чередовать предметы по цвету в определенной последовательности | Ребенок продолжает выкладывать полоски, соблюдая чередование по цвету, без помощи взрослого. | Высокий уровень |
«Побери по цвету» | Выявление сформированности восприятия цвета, умения называть основные цвета, соотносить предметы по цвету. | Ребенок правильно соотносит цвета шарфиков и машинок, но не называет цвета | Средний уровень |
«Угощения для друзей» | Выявление уровня общей осведомленности, понимания речи, умения отвечать на простейшие вопросы. | Ребенок справляется с задание при помощи взрослого. | Средний уровень |
«Подарки для девочки Маши» | Выявление умения находить предметы по двум признакам – форме и цвету, умения отвечать на вопросы | Ребенок правильно выбирает картинки по одному признаку, используя помощь взрослого | Средний уровень |
«Разберем вещи» | Выявление умения распределять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда) | Ребенок не понимает инструкцию и не справился с зданием | Низкий уровень |
«Картинки в подарок» | Изучение способности к ритмичному воссозданию изобразительных элементов, развитие мелкой моторики рук. | Ребенок выполняет задание при помощи взрослого | Средний уровень |
Заключение: уровень развития познавательных процессов ребенка соответствует возрасту на среднем уровне.
Рекомендации родителям:
– Применять в домашних условиях игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, лепка, рисование, игры с песком);
– стимулировать у ребенка речевую активность (развитие умения самостоятельно отвечать на простейшие на вопросы);
– использовать игры для развития умения объединять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда): «Куда что положить», «Устроим Мишке комнату», «Найди лишний предмет»;
– регулярно читайте ребенку книги, рассматривайте иллюстрации к ним: просите ребенка рассказать, что он видит на картине, показать, где какой герой присутствует.
Педагог-психолог: Соловьева Е.В.
Источник
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И.О. ребенка_____________________________
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).
Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).
Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
- Незрелость всех форм мышления;
- Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
- Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
- …
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
Рекомендации:
- формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
- развитие концентрации, переключаемости внимания.
- развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
- …
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________
подпись родителя
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» – Изотова Раиса Викторовна
Г.Петропавловск-Камчатский
Источник