Заключение об интеллектуальном развитии ребенка

Заключение об интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам

исследования уровня и динамики интеллектуального развития

Цель: определить уровень интеллектуального развития обучающихся.

Задачи:

1. Определить количественные и качественные показатели интеллектуального развития обучающихся по классам и на параллели.

2. Рассмотреть динамику интеллектуального развития обучающихся.

3. Разработать рекомендации для обучающихся и педагогов для по­строения дальнейшей работы с обучающимся.

Инструментарий: электронная модель «Психологический мониторинг» (авторы Д.Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н.Н. Мельникова).

Временной аспект: 2011-2014 гг

Форма работы: групповая.

Характер запроса: данное исследование проводится согласно плану психологического мониторинга.

Теоретические основы проблемы исследования.

Интеллект – дина­мическое и подвижное образование и, по мнению Ж. Пиа­же, его невозможно объяснить вне связи с развитием, а когнитивное развитие носит слож­ный, стадийный характер.

Следует отметить, что одним из важнейших аспектов целенаправленного процесса развития когнитивной сферы подростков и юношей является психодиагностика их способностей. Отклонения от нормативной динамики позволят своевременно диагностировать нарушения в развитии интеллектуальных функций. Своевременное и качественное проведение психодиагностических мероприятий позволяет не только оценить уровень интеллектуального развития подростков и юношей, но и своевременно внести коррективы в образовательный процесс.

Методологическую основу исследования составили положения системного подхода, разработанные авторами Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. (Психологический мониторинг // Школьные технологии. 1999. № 4.), которые предлагают придерживаться следующего определения: интеллект – это специфическая форма организации индивиду­ального ментального (умствен­ного) опыта.

Исследования уровня интеллектуального развития обучающихся проводятся в системе школьного психологического мониторинга один раз в год, с использованием электронной модели «Психологический мониторинг» (авторы Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н.Н.), в режиме диалога обучающегося с компьютером.

В тестовый блок «Интеллект» входят методики для диагностики особенностей мышления, памяти, внимания. Подразумевается некото­рый уровень развития этих про­цессов, обеспечивающий воз­можность приобретать новые зна­ния и эффективно их использо­вать как в процессе школьного обучения, так и в жизни. При этом мышление и память рассматриваются, прежде всего, как познавательные процессы, внимание как процесс психической регуляции. Важно, как долго ребенку удается поддерживать высокую сосредоточенность, как быстро он включается в ра­боту, каков оптимальный темп его деятельности, как влияют на сосредоточение задачи с отно­сительно высокой интеллекту­альной нагрузкой.

Набор выбранных тестов позволяет от­следить:

– природную составляющую интеллекта; сформированность комплекса основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);

– качество работы с абстрактным материалом;

– природные возможности памяти;

– приобретенные навыки владения приемами опосредованного запоминания;

– умение контролировать свои действия в соответствии с полученной задачей;

– динамику работоспособности (качественные особенности включения обучающегося в работу, особенности утомляемости, привычный темп работы).

Блок исследования интеллекта является базовым для по­строения всей дальнейшей работы с обучающимся. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом.

Анализ полученных данных.

Данное исследование позволило определить общий уровень интеллектуального развития.

Результаты исследования уровня интеллектуального развития 11 классы

12

3

25%

3

25%

4

34%

1

8%

1

8%

2012-2013уч.г

13

3

23%

2

15%

5

39%

1

8%

2

15%

2011-2012уч.г

13

2

15%

1

8%

6

47%

2

15%

2

15%

Диаграмма результатов исследования уровня интеллектуального развития обучающихся 11-х классов

Вывод.

Сравнительный анализ показателей уровня интеллектуального развития на параллели 11-х классов с показателями интеллектуального развития обучающихся в предыдущих учебных годах позволяет проследить следующие изменения:

1. Высокий уровень интеллектуального развития – увеличение на 8% в первом году обучения и на 2% во второй год обучения. Прирост показателей свидетельствует о благоприятном развитии интеллектуальных функций обучающихся.

2. Выше среднего – увеличение на 7% в первом году обучения и на 10% во второй год обучения. Результаты свидетельствуют о благоприятном развитии мыслительных операций у обучающихся.

3. Выявлена группа обучающихся с уровнем интеллектуального развития «ниже среднего». При этом результаты исследования показывают положительную динамику по снижению данного показателя в среднем на 3%. Данные результаты интеллектуального развития обучающихся могут являться причиной затруднений усвоения учебной программы по различным дисциплинам, могут свидетельствовать о необходимости внесения корректив в процесс обучения, пересмотра используемых методов и приемов обучения.

4. Низкий уровень развития – снижение на 8% (2012-2013 уч. г. – 2013-2014 уч. г.). Данная динамика свидетельствует о разрешении затруднений в формировании мыслительных операций, важных возрастных новообразований у обучающихся. Возможной причиной выявления показателей низкого уровня интеллектуального развития обучающихся может быть неблагоприятное развитие мышления обучающихся, обусловленное нарушениями личностного развития либо нарушения в мышлении обучающихся, обусловленные природными предпосылками.

Одной из особенностей развития когнитивной сферы в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Рекомендации.

Администрации:

1. Оказывать педагогам-психологам помощь в организации проведения психологического мониторинга.

2. Необходимо включать в план работы с обучающимися мероприятия интеллектуальной направленности (викторины, «Что? Где? Когда?», интеллектуальные марафоны «Знаток …(учебного предмета или какой-либо сферы деятельности)», дебаты, «круглые столы» различной тематики, творческие гостиные, интеллектуально-развлекательные конкурсы).

3. Расширять работу НОУ, сделать ее более открытой и доступной для широкого круга обучающихся; повышать престижность участия в НОУ для обучающихся.

Педагогам-предметникам:

1.Учитывать возрастные особенности обучающихся при выборе методов обучения.

2. Применять дифференцированный подход при выборе заданий для обучающихся, учитывать дифференциацию способностей, интересов и уровня интеллектуального развития обучающихся.

3. Предлагать обучающимся различные способы запоминания учебной информации.

4. Учить обучающихся различным способам интеллектуальной работы с информацией (классификация, выделение главного, структурирование и т. д.).

5. Выполнять рекомендации психолога в работе с обучающимися с низким уровнем интеллектуального развития.

Классным руководителям:

1. Учитывать уровень развития обучающихся в воспитательной работе с учениками.

2. Учитывать уровень развития обучающихся при разработке рекомендаций для родителей обучающихся.

Обучающимся:

1. Осваивать различные виды интеллектуальной работы с учебной информацией.

2. Использовать в учебной деятельности различные способы запоминания.

3. Учитывать свои индивидуальные особенности при построении дальнейшей траектории обучения и выборе профессии.

Источник

Заключение педагога-психолога на

ФИО

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

В течение 2015-2016 учебного года получала коррекционную помощь в БУ ВО «Тотемский центр ППМСП», посещала занятия у педагога-психолога по формированию социально приемлемых моделей поведения.

Внешний вид и поведение во время занятий: внешне ребенок выглядит недостаточно аккуратным, часто приходит на занятия непричесанной. Наблюдается непроизвольное слюноотделение. Тремор рук, особенно при выполнении мелких, кропотливых действий. Контакт устанавливает свободно, общительна, проявляет интерес к общению. Не всегда выдерживает дистанцию при взаимодействии с педагогом на занятиях. Громко и эмоционально разговаривает.

На занятия приходит в хорошем настроении, самостоятельно его определяет, но не всегда может пояснить причину данного эмоционального состояния. В течении занятия эмоциональный фон может резко меняться в зависимости от желания выполнять то или иное задание, от сложности предложенного материала. Простые, знакомые задания и упражнения выполняет с интересом, готова повторять их выполнение несколько раз. Требуется при предъявлении материала мотивировать на изучение нового, постоянно поддерживать интерес к предлагаемой теме, часто через игровые упражнения (слабость волевого усилия). Проявляются отказные реакции (ложится на стол, вздыхает) либо намеренно неверно, неаккуратно выполняет задания. Не всегда способна довести начатое дело до конца.

Темп деятельности: темп деятельности неравномерный, к окончанию занятия снижается.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию удерживает не всегда, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям. Возникновение импульсивности на фоне утомления, неадекватный смех, дурашливость.

Общая осведомленность: социально-бытовая ориентация недостаточна. Имеет недостаточный уровень знаний о себе, окружающем мире. Кругозор ограничен, познавательный интерес отсутствует.

Особенности латерализации: левополушарная.

Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: концентрация внимания на задании достаточная. Наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания. Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекается.

Характеристика памяти: объем слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10 слов»: 3:5:6:8). Отсроченное воспроизведение – 5 слов. Запоминание имеет механический характер, смысловая память снижена. Пересказ текста осуществляет с помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).

Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные. Читает по слогам, смысл текста понимает. Возникают трудности при составлении предложения из набора слов.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен, делает ошибки в определении положения предмета в пространстве (относительно себя, других предметов).

Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит правильно, но не всегда может объяснить. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Причинно-следственные связи (по методике Векслера) устанавливает из 4 последовательных картин, из 5 с помощью. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию снижена. Аналитико-синтетические способности сформированы ниже возрастной нормы (кубики Кооса № 1-8 (по Векслеру) самостоятельно).

Характеристика моторики, графической деятельности: тремор конечностей, мелкая моторика сформирована недостаточно. Письменные работы выполняет неаккуратно, хотя старается. При раскрашивании фигур проявляется небрежность, торопливость (выезжает за контур, неравномерность заливки). Точные движения выполняет с трудом.

Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится равнодушно, отказывается от выполнения заданий, в которых требуется размышлять, рассуждать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые задания.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: некритична к собственным действиям, поведению, внешнему виду. Эмоциональные реакции выражены ярко (диагностируется акцентуация смешанного гипертимно-демонстративного типа). Испытывает трудности подчинения поведения требованиям взрослого. Импульсивна, инфантильна.

Заключение психолога: уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного развития, данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности.

Педагог-психолог

БУ ВО «Тотемский центр ППМСП» _____________ Корепова Л. В.

Источник

Библиографическое описание:

Щербакова, Т. А. Исследования уровня и динамики интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. А. Щербакова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2009. – № 2 (2). – С. 324-327. – URL: https://moluch.ru//2/78/ (дата обращения: 02.06.2021).

Рассмотрим, что такое интеллект – это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; это система всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; это способность к решению проблем «в уме», без проб и ошибок. Следовательно, в понятие интеллекта можно включить и формирование речи, и формирование привычных навыков самообслуживания, так или иначе, влияет на умственную деятельность ребенка [4].

Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях умственного развития ребенка: первый уровень – зона активного развития; второй уровень – зона ближайшего развития.

Первый уровень характеризует собой уже доступный ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которое он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого.

Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном с взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, т.к. ребенок еще не в состоянии справиться с заданием самостоятельно, поэтому решает поставленную задачу при помощи взрослого более сложные задачи.

В детском саду и в школе учат чему-то новому, продвигая ребенка в его развитии, давая возможность постараться, сделать немножко больше, чем-то, что ему и так легко дается. Ребенок еще не в состоянии справиться с заданием самостоятельно, поэтому решает поставленную задачу при помощи взрослых.

Л.С. Выготский сделал следующие выводы:

– обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

– обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревание функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти вперед развития.

– педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (зона ближайшего развития ребенка) [2].

Институтом гигиены детей и подростков разработаны и отобраны критерии, при котором можно косвенно судить об умственном развитии и степени функциональной готовности детей к обучению в школе. Если уровень развития соответствует стандарту, то ребенок может быть признан готовым к школе.

При помощи тестов можно изучить эффективность разных программ и выяснить, насколько они способствуют умственному развитию детей. Во многих зарубежных странах результаты тестовых обследований служат основанием для распределения детей по разным типам классов и школ.

Тесты могут оказать большую помощь при выявлении детей с задержками развития, которые могут быть вызваны слабым состоянием здоровья, снижением слуха, недостатками воспитания. Поэтому, вслед за тестами должны применяться другие методы исследования детей.

Наибольшее значение имеют тесты, направленные на определение уровня общего умственного развития детей, так называемые интеллектуальные тесты. Они всегда состоят из незнакомых детям заданий, выполнение которых требует применения различных умственных действий, следовательно, дают возможность обнаружить, в какой-то мере ребенок этими действиями владеет.

Качество интеллектуального теста зависит от того, насколько научно обоснован подбор входящих в него заданий. Умственное развитие ребенка очень сложный процесс, включающий много сторон и проявлений. Тестовые задания должны выявлять уровень развития главных из этих сторон, определяющих все остальные, чтобы по ним действительно можно было сделать вывод об умственном развитии в целом [7].

Несмотря на то, что тесты Керна, М. Ирасека Г. Вицлака, А.З. Зака являются распространенным способом диагностики уровня умственного развития, объемность (громоздкость) диагностирования по данным тестам привели к необходимости поиски показателей, позволяющих исследовать детей в протяжении многих лет, не требуя специальных условий, не занимая много времени, не утомляя детей, найти более динамичную форму проведения исследования. Диагностика умственного развития должна вскрывать не мифический, интеллектуальный потенциал, а реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения [3].

Более приемлемой формой исследования нам подошла методика Равена – одна из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. Обследование вызывает позитивную реакцию испытуемых. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Серия карточек (матриц) с заданиями возрастающей сложности может применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.

При исследовании по этому методу можно выявить способности систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями.

Цветной вариант матриц, предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. В процессе выполнения составляющих тест заданий проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов можно судить об уровне развития наглядных форм мышления.

Кроме уровня интеллектуального развития детей методика Равена дает возможность проанализировать и процесс решения задачи. Скорость ответа ребенка (время реакции) позволяет выделить импульсивных детей, которые отвечают не подумав, практически сразу после того, как они услышали инструкцию. Время реакции у таких детей – 15-20 секунд. Большое количество неправильных ответов (до 50%) у них связано не с интеллектуальными трудностями, а с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятельность. Эти дефекты, не будучи собственно дефектами мышления, могут существенно снизить успеваемость ребенка в школе, а потому очень важно во время их выявить и, по возможности, скорректировать. Уменьшение поля обзора помогает снизить разброс внимания, а поэтому количество правильных ответов возрастает, когда мы закрываем три из шести предлагаемых для анализа вариантов. При занятиях с такими детьми необходимо специально выделять основные этапы ориентировки и последовательность операций, необходимых для правильного решения задачи. Возможно, прилагать специально вычерченные схемы деятельности, которые также помогут ребенку ее организовать.

Анализ процесса решения заданий в тесте Равена помогает также выявить обучаемость детей, которая часто соответствует их способностям. Так, детям, которым трудно выполнять первые, достаточно легкие задания, необходимо объяснить путь их решения. В том случае, если дети моментально схватывают объяснения взрослого, быстро обучаются решать задачи этого типа, они могут перенести усвоенный прием и на более трудные, последние задания. Поэтому общий невысокий уровень работы этих детей, связан не с интеллектуальным дефектом, а с низким уровнем знаний, что может быть легко скорректировано при обучении. Иногда дети легко справляются с первыми заданиями, а более трудные не решают, не смотря на помощь взрослого. В этом случае можно говорить низкой обучаемости и необходимости большего внимания со стороны взрослых, более полных и длительных объяснений нового материала. Таким образом, в тесте Равена важно не только высчитать общее количество правильных ответов, но и выяснить, какие именно задания решил ребенок – только первые или и последние тоже [6].

Организация опытно-экспериментальной работы проходила в соответствии с традиционной схемой организации исследования, деления и определения экспериментальных и контрольных групп. Для проведения исследования были выбраны экспериментальная группа (ЭГ), контрольная группа – (КГ-1) и контрольная группа – 2 (КГ-2). Всего 60 человек (10 мальчиков и 10 девочек в каждой группе). В ДОУ в ЭГ с 3 летнего возраста до 7 лет занятия проводились по Типовой программе и программе «Радуга», разработанная коллективом Института общего образования при Министерстве образования России под руководством Т.Н. Дороновой. Целью программы «Радуга» является обеспечение здорового образа жизни, полноценного физического и психического воспитания дошкольников (от 2 до 7 лет). В КГ-1 занятия проводились по Типовой программе и по развитию познавательных процессов (экологическое воспитание). В КГ-2 занятия проводились по Типовой программе с дополнением элементов ТРИЗ. После выпуска из детского сада дети пошли в разные школы с 3-ех и 4-ех летним начальным обучением, поэтому мы охватили 5-ые классы с учетом одного возраста. В СОШ в ЭГ и КГ-1 учителя начальных классов работали по образовательной программе. Школа-гимназия (КГ-2) работала по концепции (системе) Л.В. Занкова, основанная на приоритетности развитие познавательных возможностей учеников (обучение на высоком уровне трудности).

Для проверки различия результатов контрольной и экспериментальной групп интеллектуального развития использовали методы математической статистики (методику расчета связных рангов, коэффициент корреляции Спирмена r при наличии связных рангов) [1, 5].

Для проверки существенности различий средних показателей интеллектуального развития (по тесту Равена) нами было проранжированы средние значения по группам. Расчеты подтверждают и по диаграмме видно [таблица 1], что средние показатели интеллектуального развития девочек в ЭГ и КГ-2 выше, чем в КГ-1. Проведенные по аналогичной методике расчеты в группе мальчиков подтверждают, что средние показатели интеллектуального развития [таблица 2] в ЭГ оказались ниже, чем в КГ-2, но выше, чем в КГ-1. Это можно объяснить тем, что в школу-гимназию были выбраны способные дети, которые прошли отбор.

Таблица 1

Заключение об интеллектуальном развитии ребенка

Таблица 2

Заключение об интеллектуальном развитии ребенка

Таким образом, результаты исследований интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяют нам утверждать, что дошкольные учреждения в данных исследуемых группах работали на завтрашний день развития (зона ближайшего развития ребенка), а учителя начальных классов в данных исследуемых группах работали на зону активного развития ребенка [таблицы 1 и 2]. Полного использования резервов познавательных возможностей дошкольников достигнуто не было, следовательно, интеллектуальный потенциал дошкольников не был полностью востребован.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Неполное использование резервов зоны ближайшего развития ребенка.

2. Поиск новых форм, методов, содержания и определения путей дальнейшего развития системы начального образования.

3. Для эффективного осуществления интеллектуального развития детей начального звена в общеобразовательной школе учитывать критический этап возрастного развития.

4. Создать необходимые условия и среду обучения.

Поиск новых путей активизации интеллектуального развития дошкольников и младшего школьного возраста детей является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

Литература

1. Айвазян С.А. Теория вероятностей и прикладная статистика: учеб. для .

вузов /С.А. Айвазян, В.С. Мхитарян. М.: Юнити – Дана, 2001.- 656 с.

1. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выгодский. М.: Педагогика, 1982. – 125 с.

2. Диагностика умственного развития дошкольников. /Научно исследовательский институт дошкольного воспитания. Академия наук СССР. М.: Педагогика, 1978. – 132 с.

4. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребенок от 0 до 7 лет. Как развить интеллект вашего малыша. /Дружинин А., Дружинина О. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191 с.

5. Железняк Ю.Д. Основы – научно методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

6. Марценковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. /Т.Д. Марценковская. М.: Линка-Пресс, 2008. – 176 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов. /В.С. Мухина. М.: Издат. центр Академия, 1997. – 432 с.

Авторская справка

Щербакова Тамара Аркадьевна – старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».

Контактный телефон: раб.т. – 8352- 62-20-14; дом.т. – 8352-53-36-28;

Электронная почта: tomrika.60@ mail.ru.

Хотели бы получить журнал, кол. 1 экз.

42800 Чувашская Республика г. Чебоксары ул. К. Маркса д. 29

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, ближайшее развитие ребенка, задание, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие детей, помощь взрослого, Типовая программа, уровень развития.

Источник