Заключение о развитии ребенка

Заключение о развитии ребенка thumbnail

Заболоцкая Ирина

Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Развитие общения и речи

Инициативность ребенка в общении. Инициативность в общении высокая. Мальчик стремится вовлечь взрослого в общение во всех ситуациях.Дима одинаково хорошо инициирует самые разные формы общения: по поводу совместной игры с предметами, разговор на личностные темы, познавательное общение.

Репертуар коммуникативных действий богат и разнообразен.В общении мальчик использует весь спектр инициативных и ответных действий: хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции взрослого, активно пользуется экспрессивно-мимическими средствами, вовлекает взрослого в общение с помощью предметных действий, развернутой речи, просит о помощи, делится впечатлениями от игры.

Развитие предметной деятельности

Виды действий с предметами соответствуют высокому уровню. В репертуаре действий присутствуют ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия. Культурно-фиксированные действия представлены наиболее ярко. Дима знает назначение бытовых предметов, умеет ими пользоваться.

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность: у мальчика ярко выражен интерес к новым предметам, он увлеченно играет и один, и вместе со взрослым, действует сосредоточенно, не отвлекается.

Настойчивость в деятельности: ярко выраженная. Встретившись с трудной задачей, Дима стремится решить ее разными способами.

Стремление к самостоятельности: выраженность данного показания зависит от ситуации. В тех случаях, когда вид деятельности знаком мальчику, он действует уверенно и самостоятельно. В случае затруднения Дима стремится решить задачу без помощи взрослого, но после нескольких неудачных попыток обращается за помощью.

В целом стремление к самостоятельности адекватно ситуации.

Включенность ПД в общение со взрослым

Стремление действовать по образцу: выражено достаточно сильно, особенно в ситуациях затруднения в деятельности или в случае отрицательной оценки взрослого. Дима внимательно наблюдает за действиями взрослого, присоединяется к ним, старательно подражает им, умеет действовать по образцу, задаваемому в вербальном плане.

Ориентация на оценку взрослого: выражена ярко. В ходе индивидуальных или совместных занятий мальчик часто задает взрослому вопросы о правильности своих действий, вопросительно смотрит в глаза и поиске оценки. Получив одобрение, с удовольствием продолжает игру, а порицание ведет к конструктивной перестройке поведения (поиску правильного решения, просьбе о помощи).

Речевое сопровождение деятельности.Дима активно пользуется речью: комментирует свои действия, сам оценивает их, выражает словами радость или недовольство по ходу деятельности, задает вопросы, просит о помощи.

Развитие процессуальной игры

Потребность в игре с сюжетными игрушками Инициативность: высокая. Мальчик сам умеет выбрать сюжет игры, подобрать необходимые атрибуты.

Длительность игры: все отведенное для игры время Дима занимался сюжетными игрушками, просил поиграть еще.

Эмоциональное состояние в ходе игры. Сюжетные игрушки вызвали радость. Ребенок играл с удовольствием, увлеченно, не отвлекаясь.

Вариативность игровых действий высокая. Дима играет со всеми игрушками, постоянно разнообразит игровые действия, варьирует их порядок.

Речевая активность средняя. По ходу игры мальчик обращался к куклам, объяснял свои действия, называл предметы, которые использовал в игре. Однако развернутых высказываний и обращений к игрушкам в ходе диагностических проб зафиксировано не было.

Воображение. Дима активно и разнообразно пользуется в игре предметами-заместителями. По собственной инициативе легко придумывает новые замещения, переименовывает один и тот же предмет, гибко использует предметы в разных функциях. Уровень развития воображения высокий.

Принятие игровой инициативы взрослого. Дима с удовольствием играет вместе со взрослым, охотно откликается на его предложения по ходу игры, подключается к его действиям, преобразует их в соответствии с общим замыслом игры.

Заключение. Уровень психического развития ребенка соответствует норме. Все параметры общения, предметной деятельности и процессуальной игры находятся на высоком уровне.

Рекомендации родителям!

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.М.Д. Возраст: 5,4 года (16.02.13)

Причина обследования: по запросу папы – К.Д.А., с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка» Шпилевая И.Е.

Сроки проведения обследования: с 19.06.18 г. по 20.06.18 г.

Используемые методы: беседа; тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак (диагностика психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка); методика определения мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбург (выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста); методика «Диктант» Д. Б. Эльконина (оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца); методика «Лесенка» В. Г. Щур (определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди); методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеева (оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам).

Результаты: обследование проводилось по запросу и с согласия родителей (папы: К.Д.А.). Причина обращения – оценка возможности поступления Максима в школу на седьмом году жизни (в 6,6 лет).

По результатам проведения теста «Способность к обучению в школе» можно сделать вывод о том, что у Максим уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе выше среднего – 76%. По результатам анализа субтеста №1 «История в картинках» ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках; существенные и второстепенные события и признаки описал с одинаковым вниманием, но довольно сухо. С субтестом №2 «Знание цветов» Максим справился хорошо, но перепутал цвета желтый и зеленый (в нескольких заданиях), назвал правильно только после уточнения педагогом. Согласно результатам субтеста №3 «Заучивание четверостиший» и субтеста №12 «Воспроизведение четверостишья» отмечено, что при воспроизведении заученного четверостишья, Максим допускает ошибки: пропускает, либо заменяет слова в обоих частях четверостишья, кроме того ребенок не смог вопроизвести заученное четверостишье через короткий промежуток времени (кратковременная память) – требуется развивать слухо-речевую память. При выполнении субтеста №4 «Знание названий предметов» ребенок легко справился с заданием. Согласно данным полученным при выполнении субтеста №5 «Процесс счёта», субтеста №6 «Порядок счёта», субтеста №8 «Восприятие количества» выявлено, что у мальчика хорошо сформирован навык пересчета до 20, и пересчета количества изображенных предметов (пересчет осуществляет проговариванием вслух), сформировано понятие «больше-меньше». Согласно данным субтеста №7 «Классификация предметов», можно отметить, что ребенок самостоятельно осуществляет классификацию предметов по группам. Субтест № 9 «Размещение фигур» свидетельствует о том, что у Максима достаточно хорошо развито восприятие формы, возникли трудности с определение «ромба». Субтест № 10 «Сравнение картинок» показал, что у Максима достаточно хороший уровень распределения и сосредоточения внимания. Результаты выполнения субтест №11 «Дифференциация цвета и формы» показали, что Максим достаточно хорошо дифференцирует понятие цвет и форма, с заданием справился самостоятельно, однако вновь перепутал желтый и зеленый цвета (правильный ответ дал также после уточнения). Согласно субтеста №13 «Нахождение аналогий» необходимо отметить, что у мальчика достаточно хорошо развито словесно-логическое мышление, в том числе операция аналогии. Субтест № 14 «Срисовывание» Срисовывание фигур» показал, что у ребенка достаточно хорошо сформированы навыки графической деятельности, однако вызвало затруднение повторение узора, напоминающего прописной шрифт. По результатам проведения субтеста №15 «Описание картинки», сделан вывод о том, что при составлении рассказа по картинке Максим использует достаточно беглую речь, но совершает паузы (проявление тревоги), составляет сложные предложения, но стереотипно использует один союз. Кроме того, отмечено нечеткое произношение некоторых звуков – возможно, требуется работа с логопедом по постановке звуков.

Полученные данные являются нормой для обследуемого возрастного периода.

Согласно данным, полученным при проведении методики на определение мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбурга, можно отметить, что у Максима сниженный уровень мотивации: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный. На основании полученных данных по этой методике, можно сделать вывод о том, что для ребенка на данном этапе развития в понятии «школьное обучение» интересует перспектива игрового взаимодействия с детьми, а не получение учебных знаний, кроме того для мальчика не маловажна похвала значимых для него взрослых – мамы, папы и др., это отражается в выборе второстепенного мотива – получение хороших отметок в школе.

На основании проведения методики «Диктант» Д. Б. Эльконина, можно сделать следующие выводы: у Максима закреплено знание пространственных понятий и умение работать на листе бумаги; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего. Произвольная регуляция сформирована достаточно – Максим точно выполняет действия, вслед за словесной инструкцией педагога, однако следует обратить внимание на понимание и точное выполнение ребенком сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия). Самостоятельность при выполнении заданий развита на среднем уровне (выполняет задание по наглядному образцу, практически не нуждаясь в помощи взрослого), однако требуется закрепление данного навыка.

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Лесенка» В.Г. Щур, показали, что у Максима адекватная самооценка (ставит себя на 4 ступеньку лестницы, обдумав задание, объясняет это тем, что он бывает хорошим – когда его хвалят взрослые, и не очень хорошим – когда его ругают, за неправильные поступки), при этом она считает, что мама и папа оценивают его выше, чем он сам себя оценил, это говорит о том, что ребенок эмоционально благополучен и психологически защищен в семье, мальчик считает, что мама и папа могут поставить его на нижнюю ступень, только чтоб он не упал (это может говорить об излишней опеке в семье, в этом случае необходимо перестроить линию семейного воспитания в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности, возможности самостоятельного выбора чего-либо (варианты на выбор, которые предоставляется ребенку должны быть обязательно приемлемыми и для родителей).

Результаты обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент общения с психологом соответствует позитивному психическому состоянию, ребенок не испытывает тревоги, страха, Максим воспринимает ситуацию обследования как привычную для него, эмоциональное состояние положительное.

Согласно данным полученным по методике исследования эмоционального состояния дошкольника Э. Т. Дорофеевой нами сделан вывод о том, что во время диагностического обследования у Максима преобладало положительное эмоциональное состояние, соответствующее функциональному возбуждению ЦНС: ребенок испытывает устойчивые положительные эмоции, связанные с удовлетворением личностной потребности в познавательном взаимодействии; настроение радостное.

Заключение: уровень интеллектуальной готовности Максима к обучению в школе выше среднего; уровень мотивации к учебной деятельности снижен: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего; личностная самооценка адекватная; на момент обследования позитивное психическое состояние, устойчивые положительные эмоции.

Рекомендации родителям:

1. Избегайте чрезмерных требований к ребенку (в области обучающей и развивающей деятельности), следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной

2. Обратите внимание на понимание и точное выполнение Максимом сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия).

3. Требуется закрепление навыка самостоятельности выполнения заданий по наглядному образцу.

4. Требуется развивать слухо-речевую память.

5. Перед поступлением в школу необходимо развить у ребенка учебную мотивацию.

Дата: 20.06.18

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник